Екатерина Требушная
Сценарий развлечения «Славное море — Священный байкал» для детей старшей дошкольной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство детей с озером Байкал и его обитателями.
Задачи:
образовательные: рассказать о родном крае, его достопримечательности - озере Байкал; продолжить знакомство с разнообразием родной природы; формировать представление детей о том, что человек часть природы и что он должен беречь и защищать ее; познакомить с музыкальным произведением «Славное море - священный Байкал»;
Публикация «Сценарий развлечения „Славное море — Священный байкал“ для детей старшей дошкольной группы» размещена в разделах
- Байкал, озеро
- Море, морские обитатели. Сценарии развлечений
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
развивающие: вырабатывать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщение; вызвать интерес к познанию флоры и фауны родного края; формировать эстетическое восприятие, творческое воображение, умение работать сообща, оказывать друг другу помощь при изготовлении коллажа; развивать логическое мышление, речь детей через пояснение и обоснование своего ответа;
воспитательные: воспитывать любовь к своей Родине, к своему краю; формировать трепетное отношение и гордость за свою малую родину; вырабатывать умение работать в группе.
Предварительная работа: просмотр презентации «Байкал», знакомство с легендами Байкала, заучивание с детьми стихотворений о Байкале, разучивание игр.
Ход развлечения
На экране показываются слайды: река Ангара, озеро Байкал, река Енисей, Шаман-камень.
Звучит песня «Славное море – священный Байкал».
Воспитатель читает легенду: Суров и величав Байкал. Много хранит он тайн и загадок, не каждого в них посвящает. Нужно быть хорошо знакомым с ним, иметь светлую голову и чистое сердце, чтобы он открыл свои секреты. А еще это озеро для нас, сибиряков, самое родное и самое красивое. В старые времена могучий Байкал был веселым и добрым. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее ее не было на земле. Днем она светла - светлее неба, ночью темна - темнее тучи. И кто бы ни ехал мимо Ангары, все любовались ею, все славили ее. Даже перелетные птицы - гуси, лебеди, журавли - спускались низко, но на воду садились редко. Они говорили: «Разве можно светлое чернить?» Старик Байкал берег дочь пуще своего сердца. Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к юноше Енисею.
Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась свирепая буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от горя небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл да бесновалось море-богатырь. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от нее скалу и бросил вслед убегающей дочери. Скала упала на самое горло красавице. Взмолилась синеглазая Ангара. Задыхаясь и рыдая, стала просить: – Отец, я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку воды… Байкал гневно крикнул: – Я могу дать только свои слезы! Сотни лет течет Ангара в Енисей водой–слезой, а седой и одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую он бросил вслед дочери, назвали люди Шаман-камнем. Там приносились Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: «Байкал разгневается, сорвет Шаман–камень, и вода хлынет и зальет всю землю». Только давно это было, теперь люди смелые и Байкала не боятся…
Ангара-река – воды чистые,
Острова по ней все лесистые,
Острова по ней все в смородине.
Нет прекраснее моей Родины.
Над тобой горят зори алые,
Ангара-река – дочь Байкалова!
Байкал: Я седой старик Байкал,
Я вас сразу увидал.
Если вы с добром пришли,
Здесь себе друзей нашли.
Если хотите водицу обидеть,
То красоты вам ее не увидеть.
С чем пожаловали к нам?
Дети: С добром! С добром! Воспитатель: А сейчас, батюшка Байкал, послушай наши стихи.
Дети читают стихи:
1. Озер так много есть на свете,
Байкал же краше всех из них!
Вода чиста, и свеж твой ветер.
Там шепот сосен вековых…
2. Между гор и между скал
Блещет озеро Байкал.
Дует с северных низин
Сильный ветер Баргузин.
3. Волны бьются в берега,
А кругом гудит тайга.
С гор бегут вперегонки
Триста тридцать три реки.
А в средине между скал
Блещет озеро Байкал.
4. Есть в тайге сибирской нашей Больше моря чудо-чаша. Это озеро Байкал В окруженье диких скал.
Байкал: Я многое узнал о вас. В ответ приготовил интересные и трудные задания. Если вы их все выполните, то докажете, что настоящие сибиряки. Для начала надо размяться.
(Динамическая пауза «Если нравится тебе, то делай так!»)
Байкал: Итак, в путь! Задание 1 – «Найди озеро Байкал среди других озер по контуру»
Воспитатель: Ребята посмотрите на экран. Здесь четыре разных озера, одно из них Байкал. Давайте найдем его среди других. Предлагается несколько контуров на экране. Воспитатель вызывает детей.
Воспитатель: Ребята – молодцы! Справились с первым заданием. Задание 2 – игра «Цепочка слов»
Воспитатель: Ребята, нам Байкал подарил свой камешек! Давайте с ним поиграем в игру. Мы будем передавать его по кругу и называть любое слово о Байкале. Дети передают по кругу камешек из рук в руки и называют слово, которое относится к Байкалу.
Задание 3 – мини-викторина
Байкал: Ребята, вы хорошо знаете свой край? Вот следующее задание. Я приготовил для вас вопросы, и мы сейчас поиграем в мини-викторину. Ваша задача – ответить на вопросы.
1. Как называется река, которая вытекает из Байкала?
(Ангара)
2. Какие съедобные ягоды растут на Байкале?
(Брусника, черника, голубика, малина, земляника, морошка, жимолость, клюква, костяника)
3. Какие ядовитые грибы вы знаете?
(Мухомор, бледная поганка, ложный опенок)
4. Что означает слово «Байкал»?
(Богатое озеро)
5. Какие крупные млекопитающие водятся в Байкале?
(Нерпа) Воспитатель: Дорогой Байкал, ребята знают еще стихи про тебя. Хочешь послушать?
Есть такое озеро – Озеро Байкал. Все в него влюбляются, Кто хоть раз бывал. Озеро глубокое, Озеро могучее, В ясный день спокойное, А в грозу – кипучее.
Окружают озеро Горы и леса,
Сверху отражаются В водах небеса. Есть такое озеро – Хорошо, что есть! Нерпы, рыбы в озере Никому не счесть!
Чудные растения, Чудные леса, Чудные животные, Чудо-небеса! Мы с тобою, озеро, Встретимся опять, Будем любоваться, Будем отдыхать!
Гудит Байкал, седой и дикий, Воды вздымая грозный вал. Он страшен в гневе, наш великий, Священный, грозный наш Байкал.
Воспитатель: Молодцы! Здорово поиграли и почитали стихи. А давайте мы сейчас с вами немножко отдохнем.
(Динамическая пауза «Море волнуется раз»)
Задание 4 – загадки
Воспитатель: Есть на Байкале замечательные и удивительные растения. Нигде на Земле нет таких прекрасных птиц и животных, как на Байкале. Птицы изумляют нас своим пением, звери – величавостью. Предлагаю сейчас их вспомнить. Байкал нам будет читать загадки, а наша с вами задача – отгадать их. На экране будут появляться картинки с правильным ответом. (На экране появляется изображение.)
Загадки:
1. Бледно-розова, нежна, студена ей вода нужна. Что за рыбка-невеличка – меньше вашей рукавички? А на солнце рыбка тает, рыбьим жиром истекает. Что за рыбка-иностранка? Рыбка эта (Голомянка)
2. Начинается на «о». Ох, и любят же его! Говорят – живет в Байкале. Вы случайно не слыхали? (Омуль)
3. В снежном логове родятся, Простудиться не боятся. Подрастут – начнут нырять, Шубки белые менять. Если очень повезет – Лет полсотни проживет. Что за зверь такой с усами? Ну, подумайте-ка сами! (Нерпа)
4. Дерево высокое,
На сосну похожее.
Щедро делится орехом
Великан сибирский…
(Кедр)
Презентация на экране растений, птиц и животных Байкала (любая). Воспитатель: Ребята, вы хорошо знаете растительный и животный мир Байкала. А сейчас мы с вами вспомним правила поведения на природе. Давайте поиграем в игру «Да или нет?». Я вам читаю вопросы, и если вы согласны со мной, то хлопайте в ладоши, если нет, топайте ногами. (Дети встают.)
Задание 5 - игра «Да или нет?»
1. Можно оставлять после себя мусор?
2. Собирать съедобные грибы?
3. Разжигать костры?
4. Фотографировать природу?
5. Кричать и шуметь на природе?
Воспитатель: Ребята, вы хорошо знаете, как нужно беречь природу. Теперь вы точно доказали, что вы – настоящие сибиряки.
Дети читают стихи:
Байкал один на всей планете,
Другого просто не дано…
Мы все твои,
Байкал мой, дети,
И жить с тобой нам суждено!
Не обижайте, люди, море!
Байкал ведь тоже хочет жить:
Играть волной, с ветрами споря,
И людям преданно служить.
Беречь Байкал – святое дело.
Его судьба – у нас в руках!
Сама Природа нам велела,
Чтоб жил Байкал родной в веках!
Байкал: Да, порадовали вы меня своими знаниями. Я вижу, что вы любите и знаете свой родной край.
Воспитатель: Да, дети любят и уважают природу родного края, дружат с животными, птицами и насекомыми.
Байкал: Ах да, совсем запамятовал! На прощанье я дарю всем ребятам свою чистую байкальскую воду. Пейте ее – она очень вкусная и полезная. (Выносит прозрачный кувшин с чистой байкальской водой. Байкал угощает детей водой. Дети пробуют байкальскую воду, благодарят.) А теперь пора прощаться, В свои воды возвращаться. Вы же планету свою любите И добро лишь на ней творите!
Звучит песня «Славное море - священный Байкал».
Динамическая пауза «Море волнуется раз».