Элиза Хабибуллина
Сценарий спортивного досуга «Путешествие по Северу с хантыйским героем Бахтияром»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Содействовать развитию представлений о жизни и быте коренных
народов Севера посредством организации спортивных эстафет и
подвижных игр.
Задачи:
1)Научить детей играть в подвижные игры хантов и ненцов ;
2)Развивать основные физические качества;
3)Систематизировать знания детей о традициях Севера, особенностях коренных народов;
Темочки:
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Физическое развитие, спорт
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
4)Воспитывать честность, упорство, взаимовыручку, интерес к играм народов Севера.
Оборудование: музыкальный центр, мягкие модули (12 шт, нарты (1 шт,чум, снегоступы (2 пары, цветные ленточки (10 шт, фигуры оленя (2шт, малые обручи (10 шт).
Ход досуга:
Хантейка : Здравствуйте, ребята! Посмотрите, сколько к нам пришло гостей, давайте, мы с ними поздороваемся!
Дети: Здравствуйте!
Хантейка : Ребята, мы живем в суровом, богатом, красивом северном крае, который называется – ЯМАЛ. Коренные жители нашего края очень трудолюбивый народ. Они и охотники, и рыболовы, и оленеводы. Дети любят проводить состязания, играть в подвижные игры, в которых прослеживается труд взрослых. Ребята, а вы любите играть?
Дети: Да!
Хантейка : Сегодня, мы отправимся в увлекательное путешествие вместе с героем из хантыйской сказки «Добрый Бахтияр». Ну что, готовы в путь?
Дети: Да!
(Звучит хантыйская музыка)
Хантейка : Итак, сказка начинается…Жил добрый, смелый мальчик. Подрос мальчик и начал ходить один по ближнему лесу, взяв с собой нарты (сани). Однажды, приманивая рябчиков свистком из птичьей косточки, забрел мальчик в дальний бор.
Хантейка : Не теряем ни минуты, мы отправляемся, с нашим героем Бахтияром по заснеженной тропинке! Построились друг за другом и в путь, шагом - марш! (обычная ходьба по периметру зала - 20-30 сек; следить за осанкой).
Хантейка : На Севере редко светит солнце. Поэтому люди радуются его появлению. Давайте мы с вами тоже поприветствуем солнышко (ходьба на носках – 8-10 сек.)
Хантейка : В тайге обитают глухари. Они важно шагают, оглядываясь по сторонам, нет ли охотника (ходьба на пятках, поворачивая голову вправо, влево, руки за спиной – 10-15 сек.). Идём как глухари. Переход на обычную ходьбу.
Хантейка : Весна, но ещё дуют холодные ветра, давайте повернемся спиной и продолжим путь. Внимание - кругом! (ходьба спиной вперед, 8-10 сек.). Ветер снова поменял направление. Внимание - кругом! (обычная ходьба, 6-8 сек.)
Хантейка : Ветер стих, снег рыхлый, можно провалиться в сугробе, поднимайте выше ноги, чтобы их не намочить и не застрять в снегу (ходьба с высоким подниманием колен, 15-20 сек.).
Хантейка : Сугробы очень глубокие, без лыж нам не обойтись, надеваем лыжи и продолжаем путь (ходьба скользящим шагом, 15-20 сек.).
Хантейка : У нас на Севере погода меняется несколько раз в день. Подул сильный ветер, стало холодать. Давайте согреемся, побежали (обычный бег). Тропинка начала петлять. Будьте внимательны, чтобы не сбиться с пути (бег со сменой направления по диагонали, 40-50-60 сек. – в зависимости от физического состояния детей; следить за дыханием через нос).
Хантейка : Времени уже много, а путь не близкий, пересаживаемся на оленьи упряжки и крепче держимся за поводья (бег с высоким подниманием колен, кисти рук сомкнуты в кулаки перед грудью, 15-20-25 сек. – в зависимости от физического состояния детей; следить за дыханием через нос).
Хантейка : Согрелись? Можно спокойно пройти по тропинке (обычная ходьба, 8-10 сек.). Посмотрите, сколько снежинок кружатся в воздухе. Давайте поймаем их правой рукой и тут же сдуем с наших ладоней (вдохнули через нос, выдохнули через рот, левой рукой, а теперь двумя руками. (2-3 дыхательных упражнения).
Вот мы и прибыли на место назначения. Прошу к выходу
Хантейка : Впереди встретились мальчику пенёчки. А теперь ребята, чтобы пройти нам дальше нужно перепрыгнуть препятствия.
Играем в игру «Прыжки через нарты»
(участники делятся на две команды перепрыгивают через нарты на двух ногах обегают стойку, передают эстафету следующему). Нартами будут мягкие модули. Вам необходимо их по очереди перепрыгнуть на двух ногах ( показ мальчика и подсказка: перепрыгивая нарты, помогайте себе руками, затем обогнуть ориентир и по прямой вернуться в команду, передать эстафету. Побеждает команда, первой выполнившая задание.
Хантейка : Сосновый бор кончился, открылся широкий луг. Здесь очень глубокие сугробы, но пройти по ним нам помогут лыжи (снегоступы).
Игра – эстафета «Бег в снегоступах»
Участники надевают снегоступы и идут между сугробами (кегли) до чума и так же возвращаются в команду, передают эстафету следующему игроку. Показ героя Бахтияра. Выигрывает та команда, которая быстрее пройдет эстафету.
Хантейка : Ребята, через сугробы на снегоступах мы с вам дошли до озера!
Игра «Рыбак и рыбки»
Выбирается рыбак (водящий) и рыбки. У рыбок край ленточки заправлен в шорты.
Рыбак: Очень ловкий я рыбак,
На крючке висит червяк,
Без улова мне никак,
Буду я ловить вот так!
Рыбки разбегаются по залу. Рыбак ловит рыб, выдергивая ленточки.
Хантейка : На самой середине луга показался чум оленевода.
Из чума вышел навстречу мальчику оленевод.
Хантейка : Увидел мальчика и сказал:
Оленевод: «Мальчик, помоги мне собрать моих оленей в стадо. Разбежались по стойбищу, не могу их собрать».
Хантейка : Поможем оленеводу? Поиграем в игру «Стой, олень!»
Дети: Да!
Хантейка : Выберем оленевода с помощью считалки, а в этом нам поможет наш герой Бахтияр.
Мальчик Бахтияр : Сильный северный олень, нас катает целый день! Но на нарты всем не сесть – значит, ты останься здесь!
Хантейка : Надо лишь касаться игрока рукой, а не ударять его. Игроки, выбежавшие за пределы площадки считаются пойманные. Каждый пойманный «олень» показывает «оленьи рога».
Хантейка : Привел мальчик оленей, а оленевод говорит:
Оленевод: Это не все олени!
Хантейка : Ребята, нужна еще наша помощь! Поможем!
Дети: Да!
Хантейка : чтобы оленя поймать за рога, ханту сноровка и удаль нужна. Будем маут ловко метать, оленя красавца – седлать!
Игра – эстафета «Ловкий оленевод»
Перед камандами ставятся 2 кольцеброса – фигура оленя. Игроки стараются накинуть кольцо (маут) на рога оленя. Выигрывает та команда, у которых больше попадет колец.
Хантейка : Всех оленей мы собрали. Доволен остался оленевод. Молодцы!
Хантейка : А теперь ребята, давайте отдохнем. Сядем возле чума и вспомним, как зимним вечером завывает вьюга.
Дыхательная гимнастика «Вьюга» (Дети садятся вокруг чума, выполняют свободный вдох, а на выдохе произносят звук «у-у-у».
Хантейка : Ребята, а кто мог встретиться мальчику в лесу в тайге.
Дети: Животные.
Хантейка : Поиграем мы с вами в игру «Мы по лесу все идем». ( Правила игры: дети становятся в круг, ведущий ходит за кругом. Все говорят слова: «Мы по лесу все идем. И зверюшек узнаем. Ну, скорее, раз, два, три. Быстро животное назови. По окончании слов ведущий останавливается около ребенка, который должен назвать любое животное. Кто не смог назвать, выходит из игры».
Хантейка : Ребята, вам понравилось путешествие с нашим героем Бахтияром? Какие препятствия вы сегодня преодолели с нашим героем Бахтияром. Каждый из вас получил заряд бодрости и радости. Вот и завершилось наше путешествие.
Звучит гимн Ямала