Ленара Исхакова
Сценарий развлечения «Карга боткасы»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий проведения татарского праздника (развлечение)
«Карга боткасы» («Грачиная каша»)
Цель и задачи:
- Ознакомление детей с национальным праздником наших предков, с его историей и значением в жизни народа.
- Развитие интереса к быту и культуре татарского народа.
- Воспитание межнациональной дружбы.
Ход сценария:
Вед: Здравствуйте, уважаемые гости, дорогие дети!
Ис нмесез, х рм тле кунаклар, балалар!
Публикация «Сценарий развлечения „Карга боткасы“» размещена в разделах
Мы приглашаем вас на праздник “Грачиная каша”. Это праздник встречи весны. Именно с прилетом грачей начиналась весна – так думали в древности.
Раньше люди верили, что весну на кончиках своих крыльев приносят грачи. Поэтому, с таянием снега, когда появлялись первые ручьи, в честь прилета грачей и устраивали этот праздник. В этот день красиво одевали детей, и отправляли их собирать с каждого дома крупу, молоко, масло, сахар, яйца и зазывали стихами и песнями всех на праздник. Народ собирался на возвышенности, зажигался костер, и в большом казане готовили кашу. После шумного веселья всех звали к костру, и начинали раздавать кашу. Первая порция полагалась земле с пожеланием всем мира, покоя и богатого урожая. Вторая – воде, чтобы вода смогла сохранить живность на земле. Третья – небу, чтобы было много солнечных дней и вовремя шли дожди, а четвертая – грачам как благодарность за принесенную весну. После этого каша раздавалась всем, кто присутствовал на празднике. Когда все расходились, стаи птиц налетали на кашу, оставленную им.
Халкыбызны и популяр, и к елле язгы б йр мн рене берсе - ичшиксез, карга боткасы.
Борын-борын заманда кешел р нилект н яз булганын белм г нн р. Алар ямьле язны ылы яктан кара каргалар алып кил ик н, дип уйлаганнар. Шуны чен карлар эреп сулар ага башлагач, г рл векл рг таба, я аруга-яш р г й з боргач, каргалар кил х рм тен б йр м ясый торган булганнар. Аны “Карга боткасы” дип атаганнар.
Бу к нне балалар матур итеп киенг нн р, йомырка ыйганнар. Ху аларга р хм т йтеп, изге тел кл р тел г нн р. Халыкны б йр мг чакырганнар. Шулай авылны урап тк нн н со, ярма, май, с т алып, табигатьне и к рк м ирен -кардан ачыла башлаган су буйларына, ялан-кырларга яки тау битл рен ыелганнар. Учак тергезеп, казан асканнар, ботка пешерг нн р. Ботка пешк нче, т рле уеннар уйнаганнар, ырлар ырлаганнар, такмаклар йтешк нн р. Аннан со, берг л п, ботка ашаганнар.
Ботканы балалар зл ре ген ашап бетерм г н, аны к п лешен, каргаларга дип ялан стен сибеп калдырганнар. Чишм суына корбан итк нн р.
Кырда учак ягу, ботка пешер бел н м ш кил балаларга йтеп бетергесез р х тлек бирг н. Со ыннан читк китеп, каргаларны к т е бел н т шеп, ничек итеп карр-карр килеп ботка бел н сыйлануларын карап куанганнар.
Балалар бу к нне б йр мг хас булган кел -тел л р йтк нн р, ирд н муллык, к кт н я гыр, кояштан ылылык, табигатьт н б р к т, илг туклык,гаил г иминлек тел г нн р. аннары-т нн ре бел н кояшлы ылы к нн рне тизр к кил ен, язгы ташуларны тизр к агып кит ен к тк нн р.
Юк, бу гади кият кен т гел. “Карга боткасы” йоласы бик борынгы заманнардан ук кил. ле безг ислам дине керг нче, м силек чорыннан ук. Дим к, бу-м си йола. м силек-ул ай-кояшка, к кк - ирг, гом м н, табигатьк табыну.
Бик ерак заманнарда безне ата-бабаларыбыз да м си булганнар. Алар табигатьк табынганнар. м, ир-суларны х рм тл п, шундый йолалар уйлап чыгарганнар. Бу йолаларны, лб тт, олылар башкарган. Со рак ул йола уен булып кына калган. Аны балалар гына уйнаганнар.
Вылетают двое детей, переодетые в грачей.
Грач 1:
Мин карга, карр- карр,
Тизд н эреп бет р кар.
Грач 2:
Мы скучали по деревне,
По звенящему ручью,
По скворечне, по деревьям,
По соседу воробью.
Вед: Все люди весну ждут! Б тен кошлар м балалар матур язны сагынганнар.
На сцену выходит би
би: Ис нмесез, кунаклар, саумысыз, балалар! Хуш кил сез, каргалар! Бу нинди тавыш? Ни дип г рл ш сез? Что за шум?
Вед: Мы к прилету птиц сегодня варим Грачиную кашу! Балалар каргалар кил х рм тен б ген Карга боткасы тк р.
би: Казан то вы подвесили, а кашу из чего варить будете?
Вед: Сегодня по домам прошли,
Друзья на праздник все пришли
И угощенье принесли.
Показывает корзинку с крупой, яйцами, маслом, мукой.
Вед: Мен балалар, бар да бар,
Май да, с т т!
К к й д, ярма да,
Ботка бик т мле булыр!
Все для каши есть у нас, кашу сварим мы сейчас!
Дети несут корзинки к би
Ал да ит рбез ле,
Г л д ит рбез ле.
Матур ырлар ырлый- ырлый,
Б йр м ит рбез ле.
Исполняется песня «Яз килэ».
“Яз ит ” песня
1. Кояш к леп карый безг,
К зл р чагыла,
Елгалардан бозлар ага
Ди гез ягына.
Яз, яз, яз ит,
Т р з не ачтылар,
Тып, тып, тып ит
Эре-эре тамчылар.
2. Агачка кунып чыпчыклар
Чыелдашалар,
Яшькелт-кара сыерчыклар
й ырлашалар.
3. Тизд н шаулап яфрак ярыр
Озын ак каен,
Ал ч ч кл р алып килер
Безг май ае.
би:
Булыр, кунаклар, бары да булыр.
Карга килер – казан асар,
Торна килер – тоз салыр,
Саескан килер – салма салыр.
Песн к килер – пешерер,
Чыпчык килер – тикшерер,
Карга ашап бетерер.
Кап – та коп!
би: Без ботканы пешерерг куйыйк, сез — к ел ача торыгыз.
У нас все есть, мы кашу сварим,
А вы пока повеселитесь, поиграйте, порезвитесь!
Вед: Бабушка, идемте с нами веселиться!
би: А загадки вы умеете отгадывать?
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
(грач)
Меня часто зовут,
Дожидаются,
А приду — от меня
укрываются.
(дождь)
В дверь, в окно
стучать не будет,
А взойдет
И всех разбудит.
(солнце)
Была белая да седая,
Пришла зеленая, молодая
(зима и весна)
На шесте — веселый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поет отец —
Он и летчик, и певец. (Скворец)
Что за тонкие иголки
Зеленеют на пригорке?
Это, выросши едва,
К солнцу тянется (трава)
Вдоль дорожек без труда
Мчится талая вода.
Снег от солнечных лучей
Превращается в (ручей)
Вед: а сейчас давайте поиграем в игру ручеек!
Дети встают в «ручеек» – делятся на пары, и, держась за руки, поднимают их вверх. Кому-то пары не достается – он становится водящим. Его задача – пройтись по длинному «живому» коридору и выбрать себе напарника. Новая пара встает в конец «потока». А тот, у кого забрали друга, ищет ему замену – теперь его очередь выбирать! (включить музыку)
Вед: А сейчас поиграем в татарскую народную игру «Тюбетейка»
Дети становятся в круг. Под национальную музыку по очереди надевают тюбетейку на голову рядом стоящего ребёнка. Музыка прекращается, на ком останется тюбетейка, тот выходит в центр плясать.
Вед: а сейчас поиграем в игру- эстафету «Пронеси яйцо»
Вед: Пора нам проверить, готова ли наша каша? По-моему, самое время ее пробовать.
би: Кунаклар, уеннарыгыздан туктап торыгыз, ботка пеште.
(накладывая из казана кашу в тарелку громко приговаривает) :
Мен бусы — к кк,
Я гыр бирсен.
Кояшлы, ылы к нн р булсын!
Илг туклык, гаил г иминлек килсен!
би (до этого положила в широкую красивую тарелку кашу и несет ее в центр зала) : монысын, канат очларында язны алып килг н чен, каргаларга бир без.
Вед: монысы сезг, кунаклар. Сыйланыгыз. Муллык килсен. Б хет килсен. Балалар сау-с лам т сегез, т фыйклы булыгыз.
Ашаттыгыз, эчерттегез,
ырлаттыгыз, биеттегез,
Вас с весною поздравляем
Счастья будет вам горой,
Урожая воз большой
Ведущая: На этом наш праздник закончен, пора возвращаться в группу.
Бабушка: Будьте здоровы, растите большими, малышей не обижайте, старших уважайте. Живите дружно, будьте счастливы!