Анастасия Черноплечая
Сценарий педагогического совета «Организация РППС в группах ДОУ в соответствии с ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий проведения педагогического совета на тему «Организация РППС в группе в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
Цель – активизировать педагогов на проектирование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ для оптимального обеспечения активности дошкольника.
Задачи:
• Определить актуальность проблемы по оснащению РППС.
Публикация «Сценарий педагогического совета „Организация Рппс в группах ДОУ в соответствии с ФГОС“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
• Развивать способность к восприятию новизны, освоению и активному созиданию, разработке педагогических технологий.
• Формировать потребность к поиску и выявлению своих оригинальных находок.
I. Вступительное слово.
II. Анализ презентаций РППС групп раннего возраста и дошкольных групп. Самоанализ.
III. Доклад «История игрушки». Смирнова Д. А.
IV. Практико-ориентированная часть. «Моделирование образовательных областей для создания педагогами РППС в группах ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС».
V. Заключительная часть.
Ход педсовета.
I.Современная ситуация развития системы образования РФ характеризуется актуализацией проблем и задач дошкольного образования. Дошкольный возраст рассматривается как фундаментальный период целенаправленного развития базовых компетенций личности. Образовательная система ДОУ выполняет функцию помощи и поддержки воспитанников при вхождении их в социальный мир.
Поэтому вопрос организации РППС является особо актуальным, тк она должна обеспечить эффективное развитие каждого ребенка. РППС – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.
Одним из первых, кто предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности, был Ж-Ж Руссо. Он считал, что благодаря ей ребёнок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности, а роль взрослого – правильно смоделировать эту среду.
В отечественной педагоги понятие «среда» появилось в 20-е годы и связано оно с понятием «педагогика среды» (С. Т. Шацкий, «общественная среда ребенка» (П. П. Блонский, «окружающая среда» (А. С. Макаренко) В целом ряде исследований последовательно и обстоятельно доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: внешние условия — среда, окружение, межличностные отношения, деятельность.
Короткова Н. А., Михайленко С. И. и др считают, что окружающее ребенка пространство должно изменяться в соответствии с развитием потребностей и интересов детей.
«Мозговой штурм»
Уважаемые педагоги, предлагаю вам сделать небольшую разминку. Вы должны достать из мешочка бумажки, на которых написаны вопросы и ответить на них.
1. Что должна обеспечивать РППС? (должно обеспечивать возможность общения и совместной деятельности (в тч детей разного возраста и со взрослыми, двигательной активности, а также возможность уединиться).
2. Какой должна быть РППС? (содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной).
3. Назовите общие принципы отбора игровой продукции для детей? ( п-п безопасности: физические риски, психологические риски, нравственные риски; п-п развития с учетом ЗБР; п-п соответствия : возрастным особенностям, индивидуальным особенностям, специальным особенностям).
4. Какие выделяют объективные показатели негативного влияния? (сенсорная агрессия; провокация к совершению аморальных и безнравственных поступков; формирование негативных установок личности; чрезмерное развитие определённых сторон личности и чувств за счет общего развития (превосходство, зависть, жадность); формирование прежде временных потребностей, в тч сексуальных; снижение активности ребенка, культивирование его несамостоятельности (гиперзаданность игрушки); тщеславие от «имения» игрушки вместо «умения» (различные способы игры, сделанная своими руками); культивирование индивидуализации вместо развития социальности, соборности, включенности в социум).
5. Какие три уровня предлагает программа «Радуга» организации РППС в зависимости от материальных и кадровых условий? ( минимальный: сотворчество педагогов и родителей в создании РППС, многие элементы которой создаются своими руками с посильным участием детей; базовый – если организация располагает некоторыми дополнительными возможностями в плане кадров или материальной базы; расширенный – организация, группа или несколько групп в ней ориентированы на работу с семьями, имеющими более высокие запросы к образованию ребенка и готовы финансово поддержать развитие материальной базы детского сада, или организация реализует интересные образовательные проекты, дополнительные платные услуги).
6. Какие зоны могут быть выделены в группах младенческого и раннего возраста по программе «Радуга»? (приме пищи и занятий, развития движений, сюжетных игр, игр со строительным материалом, изо деятельности, музыкальных занятий, чтения и рассматривания иллюстраций, игры с песком и водой, отдыха, уголки природы).
7. Какие критерии направлены на обеспечение гармоничного развития ребенка? (полифункциональность, применение элементов РППС в совместной деятельности, дидактическая ценность, эстетическая ценность).
8. Назовите автора письма Минобразования РФ «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»? (А. Г. Асмолов)
9. Что должна обеспечивать организация образовательного пространства? (игровую, познавательно-исследовательскую и творческую активность; экспериментирование с доступными материалами; двигательную активность, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением, возможность самовыражения детей).
II. В апреле проходила презентация РППС, а также конкурс на лучшую РППС в группе. Ко всему прочему, вами был сделан самоанализ РППС.
18.04.16 педагоги групп №31,4,7,11,12 представили свою среду на соответствие требованиям ФГОС. Из увиденного можно сделать следующие выводы.
Среда в группах полифункциональна, трансформируема и безопасна. Хорошо представлены были зоны наблюдений за погодой, для сюжетно-ролевых игр, изоматериалы, книжные полки, знакомство с ПДД, театрализованная деятельность, музыкальная деятельность, конструирование. Также обращалось внимание, что в организации РППС принимают участие родители. Материал в группах сменяется в зависимости от образовательной ситуации.
Недостаточно полно или не представлено:
- зона для экспериментирования (№4)
-патриотическое и толерантное воспитание (№11)
- воспитание основ безопасного поведения (№№7,4,11,12)
- воспитание ценностей ЗОЖ
- не представлен региональный компонент
- в зоне изодеятельности нет репродукций картин и портретов художников-иллюстраторов.
- слабо представлены игры, игрушки и пособия, сделанные своими руками
- нет реализации программы «Радуга» : «полочка красоты» (11, дневник жизни группы, «горы самоцветов», коллективных работ для украшения группы.
Таким образом, РППС в просмотренных группах частично соответствует требованиям ФГОС. На основе наблюдения будут составлены рекомендации для каждой группы.
Мне хотелось бы услышать ваше мнения о тех трудностях, с которыми вы столкнулись при организации РППС в совей группе. (обсуждение проблем).
III.Доклад «История игрушки» (Смирнова Д. А.)
Детский сад невозможно представить без игр игрушек. Сейчас это очень актуальный вопрос, - о безопасности игрушки для детей. Как и любая вещь материального мира, игрушка имеет свою историю.
IV.Практико-ориентированное задание «Моделирование РППС».
Перед педсоветом вы все себе цвета. Сейчас мы разделимся на команды, согласно цветам. И будем работать над составлением «шпаргалки» - что должно входить в РППС по каждой образовательной области.
Социально-коммуникативное развитие – желтый цвет
Речевое развитие – зеленый
Познавательное развитие – синий
Художественно-эстетическое развитие – оранжевый
Физическое развитие – красный.
На данную работу отводится 30-40 мин, а затем мы обсудим и дополним.
IV.Заключительная часть.
Как мы видим, значение правильно организованной среды огромно для развития ребенка. Мы не можем повлиять на наследственность и ситуацию в образовании в масштабах всей страны, но мы в состоянии изменить среду, в которой находится ребенок, к лучшему.
ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ.
1. Стремится к тому, чтобы среда группы была насыщенной, полифункциональной, трансформируемой, доступной, безопасной.
2. Менять материалы и атрибуты в соответствии с образовательной ситуацией и интересами детей.
3. Использовать в работе собственные разработки.
4. Создавать условия для поддержки детской инициативы.
5. Привлекать родителей к обогащению РППС.
6. Повышать свою компетентность в вопросах организации РППС. Использовать опыт лучших педагогов.