Ольга Гужова
Сценарий семинара-практикума для педагогов «Системно-деятельностный подход в ДОУ как основа реализации ФГОС до»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий семинара-практикума для педагогов
Тема: Системно - деятельностный подход в ДОУ, как основа реализации ФГОС
Цель: создать условия для овладения педагогами теоретическими знаниями и практическими умениями по реализации системно - деятельностного подхода в работе с дошкольниками.
Ход семинара:
Теоретическая часть.
Детство — этап подготовки к будущей жизни ребёнка, который является уникальным и имеет огромное значение в его развитии.
Публикация «Сценарий семинара-практикума для педагогов „Системно-деятельностный подход в ДОУ как основа реализации ФГОС до“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Сценарии праздников для сотрудников, педагогов, воспитателей, коллег
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности.
Поэтому, обществом возлагаются особые надежды на дошкольное образование, так как во всем мире признано, что дошкольный возраст это золотой период развития личности. И те навыки, те основы деятельности, которые закладываются в дошкольном детстве, остаются с человеком на всю жизнь.
В настоящее время всё более актуально в образовательном процессе становится использование системно-деятельностного подхода, который формирует умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, развивать у дошкольников умения и навыки самостоятельности и саморазвития.
Научив ребенка – дошкольника самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения, педагог, тем самым, помогает ему быть успешным в школе, повышает его компетентность. А компетентность – это знание в действии.
Принятый государственный стандарт образования заложил в свою основу системно - деятельностный подход, базирующийся на обеспечении соответствии образовательной деятельности воспитанников их возрасту и индивидуальным особенностям, представляющий разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого воспитанника (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающий рост творческого потенциала и познавательных мотивов. Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской
деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое
собственное открытие. Задача педагога заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Педагог должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение
планируемых результатов освоения основной образовательной программы
дошкольного образования и создает основу для самостоятельного, успешного
усвоения воспитанниками новых знаний, умений, компетенций, видов и
способов деятельности, исключает из образовательного процесса учебную
деятельность, как не соответствующую закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Поэтому воспитателям и другим специалистам необходимо владеть педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования.
При реализации системно - деятельностного подхода в отечественном образовании в основу ставят развитие познавательных и учебных мотивов, что требует от воспитателя создания следующих условий:
- тщательная разработка проблемных ситуаций,
- развитие творческого отношения дошкольников к познавательному процессу;
- подбор необходимых средств для самореализации;
- оценивание дошкольников с учетом их индивидуальных способностей и возможностей;
- организация максимально плодотворного сотрудничества.
В качестве решающего фактора выступает готовность педагога, работающего в детском дошкольном учреждении, переходить к системно - деятельностному подходу. Воспитатель должен в полном объеме овладеть современной техникой и информационными технологиями. При этом задача педагога - делать обучение мотивированным. Учить ребёнка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства её достижения; помогать сформировать умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Однако не все педагоги ДОУ после утверждения ФГОС ДО перестроились, ушли от традиционных форм организации воспитательно-образовательного процесса.
С учётом вышесказанного, целью нашей работы должна стать систематизация знаний о новых принципах и подходах к воспитательно - образовательному процессу.
В моделировании содержания образования в рамках системно- деятельностного подхода принимают участие все педагоги и специалисты дошкольного учреждения: воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее, чтобы ребенок с самого раннего возраста учился самостоятельно добывать знания, а затем применять их на практике.
Системно- деятельностный подход позволяет сформировать у дошкольников деятельностные качества, определяющие успешность ребенка на разных этапах обучения и его последующую самореализацию в будущем.
Важным условием осуществления системно - деятельностного подхода в дошкольной образовательной организации является реализация системы основных принципов деятельностного метода обучения. Данные принципы выступают как необходимые психолого-педагогических условия организации образовательного процесса в современном детском саду.
Система основных принципов
Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Принцип деятельности - заключается в том, что ребенок, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе деятельности, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей.
Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
Принцип минимакса – заключается в следующем: педагог должен предложить ребёнку возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний) – т. е. даем больше, возьми сколько можешь.
Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение ребёнком собственного опыта творческой деятельности.
Принцип вариативности – предполагает формирование у детей способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Но это не та ситуация, когда педагог произносит фразы типа: «Дети, рисуйте, что хотите!», «Слепи, Вовочка, что ты хочешь», «Во что хотите, дети, в то и поиграйте», якобы проявления самостоятельности ребенка на проявления своего выбора и самостоятельности. Это не называется выбор. При выборе ребенок должен видеть цель, которая реализуется в определенных действиях. Поэтому при формулировке задания на выбор должно быть и предложение, и альтернатива этому выбору. Обычно это достигается простым словом «или».
Выбор деятельности
Выбери, чем хочешь заняться: будешь строить машину или играть в лото?
Какую замечательную бабочку мы видели на прогулке. Будем рисовать ее или лепить?
Выбор материалов
Выберите цвет бумаги для аппликации самолета: белый, голубой
или желтый?
Убираем участок. Ребята, выберите, пожалуйста, куда уберем мусор:
в ведро (для камней, веток) или в пакет (для листьев и бумаги?
Тема занятия «Осенний урожай». Что будете лепить: фрукты или
овощи? Выберите материал, какой вам больше нравится: краски,
карандаши, мелки, фломастеры и сами придумайте, как показать
красавицу осень. Сегодня будем играть с увеличительными стеклами. Я
приготовила мешочек с предметами, которые можно рассматривать
через увеличительное стекло. Выберите себе, какие хотите, но не
больше пяти штук. Вот из этого набора зеркал ты можешь выбрать
одно особенное, которое поможет тебе поймать лучик солнца и
пустить «зайчика»
Выбор способа деятельности
Опиши свою любимую игрушку ( выбери способ описания:
загадка, рассказ или пантомима)
Убираем игрушки. Выбери, ты будешь убирать машинки
или конструктор?
Выбор партнера деятельности
Выбери, пожалуйста, ты будешь строить космическую
ракету сам или с кем-то?
Выбор последовательных действий
У нас только два умывальника, а помыть руки надо всем.
Как сегодня организуем умывание, чтобы не толкаться и
не мешать друг другу?
Выбор содержания деятельности
Что будешь складывать: коврик для котенка или
заборчик для домика Наф-Нафа?
Нравственный выбор
Для игры детям из младшей группы нужны картинки. Кто
поможет вырезать их после полдника?
Ребята, Саша долго болеет и скучает. Как можно его
порадовать? Кто из вас хочет, после сна подходите, мы
приготовим ему сюрприз.
Важно помнить, что способность к выбору впервые начинает проявляться к центральных новообразований в жизни ребенка дошкольного возраста - воображение.
Деятельность – система действий человека, направленная на достижение определенной цели.
Деятельностный подход – это организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность (Л. Г. Петерсон).
Системно - деятельностный подход предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться).
Образовательная деятельность на основе системно - деятельностного подхода имеет определённую структуру.
1. Введение в образовательную ситуацию (организация детей).
2. Создание проблемной ситуации, постановка цели.
3. Мотивирование к деятельности.
4. Проектирование решение проблемной ситуации.
5. Выполнение действий.
6. Подведение итогов, анализ деятельности. (Рефлексия).
Рассмотрим подробнее каждый из этапов.
1. Введение в образовательную ситуацию (организация детей) предполагает создание психологической направленности на игровую деятельность. Педагог использует те приёмы, которые соответствуют ситуации и особенностям данной возрастной группы. Например, дети входят в группу под музыку, к детям кто-то приходит в гости, включается аудиозапись птичьих голосов, звуков леса, в группу вносится что-то новое (Красная книга, энциклопедия, игра).
2. Важным этапом образовательной деятельности на основе системно - деятельностного подхода является создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности. Чтобы тема образовательной деятельности не была направлена воспитателем, он создаёт проблемную ситуацию (затруднение, которая активизирует воспитанников и вызывает у них интерес к теме. Например, «Дети сегодня к нам в детский сад пришло письмо на электронную почту из Фиолетового леса, но оно оказалось зашифровано, а чтобы его прочитать, нам нужно отгадать код, а код этот не простой, а загадочный». Дальше идет разгадывание загадок.
На этом этапе создаются условия у детей внутренней потребности
(мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они
хотят сделать (так называемую «детскую цель»). Для этого, как
правило, воспитатель, включает детей в беседу, связанную с их
личным опытом. Обязательно выслушивается каждый, кто хочет
высказаться. Эмоциональное включение детей в беседу позволяет
педагогу плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны
последующие этапы. Например: образовательная ситуация по
ФЭМП (тема «Вверху, внизу») : Воспитатель собирает детей возле
себя. - Помогаете ли вы дома маме по хозяйству? - Что вы делаете
по дому? После ответов детей воспитатель хвалит их и предлагает
помочь трем медведям навести порядок дома – расставить посуду
на полки. В представленном примере у детей появилась «Детская
цель» - помочь трем медведям расставить посуду на полки.
«Детская цель» не имеет ничего общего с образовательной «взрослой» целью (уточнить пространственные отношения «вверху», «внизу» и т. д.)
3. Следующий этап - проектирование решения проблемной ситуации. Педагог с помощью подводящего диалога помогает детям самостоятельно выйти из проблемной ситуации, найти пути её решения. Например, «Мы с вами идем на День рождения, но без подарка приходить некрасиво». На этом этапе важно не оценивать ответы детей, а предлагать им делать что-то на выбор, опираться на их личный опыт. Ключевыми фразами завершения данного этапа являются вопросы «Хотите?» (этим вопросом педагог показывает возможность свободы выбора ребенком деятельности; у каждого ребенка складывается ощущение, что он сам принял решение включиться в деятельность; формируется такое интегративное качество, как активность, «Сможете?» (на этот вопрос все дети обычно отвечают «Да! Сможем!»). Такова специфика возраста. Задавая данный вопрос, воспитатель целенаправленно формирует у детей веру в собственные силы. Таким образом, на этапе введения в ситуацию включается обоснованный механизм мотивации (надо - хочу – могу).
4. На этапе выполнения действия составляется новый алгоритм деятельности на основе старого и происходит возвращение в проблемную ситуацию. В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением.
Для решения проблемной ситуации используются дидактический материал, разные формы организации детей. Например, педагог организует обсуждение детьми проблемы в микрогруппах: «Что можно подарить на день рождения девочке Дольке» Воспитанники выбирают из предложенных примеров желаемый ответ.
5. Этап подведения итогов и анализа деятельности:
С помощью системы вопросов : «Где были?», «Чем занимались?», «Кому
помогли?», «Что мы сделали?», «Как мы это сделали и зачем?» воспитатель помогает детям осмыслить свои действия и зафиксировать достижение «детской» цели. А далее, с помощью вопроса: «Почему вам это удалось?» подводит детей к тому, что «детскую» цель они достигли благодаря тому, что они что-то узнали, чему-то научились, то есть объединяет «детскую» и учебную цели: «Вам удалось, потому что вы узнали … (научились)». В младшем дошкольном возрасте воспитатель проговаривает условия достижения «детской» цели сам, а в старших группах определить и озвучить их дети уже способны самостоятельно. Таким образом, познавательная деятельность приобретает для ребенка личностно значимый характер.
Необходимо также выяснить практическое применения нового содержательного шага («Важно ли то, что сегодня узнали? Для чего это пригодится вам в жизни?»);
- рефлексия групповой деятельности («Что вам удалось сделать вместе, в команде? У вас всё получилось?»);
- рефлексия собственной деятельности ребёнка («А у кого что-то не получилось? Что именно? Как вы думаете, почему?»).
Данный этап является ключевым. Воспитатель с помощью системы вопросов «Смогли?», «Почему не смогли?» помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины. Данный этап очень важен. Дети привыкают к тому, что затруднений и неудач не стоит бояться. А правильным поведением в случае затруднения должна быть не обида или отказ от деятельности, а поиск причины и ее устранение. У детей вырабатывается важное качество – умение видеть свои ошибки, признавать то, что пока не знаю (не умею).
Так как затруднение препятствует достижению «детской цели», у
ребенка возникает потребность в его преодолении, т. е. теперь уже
познавательная мотивация
Таким образом, дети получают опыт выбора метода решения проблемной
ситуации, выдвижения и обоснования гипотез, самостоятельно
(под руководством взрослого) «открытия» нового знания. Другими
словам и, успешного преодоления возникших трудностей через
выявление и устранение их причины. На данном этапе воспитатель
вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и открытия для себя новых знаний, которые решают возникший ранее вопрос проблемного характера. С помощью вопроса «Что нужно делать, если чего-то не знаешь?»
воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения.
Формы работы с детьми.
Экспериментально-исследовательская деятельность. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, так как он настроен на освоение окружающего мира и хочет его познать.
В ходе экспериментально- исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь: почему железный шарик тонет, а деревянный – нет; что будет, если в стакан с водой насыпать земли и т. д.
Игры-путешествия - ребенок совершает некоторую прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, знакомится с их свойствами, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия (например, какие часы лучше подарить Незнайке, чтобы он не опаздывал в школу: песочные, солнечные, механические или электронные, обретая необходимый опыт деятельности.
Игры с моделированием. Моделирование предполагает замещение одних объектов другими (реальных – условными). Мягкие модули могут превратиться в пароход, машину, самолет, бытовую технику, мебель и т. п., карандаш – может стать волшебной или дирижерской палочкой. Также к моделированию относятся игры с использованием модельных схем. «Что сначала, что потом?», «Откуда хлеб на стол пришел?» и т. п.
Художественное творчество, продуктивная деятельность, где ребенок учится, смешивая краски, получать новый цвет, решая проблемный вопрос «Как нарисовать фиолетовый баклажан, если у нас есть только три краски: красная, синяя, желтая?», «Кукла Маша любит цветы. Как поздравить куклу Машу с днем рождения зимой, ведь цветы еще не расцвели?» (можно нарисовать ей целую поляну цветов, можно сделать из салфеток и т. д.)
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
За каждый правильный ответ вы будете получать цветную фишку.
В конце игры мы подведем итог игры и узнаем, кто же будет называться «Знаток образования».
Первое задание Вопрос: Продолжите определение понятия система?
Вопрос: Продолжите определение понятия деятельности?
Ответ:
Система (от греческого – целое, составленное из частей; соединение, совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство.
Деятельность - система действий человека, направленная на достижение определенной цели.
Второе задание:
Какова цель системно - деятельностного подхода к организации образовательного процесса в ДОУ?
Ответ:
Воспитание личности ребенка активно участвующего в сознательной деятельности, умеющего ставить цель, находить пути достижения этой цели и отвечать за результат деятельности.
Третье задание:
а) Тема ООД «В краю чудесных бабочек».
С какой проблемной ситуации можно начать ООД? (3-4 примера)
б) Тема ООД «Как увидеть воздух?»
С какой проблемной ситуации можно начать ООД? (3-4 примера)
Четвё ртое задание: Выбрать правильный вариант подведения итогов:
а) Саша, молодец, очень красиво нарисовал, Маша, хорошо придумала, что рисовать, Катя и Ксюша быстрее всех убрали со стола.
б) Ребята, наше занятие окончено, все складываем и идем в музыкальный зал
Пятое задание:
1) О какой форме организации детской деятельности идет речь?
Форма совместной деятельности, направленная на расширение кругозора детей, на воспитание познавательной активности дошкольника. Педагогом создаются условия, позволяющие детям самостоятельности или совместно со взрослым приобретать новый опыт, добывать знания экспериментальным, поисковым путем (проектная деятельность).
2)Как называется ситуация затруднения, пути преодоления которой детям неизвестны и необходимо самостоятельное их решение? (проблемная)
3)Назовите формы работы с детьми, через которые реализуется системно- деятельностный подход (проектная деятельность, игры-путешествия, игры с моделированием, художественное творчество, экспериментирование).
4) Каковы особенности развивающей предметно-пространственной среды для реализации системно- деятельностного подхода?
( Предметно пространственная среда группы должна способствовать ребенку без труда включаться в любую деятельность: игру, проектирование, экспериментирование или художественное творчество. Ребенок в ходе любой деятельности должен получать новые знания, учится выстраивать их в систему и применять на практике алгоритмы. Педагог должен позволить ребенку затрудняться, самостоятельно выходить из затруднительных ситуаций, рефлексировать, т. е. понимать проблемность поставленной перед ним задачи - знать, «Что он делал? Зачем он это делал? Важно ли то, что он сегодня узнал?». Так ребенок учится анализировать – что у него получилось, а что можно сделать по-другому.).
Шестое задание. Приведите примеры из практики, как вы обеспечиваете свободу выбора ребё нку в: выборе деятельности, выборе содержания деятельности, выборе материала для деятельности, выборе партнёра по деятельности, выборе действий, нравственный выбор.
Седьмое задание
Приведите примеры организации ситуации выбора для воспитанников в режимных моментах и в организованной деятельности (занятиях).
Восьмое задание
Приведите примеры организации ситуации выбора материалов на прогулке, во время проведения организованной деятельности (занятий).
Девятое задание
Приведите примеры организации ситуации выбора способа
деятельности.
Десятое задание
Приведите примеры организации ситуации выбора содержания деятельности.
7. Рефлексия по итогам семинара.
Притча сегодня тоже будет о деятельности. Двое мудрецов отправились по свету посмотреть, как люди живут. В одном не большом городе они встретили толпу людей, которые носили огромные камни, было видно, что им очень тяжело, руки были в кровяных мозолях, по лицу скатывался пот. Мудрецам стало интересно, что же делают эти люди. - Что ты делаешь? - спросили они у одного человека. - Я таскаю камни наверх. - А ты что делаешь? - спросили они другого. - Я зарабатываю детям на еду. - Ну, а ты что делаешь? – спросили они третьего. - Я строю храм Божий! И поняли тогда мудрецы одну простую истину - не важно, что ты делаешь, важно, как ты к этому относишься. Я надеюсь, что наш семинар – практикум был для вас познавателен и интересен. Спасибо за участие!
Желаю вам, уважаемые коллеги, осваивать и успешно внедрять
современные подходы образования дошкольников, творить, быть здоровыми
и счастливыми в своих семьях, и в профессии!