Ольга Вишнякова
НОД «Герасим-грачевник» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
«Герасим-грачевник»
Любая деятельность с детьми по экологическому воспитанию (посевные и уборочные работы, появление и опадание листвы, прилет и отлет птиц и прочее) перекликается с приметами, которые посвящены памяти того или иного святого.
Весной мы всегда говорим о перелетных птицах. Первыми прилетают к нам после долгой зимы - грачи. В народном календаре день 17 марта – называется «Герасим - грачевник».
Публикация «НОД „Герасим-грачевник“ (средняя группа)» размещена в разделах
В старину люди верили, что святой Герасим первых вешних птиц – грачей – из теплых стран впереди себя гонит. В этот день деревенские ребята бегали к роще, в которой были прошлогодние грачиные гнезда – «грачей следить». Старики говорили: «Увидел грача – весну встречай!». «Грач на горе – весна на дворе».
Любят эту птицу в народе и как поэтично о ней говорят: «Налетели грачи, стали душу толчи, пить снегов молоко». В этот день в старину даже пекли хлеб в виде птицы-грача и радовались - «грач зиму расклевал». После выпечку «хлеба-грача» садили на спицу и выходили на улицу, поднимали вверх «птицу» и кричали закличку:
- Грачи-киричи:
летите – летите.
Дружную весну
несите – несите.
Мы с ребятами то же решили в этот день испечь хлеб в виде грача и поставили следующие задачи:
• Познание: познакомить детей со старинной технологией лепки птицы-грача. Развивать интерес к истории и традициям народной культуры.
• Художественное творчество: продолжаем учить работать с тестом: замешиваем, раскатываем в шар, потом в жгут и оформить птичку традиционным способом: узлом из жгута, на одном конце жгута делаем надрезы.
• Труд:
Учить месить тесто, делить на части, раскатывать. Лепить птицу-грача традиционным способом (сворачиваем жгут в узел).
• Безопасность: во время работы с мукой не делать резких движений, не дуть, глубоко не дышать.
Предварительная работа:
• Рассматривание картины «Грачи прилетели» А. К. Саврасова;
• Беседа о том, что такое заклички;
• Подготовка сдобного теста;
• Завязывание шнурков узлом.
Ход деятельности
Предложить детям рассмотреть картину К. Саврасова «Грачи прилетели» и провести небольшая беседа по картине.
Показать детям печёных птичек и сообщить, что сегодня мы сами будем лепить из теста грачей, чтобы с их помощью закликать Весну-красну. Пояснить, что тесто для таких птичек всегда замешивали по древним рецептам и лепили тоже старинными способами, которые передавались бабушкам от прабабушек. Эти рецепты и способы важно было сохранять без изменений. Показать детям технологическую карту изготовления птичек, и предложить внимательно рассмотреть и сравнить два способа (см. рисунок).
Уточнить, насколько дети поняли последовательность и содержание трудовых действий. По необходимости показать детям отдельные — более сложные — моменты, например, надрезание формы и сворачивание для получения крыльев. Подсказать, что глазки птичкам можно сделать из изюма, гвоздиков гвоздики, сушёных ягод (черёмухи, черники) или просто сделать углубления — проткнуть отверстия зубочисткой.
Дети берут по кусочку теста, определяются со способом лепки и начинают лепить грачей.
По окончании работы дети переносят своих птичек на противни и смазывают сиропом с помощью широкой кисти или перышка.
После занятия. Противни переносятся на кухню, где по предварительной договорённости с поваром грачи выпекаются.