инзиля назифовна
Сценарий открытого занятия «Удивительный песок»
▼ Скачать + Заказать документы
Удивительный песок
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Удивительный песок».
Цель: Формирование общей культуры личности, в том числе развития социальных, эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности.
Задачи:
• Познакомить детей с особенностями пустыни, ее растительным и животным миром.
Публикация «Сценарий открытого занятия „Удивительный песок“» размещена в разделах
- День песка. Сценарии развлечений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
• Познакомить детей со свойствами песка посредством исследовательской деятельности.
• Показать значение песка в жизни человека.
• Воспитывать аккуратность д работе с песком.
• Закреплять умение работать с одноразовой посудой, с лупой.
Интеграция областей: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Словарная работа:
-Развивать словарный запас детей: «оазис», «песчаная пустыня», «гадюка», «бархан».
-Объяснить смысл словосочетания «корабль пустыни».
Материалы и оборудование:
• Видеоролик, презентация, проектор, экран;
• Экраны для рисования песком;
• Тарелочки, лупа, ложечки, песок для опытов и исследования.
Ход занятия:
В: - Доброе утро, дети. Как вы уже заметили, ребята, мы сегодня не одни, давайте поприветствуем и наших гостей. (Здравствуйте)
В: - Слышите ребята, что это за звук? (Звук бури) Ребята, присядьте на корточки, и закройте глаза руками, я скажу когда открывать, хорошо?
В: - Где водятся волшебники? В фантазиях твоих.
С кем водятся волшебники? А с тем, кто верит в них. (Воспитатель превращается в фею)
В: - Здравствуйте, ребята! А кто я, и откуда к вам прилетела, вы чуть позже догадаетесь сами. Смотрите, ребята, прилетела я к вам не с пустыми руками. В эту волшебную коробку я кое-что спрятала. Сейчас я задам вам загадку, слушайте внимательно:
-Он желтый и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей,
Если хочешь можешь брать и играть (Песок)
В: - Какие же вы молодцы ребята, это действительно песок.
В: - Ребята, подождите, а в коробке-то еще кое-что есть, давайте потрогайте, на что это похоже? Смотрите ребята, это действительно платок, такой головной убор называется тюрбан. А кто-нибудь знает где носят тюрбан? (В пустыне) Он защищает глаза, лицо, нос во время песочных бурь.
В: - Ну ребята, кто волшебницу узнает?
Над землей всегда летаю,
Чудеса творить умею,
Всем в беде я помогу…
В: - Теперь ребята вы догадались, кто я? (Фея) А откуда я к вам прилетела с песком и тюрбаном? (Из пустыни) Да, из пустыни, я песочная фея. И я приглашаю вас в увлекательное путешествие в пустыню.
В: - Пустыня - это огромное пространство покрытое песком. Посмотрите ребята на экран (просмотр видеоролика)
В: - Ребята оказывается лето в пустыне длится 5-6 месяцев, и за целое лето иногда бывает что не выпадает ни капли дождя, он испаряется, не долетев до земли.
В: - А песочные горы, которые образуются из-за ветров называют дюнами, или барханами. А хотите ребята, мы поиграем с вами в одну игру, называется он «Ветер и дюны». Сейчас с помощью этой волшебной ленточки я подниму жаркий пустынный ветерок, а вы будете песчинками, хорошо, кого коснется ленточка-ветерок тот меняет движение. (Игра «Ветер и дюны»)
В: - Ребята посмотрите друг на друга сколько красивых барханов нам построил ветерок, и с какой легкостью он их перемещал.
В: - А сейчас ребята, представьте что мы попали в пустыню. Выходите на ковер, как будто это пески пустыни, как думаете, ребята, легко ли нам идти по пустыне? Путешествовать по пустыне очень не просто, ноги утопают в песке, дует горячий ветер, мы закрываем лицо руками, и без сил опускаемся на песок. (Присаживаемся на ковер)
В: - Ребята, а ведь кое-кто может прийти нам на помощь. Это животное, которое живет в пустыне. Как вы думаете кто это?
В: - Какие же вы смышленые, да это верблюд. (Просмотр слайдов) Посмотрите ребята на экран, что же есть у верблюда на спине? А как вы думаете, Зачем ему нужны эти горбы? А нужны эти горбы для того чтобы верблюд мог долгое время обходиться без воды и пищи. А еще ребята верблюда называют кораблем пустыни. Как вы думаете почему (Потому что только верблюд может передвигаться по пустыне свободно, как корабль в море)
В: - Белка - грызун живет в самых засушливых районах и пустынях. Ребята а как вы думаете, как они пользуютя своим пушистым хвостом? белка подымает хвост вверх и использует хвост в качестве солнцезащитного зонта
В: - А это ящерица молох. Кожа у них как промокательная бумага, и он впитывает влагу прямо кожей и направляет ее в рот. Видите как интересно они приспособились к засухе.
В: - Карликовая африканская гадюка перемещается в пространстве посредством бокового хода, чтобы не утонуть в сыпучих и обжигающих песках жаркой пустыни.
В: - Антилопа мендес – она большую часть жизни обходится без воды, получая жидкость водой питаясь растениям. И еще чтобы справиться с беспощадным солнцем пустыни, шерсть антилопы в летнее время приобретает светлый окрас, отражающий солнечный свет, а зимой шерсть становится коричневато-серого цвета.
В: - А это скорпионы, они способны обходится без пищи до 12 месяцев, как и многие другие животные они, впадают в сезонную спячку. Но в отличии от других во время спячки при приближении хищников они реагируют с молниеносной быстротой
В: - Ребята, оказывается и в таких суровых условиях живут большое количество разнообразных животных, они все смогли приспособиться, а как они все приспособились мы с вами в другой раз поговорим, хорошо.
В: - Ребята, а тем временем давайте мы с вами продолжим наше маленькое путешествие и я предлагаю вам пройти со мной вот в эту мини лабораторию, а я взмахну своей волшебной палочкой и вы превратились у меня в ученых-исследователей. Посмотрите господа ученые, что вы видите перед собой? А какие меры предосторожности надо учитывать, работая с песком? Песок содержит пыль, поэтому не встряхивать его чтобы не попало в глаза, работать только над столом, и не вытирать руки об одежду. А в конце обязательно помыть руки или протереть влажной салфеткой.
В: - Ребята, смотрите в первом контейнере какой песок? (Сухой). А как вы узнали что он сухой (Потому что он легкий и сыпучий). А как нам проверить сыпучий ли он? Давайте возьмите ложечки и посыпьте песок с контейнера на тарелочку. Сыпется песок? Значит он какой (Сыпучий).
-Давайте теперь наклонимся поближе и посмотрим из лупы. Из чего состоит песок (Из мельчайших песчинок, из кристалликов, темных и светлых)
-Ребята, а сухой песок пахнет, как вы думаете? А как нам узнать? (Не имеет запаха)
-Ребята, а здесь какой песок? А откуда вы знаете что он мокрый. Чем он отличается от сухого песка? Взяли ложечки, берем мокрый песочек, он сыпется? Давайте возьмите ложечки и посмотрим, сыпется ребята? (Не сыпется, может принимать различную форму) А как вы думаете мокрый песок пахнет? (Имеет специфический запах). Смотрим поближе через лупу, что мы видим (Песчинки скреплены между собой водой).
-Ребята, а как вы думаете песок растворяется в воде как сахарный песок? Давайте попробуем растворить песочек в воде, берем ложечкой песочек и сыпем в сосуд с водой и аккуратно помешиваем. Растворился песок в воде? (Не растворился) Таким образом, мы делаем вывод, что песок не растворяется в воде.
-Ребята, а вы знаете, какое значение имеет для жизни людей? Где и как применяется песок? Посмотрите ребята на экран (Просмотр слайдов)
-Во-первых, песок является незаменимым стройматериалом, если к нему добавить воду и цемент, то получится? (Раствор) Он идет на закладку фундаментов жилых домов
-А еще песок используется в дорожных работах, он закладывается как отдельный слой дорожного полотна, чтобы наши дороги служили долго.
-Оказывается, песок также используется в стекольной промышленности, и для производства кирпичей.
-Немаловажное значение песок имеет и для пожарной безопасности, им тушат пожары. А зимой песком посыпают скользкие части дорог, чтобы люди не падали, и автомобили не попадали в несчастные случаи.
-Все чаще песок используют для красоты, применяют для ландшафтного дизайна и скульптур.
-Ребята, а вы любите играть с песком? И наверное нет ни одной детской площадки без песка. А вы знали ребята, что бывает еще и волшебный разноцветный песок. А хотите я вам быстренько расскажу как его можно сделать дома? Берется обычный мел цветной. Втираем в него песком и он красится. Ребята дома обязательно попробуйте хорошо.
-Ребята посмотрите на экран. Это рисование песком на стекле, и этот вид искусства называется пескография или просто песочная графика. Я предлагаю ребята пройти со мной в мастерскую пескографии и поближе познакомиться с этим искусством. А теперь покружись-покружись и в художника пескографа превратись.
-Оказывается, есть несколько вариантов рисования песком на стекле:
1. Первый метод это рисование кулаком. Давайте сожмем ладони в кулак и попробуем нарисовать обычный круг.
2. Второй метод-рисование ладонью. Попробуйте ребята нарисуйте что-нибудь.
3. А есть еще один прием. Сначала мы расчищаем поверхность, берем в ладонь щепотку и рисуем щепотью, вот так, давайте нарисуем облачко.
4. А некоторые художники рисуют мизинцами, или несколькими пальцами, например указательным и средним одновременно. Давайте ребята оставим на 2 х руках по 2 пальца, остальные сгибаем, и попробуем нарисовать сердечко 2мя руками одновременно. И у нас получилось ровное сердечко.
-Понравилось вам ребята рисовать песком? (Да)
Физкультминутка.
В: - Вы наверное устали?
-Да!
-И поэтому все встали!
-Дружно вытянули шеи
-И как змей зашипели.
-Зашипели. Помолчали.
-И как белки поскакали,
-Поскакали, поскакали!
-За барханом мы пропали!
В: - Отдохнули ребята. Продолжаем наше путешествие.
В: -. Давайте ребята пройдем в нашу мастерскую номер 2, посмотрите что я вам приготовила, этот оазис посреди пустыни, но он, как видите не доделан, а поможет нам его доделать наш волшебный песочек,
В: - Ну-ка, ребята, кто запомнил, что такое оазис? (Скопление воды посреди пустыни)
Совершенно верно. Берем кисточки, намокаем на клей и наносим его. Не бойтесь ребята смелее, вот так. А сейчас возьмите каждый по песочку, ложечкой берем и аккуратненько сыпем на клей. Солнышко пускай будет желтое. Лишний песок мы отсыпаем.
В: - Посмотрите, ребята, какая завораживающая красота у нас получилась. Вам нравиться?
В: - На этом наше маленькое путешествие подошло к концу. Ребята мне с вами было очень интересно, вы очень умные, веселые, смышленые.
В: - А вам понравилось наше маленькое путешествие? (Дети отвечают)
В: - А что же нового вы узнали сегодня для себя (Ответы детей)
В: - А что вам запомнилось и что бы вы хотели еще повторить? (Высказывается каждый)
В: - Ребята, а напоследок у меня для вас подарочек из пустыни, это обычный песочек, и цветные мелки. Пойдете сейчас в группу и попробуете сделать волшебный разноцветный песок. Давайте попрощаемся с гостями и пойдем к себе в группу (До свидания).