Дарья Майснер
Сценарий родительского собрания «Кризис 3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий «Кризис 3 лет для родителей
Ход:
Психолог: Здраствуйте Уважаемые родители! Я рада видеть вас в нашем родительском клубе! Сегодня мы поговорим о том, как развивается ребенок в 3 года. Ребенок начинает осознавать себя как личность, его эмоциональные переживания становятся глубже, расширяется сфера деятельности, интенсивнее идет психофизическое развитие. Становление детской личности связано с эмоциональной сферой, сферой интересов и мотивами поведения. В этот период особое значение имеет семейное воспитание. Именно в семье ребенок учится радоваться, огорчаться, удивлять, любить. Характер общения с ребенком определяет его эмоциональное самочувствие.
Публикация «Сценарий родительского собрания „Кризис 3 лет“» размещена в разделах
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Младшая группа
- Родительские собрания в детском саду
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Прежде чем приступить к обсуждению этой важной темы, давайте поприветствуем друг друга.
Игра-знакомство «Никто не знает, что я…»
Ведущий берет клубок ниток и передает его от одного участника к другому. Тот, кто получает клубок, представляется и заканчивает предложение: «Никто не знает, что я…" Так участник рассказывает о своих интересах. Например: «…очень люблю готовить», «…собираю коллекцию…»)
Ведущий: А теперь поговорим о наших детях, их качествах.
Упражнение на сплочение группы «Вот какой он, мой ребенок!»
Ведущий дает каждому участнику лист с изображением двух ладоней. Задача родителей – на каждом пальце написать букву имени своего ребенка, а затем подобрать качество, которое начинается на эту букву и соответствует характеру ребенка.
Родители представляют свои описания.
Ведущий: Вы рассказали о лучших качествах своих детей. На них и нужно опираться в процессе общения с ребенком. А качества, которые вам не по душе, при правильных действиях, которыми вы овладеете, скоро уйдут на второй план или совсем исчезнут.
У ребенка в 3 года настроение меняется в зависимости от ситуации. Наблюдаете ли вы сейчас изменения в эмоциональном состоянии своих детей и их поведении?
Каждый родитель рассказывает про изменения в поведении своего ребенка.
Задание «Особенности поведения»
Ведущий раздает карточки с утверждениями. Задача родителей – отметить те утверждения, которые соответствуют поведению их детей:
· Мой ребенок изменился, стал совершенно другим.
· Стал упрямым, постоянно настаивает на своем.
· Не воспринимает мнение других.
· Часто устраивает истерики.
· Отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит.
· Стремится достигнуть своей цели, используя отрицательные методы воздействия на родителей : нытье, угрозы, капризы.
· Ругается, дразнится, обзывает родителей.
· Проявляет деспотическую власть по отношению к родителям.
· Ревнует по отношению к другим детям: может забирать игрушки, одежду, толкает, замахивается.
· Отказывается подчиняться требованиям взрослых и стремится сделать все наоборот, даже вопреки собственному желанию.
По желанию родители озвучивают свои ответы. Ведущий обобщает их.
Ведущий: На основании ваших ответов можно сказать, что многим из вас кажется, что ребенка будто подменили. Он стал капризным, делает все наоборот, поступает назло, бросает игрушки, грубит.
Давайте опишем типичное утро ребенка 3 лет. Мама или папа с ребенком собираются в детский сад. Родитель торопится, ведь ему уже пора на работу. А ребенок тянет время. Пуговицы застегивать не дает, сапоги надевать не разрешает. Он все хочет делать сам, при этом ковыряется, хнычет, простейшие действия у него не получаются. Родитель начинает нервничать, дергать ребенка, в результате не сдерживается и кричит на него. Ребенок впадает в истерику. Родитель нервничает еще больше. В результате оба опаздывают: ребенок – в сад; родитель – на работу. Чтобы правильно назвать такое состояние, расшифруйте ребус.
Родители : Это кризис.
Ведущий: Верно. Возраст от 2,5 до 3,5 года – критический. В этот период формируется «Я» ребенка, которое влияет на все его дальнейшее развитие. Этот период требует пристального внимания родителей и педагогов. Данная проблема актуальна еще и потому, что меняются ваши личностные ориентиры и мировоззрение. Чрезмерная занятость, недостаточность психолого-педагогических знаний и неумение эффективно общаться с ребенком особенно в период возрастного кризиса усугубляют ситуацию. Каковы же признаки этого явления? Их сформулировал советский психолог, исследователь высших психологических функций Лев Семенович Выготский и назвал «Семизвездием симптомов». Чтобы узнать о них, предлагаю принять участие в квест-игре.
1-й симптом – негативизм
Участники разгадывают кроссворд. Отгадывают слова по горизонтали и называют слово – симптом кризиса 3 лет, сложив получившиеся буквы по вертикали.
По горизонтали:
1. Атмосфера. ( Ответ: небо.)
2. Деревенские пашни. ( Ответ: поле.)
3. Городская птица. ( Ответ: голубь.)
4. Цветок. ( Ответ: роза.)
5. Бывает слоеный. ( Ответ: торт.)
6. Любимая детская забава. ( Ответ: игра.)
7. Блюдо из риса. ( Ответ: плов.)
8. Маленькая лошадка. ( Ответ: пони.)
9. Холодное время года. ( Ответ: зима.)
10. Средство переправы на другой берег. ( Ответ: паром.)
Правильный ответ: негативизм.
Комментарий педагога-психолога. Негативизм – нежелание выполнять указания взрослого. Это не просто непослушание, а стремление делать все наоборот. Например, ребенок очень любит кататься на велосипеде. Ему не всегда разрешают, но тут говорят: «Иди катайся». Он отвечает: «Не пойду». Дело в том, что в голосе родителей он уловил повелительные нотки. Дети не только протестуют на каждом шагу против излишней, по их мнению, опеки, но специально делают то, что им запрещено.
2-й симптом – упрямство
Ведущий показывает участникам картинки с изображениями разных животных:
· волк, который смотрит вдаль;
· лиса, которая прижалась к лисенку;
· кролик, который прячется в траве;
· рычащий тигр;
· бегущий поросенок;
· белочка, которая грызет орешки;
· осел, стоящий на одном месте;
· тигр, который лежит на камне;
· кабан перед нападением;
· мирно гуляющий козлик;
· медленно бредущий медведь;
· обезьяна, которая грызет ветку бамбука.
Затем ведущий просит выбрать ту картинку, которая отражает следующую позицию: «Стал и буду стоять». В поведении одного из животных скрыта характеристика симптома возрастного кризиса 3 лет.
Правильный ответ: осел.
Комментарий педагога-психолога. Приведем пример поведения дошкольника 3 лет. Ребенок проснулся, и мама просит его встать с постели. Но он в течение долгого времени не соглашается вставать, хотя ему уже давно надоело лежать и хочется поиграть. Однако ребенок заявляет: «Сказал: „Не встану“ – значит, не встану!» Это «такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал, что он так захотел» (Л. Выготский, т. е. это «реакция не на предложение, а на свое собственное решение» (М. Ермолаева).
3-й симптом – строптивость
Ведущий предлагает участникам тренинга филфорд – таблицу с набором букв. Задание – найти в ней слово, которое обозначает упрямство, непокорство, непослушание, непокорливость, непослушливость, непокорность.
Правильный ответ:строптивость.
Комментарий педагога-психолога. Ребенок недоволен всем, что предлагает взрослый. Ему ничего не нравится из того, что он делал раньше, он отрицает образ жизни, который сложился у него до 3 лет.
4-й симптом – своеволие
Ведущий предлагает участникам разгадать кроссворд. Они вписывают слова по горизонтали и называют слово, которое получилось из букв по вертикали.
По горизонтали:
1. Предмет мебели. ( Ответ: стол.)
2. Предмет гордости рыбака. ( Ответ: улов.)
3. Этого нет в юрте, чуме. ( Ответ: окно.)
4. Мужской шарф. ( Ответ: кашне.)
5. Часть поезда. ( Ответ: вагон.)
6. Крупа для цыплят. ( Ответ: пшено.)
7. Жаркое время года. ( Ответ: лето.)
8. Цветная пудра для глаз. ( Ответ: тени.)
9. Вечнозеленое дерево. ( Ответ: елка.)
Правильный ответ: своеволие.
Комментарий педагога-психолога. Ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет, борется за свою самостоятельность.
5-й симптом – протест, бунт против окружающих
Ведущий предлагает участникам уже знакомый филфорд и просит найти слово, которое обозначает заявление своего несогласия, оглашаемое возражение, опровержение, заявление о незаконности какого-либо дела, непризнание, отрицание.
Правильный ответ: протест.
Комментарий педагога-психолога. Поведение ребенка имеет протестующий характер. Он как будто находится в состоянии конфликта со всеми людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно.
6-й симптом – обесценивание ребенком личности близких
Ведущий показывает карточки с частями слова. Участники складывают слово и называют симптом.
Правильный ответ: обесценивание.
Комментарий педагога-психолога. Ребенок перестает ценить привычные вещи, не следует правилам поведения.
7-й симптом – деспотизм (подавление окружающих)
Участники решают анаграмму: МЕСТОДИЗП (или ИЗПОДСЕТМ). Задача – переставить буквы так, чтобы получилось слово-симптом.
Правильный ответ: деспотизм.
Комментарий педагога-психолога. Ребенок стремится стать хозяином положения, чтобы вся семья удовлетворяла любое его желание. В противном случае он впадает в истерику.
Когда участники называют все 7 слов, на экране появляется заставка
в виде семиконечной звезды – «Семизвездие симптомов», характерных для поведения ребенка 3 лет.
Ведущий: Как мы видим, кризис 3 лет – это кризис отношений ребенка с окружающими людьми. А теперь давайте посмотрим, что происходит в этот период с родителями.
Игра «Закончи мысль»
Ведущий предлагает родителям закончить предложение: «Капризы ребенка вызывают у меня…», «Упрямство побуждает меня…». Затем просит объяснить, почему они закончили предложение именно так, и обсуждает с родителями несколько их высказываний.
Ведущий: А теперь давайте попробуем освободиться от чувства вины.
Упражнение
Родители пишут на листах ответ на вопрос: «Что мешает жить и общаться». Затем мнут их, рвут и выбрасывают в мусорное ведро. Это упражнение помогает преодолеть негатив.
Ведущий: А теперь я предлагаю каждому из вас создать коллаж «Я и мой ребенок». Отразите в нем то, каким вы хотите видеть будущее свое и вашего ребенка.
Упражнение «Хвасталки»
Каждый участник дает 3 позитивные характеристики себе и своему ребенку. На каждую реплику члены группы отвечают: «Мы рады за тебя!»
В конце тренинга участники формулируют (или выбирают из предложенных на слайдах вариантов)
правила общения с ребенком, переживающим кризис 3 лет. Затем обсуждают каждое правило
и вырабатывают общую стратегию поведения.
Рефлексия
Психолог спрашивает участников:
· Что нового вы узнали?