Ольга Склянина
Сценарий праздника «Фестиваль народов Поволжья»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарская областная основная общеобразовательная школа № 21 имени Героя Советского Союза Е. А. Никонова города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарская область структурное подразделение «Детский сад «Терем-теремок»
СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА «ФЕСТИВАЛЬ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ»
Номинация: «Методика организации и проведения мероприятий в сфере национальной культуры по воспитанию патриотизма обучающихся»
Публикация «Сценарий праздника „Фестиваль народов Поволжья“» размещена в разделах
- Поволжье. Народы Поволжья, родной край
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Для детей подготовительной группы
Автор проекта:
Склянина Ольга Алексеевна
Должность:
воспитатель
Стаж работы:
6 месяцев
г. Новокуйбышевск
2019г
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка…. 3
2. Сценарий «Фестиваль народов Поволжья»… 5
3. Литература…. 18
4. Приложение… 19
1. Пояснительная записка
Воспитание дошкольников в духе дружбы между народами, уважение к трудящимся всех национальностей – одна из задач современного подрастающего поколения.
В современной образовательной системе, центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве.
Приобщение дошкольников к народной культуре, становится социальным заказом общества, что отражается в директивных государственных документах: «Законе об образовании», «Концепции государственной национальной политики», «Концепции модернизации структуры содержания российского образования до 2010 года»
Толерантность, дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передается по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь.
Наша страна относится к поликультурному и полиэтническому сообществу.
Так например, на территории Поволжья проживают более 180 национальностей. наиболее многочисленно представлены: русские – 73%, татары – 12%, чуваши – 8%, мордва – 8 %.
Детский сад - это поликультурный мир, где каждый ребенок, представитель своего мира, традиций, культуры.
Ребенок каждой национальности (будь то маленький татарин, чувашин, мордвин, русский) должен иметь представления о культуре, быте, жизни другого народа, доступное его возрасту.
Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте родного края.
Педагог мотивирует детей, а иногда и сами дети высказывают заинтересованность, а, следовательно, и мотивацию к получению соответствующих знаний.
Праздник в форме фестиваля народов Поволжья – это итоговое мероприятие к проекту, в ходе которого осуществлялось изучение детьми культуры, быта, традиций народов Поволжья.
Достижение поставленных целей требует четко скоординированных усилий педагогов, а также предусматривает взаимодействие с семьями воспитанников.
Для формирования, закрепления и расширения представлений, воспитателями организуется соответствующая развивающая предметно-пространственная среда. Это картинки, фотографии, куклы в национальных костюмах. Для изобразительной деятельности организуется уголок творчества, который обогащен карандашами, кистями, красками, а также натуральными красителями (например, соком свеклы, моркови и т. д.) для окрашивания ткани и узоров, фигурки из дерева для росписи; глина, пластилин, соленое тесто для лепки.
Предварительная работа с детьми включает в себя беседы, рассматривание фотографий, иллюстраций, презентаций, а также игры с куклами в национальных костюмах, это и встречи с взрослыми – носителями языка, посещение краеведческого музея, разучивание с детьми народных подвижных игр, а также вовлечение родителей, с целью повышения компетенции в сфере поликультурного развития.
Совместными усилиями воспитателей и музыкальных руководителей предусматривается разучивание с детьми национальных танцев.
Общение с взрослыми - носителями языка, предусматривает помощь в изготовлении национальных костюмов, разучиванию с ребенком приветствий, песен на родном языке.
Данный сценарий предназначен для воспитателей, музыкальных руководителей, педагогов дошкольных образовательных организаций, педагогов дополнительного образования дошкольных образовательных организаций всех видов и типов.
СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА «ФЕСТИВАЛЬ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ»
Цель: Формировать, закрепить и расширить представление детей о народах, проживающих на территории нашего родного края.
Задачи:
Познавательное развитие:
Формирование первичных представлений о родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения.
Расширение представлений о родном крае.
расширение представлений о том, что Российская Федерация (Россия) – огромная многонациональная страна.
Воспитывать уважение к людям разных национальностей и обычаям.
Воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине.
Речевое развитие:
Совершенствование речи, как средства общения.
Обогащение бытового - природоведческого, обществоведческого словаря детей.
Интерес смысла слова на ином языке
Совершенствование диалогической и монологической формы речи.
Воспитание культуры речевого общения.
Художественно-эстетическое развитие:
Формирование устойчивого интереса к изобразительной деятельности.
Формирование устойчивого интереса к предметам и явлениям окружающего мира.
Формирование эстетического отношения к произведениям искусства, художественной, творческой деятельности.
Социально-коммуникативное развитие:
Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми.
Развивать умение самостоятельно объединяться для совместных игр, заниматься выбранным делом, договариваться помогать друг другу.
Воспитание уважительного отношения к окружающим
Физическое развитие:
Использование подвижных игр, способствующих развитию психофизических качеств (ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость, координации движений, умение ориентироваться в пространстве.
Справедливо оценивать свои результаты и результаты товарищей.
Оборудование и материалы: национальные костюмы народов Поволжья для детей (татарские национальные костюмы, русские, мордовские чувашские, башкирские); магнитофон; аудиозапись мелодии (русская народная «Перепляс с ложками», мордовская народная, чувашская народная, башкирская народная мелодии, татарская народная мелодии, презентация «Народы Поволжья», электронная доска, ноутбук, деревянные дудочки и ложки, четыре стула, платки для игр, специально подготовленные угощения: блинчики, башкирские оладушки, мордовский ягодный пирог, «чак-чак» (муляжи) из соленого теста, аудиозапись песни «Я, ты, он, она» слова Р. Рождественского, музыка Д. Тухманова.
Предварительная работа с детьми: Общение с людьми разных национальностей (организация встреч с носителями языка); разучивание песен, стихов, национальных танцев, чтение художественной литературы; рассматривание кукол в национальных костюмах; иллюстраций, фотографий, презентаций сюжетно-ролевые игры; подвижные, хороводные игры народов Поволжья; изобразительная деятельность детей; рассматривание иллюстраций; День национальной кухни (русской, татарской, башкирской и др., посещение краеведческого музея.
Подготовка воспитателя: Музыкальный зал оформлен цветами, бело-сине-красными шарами, символизирующие флаг Российской Федерации. На центральной стене – силуэты чаек, волны, большими буквами набрано «Волжские просторы»; напротив центральной стены, в другом конце зала стоят стулья для детей в 2 ряда по два от центра к краям (имитация «теплохода», сзади стулья для гостей; стенды с работами детей по изобразительной деятельности, на электронной доске изображение титульного слайда № 1.
Роли:
Ведущий 1 – воспитатель
Ведущий 2 - ребенок
Ход праздника
Звучит аудиозапись песни «Я, ты, он, она» слова Р. Рождественского, музыка Д. Тухманова. На презентации слайд № 1 «….»
Под музыку в зал входят дети в различных национальных костюмах, садятся по подгруппам, в конце входит ведущая.
Ведущий 1: Мы – многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле. Исторически сложилось так, что Россия – родина разных народов, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии, отличающихся самобытностью культур и менталитетов. Яркую и уникальную палитру культуры нашей Родины создают культуры более чем 180 народов, в том числе культуры народов Поволжья (мордвы, чувашей, татар, русских, башкир, имеющие много общего как в экономическом и историческом развитии, так и в происхождении, культуре, быте. Культуры этих народов взаимодействовали и обогащали друг друга, в том числе и русскую культуру.
Ведущий 2: Народы Поволжья живут дружно, уважают и ценят традиции друг друга. Дети разных национальностей вместе учатся в школе, ходят в детский сад. Вот и наш детский сад – одна большая многонациональная семья. Все они вместе дружат, занимаются, играют. Народы Поволжья гостеприимные, трудолюбивые люди. Как у каждой птицы - своя песня, так и у каждого народа есть свои традиции и обычаи, своя культура - народные песни, музыка и танцы.
Ребята, давайте совершим удивительное путешествие по Волге вот на этом замечательном белом теплоходе. Сядьте удобно, путешествие начинается.
Звучит русская народная мелодия, появляется титульный слад, затем слайд №2 Москва.
Ведущий1: Ребята, все вы знаете город Москву. Москва – столица России. Дети читают стихотворение З. Александрова «Родина»
1 ребенок:
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
2 ребенок
У реки берёзка — скромница
И ромашковый бугор.
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
3 ребенок
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
4 ребенок
Или степь, от маков красная,
Золотая целина.
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Слайд № 3 «Русский национальный костюм»
Ведущий 2: А сейчас, ребята старшей группы исполнят нам народный танец «Танец ложкарей». (Звучит аудиозапись русской народной мелодии «Перепляс с ложками»)
Мальчики берут дудочки и ложки, играют на них, сопровождая выступление девочек. Девочки строятся в колонну по росту и выходят на танец.
«ТАНЕЦ ЛОЖКАРЕЙ»
Ведущий1: Молодцы, ребята, вы нас порадовали своей пляской. А теперь, ребята хотят загадать для вас, зрители загадки! Ребята задают загадки зрителям, участникам фестиваля
• Не дерево, а с листьями, Не рубашка, а сшита, Не растение, а с корешками, Не человек, а с разумом. (книга)
• Не шит, не кроен, А весь в рубцах. Семьдесят одежек, А все без застежек. (кочан капусты)
• Стоит городок. Сколько сереньких домков, столько беленьких жильцов. (подсолнух)
Ведущий 2: в знак гостеприимства ребята приготовили для гостей угощение!
Ребенок: Вот блиночки хороши!
Напекли вам от души!
Вы, друзья, за стол садитесь,
И блинками угоститесь!
Ведущий 1: Молодцы, ребята! А теперь, пришло время продолжить наше путешествие вниз по Волге – матушке. Усаживайтесь поудобнее, наш теплоход отправляется в путь.
Звучит чувашская народная мелодия, слайд №4 город Чебоксары.
Ведущий 2: Посмотрите, посмотрите, там вдали нас уже встречают. Давайте спросим местных жителей, в какой город мы приплыли?
Выходят две девочки в чувашских национальных костюмах
Девочки: Ачасем лайахи – здравствуйте!
Ведущий 1: Здравствуйте, дети! Скажите, пожалуйста, куда мы приплыли?
1 девочка: Наш город называется Чебоксары. А живут здесь чуваши.
Ведущий 2: Какие у вас необычные костюмы, расскажите нам о них.
Слайд № 5 Чувашский национальный костюм
1 девочка: Моя шапочка называется тухья, а белое платье – кепе.
2 девочка: Посмотрите, сколько у меня поясочков. Называются они пизихи, а полотенце у нас называется – алшали.
Ведущий 2: У вас очень красивые костюмы, а для чего так много монеток?
1 девочка: Если в костюме много монеток, значит невеста богатая. Это обозначает достаток в доме.
2 девочка: А ещё эти монетки при ходьбе издают красивый мелодичный звон.
Ведущий 1: А сейчас, девочки исполнят нам песню на чувашском языке.
«Песня о маме» на чувашском языке по выбору воспитателя
Ведущий 2: Очень красивая песня! А теперь, загадаем зрителям загадки:
(Дети загадывают загадки зрителям, участникам фестиваля)
• Четыре катка, два сверкуна, один ревун. (автомобиль)
• По черному полю белый зверек пробежал. (доска и мел)
• Рассыпал я на току горох, вышел Ахмат и собрал. (звезды и солнце)
Дети вносят в зал угощение (муляж) чувашского пирога из соленого теста.
Ведущий 1: Ребята тоже приготовили для нас угощение, традиционный чувашский пирог! Спасибо, вам ребята!
Ведущий 2: Мы замечательно провели время на чувашской земле, но нам пора продолжить наше путешествие!
Звучит мордовская народная мелодия
Ведущий 1: Ребята, рядом с Чувашией находится ещё одна республика, входящая в состав Поволжья – это Мордовия. Слайд № 6 город Саранск.
Посмотрите, ребята на слайде изображен город Саранск, как мы уже с вами знаем, что город Саранск - это столица Мордовии.
Выходят девочка и мальчик в мордовских национальных костюмах.
1 ребенок:
Здоровьте, шумбра елгат!
Здравствуйте, гости дорогие!
2 ребенок : (читает стихотворение С. Акулова)
Мордовия, горжусь всегда тобою,
Отечество, любимое моё.
Родился здесь, воспитан я «землёю»,
Даёт Господь мне строки для неё.
Отдал бы всё, чтобы туда вернуться,
Вздохнуть бы запахом её полей.
И в детство своё снова окунуться…
Я помню всё, навеки связан с ней
Слайд № 7 Мордовская национальная одежда
Дети исполняют танец мордовский перепляс под мордовскую народную мелодию.
Танец «МОРДОВСКИЙ ПЕРЕПЛЯС»
Дети предлагают поиграть с участниками праздника в национальную мордовскую игру: «Раю-раю»
Для игры выбирают двух детей – ворота, один из них участник команды щит, другой стрела соответственно; остальные играющие - мать с детьми. Дети - ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:
Раю-раю, пропускаю,
А последних оставляю.
Сама мать пройдет
И детей проведет.
В это время играющие дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребенка и шепотом спрашивают у него два слова - пароль (например, один ребенок - щит, другой - стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встает в команду к тому ребенку, чей пароль он назвал. Когда мать остается одна, ворота громко спрашивают у нее: щит или стрела. Мать отвечает и встает в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.
Правила игры. Дети не должны подслушивать или выдавать пароль.
Ведущий 2: «Ребята, понравилась вам игра?»
1 ребенок: Гости дорогие, примите и от нас угощения, это традиционный мордовский пирог с ягодами.
Ведущий 1: Спасибо вам, очень весело провели мы время, а нам пора отправляться дальше в путь по Волге - матушке!
Ведущий 1: Мы с вами плывем по реке Каме в сторону Уральских гор к реке Агидель, что означает - Белая. На этой реке стоит город Уфа. (Слайд № 8 город Уфа). Уфа – столица какой республики?
Дети: Башкортостана.
Ведущий 2: А живут в Башкортостане башкиры. Вот они нас встречают.
Звучит башкирская народная мелодия, выходят девочка и мальчик в башкирских национальных костюмах.
1 ребенок: Хаумыхыгыд! Здравствуйте!
1 ребенок: Башкортостан, земля моя!
Люблю твои леса, поля.
Богат ты, милый, край родной.
Горжусь, как все, и я тобой.
Твои поля полны хлебов,
Твои леса полны грибов
И навсегда останусь я
С тобой, Башкирия моя!
2 ребенок: Башкортостан — республика моя!
Люблю твои зеленые края,
Твои высокие горы, голубые озёра.
Все, что связано с тобой —
Это край любимый мой.
Этот край родной люблю
в сердце бережно храню…
Слайд № 9 башкирская национальная одежда.
Ведущий 1: в Башкирии густые красивые леса, просторные степи, куда мужчины ходили на охоту, а женщины берегли очаг в своих юртах, создавали уют, готовили вкусную пищу.
1 ребенок: Юрта, юрта
круглый дом, побывайте в доме том!
Гости явятся едва - в печку прыгают дрова,
2 ребенок: Печка жарко топится,
угостить торопится.
Ладушки, ладушки,
круглые оладушки!
Дети приглашают других детей, участников фестиваля принять участие в подвижной игре «Юрта» проводится 2-3 раза под башкирскую народную мелодию.
Подвижная игра «Юрта»
В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
Мы, веселые ребята,
Соберемся все в кружок
Поиграем, и попляшем,
И помчимся на лужок
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши, получается юрта.
Правила игры. С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.
1 ребенок: Гости дорогие, наши мамы и бабушки приготовили для вас башкирские оладушки!
Ведущий 2: Скажем спасибо башкирскому народу за интересную встречу!
Звучит татарская мелодия «Идел ага»
Ведущий 1: Ребята, мы снова плывем по Волге-реке. (Слайд № 10 город Казань). И вот уже видны башни белокаменного Кремля, купола храмов, башня Сююмбике. Это раскинулась на берегах могучей реки столица Татарстана….
Дети: Казань!
Выходят на середину зала под ту же мелодию девочка и мальчик в татарских национальных костюмах
Вместе: Исэнмесез!
Ведущий 2: Здравствуйте, с нами поздоровались дети на татарском языке.
Ведущий 1: Вы знаете, что Казань недавно отметило свое знаменательное событие? Это тысячелетие Казани! Это очень старинный город с многовековой культурой и историей.
Дети читают отрывок из стихотворения Ксении Афанасьевой «Мой Татарстан»
1 ребенок: В России мест красивых много,
Но Татарстан - мне всех милей!
Царица здесь одна - природа.
Здесь много рек, озер, полей.
Леса богатые, густые.
Восходы солнца - краше всех!
2 ребенок: И люди честные, не злые.
Здесь часто слышен звонкий смех.
Тут матушка Казань - столица.
В округе много городов.
И невозможно не влюбиться
В наш Татарстан. В наш край хлебов.
Ведущий 2: Ребята хотят подарить для нас танец
Звучит аудиозапись татарской народной песни, мальчик и девочка исполняют танец.
Татарский народный танец (Татарская народная музыка Хайтарма)
Дети приглашают гостей поиграть в национальную подвижную игру «Продаем горшки»
Играющие делятся на две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись на пол, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок – хозяин горшка. Водящий стоит за кругом. Он подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:
- Продаешь горшок?
- Продаю.
- По чем?
- По три (число можно назвать любое до 10).
После этого водящий (покупатель) хлопает в ладоши хозяину горшка столько раз, сколько стоит горшок, и они бегут по кругу в разные стороны. Правила игры: Кто добежит быстрее до свободного места в кругу, тот занимает это место, становится хозяином горшка, а оставшийся становится водящим. Игра продолжается.
Дети вносят угощение из соленого теста.
2 ребенок: Ребята, издавна татарский народ славился своим гостеприимством и богатой разнообразной кухней. Самых дорогих гостей встречали вкусным угощением «Чак-чак».
Ведущий 1: Дети, в своём путешествии мы побывали в разных республиках, посмотрели, как живут чуваши, башкиры, татары, русские. Все эти народы живут в дружбе на великой реке Волге, которая не разделяет, а объединяет людей. Называются эти народы – народами Поволжья.
Ведущий 2: У Габдуллы Тукая есть такие стихи:
С народом России мы песни певали,
Есть общее в нашем быту и морали.
Один за другим проходили года –
Шутили, трудились мы вместе всегда.
Навеки нельзя нашу дружбу разбить,
Нанизаны мы на единую нить.
Пусть татары и русские, башкиры и чуваши – все народы нашей земли живут мирно и дружно. Пусть каждый любит и бережет свой родной край, свой родной язык, свою родную культуру.
Ведущий 1: Ну что ж, наше путешествие подошло к концу, после долгой дороги нам пора отдохнуть. Надеемся, нам было всем весело и интересно на нашем мероприятии, до свиданья дорогие друзья, до новых встреч!
ЛИТЕРАТУРА
1. Дыбина О. В., Сидякина Е. А., Киреева Т. И. Люби и знай свой отчий край. /Под ред. О. В. Дыбиной. Тольятти. : Издательство ТФСамГПУ, 2001.
2. Захарова Л. М. Проблема формирования у дошкольников позитивного отношения к людям разных национальностей в отечественной педагогике (вторая пол. XIX в. в.) : Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1998.
3. Кенеман А. В. Детские подвижные игры народов СССР - Москва : Просвещение, 1988
4. Киреев А. Н., И. В. Салтыкова. Фольклорные записи. Материалы и исследования по фольклору Башкирии Урала. Уфа 1974 г.
5. Кобзев А. В. Татары и чуваши на перекрестке вер: тюркоязычное исламо-христианское пограничье в Симбирской губернии во второй половине XIX- начале XX века. Чебоксары 2013 г.
6. Михайлов С. М. Труды по этнографии и истории русского, чувашского и марийского народов. Чебоксары 1972 г.
7. Народы России : энциклопедия. Москва 1994 г.
8. Ковардакова М. А., Майданкина Н. Ю. Симбирский Венец: Программа и методические материалы к образовательной работе с детьми дошкольного возраста по приобщению к культурно-историческоим ценностям региона. – Ульяновск: УИПКПРО, 2003 г.
9. З. Я. Рез., JI.M. Гурович., Л. Б. Береговая. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада // Сост. / Под ред. В. И. Логиновой. М. : Просвещение, 1990.
10. И. И: https://docplayer.ru/28194978-Igry-narodov-povolzhya-tatarskie-narodnye-igry-prodaem-gorshki.html
11. https://malchishki-i-devchonki.ru/Zagadki.htm
12. https://kpfu.ru/staff_files/F534546714/Tancy_narodov_Povolzhya.pdf