Любовь Сморкалова
Сценарий образовательной ситуации «Тайны зимнего леса» в старшей группе
Сценарий образовательной ситуации в старшей группе
«Тайны зимнего леса»
Автор разработки
Сморкалова Любовь Константиновна
Воспитатель
МДОУ № 240
Сценарий образовательной ситуации в старшей группе
Тип ситуации : «Открытие» нового знания»
Тема: «Тайны зимнего леса
Цель взрослая: Расширить и уточнить представления детей о жизни животных нашей полосы зимой
Задачи.
Образовательные.
Публикация «Сценарий образовательной ситуации „Тайны зимнего леса“ в старшей группе» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Сценарии зимних календарных праздников
- Сценарии зимних развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
1. Закрепить знания детей о том, как обитатели леса проводят
долгие и холодные зимние месяцы.
2. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, делать выводы.
Развивающие.
1. Развивать познавательную активность детей;
2. Формировать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать выводы.
3. Содействовать развитию активности и самостоятельности в познавательной деятельности;
Воспитательные.
1. Воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности;
2. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство
доброты, сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас
окружает.
3. Воспитывать интерес к сезонным изменениям в жизни зверей.
Оформление образовательной среды :
• Белый занавес
• Столы и стулья
• Большой пенек
• Мольберт
Техническое оснащение:
Проектор, экран, ноутбук.
Слайды:
• изображение зимнего леса
• изображения животных (зайца, белки, лисы, волка, лося,кабана,медведя, барсука, ежа)
Раздаточный материал
• Карточки с изображением животных «четвертый лишний» (размер 20*5 8шт)
• Карточки с изображением животных : ежа, медведя, барсука (размер А4 3 шт.)
• Карточки с изображением того чем питаются еж, барсук, медведь (5*7 18 шт.)
• Карточки с изображением растений 9 шт. (размер 7*7см)
• Карточки с изображением насекомых 9 шт. (размер 7*7 см)
• Карточки с изображением медведя, ежа, барсука. 3 шт. каждого изображения (7*7)
• Карточки с изображением мыши, лягушки. 2 шт. каждого изображения (7*7)
Предварительная работа
• чтение произведений о зверях ;
• разучивание пословиц;
• загадывание загадок;
• д/и «Четвёртый лишний», «Закончи предложение»;
• рисование и лепка животных ;
• рассматривание иллюстрации.
• Чтение рассказов о жизни диких животных :Э. Шим «рассказы и сказки о природе», «На поиски животных» - иллюстрированная энциклопедия Д. Г. Стрелкова, О. Ф. Цеханьска, «О чудесном рыболове, зубастой торпеде и не только…» В. Г. Рудского, «Животные России» - серия Почемучка, «Лесной теремок» О. Д. Лукашевич и др.
Ход образовательной ситуации.
1. Введение в игровую ситуацию (хочу-могу-надо)
Цель: создание интересной мотивации к познавательной деятельности.
Требования:
- ситуация, включающая детей в игровую деятельность;
- обращение к личному опыту детей;
- создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность.
Дети с педагогом входят в зал, на столе находят большой конверт, на котором написано: «Ребятам из детского сада «Айболит».
- Ребята, кому адресовано письмо? (Нам, ребятам детского сада)
- Давайте прочитаем (давайте)
-Дорогие ребята, пишет вам Незнайка. Я вчера гулял в зимнем лесу и не увидел многих зверей. Куда они исчезли? Помогите мне раскрыть эту загадку
-Ребята, о чем просит нас Незнайка? (помочь ему узнать, куда пропали звери)
- Вы, хотите ему помочь Незнайке? (да, хотим)
- Как вы сможете ему помочь? (мы узнаем, почему Незнайка не увидел многих зверей в лесу)
- Как мы можем это сделать? (посмотреть в энциклопедии) (спросить у взрослого) (сходить на экскурсию в лес)
- мне понравилось предложение сходить в лес и посмотреть.
- Ребята, а как же мы попадем в лес? (пойдем пешком (поедем на лыжах (поедем на машине)
- Все варианты хорошие. Чтобы нам добраться до леса, нам надо взять с собой лыжи, потому что в лесу большие сугробы и нам без них не обойтись. Встаём на лыжи, в руки взяли лыжные палки. Дети вместе с педагогом проговаривают стихотворение.
По сугробам ноги ходят.
Спор с сугробами заводят:
- Не увязнем мы в снегу, -
Говорили на бегу,
- И пройдем там, где нам нужно.
Лыжи нас поддержат дружно,
Им сугробы не помеха.
Снег для них - одна утеха
2. Актуализация
Цель: выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания.
Требования:
- актуализация изученных способов действий (эксперимент, определение причинно-следственных связей)
- знаний, достаточных для построения нового знания.
Занавес открывается
Слайд 1. Зимний лес
-Ребята, а вы знаете как надо вести себя в лесу? (Не ломать ветки деревьев) (не разводить костёр) (нельзя мусорить)
- Молодцы, дети! Вы сказали всё правильно. Будьте вежливыми гостями в лесу. Замечайте, запоминайте интересное.
- Ребята, зима - это самое трудное для животных время года, которое приносит им много лишений и невзгод. Каких? (холод) (мороз) (метели) (голод)
-Давайте мы с вами походим по лесу и посмотрим, какие же звери попадутся нам на встречу. (Давайте)
Слайд 2. Белочка
- Ребята, смотрите кто там, на веточке? (белочка)
- Правильно. А как зимует белка? (Белка в дупле прячется) (Белочка на зиму припасы делает) (Цвет шкурки меняет).
-Идем дальше.
Слайд 3. Изображение лисы.
-Ребята,смотрите кто там на пригорочке (лиса)
- Молодцы! Как проводит зиму лиса? (Лиса ищет мышиные норки) (Мышами всю зиму питается) (Лиса запасов не делает, бывает голодна)
Слайд 4. Изображение зайца.
- Ребята, смотрите кто там, на снегу? (заяц)
–Правильно. А как заяц зимует? (Зимой зайцы едят кору деревьев) (меняет цвет шубки) (спит под кустом)
Слайд 5. Изображение лося.
- Ребята. Смотрите кто там, среди елочек? (лоси)
- Молодцы! Как они зиму проводят? (питается веточками) (сухую траву под снегом раскапывает) (корой деревьев)
Слайд 6 .изображение волка.
- Ребята,смотрите кто это там между березок показался? (волк)
-Правильно, волк. Как он проводит зиму? (собирается в стаи) (охотятся стаей) (охотится на лося,кабана)
Слайд 7. Изображение кабана.
- Ребята. Смотрите, кто там бежит? (кабаны)
Как кабан проводит зиму? (собираются в большие группы) (Едят они веточки, выкапывают из-под снега желуди, орехи, траву.)
-Ребята, а кого мы не встретили из зверей в зимнем лесу? (медведя) (ежа) (барсука).
3. Затруднения в игровой ситуации
Цель: организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения.
Требования:
- создание ситуации затруднения;
- фиксация в речи причины затруднения.
-Ребята, а почему мы их не встретили? (медведь спит в берлоге)
(ежик в норе (барсук спит)
-Ребята, а почему эти животные впадают в спячку? (Им холодно) (не знаю) (им есть нечего (они шубку не меняют)
Но ведь заяц не спит. И лось не спит и всем зверям в лесу зимой холодно и голодно. Так почему же некоторым животным нужно зимою спать, а другим нет? (не знаем)
У вас возникло затруднение, давайте разбираться.
4. Открытие нового знания
Цель: организация диалога педагога с детьми, направленного на открытие нового знания.
Требования:
- организация подводящего диалога с целью открытого нового знания;
- фиксация нового знания в речи и знаково;
- создание ситуации успеха.
Игра «Найди, кто, чем питается»
- Ребята, сейчас вы самостоятельно разделитесь на команды из трех человек. Каждая команда будет искать корм для своего животного.
Дети договариваются, в какой команде они будут и распределяются по командам.
- Команды готовы. Первая команда ищет корм для медведя, вторая для ежа и третья для барсука. Подойдем к столам и найдем, чем питаются эти животные.
Дети подходят к столам, и каждая команда ищет карточки.
- Все нашли корм. Теперь ребята подойдем к мольберту.
Дети встают полукругом у мольберта. Каждая команда по очереди подходит и прикрепляет к мольберту картинки с едой зверей.
- Первая команда, чем питается медведь? (ягодами) (орехами) (травой) (насекомыми)
- Верно. Вторая команда, чем питается барсук? (насекомыми) (лягушками) (орехами) (ягодам)
-Молодцы, третья команда, чем питается ежик? (насекомыми (змеями) (лягушками (ягодами)
-Ребята, посмотрите и скажите, мы можем найти сейчас в лесу все это? (нет) (ягоды и орехи не найти в зимнем лесу (насекомые и змеи спят (лягушек невидно зимой)
- Почему эти животные ложатся в спячку и их не видно в лесу зимой? (они ложатся в спячку, потому что зимой им нечего есть) (нет еды для них)
Молодцы, вы сами открыли новое знание.
Зима – для многих животных нелегкое испытание. В зимний период нет, не только растительности, но и мелких грызунов, лягушек, червей, моллюсков и прочей мелкой живности, а также насекомых, становится нечего, есть животным, которые ими питались: ежам, барсукам и медведям. И им приходится либо перебираться в теплые края, где насекомые не спят (как это делают птицы, либо впадать в спячку.
5. Включение нового знания в систему знаний
Цель: Закрепление у детей нового знания в играх и упражнениях.
Требования:
- соответствие используемых игр цели занятия;
- индивидуальные затруднения в играх;
- создание ситуации успеха
Игра «четвертый лишний». Дети подходят к столу. На столе каждому лежит карточка с изображением четырех животных.
-Ребята, на столах у вас лежат карточки с изображением животных. Посмотрите и скажите, какое животное лишнее и почему?
Воспитатель каждого ребенка по очереди спрашивает, какое у него животное лишнее.
-У меня лишнее животное медведь, так как он ложится в спячку на зиму, а остальные нет.
- у меня лишнее животное лось, все остальные ложатся в спячку, а он нет.
- у меня лишнее животное кабан, он не ложится в спячку, а барсук, медведь и еж ложатся.
- лишнее животное на моей картинке – это барсук. Он ложится в спячку, остальные нет.
- Молодцы, ребята. У меня для вас еще одно задание подготовлено называется оно пищевые цепочки. На этом столе лежат картинки, подойдите и рассмотрите их. Что изображено на них?
(Растения) (животные) (насекомые)
-Ребята, сейчас каждый из вас составит пищевую цепочку. Можно из двух или трех звеньев.
Варианты пищевых цепочек.
Растения –насекомые –еж
Растения –насекомые –барсук
Растения-насекомые –медведь
Насекомые- лягушка-барсук
Насекомые –лягушка-еж
Растения –медведь
Ягоды- медведь
Ягоды –еж-лиса или барсук
Ягоды- барсук-волк или медведь
Насекомые –змеи –еж
Лягушки- змеи- еж
Орехи- еж-барсук
Орехи- медведь
Орехи- барсук
Насекомые-рыба-медведь
Дети подходят к столам и составляют цепочки. Педагог подходит к каждому ребенку и проверяет правильность выполнения задания. В зависимости от того какие цепочки составили дети меняются и вопросы.
- Ребята, посмотрите на свои цепочки и ответьте на вопрос: зимой нет травы и цветов, кто исчезает вместе с ними на зиму? (насекомые)
- Молодцы, насекомых нет, и кому нечего есть? (барсуку) (ежу) (медведю)
- Ребята, зимой нет ягод и кто будет голодным зимой? (барсук (еж (медведь)
- Ребята, вы все молодцы! Нам пора возвращаться в детский сад. Друг за другом мы на лыжи встаем, по лыжной дорожке в детский сад пойдем. Идем через лес по натоптанным следам. Вот мы и пришли, сняли лыжи и садимся на стульчики.
Дети имитируют ходьбу на лыжах.
6. Итог
Цель: организация рефлексии и самооценки деятельности.
Требования:
- организация анализа детской цели;
- фиксация нового знания в речи;
- определение выполнения взрослой цели.
Дети садятся на стульчики.
- Где мы сегодня были? (в зимнем лесу)
- Для чего мы ходили в лес (чтобы помочь Незнайке узнать куда пропали звери)
- Мы смогли ему помочь? (да, мы узнали, каких зверей не видно в лесу)
-каких зверей нет в лесу и почему? (не видно медведя, барсука и ежа.) (Они легли в спячку потому что им нечем питаться зимой)
- Ребята, а что вам было трудно? (найти кто чем питается) (пищевые цепочки разложить (ничего трудного не было)
- Дети, что вам больше всего понравилось? (прогулка в зимний лес (помогать Незнайке (составлять пищевые цепочки)
- С кем вы можете поделиться этими знаниями? (С родителями). (С друзьями)
- Ребята, а где вам могут пригодиться эти знания? (в школе).
- Вы сегодня открыли интересные знания, потому что были внимательными и наблюдательными. У девочек и у мальчиков все получилось. Сейчас пойдемте в группу и напишем Незнайке письмо.