Ирина Белых
Сценарий образовательной ситуации в средней группе «Числовой ряд»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Числовой ряд».
Возрастная группа : средняя группа.
Цель:. формировать представление о числовом ряде, закреплять умение считать до пяти, соотносить цифры 1-5 с количеством, формировать опыт обратного счета от 5 до 1.
Задачи: актуализировать умение считать в пределах 5, соотносить цифры 1-5 с количеством.
формирование у дошкольников интереса к математике посредством игрового занимательного материала
Публикация «Сценарий образовательной ситуации в средней группе „Числовой ряд“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода).
Закрепить представления об изученных геометрических фигурах и пространственных отношениях, умение выделять и сравнивать свойства предметов, ориентироваться в пространстве.
Тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение и аналогию, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля.
Материалы к занятию:
демонстрационный: конверт с письмом, карточки домики с открывающимися дверями, коврограф, доска, игра с 5 геометрическими фигурами,
раздаточный: карточки с изображенными на них 5 домиками, карточки с точками от 1 до 5, карточки с цифрами от 1 до 5,пазлы напольные с цифрами.
Этапы мероприятия Этапные задачи Деятельность педагога Осуществляемая деятельность Предпосылки учебной деятельности Контроль результатов деятельности
Введение в ситуацию
(3-4 мин.) Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность (помочь)
мотивировать детей на включение в деятельность. Воспитатель собирает вокруг себя детей:
- Ребята, нам пришло загадочное письмо из Числовой страны. Хотите узнать,что там написано?
- Здесь написано: «Дорогие, ребята! Мы живём в Числовой стране. Недавно у нас построили городок. Одна улица уже заселена,а другую надо заселить. Жить на этой улице будем мы точки. Заселятся будем семьями, но мы никак не можем расселиться в домиках. Помогите нам, пожалуйста».
- Ребята, хотите поможем точкам расселиться в домиках. ?
- Сможете?
- Тогда отправляемся в город точек. Закрывайте глаза
Скажем волшебные слова и мы очутимся в городе точек.
Город волшебный ребят уже ждет
Всех, кто услышал, с собой позовет.
За мной повторите:
Один, два и три,
Город волшебный, нам дверь отвори! постановка детской цели: Зачем? Целеполагание
Фиксация затруднения в деятельности
Обдумывание и планирование своих действий Вопросы: Хотите?
Сможете?
Актуализация знаний (5-6 мин.) Организация познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, знания и опыт, детей, необходимые им для «открытия» нового знания;актуализировать умениедетей считать до пяти, соотносить цифры 1-5 с количеством.
1. Игра «Домики» (начало)
Дети садятся за столы, на которых лежат листы бумаги с нарисованными на них пятью домиками. На крыше каждого домика имеется флажок.
Кроме этого у каждого ребенка есть карточки с разным количеством точек от I до 5.
Воспитатель,показывая на карточки с точками, рассказывает детям сказку:
- Жили-были точки (воспитатель показывает детям на карточки).
- Жили они семьями. Семьи были разными (затем воспитатель показывает по одной карточке не по порядку) :
- Сколько точек было в этой семье? (дети считают).
- Решили точки поселиться на одной улице. Домики свои поставили в ряд.
Воспитатель обращает внимание детей на их карточки с домиками.
- Расселите точки по домикам.
Дети произвольно кладут карточки с точками в домики
Предлагают варианты решения проблемы, опираясь на опыт и знания Мотивация к самостоятельной деятельности Фиксирование в речи затруднения и его причины
Затруднение в ситуации (1-2 мин)
Моделирование ситуаций, в которой дети сталкиваются с затруднением для построения числового ряда, организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения;
2 .Игра «Домики» (продолжение)
- Захотели точки погулять.
- Дети сдвигают карточки с домиков и перемешивают
их.
- Вдруг начался дождь, точки побежали домой.
- Расселите точки в те домики, в которых они были вначале. Как правило, дети этого не помнят.
- Кто смог расселить точки в те же домики, что и сначала?
- Почему вы не смогли этого сделать? (Потому что не помним, где были точки вначале).
Анализ детьми возникшей ситуации
Умение фиксировать свои затруднения и выявлять их причину
Выявление уровня затруднения
Открытие нового знания
(1-2 мин.)
Формировать представление детей о числовом ряде, закрепить умение соотносить цифру с количеством, формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.
3. Игра «Домики» (окончание).
- Как надо расселить точки так, чтобы не забыть, кто в каком домике живет?
- Воспитатель создает атмосферу, в которой дети хотят высказаться, придумывают, предлагают свои версии.
- Если никто из детей не предложит расселить точки по порядку, воспитатель подводит их к этой мысли, например так:
- Когда вам легче найти игрушки - когда наведен порядок или когда они разбросаны? (Когда наведен порядок).
- Найдите самую маленькую семью. Сколько там точек? (Одна).
- В какой домик ее поселить, чтобы был порядок? (В первый).
Дети берут карточку с одной точкой и кладут ее на изображение первого слева домика. Дальше работа ведется аналогично.
- Как вы думаете, какая семья должна жить во втором домике?
Выслушиваются все предложения детей, после чего воспитатель подводит их к мысли поселить в этот домик семью, в котором 2 точки. Остальные карточки дети расселяют в домики самостоятельно.
- Молодцы! Назовите количество точек в каждом домике по порядку.
- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы точки снова не забыли, где они живут?
Далее воспитатель предлагает детям на крышу каждого домика как флажок,поместить карточку с числом,которое показывает сколько точек живет в этом домике.
Дети соотносят цифры 1-5 с количеством точек и на крышу каждого домика кладут соответствующую карточку. Формирование опыта успешного преодоления затруднения
Умение определять способы и средства для достижения цели Теперь вы знаете
Введение нового знания в систему знаний(4-6 мин) закрепить представление детей о числовом ряде, формировать представление о прямом и обратном счете, закрепить умение соотносить цифру с количеством.
Воспитатель говорит, что настало утро и семьи разошлись по своим делам.
Дети вынимают карточки из домиков и перемешивают карточки.
Первой вернулась домой семья из пяти точек.
Дети находят карточку с пятью точками и кладут ее в домик с числом 5 на крыше.
Затем пришла семья из трех (одной и т,д)
Все точки нашли свои места?
Семьи точек благодарят детей.
- Давайте проверим! Пройдитесь по улице слева направо, теперь справа налево. (дети называют числа)
(Пазлы напольные)Молодцы!
Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что в городке есть еще одна улица. Дети вместе с воспитателем подходят к домикам. (картограф)
Воспитатель говорит,что на улице живут числа 1,2,3,4,5,которые предлагают поиграть в прятки.
Игра «Прятки» (коврограф)
Воспитатель просит закрыть глаза и закрывает дверь одного из домиков – например,того в котором живет число 3.
Какое число спряталось(3)
- Почему ты думаешь, что спряталась число 3? (Потому что после числа 2 идет 3).
И т. д. Молодцы!
Воспитатель собирает детей возле доски и рассказывает, что в городке есть еще клумбы (геометрические фигуры) ,которые нужно украсить.
Игра «Клумбы»(ИКТ)
Сколько клумб сделали жители?
Чем они отличаются (Формой, размером)
Какая клумба находится в верхнем правом углу (нижнем левом, и т. д.)
Воспитатель предлагает посадить в клумбу которая в центре 1 цветок.
В клумбу, которая находится
в верхнем правом углу, посадим 2 цветка.
В нижнем правом - 3 цветка.
В нижнем левом- 4 цветка.
В верхнем левом -5 цветка.
Сколько цветов вы посадили на квадратную (круглую, треугольную и т,д)
Жители пошли рассматривать клумбы.
Но так как числа расселились по порядку,то и клумбы стали обходить по порядку.
К какой сначала подошли клумбе. (Ответы детей)
- Какая следующая? и т. д
Ребята, жители города точек благодарят вас за помощь. А теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Закройте глазки:
«Мы гуляли в стране «Точек»
Посадили здесь цветочки.
Расселили точки мы в дома
И была здесь с клумбами игра.
Но пришла пора прощаться
И домой нам нужно возвращаться.
Будем в садике играть и про точки вспоминать.» Практическое выполнение задания организовать активный отдых детей, закрепить их умения Самоконтроль
Осмысление (3 мин) Побуждение детей к осмыслению своей деятельности, фиксация достижений цели и определению условий, которые позволили её достичь Воспитатель собирает детей около себя.
- В какой стране мы сегодня побывали?
- Кому и чем мы сегодня смогли помочь?
Почему у нас получилось? (подвести детей к самостоятельному выводу,что они научились по порядку расставлять числа в числовом ряде, считать от 1до 5)
Воспитатель хвалит детей за то, что они помогли точкам, несмотря на трудности.
Рефлексия (личная оценка) Умение достигать поставленной цели Что хотели сделать? Получилось? Почему?