Елена Косова
Сценарий проведения родительского собрания по развитию связной речи детей 5–6 лет «Сказочные игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий проведения родительского собрания по развитию связной
речи детей 5-6 лет «Сказочные игры»
Цель: познакомить родителей с играми на основе сказкотерапии, направленными на развитие связной монологической речи у детей.
Задачи:
Публикация «Сценарий проведения родительского собрания по развитию связной речи детей 5–6 лет „Сказочные игры“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Родительские собрания в детском саду
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- расширить представление родителей о речевом развитии и его значении для всестороннего личностного развития детей 5-6 лет;
- привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях;
- привлечь родителей к сотрудничеству и выстраиванию единой линии образования и воспитания с ДОУ в вопросах развития связной монологической речи у детей;
- познакомить с играми на основе сказкотерапии, направленными на развитие связной монологической речи у детей.
Повестка собрания :
1. Особенности развития связной речи у детей 5-6 лет.
2. Значение совместного с ребёнком чтения и обсуждения
художественной литературы для развития связной речи.
3. Работа над развитием связной, в том числе и монологической,
речи детей 5-6 лет в ДОУ и приёмы, которые можно использовать
дома.
4. Примеры игр на основе сказкотерапии.
Ход собрания:
1. Выступление педагога.
Добрый вечер, уважаемые родители!
Мы рады видеть вас на нашем родительском собрании. Как становится ясно из названия сегодняшнего собрания - «Сказочные игры», оно посвящено играм и сказкам. Однако это будут не просто игры и сказки. Мы познакомим вас со специальными игровыми упражнениями и приёмами, направленными на развитие связной монологической речи у ваших детей. Почему была выбрана именно такая тема и зачем мы хотим обратить на неё ваше внимание? До поступления детей в школу осталось немного времени, а развитая связная монологическая речь крайне важна для будущего
школьника, ведь ребёнку на уроках придётся много рассказывать, рассуждать, пересказывать, формулировать свои догадки и вопросы так, чтобы они были понятны для окружающих - учителя и остальных детей в классе. Содержательная, грамматически и лексически правильно построенная, богатая различными языковыми средствами речь у детей, к сожалению, встречается редко.
Когда вашему ребёнку только-только исполнился год, вспомните, как вы переживали за него: когда же он заговорит? Когда и какое произнесёт первое слово? Будет ли он осваивать речь в том же темпе, что и его сверстники или немного отстанет? И если отстанет, нормально ли это и можно ли как-то исправить?
Действительно, в среднем большая часть детей начинает говорить в период с года до полутора лет. Но иногда бывает так, что ребёнок начинает говорить лишь в 2-3 года. В наше время всё чаще у детей наблюдается задержка в речевом развитии. И чем старше становится ребёнок, тем более явно могут проявиться его недоработанные, обрезанные навыки в использовании речи.
С чем это связано? В наш век дети недостаточно проводят времени в общении с другими людьми: родителями, бабушками и дедушками. Чаще всего они сидят у экранов телевизоров, за компьютерами и планшетами или со своими игрушками. Таким образом, они недополучают тот необходимый объём общения, который им на самом деле необходим и который бы их стимулировал на развитие собственной речи. Дети, особенно маленькие, нуждаются не просто в разговорной среде как таковой, но в той, что направлена именно на них - когда обращается живой человек именно к ним и именно от них ждёт ответа. Потому никакие телевизоры, компьютеры и прочие гаджеты и игрушки не заменят и не восполнят этот пробел, если он есть. Мы уж не будем упоминать о специальных речевых занятиях, поскольку проведение их дома родителями вообще редкость.
В итоге, когда ребёнок начинает ходить в школу, у него возникает много проблем. Назову некоторые из них. Это и односложная речь, которая состоит исключительно из простых предложений; и бедная в следствие скудного словарного запаса речь; и злоупотребление словами-«паразитами»; и различные дислалии - неправильное звукопроизношение; и неумение связно и стройно выразить свою мысль и т. д.
Что же необходимо предпринять, чтобы избежать подобных проблем? Об этом может рассказать Рогозина Светлана Викторовна, приглашённый нами на это собрание библиотекарь.
Выступление библиотекаря.
Невозможно переоценить роль художественной литературы в становлении и развитии красивой, правильной речи. Она способна помочь и родителям, и педагогам в воспитании и обучении детей связной речи.
Поскольку мы сейчас говорим о дошкольниках, то наиболее интересной и приемлемой для них является именно сказка, волшебство. Можно ненавязчиво упражнять ребёнка в пересказывании прочитанных ранее сказок, сочинять самим сказки вместе с ребёнком, придумывать концовки к тем, которые закончились не так, как хотел бы ребёнок. Также хорошо и полезно для речевого и личностного развития ребёнка обсуждать с ним поступки тех или иных героев сказок, спрашивать, как бы следовало поступить и что сказать в той или иной ситуации. Ребёнку будет приятно, что его мнение интересно дорогим ему людям, поэтому он будет стараться всё лучше и полнее отвечать на заданные вопросы.
Художественные произведения, с которыми знакомится ваш ребёнок, должны соответствовать его возрасту и индивидуальным особенностям.
Перед началом чтения сказки лучше всего убрать из поля зрения ребёнка все вещи, которые могут его отвлечь. Обстановка должна быть спокойной и комфортной.
При чтении необходимо следить за интонационной насыщенностью и выразительностью, ведь именно на слух у ребёнка происходит знакомство с текстом, его восприятие. Не пренебрегайте иллюстрациями, пусть ребёнок рассматривает их и обсуждает с вами.
Чтение не должно быть затянуто. Для ребёнка 5-6 лет 15-минутное прослушивание и обсуждение сказки - наиболее приемлемый вариант.
Ещё одним их эффективных приёмов является театрализованное представление, разыгранное по сюжету хорошо знакомой ребёнку сказки. Для этого дома можно использовать и пальчиковые куклы, и обычные игрушки, и самим с детьми сыграть каких-то героев, переоблачившись в импровизированные костюмы.
Разыгрывание сцен из сказок стимулирует ребёнка к развитию интонационной выразительности речи. Обычно уже к пяти годам ребёнок обучается ей. Однако в наше время у детей часто встречается невыразительное, монотонное чтение стихов, пение песен и отыгрывание ролей во время инсценировок. Поэтому, пожалуйста, обращайте и на интонацию, эмоциональную выразительность, с которой говорит ребёнок, в том числе.
Большое спасибо за внимание.
Выступление педагога.
Хотелось бы вкратце упомянуть о том, какие занятия мы проводим с детьми для развития у них связной речи.
Мы обучаем их рассказыванию (например, по картинке, пересказу ранее услышанного текста, сочинению своих историй и сказок. Это способствует развитию связной монологической речи.
Разучивание стихов и песен способствует развитию памяти, а также эмоциональной и интонационной выразительности.
Для улучшения звукопроизношения хорошо помогает разучивание скороговорок и чистоговорок.
Для развития мышления и построения предположений на основе услышанного мы используем загадки.
Что же можно делать дома?
Прежде всего, разговаривайте с ребёнком чаще, обращая внимание на то, как вы сами говорите. Чёткость, чистота, внятность, грамотное построение, спокойный тон - вот что невольно будет копировать ребёнок, слушая вашу речь.
Заметив у вашего ребёнка какие-либо проблемы с речью, не стесняйтесь обратиться к нужному специалисту (логопеду, невропатологу, психологу, психиатру). Чем раньше начнётся работа над проблемой, тем быстрее её можно будет устранить или скорректировать.
Как уже ранее говорила наша уважаемая библиотекарь Светлана Викторовна, чаще читайте ребёнку книги. Художественное слово и обсуждение прочитанного хорошо способствует развитию связной монологической речи.
А теперь перечислим игры на основе сказкотерапии.
Игра «Скажи, какой?»
Цель: упражнять в подборе эпитетов к существительным.
Ход игры : В произвольном порядке взрослый и ребёнок перечисляют каких-либо героев, вещи и явления из определённой сказки. Один называет существительное, а второй должен тут же придумать к нему эпитет, причём не обязательно совпадающий с тем, что был в сказке, т. е. принцесса неожиданно может оказаться злой, а дворец - картонным. После каждого ответа ход переходит к отвечавшему.
Игра «Назови меня»
Цель: упражнять в подборе существительных к эпитетам.
Ход игры : Ведущий называет какой-либо эпитет, а игрок должен подобрать к нему существительное. Это, как и в предыдущей игре, может быть герой, вещь или явление из какой-либо сказки.
Игра «Придумай сказку»
Цель: упражнять в придумывании и рассказывании историй.
Ход игры : Ведущий выкладывает на стол перед игроком случайно выбранные в доме пять вещей и просит его придумать сказку или историю, в которой в том порядке, в каком они лежат на столе, появились все пять вещей. После того, как сказка придумана и озвучена, ведущий с игроком меняются местами.
Игра «Что я вижу?»
Цель: упражнять в наблюдательности и формулировании описания.
Ход игры : Ведущий задаё т игроку вопрос: «Что ты видишь?» На что игрок выделяет что-то из окружающего и описывает этот предмет, этого человека или животное, начиная с вопроса: «Что я вижу? Я вижу.»
Особенно важно в этих играх взрослому побывать как в роли ведущего, так и в роли игрока, чтобы ребёнок слышал пример, как справляется с этим занятием другой человек.
Рефлексия.
Вот и подошла к концу наша встреча. Может быть, у кого-то возникли какие-либо вопросы?
Мы очень надеемся, что то, о чём мы сегодня с вами вели разговор, было вам интересным и полезным.
Сейчас мы раздадим вам небольшие памятки со всеми перечисленными сегодня играми и упражнениями на развитие связной монологической речи у детей. Спасибо за внимание. До свидания.