Наталья Конщина
Сценарий педагогического совета «ФГОС дошкольного образования: новый шаг в понимании детства»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышать профессиональную компетентность педагогов дошкольного образовательного учреждения по вопросам введения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, совершенствование навыков ведения дискуссии
Форма проведения: круглый стол
Оборудование: проектор или большой телевизор, шесть отдельных столов со стульями, расставленные по кругу, настольные таблички и бейджи со шляпами шести цветов (белый, красный, черный, желтый, зеленый, синий).
Повестка:
1. Вступительное слово руководителя ДОУ
Публикация «Сценарий педагогического совета „ФГОС дошкольного образования: новый шаг в понимании детства“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
2. Видео интервью А. Г. Асмолова шеф-редактору журнала «СДО»
3. Обсуждение философии и содержания ФГОС ДО педагогическим коллективом ДОУ.
4. Проект решения Педагогического совета
Предварительная подготовка: всем членам педагогического коллектива дано задание, ознакомиться с текстом ФГОС дошкольного образования.
Ход проведения педагогического совета
Участники педагогического совета рассаживаются за столами группами, объединенные бейджами одного цвета.
1. Вступительное слово руководителя (приложение 1)
2. Видео интервью А. Г. Асмолова шеф-редактору журнала «СДО»
3. Обсуждению Стандарта с использование методики «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно. (приложение 2, 3)
Решение:
1. Информированность членов педагогического коллектива о философии и содержании ФГОС ДО считать удовлетворительной;
2. Организовать методическую и информационную поддержку педагогического коллектива на этапе внедрения и ФГОС ДО в практику работы ДОУ.
Приложение 1
Вступительное слово руководителя
«В этой аудитории нет необходимости начинать с большого вступительного слова и разъяснять роль дошкольного периода в развитии человека в целом, в его взрослой жизни, карьере, в том, чтобы он стал успешным, да и просто счастливым – это присутствующим здесь и без того ясно.
Всякий видит, насколько разнообразен каждый ребенок, сколько в нем возможностей, как он уникален. Поэтому, когда применительно к детям произносится слово «стандарт», неизбежно возникает некоторое недоумение.
Идеология появления стандарта связана с выходом 1 сентября 2013 года «Закона об образовании», а также с тем, что «дошколка» (термин, употребленный автором-разработчиком Стандарта, А. Г. Асмоловым) стала определенным самостоятельным нормативно-правовым уровнем образования. Стандарт ДО – это, прежде всего, стандарт поддержки разнообразия детства. И главный принцип, на который опирались разработчики стандарта – «не навреди!».
Итак, получился стандарт предоставления возможностей, а не стандарт жесткого контроля развития ребенка. И никакая «зуновская логика» при всей ее важности здесь не выходит на первый план. Это стандарт, поддерживающий развитие ребенка.
Формула стандарта такова – от диагностики контроля – к диагностике развития ребенка и определения (совместно со взрослым) его зоны ближайшего развития. Каждый ребенок для нас загадка, каждый почемучка. Задача стандарта – «не погасить» почемучек, дать им почувствовать себя уверенными людьми.
Стандарт говорит о недопустимости «школяризации», превращения детского сада в маленькую школу, а также о том, что очень важно сотрудничество детей и взрослых, а также взаимодействия с родителями, с семьёй ребенка.
Приложение 2
Притча
«В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.
Пришло время, и шляпника не стало. И сыновья, которые приехали в дом отца, не нашли ни какого наследства, только сундук с шестью шляпами (белой, черной, синей, красной, зеленой, желтой). Немного поспорив, братья выбрали себе шляпы.
Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.
Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всем происходящем, анализировать факты и события.
Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, а кому-то нет.
Третий начал видеть все в черном цвете, обращал внимание на недостатки во всем. И многим это даже нравилось.
Брат, который взял желтую шляпу, находил во всем только хорошее, видел все в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые назвали его наивным.
Все, к чему прикасался пятый брат, который выбрал зеленую шляпу, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже не подозревал.
Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше».
Я вам предлагаю представить себя на месте братьев и «примерить» одну из шляп. Каждая из шести групп участников высказывается с позиций заданного им «типа» мышления (факты, чувства, критика, оптимизм, креативность, контроль)».
Приложение 3
Вопросы для обсуждения
1. Одной из тем многочисленных психолого-педагогических исследований является создание портрета современного детства. Все чаще звучат понятия: «Рожденные цифровыми», «Дети информационной социализации», «Информационные вундеркинды». Наши дети сильно изменились. Дети сетевого, информационного столетия – какие они?
2. Готова ли сегодня современная школа к современным дошкольникам? Сказать сложно. А. Г. Асмолов предлагает ввести новый термин не готовность, а взаимная адаптация школы к дошкольному детству, дошкольного детства к школе. Давайте обсудим.
3. Достижения ребенка на выходе из детского сада представлены в виде целевых ориентиров, которые призваны служить основой преемственности между детским садом и школой. Позволяет ли сегодня стандарт осуществлять преемственность не формально, а вполне реально и эффективно. Ваш взгляд.
4. Движущей силой ФГОС является педагог. Насколько сегодняшний педагог готов понять и принять философию данного стандарта и реализовать его. Какой он, педагог?
5. Сегодня стандарт дат реальную возможность каждому ребенку получить дошкольное образование. Но все мы знаем, что на сегодняшний день существует проблема больших очередей в ДОУ. Кто-то получит образование в детском саду, кто-то в семье, кто-то при школе. Обеспечит ли это равенство стартовых возможностей ребенку.
6. Ваше отношение к стандарту. Новый стандарт, какой он?
7. Стандарт закладывает серьезные основания для развития индивидуальности ребенка. В детском саду есть дети, не знающие русского языка, с ОВЗ, в том числе дети-инвалиды, дети из так называемых асоциальных семей. Во всех этих случаях индивидуализация образования очень важна. Ваш взгляд на данную проблему.
8. Требования к условиям реализации основной образовательной программы. Совершенно ясно, что государство в значительной мере должно изменить финансирование системы образования, причем этот процесс должен быть связан не только с увеличением оплаты труда педагога, но и с развитием материально-технической базы организации, поскольку новый стандарт может быть полностью реализован лишь в новой образовательной среде. Обсудим.
9. Как рассказал А. Г. Асмолов: "В соответствии с принятой разработчиками идеологией дошкольного детства ребёнка ценят, а не оценивают, детство является самоценным этапом, а не только подготовкой к школе. Что же касается измерения результатов, то это особая сторона стандарта. Ребенок - не является предметом никаких измерений. Давайте это обсудим.