МААМ-картинки

Сценарий образовательной ситуации «Тайны зимнего леса» в старшей группе

Любовь Сморкалова
Сценарий образовательной ситуации «Тайны зимнего леса» в старшей группе

Сценарий образовательной ситуации в старшей группе

«Тайны зимнего леса»

Автор разработки

Сморкалова Любовь Константиновна

Воспитатель

МДОУ № 240

Сценарий образовательной ситуации в старшей группе

Тип ситуации : «Открытие» нового знания»

Тема: «Тайны зимнего леса

Цель взрослая: Расширить и уточнить представления детей о жизни животных нашей полосы зимой

Задачи.

Образовательные.

Публикация «Сценарий образовательной ситуации „Тайны зимнего леса“ в старшей группе» размещена в разделах

1. Закрепить знания детей о том, как обитатели леса проводят

долгие и холодные зимние месяцы.

2. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, делать выводы.

Развивающие.

1. Развивать познавательную активность детей;

2. Формировать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать выводы.

3. Содействовать развитию активности и самостоятельности в познавательной деятельности;

Воспитательные.

1. Воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности;

2. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство

доброты, сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас

окружает.

3. Воспитывать интерес к сезонным изменениям в жизни зверей.

Оформление образовательной среды :

• Белый занавес

• Столы и стулья

• Большой пенек

• Мольберт

Техническое оснащение:

Проектор, экран, ноутбук.

Слайды:

изображение зимнего леса

изображения животных (зайца, белки, лисы, волка, лося,кабана,медведя, барсука, ежа)

Раздаточный материал

• Карточки с изображением животных «четвертый лишний» (размер 20*5 8шт)

• Карточки с изображением животных : ежа, медведя, барсука (размер А4 3 шт.)

• Карточки с изображением того чем питаются еж, барсук, медведь (5*7 18 шт.)

• Карточки с изображением растений 9 шт. (размер 7*7см)

• Карточки с изображением насекомых 9 шт. (размер 7*7 см)

• Карточки с изображением медведя, ежа, барсука. 3 шт. каждого изображения (7*7)

• Карточки с изображением мыши, лягушки. 2 шт. каждого изображения (7*7)

Предварительная работа

• чтение произведений о зверях ;

• разучивание пословиц;

• загадывание загадок;

• д/и «Четвёртый лишний», «Закончи предложение»;

• рисование и лепка животных ;

• рассматривание иллюстрации.

Чтение рассказов о жизни диких животных :Э. Шим «рассказы и сказки о природе», «На поиски животных» - иллюстрированная энциклопедия Д. Г. Стрелкова, О. Ф. Цеханьска, «О чудесном рыболове, зубастой торпеде и не только…» В. Г. Рудского, «Животные России» - серия Почемучка, «Лесной теремок» О. Д. Лукашевич и др.

Ход образовательной ситуации.

1. Введение в игровую ситуацию (хочу-могу-надо)

Цель: создание интересной мотивации к познавательной деятельности.

Требования:

- ситуация, включающая детей в игровую деятельность;

- обращение к личному опыту детей;

- создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность.

Дети с педагогом входят в зал, на столе находят большой конверт, на котором написано: «Ребятам из детского сада «Айболит».

- Ребята, кому адресовано письмо? (Нам, ребятам детского сада)

- Давайте прочитаем (давайте)

-Дорогие ребята, пишет вам Незнайка. Я вчера гулял в зимнем лесу и не увидел многих зверей. Куда они исчезли? Помогите мне раскрыть эту загадку

-Ребята, о чем просит нас Незнайка? (помочь ему узнать, куда пропали звери)

- Вы, хотите ему помочь Незнайке? (да, хотим)

- Как вы сможете ему помочь? (мы узнаем, почему Незнайка не увидел многих зверей в лесу)

- Как мы можем это сделать? (посмотреть в энциклопедии) (спросить у взрослого) (сходить на экскурсию в лес)

- мне понравилось предложение сходить в лес и посмотреть.

- Ребята, а как же мы попадем в лес? (пойдем пешком (поедем на лыжах (поедем на машине)

- Все варианты хорошие. Чтобы нам добраться до леса, нам надо взять с собой лыжи, потому что в лесу большие сугробы и нам без них не обойтись. Встаём на лыжи, в руки взяли лыжные палки. Дети вместе с педагогом проговаривают стихотворение.

По сугробам ноги ходят.

Спор с сугробами заводят:

- Не увязнем мы в снегу, -

Говорили на бегу,

- И пройдем там, где нам нужно.

Лыжи нас поддержат дружно,

Им сугробы не помеха.

Снег для них - одна утеха

2. Актуализация

Цель: выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания.

Требования:

- актуализация изученных способов действий (эксперимент, определение причинно-следственных связей)

- знаний, достаточных для построения нового знания.

Занавес открывается

Слайд 1. Зимний лес

-Ребята, а вы знаете как надо вести себя в лесу? (Не ломать ветки деревьев) (не разводить костёр) (нельзя мусорить)

- Молодцы, дети! Вы сказали всё правильно. Будьте вежливыми гостями в лесу. Замечайте, запоминайте интересное.

- Ребята, зима - это самое трудное для животных время года, которое приносит им много лишений и невзгод. Каких? (холод) (мороз) (метели) (голод)

-Давайте мы с вами походим по лесу и посмотрим, какие же звери попадутся нам на встречу. (Давайте)

Слайд 2. Белочка

- Ребята, смотрите кто там, на веточке? (белочка)

- Правильно. А как зимует белка? (Белка в дупле прячется) (Белочка на зиму припасы делает) (Цвет шкурки меняет).

-Идем дальше.

Слайд 3. Изображение лисы.

-Ребята,смотрите кто там на пригорочке (лиса)

- Молодцы! Как проводит зиму лиса? (Лиса ищет мышиные норки) (Мышами всю зиму питается) (Лиса запасов не делает, бывает голодна)

Слайд 4. Изображение зайца.

- Ребята, смотрите кто там, на снегу? (заяц)

–Правильно. А как заяц зимует? (Зимой зайцы едят кору деревьев) (меняет цвет шубки) (спит под кустом)

Слайд 5. Изображение лося.

- Ребята. Смотрите кто там, среди елочек? (лоси)

- Молодцы! Как они зиму проводят? (питается веточками) (сухую траву под снегом раскапывает) (корой деревьев)

Слайд 6 .изображение волка.

- Ребята,смотрите кто это там между березок показался? (волк)

-Правильно, волк. Как он проводит зиму? (собирается в стаи) (охотятся стаей) (охотится на лося,кабана)

Слайд 7. Изображение кабана.

- Ребята. Смотрите, кто там бежит? (кабаны)

Как кабан проводит зиму? (собираются в большие группы) (Едят они веточки, выкапывают из-под снега желуди, орехи, траву.)

-Ребята, а кого мы не встретили из зверей в зимнем лесу? (медведя) (ежа) (барсука).

3. Затруднения в игровой ситуации

Цель: организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения.

Требования:

- создание ситуации затруднения;

- фиксация в речи причины затруднения.

-Ребята, а почему мы их не встретили? (медведь спит в берлоге)

(ежик в норе (барсук спит)

-Ребята, а почему эти животные впадают в спячку? (Им холодно) (не знаю) (им есть нечего (они шубку не меняют)

Но ведь заяц не спит. И лось не спит и всем зверям в лесу зимой холодно и голодно. Так почему же некоторым животным нужно зимою спать, а другим нет? (не знаем)

У вас возникло затруднение, давайте разбираться.

4. Открытие нового знания

Цель: организация диалога педагога с детьми, направленного на открытие нового знания.

Требования:

- организация подводящего диалога с целью открытого нового знания;

- фиксация нового знания в речи и знаково;

- создание ситуации успеха.

Игра «Найди, кто, чем питается»

- Ребята, сейчас вы самостоятельно разделитесь на команды из трех человек. Каждая команда будет искать корм для своего животного.

Дети договариваются, в какой команде они будут и распределяются по командам.

- Команды готовы. Первая команда ищет корм для медведя, вторая для ежа и третья для барсука. Подойдем к столам и найдем, чем питаются эти животные.

Дети подходят к столам, и каждая команда ищет карточки.

- Все нашли корм. Теперь ребята подойдем к мольберту.

Дети встают полукругом у мольберта. Каждая команда по очереди подходит и прикрепляет к мольберту картинки с едой зверей.

- Первая команда, чем питается медведь? (ягодами) (орехами) (травой) (насекомыми)

- Верно. Вторая команда, чем питается барсук? (насекомыми) (лягушками) (орехами) (ягодам)

-Молодцы, третья команда, чем питается ежик? (насекомыми (змеями) (лягушками (ягодами)

-Ребята, посмотрите и скажите, мы можем найти сейчас в лесу все это? (нет) (ягоды и орехи не найти в зимнем лесу (насекомые и змеи спят (лягушек невидно зимой)

- Почему эти животные ложатся в спячку и их не видно в лесу зимой? (они ложатся в спячку, потому что зимой им нечего есть) (нет еды для них)

Молодцы, вы сами открыли новое знание.

Зима – для многих животных нелегкое испытание. В зимний период нет, не только растительности, но и мелких грызунов, лягушек, червей, моллюсков и прочей мелкой живности, а также насекомых, становится нечего, есть животным, которые ими питались: ежам, барсукам и медведям. И им приходится либо перебираться в теплые края, где насекомые не спят (как это делают птицы, либо впадать в спячку.

5. Включение нового знания в систему знаний

Цель: Закрепление у детей нового знания в играх и упражнениях.

Требования:

- соответствие используемых игр цели занятия;

- индивидуальные затруднения в играх;

- создание ситуации успеха

Игра «четвертый лишний». Дети подходят к столу. На столе каждому лежит карточка с изображением четырех животных.

-Ребята, на столах у вас лежат карточки с изображением животных. Посмотрите и скажите, какое животное лишнее и почему?

Воспитатель каждого ребенка по очереди спрашивает, какое у него животное лишнее.

-У меня лишнее животное медведь, так как он ложится в спячку на зиму, а остальные нет.

- у меня лишнее животное лось, все остальные ложатся в спячку, а он нет.

- у меня лишнее животное кабан, он не ложится в спячку, а барсук, медведь и еж ложатся.

- лишнее животное на моей картинке – это барсук. Он ложится в спячку, остальные нет.

- Молодцы, ребята. У меня для вас еще одно задание подготовлено называется оно пищевые цепочки. На этом столе лежат картинки, подойдите и рассмотрите их. Что изображено на них?

(Растения) (животные) (насекомые)

-Ребята, сейчас каждый из вас составит пищевую цепочку. Можно из двух или трех звеньев.

Варианты пищевых цепочек.

Растения –насекомые –еж

Растения –насекомые –барсук

Растения-насекомые –медведь

Насекомые- лягушка-барсук

Насекомые –лягушка-еж

Растения –медведь

Ягоды- медведь

Ягоды –еж-лиса или барсук

Ягоды- барсук-волк или медведь

Насекомые –змеи –еж

Лягушки- змеи- еж

Орехи- еж-барсук

Орехи- медведь

Орехи- барсук

Насекомые-рыба-медведь

Дети подходят к столам и составляют цепочки. Педагог подходит к каждому ребенку и проверяет правильность выполнения задания. В зависимости от того какие цепочки составили дети меняются и вопросы.

- Ребята, посмотрите на свои цепочки и ответьте на вопрос: зимой нет травы и цветов, кто исчезает вместе с ними на зиму? (насекомые)

- Молодцы, насекомых нет, и кому нечего есть? (барсуку) (ежу) (медведю)

- Ребята, зимой нет ягод и кто будет голодным зимой? (барсук (еж (медведь)

- Ребята, вы все молодцы! Нам пора возвращаться в детский сад. Друг за другом мы на лыжи встаем, по лыжной дорожке в детский сад пойдем. Идем через лес по натоптанным следам. Вот мы и пришли, сняли лыжи и садимся на стульчики.

Дети имитируют ходьбу на лыжах.

6. Итог

Цель: организация рефлексии и самооценки деятельности.

Требования:

- организация анализа детской цели;

- фиксация нового знания в речи;

- определение выполнения взрослой цели.

Дети садятся на стульчики.

- Где мы сегодня были? зимнем лесу)

- Для чего мы ходили в лес (чтобы помочь Незнайке узнать куда пропали звери)

- Мы смогли ему помочь? (да, мы узнали, каких зверей не видно в лесу)

-каких зверей нет в лесу и почему? (не видно медведя, барсука и ежа.) (Они легли в спячку потому что им нечем питаться зимой)

- Ребята, а что вам было трудно? (найти кто чем питается) (пищевые цепочки разложить (ничего трудного не было)

- Дети, что вам больше всего понравилось? (прогулка в зимний лес (помогать Незнайке (составлять пищевые цепочки)

- С кем вы можете поделиться этими знаниями? (С родителями). (С друзьями)

- Ребята, а где вам могут пригодиться эти знания? (в школе).

- Вы сегодня открыли интересные знания, потому что были внимательными и наблюдательными. У девочек и у мальчиков все получилось. Сейчас пойдемте в группу и напишем Незнайке письмо.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-novaja_est4g.pptx | 1485,81 Кб
 
Публикации по теме:

«Опушка зимнего леса». Конспект НОД по рисованию в средней группе«Опушка зимнего леса». Конспект НОД по рисованию в средней группе Конспект НОД в средней группе «Опушка зимнего леса» (рисование) Цель: Развитие творческого воображения у детей среднего возраста. Задачи:.

Фотозарисовка «Загадки зимнего леса»Фотозарисовка «Загадки зимнего леса» Хочется поделиться со всеми нашей красотой зимнего леса. Простые человеческие ценности – побывать в лесу, покататься на лыжах, полюбоваться.

Фотоотчёт «Магия зимнего леса»Фотоотчёт «Магия зимнего леса» Дорогие, друзья и коллеги, доброго Вам времени суток! Приглашаю разделить со мной волшебную магию зимнего леса. Зима - чудесная и сказочная.

Конспект образовательной игровой ситуации по познавательному развитию для детей старшей группы «Путешествие по сказкам» Конспект образовательной игровой ситуации по познавательному развитию для детей старшей группы «Путешествие по сказкам» Программные задачи:.

Конспект образовательной ситуации «Умей в гости звать, умей и угощать!» в старшей группе Цель Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Задачи 1. Познакомить с традициями и обычаями наших предков, традициями русского.

Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Свет и тень» по образовательной области «Познавательное развитие» Цель: расширять знания детей об окружающем мире - формировать представления о свойствах света и тени. Задачи: 1. Развивать и поддерживать.

Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?»Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?» Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?» Воспитатель: Сюсюра.

Сценарий образовательной ситуации по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников «Эмоции в песочнице. Радость» Тема: «Эмоции в песочнице – Радость»; образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Сценарий образовательной ситуации в технологии деятельностного подхода «Подарок от дедушки Мороза»Сценарий образовательной ситуации в технологии деятельностного подхода «Подарок от дедушки Мороза» Ф. И. О. педагога: Воробьева Татьяна Николаевна, воспитатель подготовительной группы «Лимончики», МАДОУ ДСКН №1 г. Сосновоборска. Тип ситуации:.

Сценарий образовательной ситуации в технологии деятельностного подхода «Правила поведения при пожаре для детей»Сценарий образовательной ситуации в технологии деятельностного подхода «Правила поведения при пожаре для детей» Ф. И. О. педагога: Воробьева Татьяна Николаевна, воспитатель старшей группы «Лимончики», МАДОУ ДСКН №1 г. Сосновоборска. Тип ситуации: открытие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий образовательной ситуации «Тайны зимнего леса» в старшей группе
Опубликовано: 12 февраля 2020 в 17:40
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий образовательной ситуации «Тайны зимнего леса» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Сморкалова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД