Оксана Чарыкова
Сценарий праздника «Герасим-грачевник»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий праздника
Краткая аннотация программы После долгой холодной зимы, так хочется тепла. А весна всё не идёт. Но мы знаем, что птицы обязательно принесут весеннее солнышко на своих крыльях. Герасим – грачевник поможет весне прийти в детский сад. Герасим – грачевник – образ неодушевлённый, мы знакомим детей вскользь - ненавязчиво с именем преподобного Герасима, как бы давая возможность детям развиваться в дальнейшем самостоятельно, привлекая семьи к разгадке связанной с именем Герасима.
Публикация «Сценарий праздника „Герасим-грачевник“» размещена в разделах
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» июль 2013
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №14 «Боровичок»
Сценарий мероприятия (праздника, досуга, развлечения) в дошкольном учреждении.
(встреча птиц)
Тема: 17 марта - Герасима - грачевника – прилёт птиц.
Разработчик: старший воспитатель Чарыкова Оксана Владимировна
Городской округ г. Бор
Нижегородской области
2013 г.
2. Пояснительная записка.
Герасим - грачевник
Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста.
(Интеграция образовательных областей (ОО) :
ОО Познание - формирование целостной картины мира, конструирование и речевое развитие,
фольклор – ОО музыка,
ОО физическая культура,
ОО коммуникация,
ОО социализация,
ОО чтение художественной литературы).
Цель: Приобщение детей к истокам русской культуры, знакомство с новыми православными именами, обогащение словаря старших дошкольников по темам: «Весна», «Зима», «Перелётные птицы».
Задачи:
Образовательные
Расширять знания и представления детей о русских народных закличках на Весну, подвижных играх, обрядах, обычаях, разных формах народного творчества. Обогащать и активизировать словарь (веснянки, грачевник, заклички). Познакомить детей с детским лакомством и забавой для русских православных ребятишек прошлого столетия – «Жаворонками» и праздником Герасима - грачевника.
Развивающие:
Развивать у детей познавательный интерес, эмоциональную отзывчивость, эстетический вкус, коммуникативные способности, мелкую моторику руки.
Воспитательные:
Воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, уважение к русским народным традициям, желание доводить начатое дело до конца.
Историческая справка:
17 марта – в день Герасима - грачевника на Руси, по традиции, пекли хлеб по форме напоминающий грачей. Это делалось для того, чтобы встретить прилет долгожданных птиц, приносящих весну. Народ приметил, что к этому дню обычно прилетали грачи. Кроме того, наши предки были уверены, что на Грачевники кикиморы делаются смирными и ручными и что только в этот день их можно уничтожить.
«Герасим Грачевник грачей пригнал», - приговаривали поселяне и примечали: Коли грачи прямо на гнездо летят, весна будет теплая, дружная. Весной грач прилетел - через месяц снег сойдет. «Грач зиму расклевал, - говорили старики и добавляли, - увидал грача - весну встречай». В народе говорили: "Грач на горе - так и весна на дворе", "Увидел грача - весну встречай". По поведению грачей в этот день судили о характере весны: "Коли грачи прямо на старые гнезда летят - весна будет дружная, полая вода сбежит вся разом". Если же грачи прилетали раньше 17 марта, в этом видели дурную примету, предвещавшую голодный год. Чтобы ускорить наступление тепла, в день Герасима пекли из ржаного кислого теста птичек - "грачей".
По церковному календарю это день памяти сразу двух Герасимов. Первый из них - преподобный Герасим "иже на Иордане" родился в 5 в. в Ликии (Малая Азия). После пострижения в монахи он долгое время жил в одиночестве в пустыне в Египте, а после перебрался на берег реки Иордан в Палестине, где основал монастырь с очень строгим уставом. Иноки должны были жить в одиноко стоящих хижинах, питаться кореньями, хлебом и водой, носить ветхую одежду, спать на рогоже, а все время бодрствования проводить в трудах и молитвах. Только по субботам и воскресеньям монахи собирались вместе на Божественную литургию и причастие. Сам преподобный Герасим вел еще более строгую жизнь. Во время Великого Поста он удалялся в пустыню, где молился и до самой Пасхи не вкушал пищи. Все время рядом с ним был прирученный лев, который и после смерти преподобного его не покинул: он умер, положив морду на его могилу, и был похоронен рядом с Герасимом.
В этот день церковь отмечает также память преподобного Герасима, первого Вологодского чудотворца, который жил в 12 в. После принятия пострига 4 марта в Киевской Гнилецкой Успенской обители Герасим отправился на север, чтобы там, в суровых природных условиях и вдали от суетной жизни продолжить послушническое служение Богу. 19 августа 1147 года он подошел к реке Вологде, где увидел строящийся град и благословил его, этот год в последствии стали считать годом основания города Вологды. Недалеко от этого места в дремучем лесу за Кайсаровым ручьем преподобный и решил поселиться. Здесь им был построен сначала храм во Имя Пресвятой Троицы, а потом и первый на севере монастырь. Умер Герасим 17 марта 1178 года.
• возраст детей – старший дошкольный возраст (5 -7 лет)
• количество объединенных групп ( 2 группы: старшая – подготовительная)
актуальность: Сегодня всё забытое приходит к нам вновь, открывая те родные, драгоценные грани давно – минувших и забытых дней, на мой взгляд – актуальность старинных православных народных праздников остаётся и по сей день и ничем не замещается. То, что приходит новое в наш сегодняшний день имеет древние корни.
Забыты и утрачены народные традиции, не употребляются в разговорной речи старославянские слова и наречия, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми богат русский язык. В современной жизни практически забыты и не проводятся народные праздники и народные гуляния, отсутствуют предметы народного быта.
Задачей педагога является:
воспитать у ребенка чувство понимания к древности и величию русского народа, его традициям, обычаям, обрядам. С самого раннего детства дать понять, что они часть великого русского народа. Воспитывать особенные черты характера, присущие ему нравственные ценности: доброта, красота, трудолюбие. Особое место в русском фольклоре занимает отношение к труду и мастерству человеческих рук, что является богатейшим источником познавательного и нравственного развития ребенка Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируется накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, растений, насекомых, причем эти наблюдения связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.
• связь содержания мероприятия с реализуемой в ДОУ программой духовно-нравственного воспитания – в нашем ДОУ мы работаем по Программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой – в программе ясно выделены такие задачи нравственного воспитания, как:
• -воспитание уважительного отношения к окружающим людям,
• -//-заботливого отношения к малышам, пожилым людям,
• -// -качеств: сочувствия, отзывчивости, справедливости, скромности.
• -развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.
• -продолжать воспитывать желание познавать культуру своего народа через сказки, пословицы, поговорки.
• связь содержания мероприятия с традиционными ценностями православной культуры – после долгого Великого поста, что и после долгой холодной зимы – в нашу жизнь врывается небольшой, но светлый праздничный день, когда все пекут жаворонков, зовут весну. Здесь явно проглядывается связь с Герасимом, он будто учит нас терпению (своими поступками – отречение от всего мира) и говорит, что после зимы обязательно придёт тёплая весна.
• особенности реализации мероприятия: форма проведения - праздник,
• виды деятельности:
Двигательная Подвижные игры с правилами
Игровая Сюжетные игры
Игры с правилами
Продуктивная
Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества
Коммуникативная
Беседа
Ситуативный разговор
Речевая ситуация
Составление и отгадывание
загадок
Сюжетные игры
Игры с правилами
Трудовая
Совместные действия
Дежурство
Поручение
Задание
Познавательно-исследовательская
Наблюдение
Экскурсия
Решение проблемных ситуаций
Моделирование
Музыкально-художественная Слушание Исполнение
Импровизация
Подвижные игры (с музыкальным сопровождением)
Музыкально-дидактические игры
Чтение художественной литературы Чтение Обсуждение Разучивание
• нацеленность на результат: на каких ценностях акцентирует внимание воспитанников данное мероприятие – «крошка добра – ценнее золотого зла», дети помогают весне, так как она не в силах сама себе помочь.
• описание требований к знаниям, умениям и навыкам, которые должен показать воспитанник в процессе мероприятия – знание загадок, песен, игр.
• Расширять представления о народных православных праздниках. Развивать эмоциональную сферу, чувство сопричастности к этим торжествам;
• перечисление качеств личности, которые могут быть развиты у воспитанников в результате занятий данным видом деятельности - уважительное отношение к окружающим людям, заботливое отношение к малышам, пожилым людям, сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность. Волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.
2. Описание проведения мероприятия.
• структурность сценария :
1. приветствие (Веснянки зовут весну, а она не идёт,
2. завязка сюжета (Весна заколдована,
3. развитие сюжетных линий (нужны помощники, кто спасёт Весну),
4. кульминация (прилёт грачей и жаворонков,
5. развязка – рефлексия (Весна проснулась, Зима уходит).
• роль ведущего: умение организовать детей и активизировать их внимание, заинтересовать – роль ведущего – Веснянка, которая участвует в празднике и корректирует текст если это нужно,
• используемый музыкально-литературный материал - художественный, доступный этому возрасту, объем - минимален,
• игровые ситуации пронизывают весь праздник, сюрпризность праздничного действия – всё делается без волшебства, а просто человеческими детскими руками.
• эмоциональная атмосфера (длительность – по возрасту, динамичность во всём)
• эстетика внешнего вида детей и взрослых выдержана благодаря костюмам.
Материал:
Аудиозапись с мелодиями для закличек и хороводных игр, русский народный костюм для ведущей – Веснянки, пять детских русских сарафанов на девочек, костюмы для персонажей: Весны, Зимы, Снегиря. Веточки с наклеенными на них зелёными листочками и жаворонками из бумаги. Жаворонки печёные – угощенье для ребят.
Предварительная работа:
1. Беседа о традициях русского народа, просмотр иллюстраций.
2. Чтение русских народных сказок: «Снегурочка», «Как Весна Зиму поборола», «Весенний ручей» и другие.
3. Знакомство с малыми формами фольклора, заучивание наизусть некоторых из них.
4. Оформление веточек берёзы – наклеивание зелёных листьев и жаворонушков.
5. Оформление мини – сцены : веранды, на которой будет происходить действо.
6. Открытие художественной выставки рисунков, поделок и детских стихов: «Мы встречаем Весну!»
Методы и приемы:
Мотивация, беседа – проблемная ситуация: «А если Весна не прийдёт?.», художественное слово, знакомство с закличками – веснянками, хороводная игра «Летели две птички», загадки о зимних погодных явлениях, русская народная песня «Вот уж зимушка проходит», совместная работа по изготовлению атрибутики к празднику, обобщение.
Действующие лица:
• Веснянки – 5 девочек, 1 взрослая,
• Весна,
• Зима,
• Снегирь,
• Мальчишки – «зазывальщики» – 3.
Оформление праздника :
• На веранде – с помощью канцелярских кнопок крепится солнышко, нарисованное на ватмане совместно с детьми. От него – во все стороны прикрепляют разноцветные ленточки. По всей веранде развешаны ленточки, банты.
• Для мальчиков – «зазывальщиков» совместно с детьми на веточки приклеивают жаворонки и зелёные листочки. Делают из зелёной бумаги – конфетти.
Реклама – приглашение для родителей:
Бабушки, дедушки, мамы и папы!
С праздником Вас поздравляют ребята!
Сегодня к ним прийдёт Грачевник –
Мы приглашаем Вас к себе:
Там будет пение, веселье
И жаворонки по весне!
Ждём Вас сегодня к нам в детский сад –
Герасим Грачевник Вам будет рад!
В 10.00 – на веранде старшей (подготовительной) группы.
Ход праздника:
Дети выходят на улицу. Фоном звучат веснянки (фонограмма).
Появляются Веснянки (1-взрослая, 5 девочек). С шумом и весельем подбегают к детям, разбрасывают зелёное конфетти (как символ жизни) :
- Весна красна, на чём пришла?
на чём пришла, пришла – приехала?
на кобыле вороной, с сохою, с бороной!
- Весна, весна, на чём пришла? – на сохе, на бороне, на кобыле вороне.
- Весна красна! На чём пришла? – на жёрдочке, на тоненькой, на досточке, на славненькой. С хлебами обильными, со льном высоким!
Веснянка - взр. :
- Добрый день сегодня, ребятишки!
Воспитатели, девчонки и мальчишки!
- К вам прислал нас друг весны и брат
Герасим – грачевник послал к вам грачат (машут веточками с птичками).
- Сегодня, приказал нам брат: «Веселите – ка ребят!
Пойте весело, пляшите, только сильно не шалите!»
- Итак, наказ его исполним и праздником сердца наполним.
- А праздник сегодня не простой – зима уходит на покой. И уступает трон Весне…
- А где-ж она? Весна –то где? Ребята, к вам Весна не приходила? Где же она?
- Может девица Весна заблудилась?
В чаще лесной от дорожки отбилась?
- Давайте возьмёмся за руки, скорей и дорожку – тропинку протопчем мы ей! (строятся в шеренгу, за руки и идут по периметру площадки).
По дорожке поют веснянки:
- Солнышко, солнышко, покажись, покажись.
Из-за гор – горы - поднимись, поднимись!
Дети поют заклички:
- Весна, весна, красная! Весна, весна, красная!
Приди, весна, со радостью! (2р.)
С огромною со благостью! (2р.)
Со хлебушком, пшеничкою, со хлебушком душисты-и-м!
Приди, весна, со тёплым днём! (2р.)
Со тёплым днём, с высоким льном! (2р.)
Возвращаются на веранду. Веснянки:
- Посмотрите – кА, детишки! Девчонки и мальчишки!
-Сидит на скамейке и дышит тихонько…
Озябла Весна – погреемся полькой! (весёлая парная полька).
- Весна заснула крепким сном и мы не в силах ей помочь.
Но что же делать, как нам быть? Давайте все весну будить!
( кричат: «Весна!» одновременно хлопая в ладоши и топая ногами).
Появляется Зима:
- Я – зима, а значит, мне царствовать по всей земле!
А весна уснула навсегда, не помогут ей друзья - никогда! Ха-ха.
Веснянки:
- Что же делать, как нам быть? Как весну нам разбудить?
- Если весна не проснётся сегодня, мир весь затянется коркою льда…
Злая зима будет править свободно, мы же от холода сгинем тогда!
- Ой, помогите – ж, весне помогите… в чаще лесной снегирька отыщите…
(Все идут в центр участка и встречают Снегиря).
Веснянка:
- Вот и он – Снегирёк прилетел!
Снегирь:
- Я к ребятам от солнца летел! С вестью к вам я послан светилом рассказать, что делается в мире!
Веснянка:
- Что с весной, поведай нам, дружок? Разбуди, наш добрый снегирёк!
- Иль раскрой нам тайну, милый друг…кто разбудит нам весну?. а вдруг…
-Не разбудит нам весну никто… сгинем все под ледяным пальто…
Снегирь:
- Нет, друзья, к разгадке есть ключи – нам помогут жаворонки и грачи!
Веснянки:
- Где ж они, наш милый снегирёк?
Снегирь:
-На востоке, путь туда далёк! Если все мы крикнем их сейчас – то уйдёт зимы недобрый час…
( Все кричат: «Жаворонки! Грачи!»). Дети поют закличку:
- Жаворонушки! Прилетите к нам, да, принесите нам,
Нам весну красну, да, красно летеце.
Нам зима –то надоела,
Много хлебушка поела, а воды – то попила, да, три колодезя.
Всю куделю перепряли, на мотушки пермотали,
На базарик пертаскали, за копейки продавали,
Детям хлеба покупали.
Жаворонушки!
Неожиданно появляется группа «сельских» мальчишек с веточками и шестами с птичками:
- Солнышко, солнышко выгляни в околнышко,
Это мы идём, жаворонушек несём!
(танцуют танец около Весны и она просыпается).
Весна:
-Ах, как долго я спала… долго правила Зима!
Но конец зимы настал, и моё пробило время,
Конь зимы бежать устал, всё вокруг помолодело!
Жаворонки к нам летят и зима нам не страшна.
Зима:
- Что? Зима вам не страшна? И Зима вам не нужна?
Это вы сказали зря… - заморожу вас, друзья! Ха-ха-ха!
(принимается бегать за детьми и «морозить» их – подвижная игра: «Заморожу»).
Весна:
- Заморозишь – расколдую! Лучше мирно потолкуем!
Зима:
-Хорошо, на мир согласна, если согласитесь вы
Помериться со мною силой, испытания пройти мои!
(ответы детей)
Зима:
1 задание – испытание:
-Бел, а не заяц, летит, а не чайка. Что это такое? Ну-ка, отвечай-ка!
(снег летит)
2 задание – испытание:
-Удалец – молодец без крыльев летает, снег поднимает, деревья качает.
Спросишь его – прожужжит, прозвенит и дальше летит.
(ветер)
3 задание – испытание:
-Гуляю в поле, летаю на воле, кручу, бурчу, знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю.
(метель)
Зима:
-Победили вы, ребята! И зима уходит прочь…
Стала доброю Зима, и готова всем помочь!
Спойте -ж песню мне – венец –
Ведь пришёл Зиме конец!
(Дети поют песню приплясывая и хлопая в ладоши на припеве. Здесь используется мелодия широко известной песни «Заиграй, моя волынка») :
- Вот уж зимушка проходит, белоснежная проходит,
Люли, люли, проходит (2р.)
-Прощай саночки, конёчки, наши зимние дружочки.
Люли, люли, дружочки! (2р.)
-Снег и холод прочь уходят, весну красную приводят.
Люли, люли, приводят! (2р.)
(Зима машет рукой и уходит).
Весна:
- Дорогие ребятишки, девчонки и мальчишки!
С жаворонками вас поздравляем и весенних улыбок желаем!
Мальчишки:
-Ехала торба с высокого горба,
В этой торбе хлеб, соль, да пшеница с кем ты хочешь – с тем поделися!
(Дети встают парами)
Игра: «Летели две птички»
- Летели две птички – ростом невелички.
Как они летели – все люди глядели!
Как они садились – все люди дивились!
Как они вставали – крепко обнимали.
1,2,3 – в круг скорей лети!
(Окончив песню, дети становятся в круг, и всё начинается сначала – 4-6р.)
Веснянки:
- Праздник Грачевник к концу не подходит…
Он продолжается, он не уходит.
В группу сейчас мы пойдём – на обед –
Там жаворонками каждый будет согрет!
- Ждёт самовар, чтоб попотчевать чаем,
Ждёт угощенье, печенье, варенье,
Впрочем всё то, что для вас – наслажденье!
- Взялись за ручки и с песней, вперёд!
В садик же нас пусть Весна поведёт!
(идут в группу за Весной, там угощаются печёными «жаворонками» и сладким чаем).
.
Литература:
1. О. Л Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры «Программа.
Издательство «Детство- Пресс» г. Санкт – Петербург 2008г
2. А. А. Лопатина, М. В. Скребцова «В гости к празднику».
Издательство «Амрита- Русь» г. Москва 2010г
3. Н. Бордюг. Детский музыкальный фольклор Нижегородской области в праздниках и обрядах. Нижний Новгород- 1993г.
4. И. М. Снегирёв. Встреча весны. Издательство: Университетская типография,1838г.
5. Мельц М., Русский фольклор. Библиографический указатель. 1945—1959, Л. 1961.
6. Круглый год. Русский земледельческий календарь /Сост., вступ. Ст. А. Ф. Некрыловой. – М. : Правда, 1991. – 496 с., ил.
7. Русские народные песни: Мелодии и тексты. – М. : Издательство «Музыка», 1985. – 128 с.
8. Русская народная поэзия. Обрядовая поэзия: Сборник/ Сост. и подгот. текста К. Чистова, Б. Чистовой. – Л. : Художественная литература, 1984. – 528 с., ил.
9. В. И. Даль Пословицы, поговорки русского народа
Издательство «Эксмо» г. Москва 2003г.
10. Программа воспитания о обучения в детском саду. Под ред. М. А. Васильевой и др. - М. -2006г.