Елена Рзаева
Сценарий познавательно-развлекательного досуга для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
детский сад – центр развития ребёнка №35 «Золотой ключик»
г. Моздока Республика Северная Осетия-Алания.
Конспект организованной образовательной деятельности
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с традициями празднования русских зимних праздников (сценарий досуга «Ах, зима-зима»)
Публикация «Сценарий познавательно-развлекательного досуга для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей» размещена в разделах
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Сценарии с участием родителей.Совместные с родителями развлечения
- Темочки
С участием родителей.
Подготовила:
воспитатель МБДОУ детский сад
ЦРР№35 " Золотой ключик"
Рзаева Елена Федоровна
г. Моздок
2023 г
Цель: знакомство детей с устным народным творчеством и русскими традициями при праздновании зимних праздников.
Задачи
Образовательные:
- познакомить детей с произведениями устного народного творчества и русскими традициями празднования зимних праздников на Руси.
- формировать выразительность интонации речи;
- учить понимать смысл загадок, пословиц.
Развивающие:
- развивать умения совместно общаться со сверстниками и взрослыми в процессе игр.
– развивать творческие способности детей.
Воспитательные
-воспитывать интерес к культуре, творчеству и традициям своего народа.
Ход развлечения:
Воспитатель. Здравствуйте, гости дорогие, батюшки, да матушки, да славные детушки! Собрались мы с вами здесь с играми да прибаутками зимушку русскую потешить да и самим повеселиться. Давайте встанем в хоровод, в игру сыграем «Передай улыбку другу»
Игра – приветствие «Передай улыбку».
Ход игры: дети, стоя в кругу, соединяясь ладошками, передают друг другу улыбку и ласково называют друг друга по имени.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в далекое прошлое, где ваши прабабушки и прадедушки праздновали
традиционные зимние праздники. А проводницей нашей будет сама Русская Зима.
Зима (звучит музыка, появляется Русская Зима) Мир вам и вашему дому! Издревле на Руси умели работать и отдыхать. Недаром есть старая русская пословица «Делу – время, потехе – час» А когда же веселиться, как не во время традиционных зимних праздников! Закрывайте глазки, отправляемся в далекое прошлое, в канун Рождества Христова- главного зимнего праздника на Руси.
Зима: (3 слайд)
русская изба. Вечер 6 января (24 декабря по-старому стилю). Накануне весь день ничего не кушают, постятся. Но вот тьма ложится наземь, покрывает своими тенями белый пушистый снежок, а на небе вспыхивает рождественская звезда.
(4 слайд) А вот и тетушка Меланья (появляется воспитатель, одетый в русский традиционный костюм)
Меланья:
-Хлебом, солью привечаем.
Самовар на стол несем,
За столом скучать не будем, поговорим о том, о сем»
Зима: (5 слайд).
Тетушка Меланья накрывает стол белоснежной скатертью, ставит главное блюдо – сочиво – сладкую кашу из пшена или риса с медом, маком и сухофруктами. Украшает стол, ставит и другие угощения, и вся семья собирается праздновать Рождественский сочельник.
Воспитатель. (6 слайд)
После застолья вся молодежь выходит на улицу.
«По Сочельникову мосту идет Коляда из Новгорода!»
(Выходят дети, наряженные в русскую традиционную одежду, медведями, Петрушками)
Меланья. :
Выйди, месяц из-за тучки.
Улыбнись нам в небесах.
Ну, и мы начнем Колядку,
Что звучит у нас в сердцах!
КОЛЯДКИ
Ребенок 1:
Коляда, коляда!
Ты подай нам пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком!
Игра «Колядка». Играет Меланья с детьми.
-Таусинка, каракулька! Ты где была, была? - Коней пасла! - А кони где? - За врата ушли! - А ворота где? - Водой снесло! - А где вода?-
-Быки выпили! - А где быки? - На гору ушли!
Все дети:
Ах, кулю, кулю, кулю!
Подайте каракулю!
Маленьку, кудрявеньку,
Беленьку, шершавеньку!
С Новым Годом!
Каракули с медом!
Меланья: В мешочек хозяйки складывали различные угощения, в том числе и каракульки (кладет в мешочек детей различные сладости).
Воспитатель: (7 слайд)
Что же это были за каракульки? Пекли их из пресного теста, придавая своим лепешкам самую разную причудливую форму.
Вот и мы попробуем сделать своими руками рождественские каракульки.
Мастер – класс по изготовлению каракулек.
Зимушка:
После Рождества на Русь приходили Святки.
Слово Святки происходит от слова светить. Это время забав.
Как и ноте у нас святые вечера пришли,
Святые вечера. Святки – игрища.
Ой, святки мои, святые вечера!
Ой, Дид! Ой, Лада моя!
Ой, Дид! Ой, Лада моя!
Так запевались святочные песни. А народ гулял, веселился с потешками да прибаутками!
Вот и мы поиграем в игру «Золотые ворота» Но в начале игры – считалка. Сколько народ вложил в считалочки выдумки и фантазии! Их в народе называли по-разному: счетки, сосчиталочки.
В считалочке подобранные слова произносятся с четким ритмом, часто используется счет, чтобы распределить роли или установить очередность игры.
СЧИТАЛКИ (проводят дети)
Шел баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто ее возьмет,
Тот и водить пойдет.
За стеклянными горами
Стоит Ваня с пирогами.
Здравствуй, Ванечка-дружок,
Сколько стоит пирожок?
Пирожок-то стоит три,
А водить-то будешь ты!
Игра «Золотые ворота» (слайд 8 - 9)
Ход игры. Выбираются ведущие, они встают в ворота
Дети встают в хоровод. На слова «ХОРОВОД» дети двигаются в хороводе, проходя под воротами.
Произносится слово «ВОРОТА» на 3-ий раз ворота опускаются, ловят тех, кто оказался под ними.
7. Меланья:
Эй, детвора, закрывай ворота.
Нам дразнилки с прибаутками
Послушать пора!
ПРИБАУТКИ, ДРАЗНИЛКИ, ПОТЕШКИ.
Ребенок 1
На улице две курицы с петухом дерутся.
Две девицы-красавицы смотрят и смеются:
- Ха-ха-ха, ха-ха-ха! Как нам жалко петуха!
Ребенок 2
Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор:
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
(Выходят ребята, встают в круг и рассказывают дразнилки друг другу)
Ребенок 3
Рева-корова, дай молочка!
-Сколько стоит? –
Три пятачка!
Ребенок 4
Плакса, вакса, гуталин проглотил горелый блин.
Ребенок 5
Андрей-воробей,
Не гоняй голубей.
Голуби боятся,
На крышу не садятся.
Ребенок 6
Ваня, Ваня, простота!
Купил лошадь без хвоста!
Сел задом наперед
И поехал в огород.
Ребенок 7
Вова, Вовка-карапуз.
Съел у бабушки арбуз.
Бабушка ругается,
Вова отпирается!
Это, бабушка, не я!
Это – кошечка твоя.
8. Зимушка:
Прибаутки и дразнилки я услышала. Может, кто меня потешками порадует?
(Потешки читают и инсценируют взрослые со своими детьми или двое детей)
***
-Что ты тащишь, мышка?
-Сыр несу детишкам.
-Где взяла?
-Купила, рубль заплатила!
-Что ты сдачу не взяла?
-А хозяйка ведь спала!
Коршун
-Коршун, коршун, что ты делаешь?
-Ямку рою.
-Зачем тебе ямка?
-Денежку ищу.
-Зачем тебе денежка?
-Иголку купить.
-Зачем тебе иголка?
-Мешочек сшить.
-Зачем тебе мешочек?
-Камешков в него положить.
-Зачем тебе камешки?
-В деток твоих бросать.
***
-Собака, что лаешь?
-Волков пугаю!
-Собака, а что хвост поджала?
-Волков боюсь!
***
-Где ты, брат Иван?
-В горнице.
-А что делаешь?
-Помогаю Петру.
А Петр что делает?
- Да на печи лежит.
10. Зимушка:
Вот спасибо, вот потешили! Теперь и я хочу с вами сыграть в старинную русскую игру «Колечко»
Правила игры: берут колечко, продевают в длинную ленту, конца которой связывают. Затем становятся в круг, берут в руки ленту, а водящий, находится внутри круга. Игроки передвигают кольцо по ленте по кругу, водящий отыскивает кольцо, спрашивая: «У кого кольцо?» Остальные игроки пытаются обмануть водящего, отвечая: «У меня кольцо» Водящий должен заметить к кому попало колечко.
Эту игру можно заменить более простой традиционной игрой «Колечко, колечко, выйди на крылечко!»
ЗАГАДКИ И ПОСЛОВИЦЫ.
11. Воспитатель:
Не секрет, как любили и ценили на Руси пословицы, поговорки и загадки. В пословицах и загадках, в этих небольших метких изречениях, заключена вся народная мудрость, нравоучение, мысли о мире и жизни - все это подается в иносказательной форме.
Сейчас мы посмотрим, как дети и их родители знают пословицы и умеют отгадывать загадки.
Дети делятся на 2 команды вместе с родителями.
Зима проводит игру «Отгадай загадку, заверши пословицу»
Дети и взрослые отгадывают загадки или заканчивают пословицы.
1)Кончил дело —… (гуляй смело).
«Черненькая собачка, свернувшись, лежит;
Не лает, не кусает, а в дом не пускает» (замок).
2)Терпенье и труд (все перетрут).
Сидит баба на грядках
Вся в заплатках
Кто не взглянет,
Тот заплачет (лук).
3) Без труда (не выловишь и рыбку из пруда).
Рук нет, а строить умеет (птица).
4) Дело (мастера боится).
Красное коромысло
Через реку повисло (радуга).
5) Любишь кататься —(люби и саночки возить).
Крупно, дробно зачастил
И всю землю напоил (дождь).
6) Скажи мне, кто твой друг,. (и я скажу, кто ты).
Без рук, без топоренка
Построена избенка (гнездо).
7) Слово — не воробей:… (вылетит — не поймаешь).
Маленький, удаленький
Сквозь землю прошел,
Красну шапочку нашел (гриб – подосиновик).
8) Мороз невелик (да стоять не велит).
Маленький, беленький
По лесочку прыг – прыг!
По снежочку тык – тык (заяц!
ГАДАНИЯ.
12. Меланья (10 слайд).
Начинаясь с Рождества, продолжались Святки до крещенского сочельника. Собирался народ на посиделки. Девушки и парни гадали, пытались судьбу свою узнать Гадание – одно из самых древнейших обрядов.
Зима (11 слайд)
Рассказ о домовом и традициях, связанных с ним.
- Домовой – невидимый жилец и сторож каждой русской избы, и не только строения, но и людей и животных и птиц, что живут на дворе. Домового задабривали, выставляя ему на ночь пищу, а при переезде в другое жилище заманивали его в старый башмак, чтобы забрать с собой, ведь это существо издавна считалось защитником дома. Известно, что домовой большой шутник и проказник. Все хорошо знают, что любит домовой семьи, где царят мир и согласие, а хозяева бережно относятся к своему добру.
Вот мы и погадаем сейчас на домового.
«Гадание с воском на домового» (12 слайд)
Для гадания нужно взять небольшое блюдце, налить туда чистой воды или молоко и поставить около порога. Затем в металлической посуде (ложке)следует растопить свечу, приговаривая при этом: «Домовой, хозяин дорогой, приходи поскорей, молока попить, о судьбе поговорить». Растопленный воск нужно залить в холодное молоко, а затем определить, какая фигура получилась. Каждой фигурке можно приписать какой-либо скрытый смысл:
звезды – к интересным событиям и праздникам,
цветок – к радости,
животное – к появлению нового друга,
линии – к путешествиям.
виноград - удача и счастье в наступившем году,
гриб - здоровье и долголетие,
дракон – исполнение желаний и достижение всех целей.
силуэт месяца - получение прибыли,
колокольчик – хорошие новости,
лист – успехи в учебе
(Гадание на домового можно заменить на «Гадание на рисе» или «Гадание на блюдечках»)
13. Зимушка. (13 слайд)
Закачивались Святки великим праздником Крещение. На Крещение,19 января, лишь ударит колокол, в деревнях перед домом сжигали вязанку соломы, а на реке или озере вырубали лед, делая чашу в виде креста или голубя. Считается, что в этот день вода приобретает целебную силу. С этим связан обычай окунаться в прорубь на Крещение.
Воспитатель. (14 слайд)
Зимние праздничные гуляния заканчиваются Масленицей. Но об этом поговорим на следующем празднике.
А сейчас Зимушка и тетушка Меланья прощаются с нами, а мы возвращаемся домой.
(Дети закрывают глазки, звучит музыка).
Вот мы и вернулись в наше время, в наш детский сад.
До свидания, ребята, до новых встреч!