Елена Мешкова
Сценарий проведения физкультурного досуга для детей старшей группы «Русские народные подвижные игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для формирования знаний у детей старшей группы традиций и игр национальной культуры.
Задачи:
сохранять и укреплять здоровье детей;
совершенствовать двигательные умения и навыки, обучить народным подвижным играм с правилами;
Публикация «Сценарий проведения физкультурного досуга для детей старшей группы „Русские народные подвижные игры“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Сценарии развлечений
- Работа инструкторов по физической культуре
- Русские народные игры
- Русские народные подвижные игры
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
развивать физические качества: ловкость, быстроту, способствовать выразительному и ритмичному выполнению движений под русские народные мелодии;
воспитывать в играх морально-волевые качества: дружелюбие, честность, справедливость.
Материалы и оборудование: маски по сказке «Репка», платочек, фонограммы русских народных песен.
Предварительная работа: беседы с детьми о русских народных играх, заучивание считалок.
Ход развлечения:
Ведущая в русском народном костюме встречает детей. Звучит веселая народная музыка, дети проходят, строятся.
Воспитатель:
Гости желанные, милые, званые!
Праздник русский начинается,
Сюда все приглашаются!
К нам спешите вы скорей!
Ждет вас множество затей.
В игры разные играть! Честно силу показать!
Ребята, сегодня у нас праздник русских народных игр. Мы с вами отправимся в путешествие в прошлое к русскому народу. Вспомним и поиграем в игры, в которые играли наши предки.
Русский народ всегда любил праздники. В эти дни все одевались красиво, ходили в гости, пели песни, танцевали, водили хороводы и играли в веселые игры.
А вы хотели бы попасть в то время, и тоже научиться играть в подвижные русские народные игры?
Воспитатель: Для начала, зарядка для ума, загадают вам «Богатырские загадки», ведь в народе русском всегда любимы сказки о богатырях. А мы проверим вашу смекалку.
Игра «Богатырские загадки»
Богатырская цифра (три);
Не один в поле (воин);
Ведьмолёт (помело);
- Ну, а теперь пойдут загадки посложнее- старинные! Справитесь?
Чёрное семя руками сеют, ртом собирают (буквы);
Зубов много, а ничего не ест (гребень);
Потайная кладовая со всей обновкой: тут и спички, и табак, и медный пятак (карман);
В лесу родился, в лесу вырос, в дом пришёл, всех вокруг себя собрал (стол);
Не крылата, а перната, как летит, так и свистит, а сидит, так молчит (стрела);
Сидит Пахом на коне верхом, грамоты не знает, а читает (очки).
Воспитатель: Молодцы! Справились достойно!
Воспитатель: Что-то засиделись, ноги застоялись, пришла пора размяться.
Чтобы попасть в то старинное время, нам с вами надо пройти через «золотые ворота».
Игра «Золотые ворота» :
В игре двое игроков встают лицом друг к другу и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Остальные дети, взявшись за руки (цепочкой) идут друг за другом и проходят в «ворота», произносят:
Золотые ворота
Проходите, господа!
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз не пропустим вас!
После этих слов «ворота» резко опускаются, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротами». Постепенно «ворота» увеличиваются, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».
По окончании игры дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Меня зовут Маланья. Предлагаю вам поиграть со мной в игру «Как у бабушки Маланьи».
Дети вместе со взрослым становятся в круг, в середине которого находится ребенок, изображающий Бабушку Маланью (на него можно надеть платочек или фартучек). Дети в кругу вместе со взрослым начинают петь смешную песенку, сопровождая ее выразительными движениями.
Как у бабушки Маланьи было семь сыновей,
Было семь сыновей, все они без бровей! (закрывают руками брови)
Вот с такими глазами, (показывают руками круглые глаза)
Вот с такими ушами, (оттопыривают уши)
Вот с такими носами, (показывают большой нос)
Вот с такой головой, (большую голову)
Вот с такой бородой (наклоняются, показывают руками длинную бороду)
Все они сидели, на нее глядели, делали вот так!
Воспитатель: «Посадил дед репку и выросла репка…» из какой сказки эти слова?
Дети: Репка!
Воспитатель: Правильно, но я вам не буду сказку рассказывать, а научу играть в народную игру «Репка».
Разделить детей на группы по 7 человек. Если детей меньше, то второй раз участвуют дети, которые еще не играли.
Подвижная игра «Репка».
На стульчике сидит «репка» (ребенок в маске репки). В другом конце зала 6 человек стоят в колонне друг за другом (дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка). Сначала к репке бежит «дед», обегает ее и возвращается. За него цепляется, берет за пояс, «бабка», и они вдвоем обегают «репку». Возвращаются и берут «внучку» и так далее. В конце игры, когда все персонажи цепочкой будут обегать «репку», она должна уцепиться за мышку, и все вместе возвращаются на старт.
Воспитатель:
А сейчас, детвора,
Начинается игра.
Дружно за руки беритесь
В хоровод все становитесь!
- А теперь я предлагаю вам сыграть в жмурки. Дети, становитесь в круг. Давайте считалочкой выберем жмурку.
Игра «Жмурки на местах»
Жмурку ставят на середину игровой площадки, завязывают глаза, и он повертывается вокруг себя несколько раз.
Играющие его спрашивают: «Где стоишь?» — «На мосту». — «Что продаешь?» — «Квас». — «Ищи три года нас!»
После слов играющие расходятся по площадке.
Жмурка говорит: Раз, два, три – замри!
Жмурка идет их искать. Дети, пока их ищет жмурка, не сходят со своих мест, но они могут приседать, вставать на колени или четвереньки. Найденный игрок становится жмуркой.
Воспитатель: Вам понравились подвижные народные игры? Я вам предлагаю закончить наше занятие игрой «Горелки с платочком».
Игра «Горелки с платочком»
Игроки стоят в кругу. Дети берутся за руки и идут по кругу. Все хором проговаривают:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Водящий в круге идет в противоположную сторону. После слов детей, произносит: «Раз, два, три, беги!», разделяет платочком круг. Крайние дети разорванного водящим круга бегут в разные стороны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет платочек и водит. А опоздавший участник встает в круг.
Воспитатель: Как вы знаете ребята раньше не было телевизоров и люди не смотрели кино и мультфильмы, а рассказывали детям сказки, которые сочиняли сами.
Сказки любите, ребятки?
Отгадайте-ка загадки.
Вы, ребятки, не зевайте,
Вместе хором отвечайте!
Приходили к нему Мышка,
Лиса, Зайка, Косолапый Мишка.
Он не низок, не высок,
Стоит в поле. (Теремок)
Как-то мышка невеличка
На пол сбросила яичко.
Плачет баба, плачет дед.
Что за сказка, дай ответ (Курочка Ряба)
С пылу с жару из печи,
Ни минуты не молчит –
По тропинке катится
Подвигами хвалится. (Колобок)
В глухом лесу в своей избушке
Совсем одна живет старушка.
Метлой она не пол метет,
Метла - старушкин самолет (Баба Яга)
Воспитатель: Ай да молодцы, все сказки узнали! Тарара-тарара, ждёт нас новая игра!
«Бабка-Ёжка»
Это игра-хоровод с элементами салок. Водящего - «Бабку-Ёжку» – выбирают считалкой. После чего дети образуют круг, в центр которого и встает «Бабка-Ёжка». Ребята водят хоровод и читают стихотворение:
Бабка-ёжка, костяная ножка
С печки упала, ногу сломала.
А потом и говорит: «У меня нога болит!»
Пошла она на улицу,
Раздавила курицу,
Пошла на базар,
Раздавила самовар!
Потом дети разбегаются в разные стороны, а водящий пытается их догнать и осалить. Осаленные должны замереть на месте. «Бабка-Ёжка» передвигается на одной ноге.
«Алёнушка и Иванушка»
Выбирают Алёнушку и Иванушку, завязывают им глаза. Они находятся внутри круга. Играющие встают в круг и берутся за руки. Иванушка должен поймать Аленушку. Чтобы это сделать, он должен звать её : «Алёнушка!», а Алё нушка обязательно должна откликаться: «Я здесь, Иванушка!», но сама она не очень-то торопится встретиться с Иванушкой и, чувствуя его приближение, отбегает в сторону. Движения водящих комичны и иногда неожиданны. Как только Иванушка поймал Алёнушку, их место занимают другие ребята и игра начинается сначала.
Воспитатель: Молодцы! Вот и закончилось наше путешествие. Давайте вспомним, какие игры мы сегодня играли. (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, храните народные традиции, справляйте праздники, пойте русские песни, читайте сказки, играйте в народные игры. Старинные народные игры да забавы и веселые, и интересные. Русский народ придумывал игры и забавы с заботой и любовью для своих детей, надеясь, что с их помощью они не только весело и полезно для здоровья проведут свое свободное время, а еще станут быстрыми, ловкими и сильными, научатся общаться друг с другом, ценить дружбу, приходить на выручку, быть честными и не бояться трудностей, твердо веря в свои силы и помощь друзей. А мы с вами прощаемся – праздник наш завершается!
Дружно с вами мы играли,
И нисколько не скучали,
А теперь пришла пора
Нам проститься детвора.
Без игры вы не скучайте,
Скучно станет – поиграйте!