Оленька Николаенко
Самообразование. Тема «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Самообразование. Тема
Тема : «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 5 лет».
Цель работы:
Объединение усилий педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, продолжать развивать творческие способности, познавательные и коммуникативного способности детей на основе устного народного творчества.
Задачи :
Публикация «Самообразование, Тема „Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 5 лет“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Старшая группа
- Устное народное творчество
- Устное народное творчество. Самообразование
- Фольклор. Самообразование
- Темочки
1. Изучить методическую литературу по данной теме.
2. Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей.
3. Повысить свою квалификацию по вопросу самообразования.
4. Совершенствовать предметно – пространственную среду группы по данной теме.
5. Разработать план бесед с родителями по теме.
Актуальность темы:
Русское народное творчество не перестаёт удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, с которой встречается ребёнок с малых лет.
Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, которые получает ребенок отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка.
Устное народное творчество пробуждает в детях доброе начало. Поэтому использование в работе с детьми устного народного творчества создает условия для развития речи детей, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного опыта в межличностных отношениях.
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.
Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.
При целенаправленной работе с детьми старшие дошкольники способны отгадывать загадки как с точно названными признаками, так и с зашифрованными.
Что касается других малых форм фольклора, то Н. Новикова в своих исследованиях подчеркивает, что некоторые дети знают и с удовольствием повторяют потешки, прибаутки, песенки, байки. Узнавая потешку, сказку, они только называют ее персонажей.
Итак, если малые формы фольклора отобраны с учетом возрастных возможностей детей и организована систематическая работа старшим дошкольникам, они доступны их пониманию и осознанию. Таким образом, использование малых форм фольклора в речевом развитии детей вполне оправдывает себя.
План работы над темой.
1 этап: Диагностический.
№ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ
1. Изучить и проанализировать:
«Закон об образовании»
ФГОС дошкольного образования
Программа Вераксы «От рождения до школы». Сентябрь 2017 г.
2. Изучение методической литературы
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. –М. : Академия, 1999.
2. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. –М. : Учпедгиз, 1957.
3.. Аполлонова Н. А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание. -1992.-№5-6.-С. 5-8.
4. Бухвостова С. С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. –Курск: Академия Холдинг, 1976.
5.. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание. -1991.-№9.-С. 16-22.
6.. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание. -1986.-№9.-С. 23-26.
7. Путешествие по Стране Загадок /Сост. : Шайдурова Н. В. Барнаул: БГПУ, 2000. -67с.
8. Изучение журналов «Дошкольное воспитание».
«Ребенок в детском саду».
9. Хрестоматия для детей старшей группы.
Изучение статей в данном направлении. В течение года.
3. Изучение интернет ресурсов:
1. http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/08/14/konsultatsiya-dlya-roditeley-rechevoe-razvitie
В течение года
2. http://nashol.com/2014110480416/razvitie-rechi-detei-5-7-let-ushakovoi-o-s-2012.html
3. http://planetadetstva.net/vospitatelam/starshaya-gruppa/rechevoe-razvitie-detej-5-i-6-i-let-konsultaciya-dlya-roditelej.html
4. http://logopeddoma.ru/publ/dlja_vas_roditeli/konsultacii_dlja_roditelej/konsultacija_dlja_roditelej_razvitie_grammaticheskogo_stroja_rechi_u_detej_4_6_let/7-1-0-236
В течение года.
2 этап: Прогностический.
№ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ СРОКИ
РЕАЛИЗАЦИИ
1. Разработать перспективное планирование в старшей группе с учетом использования информационно – коммуникативных технологий. Сентябрь 2017 г.
2. Разработать формы и методы работы с детьми и родителями. Использование компьютерных технологий в работе с детьми. Сентябрь
Октябрь 2017 г.
3 этап: Практический.
№ Содержание работы Сроки реализации
1. Индивидуальные встречи с родителями, систематически проходящими в течение года. в течение года.
2. Добавление в книжный уголок книг- русские народные сказки (в соответствии с возрастом.) В течение года
3. Пополнение театрального уголка. Сказки в театр теней. В течение года
4. Пошив русских народных костюмов для кукол с участием родителей. В течение года.
5. Совместное участие родителей и детей в праздничных мероприятиях, театрализованных представлениях и спортивных праздниках. В течение года.
6. Беседа с родителями по теме. При помощи анкетирования выяснить мнение родителей, нужно ли использовать устное народное творчество в воспитании детей Октябрь 2017г.
7. Конкурс на лучшую книжку-малышку и папку раскладушку «Моя любимая сказка». Работа с родителями и детьми. Ноябрь 2017 г.
8. Разучивание песен, стихов, скороговорок. В течение года.
9. Консультация для родителей «Речевое развитие ребенка 5–6 лет» Сентябрь 2017 г.
10. Консультация для родителей «: «Роль детских сказок в жизни ребенка»» Ноябрь 2017 г.
11. Консультация для родителей «Роль фольклора в воспитании ребенка» Январь 2018 г.
12. Консультация для родителей ««СКАЗКА В ЖИЗНИ РЕБЁНКА» Март 2018 г.
13. Открытый показ НОД. Показ кукольного театра по сказке «Заюшкина избушка». Май 2018 г.
14. Отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. Май 2018 г.