Сагандыкова Алия
Сценарий развлечения «Красивый, богатый русский язык»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создание условий для познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста, их знакомства с праздником «Международный день родного языка».
Задачи:
1. Познакомить детей с «Международным днём родного языка». Обогатить духовный мир детей через различные виды деятельности, формировать у детей свое отношение к международному дню родного языка.
2. Расширять понимание особенностей родного языка и его значения в общении людей.
Публикация «Сценарий развлечения „Красивый, богатый русский язык“» размещена в разделах
3. Обогащать словарный запас детей определениями, многозначными словами, пословицами, поговорками.
4. Закреплять умение понимать слово «Родина», объяснять его значение и подбирать подходящие по смыслу определения.
5. Дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным. Развивать у детей любознательность и интерес к языкам.
6. Упражнять в образовании существительных с помощью суффикса –ок, прилагательных от существительных, в подборе антонимов и толковании слов, понимании смысла пословиц, разгадывании загадок.
7. Формировать у детей навыки культуры слушателя и исполнителя, любознательность, активность, самостоятельность.
8. Воспитывать у детей чувство патриотизма, гордость, за свою страну, свой народ и родной язык.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседы на данную тему, чтение сказок, разучивание стихов, речевые и коммуникативные игры.
Ход развлечения
Воспитатель: Ребята, а как называется страна, в которой мы живем?
Дети: Россия
Воспитатель: Россия очень большая страна, многонациональное государство. Более 130 языков звучат в нашей стране. Россию мы называем: наше Отечество, наша Родина, матушка Русь. Почему?
Ответы детей
Воспитатель: Отечеством мы зовём её потому, что в ней отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, и всё здесь для нас родное. Матерью – потому что защищает и бережёт нас от всяких врагов… Русь –это древнее название нашей страны. Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Воспитатель: У России, как и у других стран мира, есть свои символы. Какие символы нашего государства вы можете назвать?
Дети:
- гимн, герб, флаг.
- народные символы (матрёшка, берёза, ромашка, медведь, балалайка).
- русская национальная одежда.
- русская еда (блины, пельмени, щи, курник, расстегай).
- русские народные сказки («Теремок», «Курочка – ряба», «По щучьему веленью», «Колобок», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси лебеди», «Царевна – лягушка»).
- русские народные игры.
- русские народные песни.
Воспитатель: У каждого человека есть Родина – место, где он родился, есть родители и свой родной язык. Родной язык – это одно из первых открытий в нашей жизни. Первый язык, который мы слышим от своих родных, на котором говорим, который изучаем – родной. Мы говорим с его помощью, думаем, скоро научимся читать и писать. Сегодня, 21 февраля мы отмечаем Международный день родного языка. В международный день родного языка все языки признаются равными. Правильно, выразительно говорить и писать на родном языке – это долг каждого человека перед своей страной. Поэтому всем необходимо знать и беречь свой родной язык. Для нас с вами родной язык – русский, это тот язык, на котором говорят наши мамы, папы, бабушки и дедушки. Наша речь русская, богата не только словами, из простых слов люди русские слагали потешки, колыбельные да сказки, а сколько есть замечательных рассказов, стихов…Послушайте, пожалуйста…
Воспитатель читает стихотворение «В день солнечный июльский.» А. Шибаева
В день солнечный июльский,
Цветы, цветы вокруг
Красив язык мой русский,
Как этот летний луг.
Иду тропинкой узкой-
Деревья до небес!
Могуч язык мой русский
Как этот русский лес!
И в радости и в грусти –
Он всякий час со мной.
Родной язык мой русский,
Как Родина родной!
Воспитатель: Действительно, мы с вами живем в России и русский язык для нас родной. Русский язык – один из мировых языков. Наш язык красив, богат и разнообразен. В нём много красивых слов, с помощью которых мы можем общаться. Его изучает, знает почти все население России и даже представители других стран. Знание русского языка сближает народы, укрепляет дружбу и взаимопонимание.
Воспитатель: Наш народ со времен Руси - матушки любит шутки да прибаутки, небылицы да скороговорки, которые веселье да радость несут. Я знаю, что и вы русский язык любите да игр много знаете. Предлагаю поиграть.
Тогда в круг скорей вставайте,
Да веселье начинайте!
Вот возьму я кузовок,
Положу в него платок…
А теперь слова за мной повторяйте,
Да окончание «ОК» прибавляйте.
1 игра «Положу в кузов – ОК»
Дети двигаются по кругу притопами, проговаривают:
«Положу я в кузовок (3 раза) :
Воспитатель: сахар
Дети (останавливаются и отвечают) : сахарОК
Воспитатель: гриб
Дети: грибОК,
Воспитатель: пирог
Дети: пирожОК,
Воспитатель: сыр
Дети: сырОК,
Воспитатель: цвет
Дети: цветОК»
2 игра «Скороговорка»
Воспитатель: Чтобы родной язык знать и любить,
Нужно четко, правильно на нем говорить!
Вам нужно чисто и быстро проговорить скороговорку три раза подряд.
Сначала девочки постарайтесь!
-Белые бараны били в барабаны.
А теперь мальчики не подведите!
-Купила бабуся бусы Марусе.
А теперь все вместе за мной повторите!
= Валин валенок провалился в прогалинок.
3 игра «Слова наоборот»
Воспитатель: Буду я снежок кидать,
Да слова вам называть.
А вы не зевайте,
Слова – наоборот отвечайте.
Дети называют слова, противоположное по смыслу:
=Большой -маленький,
=Грустный - веселый,
=Трусливый - смелый,
=Добрый - жадный
=Горячий - холодный
=Длинный – короткий и т. д.
4 игра «Какой? Какая? Какие?»
Воспитатель: А теперь отдыхайте, но не зевайте
Слова правильно изменяйте!
- варенье из малины (какое) малиновое
- кровать из дерева (какая) – деревянная
- шапки из меха (какие) – меховые
- сок из апельсина (какой) – апельсиновый
- каша из манки (какая) – манная
- кольцо из золота (какое) – золотое
- платки из пуха (какие) – пуховые
- суп из картофеля (какой)- картофельный
- кубики из пластмассы (какие) – пластмассовые
5 игра «Получи загадку, дай скорей отгадку»
Воспитатель: Издревле русский народ слагал песни, стихи и сказки для детей. А уж как загадки любил…Отгадайте, о ком или, о чем идет речь.
- Всегда во рту, а не проглотишь (Язык)
- Хоть не шляпа, а с полями,
не цветок, а с корешком,
разговаривает с нами
всем понятным языком (Книга)
- В чаще глухой, за ёлкой примолк,
Сидит там зубастый, серенький. (волк)
-Братья разноцветные
В коробочке живут,
А в руках художника
Раскрасят мир вокруг. (карандаши)
-Маленький, ушастенький,
Короткий хвост торчком.
То серый он, то беленький,
Волков боится он. (заяц)
-Быстро летом он растает,
А зимой в нем все играют,
Знает каждый человек,
Что лежит в сугробах. (снег)
6 игра «Пословицы»
Ведущий: С рождения ребенок слышит звуки родного языка. В каждом языке есть свои пословицы и поговорки. Предлагаю вам поиграть в игру на знание русских пословиц.
Если дружба велика - будет Родина крепка.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Слово не воробей, вылетит не поймаешь.
Доброе слово человеку - что дождь в засуху.
Красно поле пшеном, а беседа умом.
Молодцы, ребята!
Воспитатель читает стихотворение «Язык наш прекрасный» Н. Пикулева
Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки.
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
Ведущий: Богат русский народ и своими играми. Предлагаю теперь поиграть.
Подвижная игра «Заря»
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — заря — ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые.
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется
Сценарий развлечения в подготовительной группе «Солнышко»
«День родного языка»
Дата проведения: 21.02.
Цель.
Познакомить детей с праздником "Международным днем родного языка".
Прививать любовь и уважение к родному языку, родному краю, через
совместную творческую деятельность детей и родителей.
(Лиса, охая, приближается к крыльцу, говорит заискивающе).
Лиса: Ты пусти хоть на крылечко…
Много ль надо мне местечка?
Добрый Заинька, прости,
«Чурилки»
Цель: воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.
Ход игры:
Играющие выбирают двоих детей. Одному завязывают платком глаза, другому дают бубен (или колокольчик); затем ведут вокруг них хоровод и поют:
Колокольцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы.
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон?
После этих слов игрок с бубном начинает звонить и ходить в круге, а жмурка старается его поймать.
Как только жмурка поймает его, их меняют другие игроки. Игра продолжается.
«Круги»
Цель: закрепить умение ходить по кругу, узнавать своих товарищей, развивать внимание.
Ход игры:
Выбирается водящий, ему завязывают глаза. Играющие ходят вокруг водящего, стоящего посередине и поют:
Становися во кружок,
Отгадай, чей голосок.
До кого-нибудь коснись,
Отгадать поторопись.
Играющие останавливаются, а водящий ощупывает детей и старается кого-нибудь угадать и назвать.
Тот, кого он верно назовет по имени, идет в круг, становится водящим.
Задачи:Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
Ведущий: Все языки прекрасны, каждый язык красивый. Не забывайте, любите свой родной язык, берегите его, гордитесь им! Живите дружно в мире и согласии с детьми разных национальностей.
В международный день родного языка
На языке родном тебе мы пожелаем:
Люби язык, храни на день и на века!
Не забывай мелодию родного языка.
В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки.
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык! /Варя/
В древности люди не знали письменности. Они передавали истории
(сказки) из уст в уста. Русская народная сказка - это не только наше
богатство,но и источник народной мудрости. Давайте вспомним, какие
русские народные сказки мы знаем?
семи богатырях», «Сказка о царе Салтане»
Воспитатель: Хорошо, вы знаете много сказок.
И сегодня к нам в гости пришла сказка.
Будет сказка занимательна, слушайте ее внимательно.
Кто уши широко раскроет –много всякой всячины усвоит.
А кто невзначай уснет – тот ни с чем уйдет.
Ведущий : У лесочка на опушке
В лубяной своей избушке
Мирно Заяц жил косой
Рядом с рыжею Лисой.
Но ленивая Лисица
Не желала потрудиться-
Дом построить лубяной,
А вселилась в ледяной
Вот весною лед растаял,
Ледяной избы не стало…
Стала хитрая Лисица
К Заюшке на двор проситься. /Злата/
(Лиса подходит к калитке, стучит.)
Лиса: Ты пусти уж, сделай милость!
Заяц: Не пущу: зачем дразнилась?
(Задумывается, махнув лапой, добродушно улыбается.)
Ну да ладно! Не до ссор…
Проходи, Лиса, во двор!
(Лиса проходит во двор)
Ведущий: Без избушки сыро, плохо…
Принялась Лисица охать.
Ночь промаялась без сна-
Зайца просит вновь она.
(Лиса, охая, приближается к крыльцу, говорит заискивающе).
Лиса: Ты пусти хоть на крылечко…
Много ль надо мне местечка?
Добрый Заинька, прости,