Кравченко Ирина Сергеевна
Сценарий театрализованной сказки «Федорино горе»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий театрализованной сказки
«Ф Е Д О Р И Н О Г О Р Е»
муз. 1 (18 сек. играют на свирелях, потом речитативом)
СКОМОРОХИ:
Под кустом да у дорожки
Там сидели скоморошки.
Ой, лёли – люли скоморошечки.
Они срезали по пруточку,
Они сделали по гудочку.
Ой, лёли – люли по гудочечку.
Вы, гудочки, да загудите,
Малых деток повеселите.
Музыка - выход всех детей
постепенно переходит на «Барыню» муз. № 2 - присказка
У чижа, у чижика
Хохолочек рыженький,
А на лапке маленькой
Сапожочек аленький.
Темочки:
- Сценарии по сказкам
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Чуковский. Сценарии развлечений
- «Федорино горе», Чуковский К.И.
- «Федорино горе». Сценарии развлечений
- Темочки
Чижик знает песенку
Про мышат, про лесенку:
Как по лесенке гурьбой
Лезли мыши в кладовой,
Лесенка свалилася,
Мышка покатилася…
Ай, бу – бу, бу – бу – бу – бу,
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу,
Во серебряную.
Труба точеная,
Позолоченная,
Дело ладное,
Песня складная!
Как на нашем на лугу
Стоит чашка творогу.
Прилетели две тетери,
Поклевали — улетели.
Ваня, Ваня, простота,
Купил лошадь без хвоста,
Сел задом наперёд
И поехал в огород.
Ой ты, путаница,
Перепутаница!
Это присказка – а сказка,
СКАЗКА БУДЕТ ВПЕРЕДИ!
ширма с захламлённой грязной избой
СКОМОРОХ:
Про Федору сказка будет.
И от имени посуды
Всё, как было, без прикрас
Мы поведаем сейчас.
МУЗ № 3 - Федора /поют все/
Горюшко Федори-ино,
Федорюшко гори-ино-о,
Горюшко – Федорушка,
Федорушка – горюшко! Ох! /печально объявляют название/
ФЕДОРИНО ГОРЕ!
Муз. Кукареканье +выход Федоры. Из-за ширмы ковыляет чумазая растрёпанная Федора, потягиваясь и протирая спросонья глаза.
ФЕД.
– Петя, Пе-тя, пету-шок,
Золото-ой гребешо-ок,
Что ж ты ра-но так вста-ёшь,
Спать Федо-ре не даё-ошь!
/горестно вздыхает/ Ох-ох-онюшки! Горе мне, горюшко! Ох!
ПОСУДА /на манер народного плача/
— Мы грязные, немытые,
Помоями облитые!
Горе нам, горе!
Вымой нас, Федора!
Федора шарит за ширмой, достаёт мочалку, смотрит на неё с отвращением – и в сердцах с силой бросает на кучу «посуды», утирая рукавом нос. Из «кучи» вскидывается «САМОВАР»
САМОВ. поднимаясь из группы в центре, возмущённо митингует
– Уж довольно мы Федорушке служили!
Уж довольно мы Федорушку кормили!
ПОСУДА наперебой, поочерёдно поднимая головы
– Не любили нас она,
Била, била нас она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она!
МУЗ № 4 — посуда убегает
«Посуда» вскакивает, некоторые собирают чемоданы. все начинают хаотично метаться по сцене и вокруг Федоры, как бы в спешке собираясь в дорогу; запутывают Федору в этом суматошном кружении.
СКОМ.
– Скачет сито, сито по полям,
А корыто – рыто – рыто по лугам,
За лопатою, лопатою метла
Вдоль по улице, по улице пошла.
ФЕД.
– Топоры-то, топоры-то, топоры
Так и сыплются, и сыплются с горы!
«КОЗА» /выглядывая из-за забора/
– Испугалась, пугалася коза,
Растопырила — топырила глаза:
«Что такое, что такое, почему?
Ничего я, ничего я не пойму!» ух
«бодает» ребро ширмы и скрывается за забором. Там снимает костюм и возвращается на сцену в основном своем образе СКОМОРОХА. Возможен и другой вариант: оставаясь за забором, этот же исполнитель в последующем используется в ролях остальных эпизодических персонажей – ГОРЯ, одного из КОТОВ и ТАРАКАНОВ
«ПОСУДА»
хором или в разбивке по «образам». рисунок движений — экспрессивное притопывание в хороводе, перемежаемом перестройками в «коробку» — выстраивается так, чтобы очередной «персонаж» оказывался в центре первой линии сцены. САМОВАР всё время находится в центре, «пыхтя», слегка приплясывая в характере образа и как бы дирижируя движением остальных в качестве «предводителя бунта». Один из СКОМОРОХОВ уходит за левую ширму- для трансформации в образ «СТОЛА»
— Но, как чёрная железная нога,
Побежала, поскакала кочерга.
И помчалися по улице ножи:
«Эй, держи, держи, держи, держи, держи!»
И кастрюля, и кастрюля на бегу
Закричала, закричала утюгу:
— Я бегу, бегу, бегу, бегу, бегу,
Удержаться, удержаться не могу! ух
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит.
Утюги бегут, покрякивают,
Через лужи перескаакивают.
ФЕД. — А за ними блюдца, блюдца… ВСЕ. — Дзинь – ля – ля!
ФЕД. — Вдоль по улице несутся! ВСЕ. — Дзинь – ля – ля!
ФЕД. — На стаканы – дзинь, дзинь, дзи-инь! –ВСЕ. — На-тыкаются!
ФЕД. — И стаканы – дзинь, дзинь, дзи-инь! – ВСЕ. — Раз-биваются!
ФЕД. — И бежит, бежит, бренчит сковорода:
ВСЕ. /дразня Федору/ : — Вы куда, куда, куда, куда, куда!
А за нею ви-лки,
Рюмки да бутыл-ки,
Ча-шки да ло-жки
Ска-чут по дорож-ке! Ух!
одновременно с энергичным выдохом ставят табуретки «точкой» на пол и садятся на них, отдуваясь. Два скомороха отходят к забору для трансформации в образ КОТА.
появляются стол и самовар
СКОМОРОХ-«СТОЛ»
— Из окошка, из окошка
Вывалился стол, стол.
И пошёл, пошёл, пошёл,
И пошёл, пошёл, пошёл.
«САМОВАР» пристраиваясь к «столу»
— А на нём, а на нём,
Как на лошади верхом,
Самоварище сидит
И товарищам кричит:
Уходи-и-те! Беги-и-и-те!
Спаса-айте-еся-а-а!
скрываются в кулисах. «ПОСУДА» вскакивает с табуреток и выстраивается в сплочённую группу, готовую бежать следом.
ВСЕ. А за ними вдоль забора-а
Скачет бабушка Федора-а :
ФЕД. из-за забора
— Ой-ёй-ёй, ой-ёй-ёй,
Воротитеся домой! выбегает к «ПОСУДЕ», судорожно пытаясь её удержать
ПОСУДА. по «ролям», увёртываясь от ФЕДОРЫ
— Но ответило корыто:
На Федору я сердито!
И сказала кочерга :
Я Федоре не слуга!
А фарфоровые блюдца
Над Федорою смеются :
— Никогда мы, никогда
Не воротимся сюда!
появляются 2 КОТА с ленивым любопытством, потягиваясь, В этот же момент к забору отходит следующий СКОМОРОХ для трансформации в роль КУРИЦЫ
ФЕДОРА подгоняя КОТОВ помочь ей
— Тут Федорины коты
Расфуфырили хвосты,
Побежали во всю прыть,
Чтоб посуду воротить.
КОТЫ.
/с угрожающим видом пытаясь окружить ПОСУДУ и согнать всех в кучу/
— Эй вы, глупые тарелки,
Что вы скачете, как белки?
Вам ли бегать за воротами
С воробьями желторотыми?
Вы в канаву у-па-дё-оте,
Вы утоне-те в бо-лоте!
Не ходи-ите, погоди-ите,
Во-ротите-ся домой!
ПОСУДА быстро, стаккато
— Но тарелки вьются, вьются.
А Федоре не даются :
Лучше в поле пропадём,
А к Федоре не пойдём!
ФЕДОРА занимает позицию в правом углу сцены и, раскинув руки, замирает, пытаясь преградить путь ПОСУДЕ. С двух сторон от неё размещаются КОТЫ в угрожающих позах «шерсть дыбом», готовые к нападению.
Из левой кулисы в суетливой панике «вылетает» перепуганная КУРИЦА и, хлопая крыльями, кружит вокруг ПОСУДЫ
КУРИЦА.
— Мимо курица бежала
И посуду увидала:
Куд-куда-а-а, куд-куда-а-а!
Вы откуда и ку-да!
ПОСУДА жалуясь КУРИЦЕ, которая, подперев «щёку» крылом, сочувственно их слушает
— И ответи-ла посу-уда:
Бы-ло нам у ба-бы худо,
Не любила нас она-а-а,
Била, била нас она.
Запылила, закопти-ила,
Загубила нас она!
КУРИЦА.
/сокрушённо качая головой, гладит ПОСУДУ крылом, жалеючи утешает/
— Ко—ко-ко-о-о! Ко—ко-ко-о-о!
Жить вам было не легко! садится на скамеечку в центре сцены.
ПОСУДА. располагается на полу вокруг КУРИЦЫ, продолжая с тяжёлыми вздохами жаловаться
— Да – промолвил медный та-а-аз –
Погляди-ка ты на нас:
Мы поломаны, побиты,
Мы помоями облиты.
Загляни-ка ты в кадушку –
И увидишь там лягушку.
Загляни-ка ты в ушат –
Тараканы там кишат.
/Все тяжело вздыхают – пауза. В аккомпанементе звучат тревожные аккорды в убыстряющемся темпе и модуляция мелодии вверх. КУРИЦА в страхе закрывает голову крыльями. Группа ПОСУДЫ выстраивается клином и задиристо, с ритмическим притопом наступая на ФЕДОРУ и КОТОВ, преграждающих им путь. ФЕДОРА и КОТЫ, оробело смешавшись, под их напором отступают вправо в сторону ширмы и за забор, где, обнимаясь, плачут. /
— От того-то мы от бабы
Убежали, как от жабы,
И к неряхе – замарахе не воротимся!
лучинушка
СКОМОРОХИ и КУРИЦА, двигаясь следом за ПОСУДОЙ на расстоянии, машут им вслед, прощаясь, затем КУРИЦА печально возвращается за ширму-«дом», а СКОМОРОХИ, останавливаясь в правом углу портала, поворачиваются к ФЕДОРЕ
СКОМ. укоряющее обращаясь к ФЕДОРЕ и КОТАМ, которые постепенно переходят из-за забора к центру сцены и подавлено садятся на табуретки
И они побежали лесочком,
Поскакали по пням и по кочкам.
Ох, горе, Федоре, горе!
отвернувшись от них и обсуждая ситуацию между собой, уходят за забор, с которого снимают детали костюмов, трансформируясь в персонажей следующего эпизода – ТАРАКАНОВ и ГОРЕ
ФЕДОРА.
— А бедная баба, ох, баба одна-а-а,
И плачет, и плачет, и плачет она-а-а!
ФЕД. И КОТЫ.
— Села бы баба за стол,
Да стол за ворота ушёл.
Сварила бы баба щи,
Да кастрюлю поди поищи!
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы.
Ой, горе Федоре, горе!
Ой, горе Федоре! ГОРЕ!
свист
Из-за забора выскакивают ТАРАКАНЫ с пиками, предводимые ГОРЕМ.
ГОРЕ. — А вот оно и я! И кто ж тут звал меня!
издевательски кривляясь вокруг ФЕДОРЫ и КОТОВ
— Села бы баба за сто-ол,
Да стол за ворота ушёл!
Сварила бы баба щи,
Да кастрюлю поди поищи! Смеясь, дразнят
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы!
Ой, горе Федо-оре, горе!
ГОРЕ. /командуя ТАРАКАНАМ/
— Становись! Запеее-вай! МУЗ № 5 — марш тараканов
ТАРАКАНЫ выстраиваются в шеренгу лицом к залу, перекрывая оцепеневших от ужаса ФЕДОРУ и КОТОВ. ГОРЕ становится справа от шеренги, дирижируя пением
ТАРАКАНЫ торжествующе маршируя
— Таракан, таракан, таракашечка!
Ух, проти-ивная букашечка!
Не шумит, не кричит, не рычит,
Лишь усами страшно шевелит!
на проигрыш ТАРАКАНЫ начинают демонстрировать тренировку в штыковых приёмах
ГОРЕ. — Погодите, я вас мигом проглочу!
Проглочу, не помилую!
ФЕДОРА - Ой-ой-ой! Прячется за ширму
ТАРАКАНЫ начинают из табуреток строить «трон» для ГОРЯ.
СКОМОРОХИ коты испуганно расползаются на четвереньках за ширмы
— А коты по щелям разбежалися,
Тараканьих усов испугалися.
И сидят, и дрожат под кусточками, трусливо выглядывая из-за ширм
За болотными прячутся кочками.
ГОРЕ. злорадно взгромождается на «трон», который ТАРАКАНЫ подпирают собой для устойчивости, и завершает эпизод на повтор второй части мелодии
— А хозяйничать в доме Федоры
Буду Я – Федорино горе!
КОТЫ испуганно озираясь пятятся по кругу и тараканы с гиканьем несутся за ними, прячась за ширму пугают тараканов и они с гиканьем убегают за ширму.
МУЗ № 6 — измученная посуда
ПОСУДА уныло, в замедленном темпе, поддерживая самых обессиленных.
А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник шепнул утюгу:
«Я дальше идти не могу!»
И заплакали блюдца:
«Не лучше, не лучше ль вернутся?»
И зарыдало корыто:
«Увы, я разбито, разбито!»
Но блюдо сказало : «Гляди!
Кто это там, вон там позади?»
И видят, за ними из тёмного бора
Идёт, ковыляет Федора.
Но чудо случилося с ней, живее, с радостным удивлением
Стала Федора добрей.
МУЗ № 12 — клятва Федоры
ФЕДОРА. выходит, обессилено опираясь на посох и утирая слёзы
Ой вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой!
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Обварю вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять!
А поганых тараканов я повыведу!
Пруссаков и пауков я повымету! останавливается в центре сцены в растерянном ожидании решения своей судьбы
ПОСУДА. совещаясь между собой
— И сказала скалка : «Мне Федору жалко!»
И сказала чашка : «Ах она, бедняжка!»
И сказали блюдца : «Надо, надо бы вернуться!»
И сказа-али утюги : «Мы Федоре не враги!»
МУЗ № 13 — прощение
ФЕДОРА И ПОСУДА бросаются обниматься. ФЕДОРА, утирая слёзы радости, любовно гладит и осматривает каждого
ФЕДОРА.
— Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду
И любить, и уважать!
ПОСУДА.
«Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!»
А поганых тараканов мы повыведем!
Пруссаков и пауков мы повыметем!
Посуда смахивает пыль, собирает паутины. ФЕДОРА уходит за ширму переодеться из грязных лохмотьев в праздничный наряд и взять блюдо с блинами. ПОСУДЫ переодевают фартуки на обратную сторону, где каждый предмет изображён уже отмытым
МУЗ № 14 — пляс посуды
ПОСУДА Полетели, зазвенели,
Да к Федоре прямо в печь.
Стали жарить, стали печь,
Стали жарить стали печь.
Будут, будут у Федоры
И блины и пироги.
Будут, будут у Федоры
И блины, и пироги!
МЕТЛА — А метла-то, а метла
ВСЕ. — Весела!
МЕТЛА — Заплясала, заиграла, замела!
ВСЕ. — Ни пылинки у Федоры не оставила!
БЛЮДЦА
-И обрадовались блюдца:
«Дзинь-ля-ля, дзинь-ля-ля!»
И танцуют, и смеются:
«Дзинь-ля-ля-а, дзинь-ля-ля!»
Часть «ПОСУДЫ» помогает САМОВАРУ водрузиться на сооружение из табуреток в центре сцены, бывшее ранее троном ГОРЯ. Остальные в это время поют:
ВСЕ.
— А на белой табуре-то-очке
Да на вышитой салфе-то-чке
Самовар стоит, как жар, го-орит,
На Федо-рушку погля-дывает.
из-за ширмы выходит нарядно одетая ФЕДОРА с блюдом блинов в руках. Пока солирует САМОВАР, она торжественно шествует к центру сцены, с поклоном ставит блюдо на табуретку перед САМОВАРОМ, разворачивается лицом к зрителям и отвешивает глубокий народный поклон.
САМОВАР.
— Я Федо-ру-шку проща-аю,
Сла—дким чаем у-го-ща-ю.
Ку—шай, ку-шай, Федора Его-ровна,
ВСЕ. Кушай, кушай, Федора Егоровна!
МУЗ № 15 — песня Федоры
Все участники танцевальным шагом расходятся полукругом по коробке сцены за САМОВАРОМ, прихлопывая ФЕДОРЕ. Она вынимает из-за пояса платочек, взмахивает им и тем же шагом обходя полукруг, поё т:
ФЕДОРА.
Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт,
Выше бережка головушку несёт,
Белым крылышком помахивает,
На цветы водицу стряхивает.
ВСЕ. разобрав шумовые инструменты, подключают их к аккомпанементу
Наша-то хозяюшка сметливая была,
Всем в избе работушку к праздничку дала:
Чашечку собачка моет язычком,
Мышка собирает крошки под окном.
Наша-то хозяюшка сметливая была,
Всем в избе работушку к праздничку дала:
По столу котище лапою скребёт,
Половичку курочка веничком метёт.
Приплясывая с притопом, все выстраиваются в одну линию и с притопом движутся на зрителя
ВСЕ.
Как Марфуша для Петра
Наварила, напекла:
Девяносто два блина,
Два корыта киселя,ох, ох, ох
Пятьдесят пирогов –
Не нашла и едоков!
Бабушка Ненила
Рыбку ловила,
Поймала карася –
ВОТ И СКАЗКА ВСЯ! поднимают руки с инструментами вверх и без музыки повторяют последнюю строчку