Татьяна Лесничих
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредствам устного народного творчества
▼ Скачать + Заказать документы
План самообразования воспитателя второй младшей группы Лесничих Т. А.
на 2017 – 2018 учебный год
по теме «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредствам устного народного творчества.»
Публикация «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредствам устного народного творчества» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Устное народное творчество
- Темочки
Цель работы: повысить свой уровень профессионального мастерства и компетентности в изучении влияния устного народного творчества на развитие речи у детей.
Задачи:
1. Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей.
2. Подобрать и пополнить необходимый материал для приобщения детей к устному народному творчеству.
3. Разработать план работы с детьми на год по приобщению детей к русскому фольклору.
4. Формировать у детей первоначальные представления о средствах актёрской выразительности, при использовании устного народного творчества в игровой деятельности.
Актуальность выбранной темы
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта.
План работы на год
Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
Изучение методической литературы Сентябрь - май 1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
2. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.
4. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
5. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985. Пополнить картотеку загадок, потешек, считалок, колыбельных песен;
Уголок ряженья пополнить элементами русского народного костюма;
Оформить в группе зону по ознакомлению с устным народным творчеством;
Привлечь родителей к созданию кукол-варежек для театра сказок;
Работа с детьми Сентябрь Подготовка материала, учебной литературы по устному народному творчеству.
Знакомство детей с устным народным творчеством через сказки.
Чтение русских народных сказок : «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Маша и Медведь», «Лисичка со скалочкой» и др.
Октябрь Отгадывание загадок. Формировать умение сочинять загадки и отгадывать их. Досуг «Вечер загадок». Изготовление атрибутов дидактических игр «Угадай сказку», «Из какой сказки герой»
Ноябрь Знакомство с колыбельными песнями («Баюшки-баю», «Котик-Коток», «Ой-люли» и др.) Создание картотеки колыбельных песен
Декабрь Театрализованная постановка. Инсценировка русской народной сказки «Гуси-лебеди».
Январь Разучивание считалок
Создание картотеки считалок для работы с детьми.
Февраль Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры. Развлечение «Широкая Масленица идет Весну в гости Ведет».
Март Пальчиковые игры на основе русских народных потешек. Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».
Создание картотеки пальчиковых игр.
Апрель Знакомство с закличками, потешками о солнце. Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»
Создание картотеки потешек для работы с детьми.
Работа с семьёй Октябрь Консультация для родителей «Роль устного народного творчества в воспитании дошкольников». Изготовление папки-передвижки по теме «Как научить ребенка говорить при помощи народного творчества».
Декабрь –
март Консультация: «Почитай мне мама сказку»,или «С какими книжками лучше дружить».
Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей.
«Посиделки у книжки» (творческий вечер с участием родителей)
Апрель Совместное творчество детей и родителей на тему «Изобрази потешку». конкурс «Как загадочна загадка»
Самореализация Март Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки» Создание картотеки сказок о трудолюбии
Май Отчет о проделанной работе по теме самообразования Оформление папки-передвижки для родителей «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»
Планируемый результат
1. Повышение интереса к устному народному творчеству у детей.
2. Развитие фантазии и воображения у детей 3 – 4 лет.
3. Формирование у детей первоначальных представлений о средствах актерской выразительности и базовых знаний о театральном искусстве.
4. Обогащение устной речи детей дошкольного возраста.
5. Дети готовы к творческой деятельности в любой образовательной области.
6. У родителей сформировались представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития ребенка.