Татьяна Скрягина
Сценарий образовательной ситуации в младшей группе «Звёздное небо»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей «социально-коммуникативное развитие»,
«познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие»
Цель: ознакомление детей с нетрадиционной техникой рисования – штампинг.
Образовательные задачи :
• познакомить с новой техникой рисования штампиком в форме звезды;
• закрепить
- представления: ночное небо, геометрическая фигура – треугольник;
- умение использовать доступные нетрадиционные техники рисования (примакивание тычком, ватной палочкой, мятой бумагой);
- цвет (красный, желтый, синий);
Публикация «Сценарий образовательной ситуации в младшей группе „Звёздное небо“» размещена в разделах
- Звездное небо, созвездия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
• содействовать развитию:
- мыслительной операции – сравнение;
- зрительного восприятия, внимания, памяти, воображения;
- умения работать в группах, создавать единую композицию;
- самоконтроля;
- умения различать контрастные эмоциональные состояния (грусть, радость);
- интереса к окружающему миру;
- чувства сопереживания, желания оказать помощь, гордости за выполненную работу (предпосылка формирования веры в себя).
Предварительная работа.
Знакомство с
- частями суток – утро, день, вечер, ночь;
- нетрадиционной техникой рисования – рисование пальчиками, ватными палочками и т. д.
Использование на занятиях по изобразительной деятельности сказочного героя Карандаша и волшебного сундучка.
Материалы к занятию.
Демонстрационный материал:
- ватман, раскрашенный гуашью чёрного цвета;
- месяц из самоклеющейся бумаги серебристого цвета;
- книга с иллюстрацией звёздного неба, из которой вырезаны неправильной формы кусочки, с обратной стороны каждого кусочка прикреплён магнит.
- треугольники жёлтого и красного цвета, у жёлтых треугольников вершина смотрит в сторону театрального уголка, у красных - в сторону столов со стульями;
- сказочный герой Карандаш;
- театральный уголок;
- сундучок.
Раздаточный материал:
• гуашь жёлтого и красного цветов;
• влажные салфетки;
• штампики в виде звезды из картофеля;
• листы альбомные;
• подушечки для штампования, пропитанные гуашью жёлтого цвета;
• ватные палочки,
• мятая бумажная салфетка,
• кусочки поролона для наполнения сундучка.
Оформление образовательной ситуации.
Столы, стулья, магнитная доска, занавес.
Ход занятия.
1. Введение в ситуацию.
Задачи этапа:
• создать условия для возникновения у детей мотивации включения в игровую деятельность;
• сформировать и зафиксировать «детскую цель» - помочь найти новые звёзды для Месяца;
• формировать у детей веру в собственные силы.
Педагог собирает детей около себя.
- Ребята! Вы любите слушать сказки? (Да! Я очень люблю слушать сказки.)
- Сегодня я расскажу вам сказку о прекрасном Месяце.
Жил-был Месяц. Каждую ночь он появлялся на тёмном небе. Вокруг него собирались и заводили хоровод подружки – звёздочки. Прекрасный Месяц полюбил звёздочек – подружек. Яркие и весёлые они украшали тёмное небо и не давали скучать Месяцу. Он радовался и веселился вместе с подружками – звёздами.
Однажды в одну из тёмных-тёмных ночей Месяц взошёл на небо.
Педагог открывает занавес на магнитной доске. На ней прикреплён тонированный черным цветом ватман. На листе ватмана прикреплён грустный месяц.
Огляделся вокруг и не увидел ни одной звёздочки! Всю ночь он звал своих звёздочек – подружек, но они так и не появились…
- Ребята! Вы хотите помочь месяцу вернуть звёздочек - подружек?
- Вы сможете ему помочь?
- Как вы думаете, что же надо сделать, чтобы звёздочки снова появились на небе и радовали Месяц? (Звёздочки можно сделать из бумаги, приклеить их, нарисовать.)
2. Актуализация знаний и умений.
Задачи этапа:
• актуализировать мыслительную операцию – сравнение; знание формы звезды, техник рисование пальчиками, ватными палочками; опыт детей работы в группах, умение создавать единую композицию, необходимые для построения нового знания.
- Ребята! Посмотрите, каким прекрасным было ночное небо, когда звёздочки-подружки кружили хороводы и радовали Месяц!
Дети рассматривают иллюстрацию из книги сказок.
- Ой! Такая красивая иллюстрация рассыпалась! Что же нам теперь делать? (Нужно починить картинку. Нужно кусочки поставить на своё место.)
- Давайте попробуем это сделать.
Игра «Звёздочки-заплатки».
Задачи: развивать образное и пространственное мышление, тонкую моторику и координацию движений; закреплять представления детей о ночном небе и форме звезды.
Дети прикрепляют обратно подходящие по форме кусочки иллюстрации.
- Ребята! Вы починили книгу сказок. Полюбуйтесь, каким было ночное, звёздное небо. Но что же мы будем делать, чтобы звёздочки снова появились на небе и радовали Месяц? (Звёздочки можно сделать из бумаги, приклеить их, нарисовать.)
Давайте посмотрим, что у нас есть.
Дети с воспитателем подходят к столу. На нём краски, влажные салфетки.
- Что вы здесь видите? (Здесь есть краски, бумага.)
- С помощью красок вы сможете сделать звёзды?
- Как можно их сделать? (Звёзды можно нарисовать.)
- Всё ли здесь есть, чтобы нарисовать звёзды? (Нет, здесь нет кисточек.)
- Тогда чем мы будем рисовать? (Звёзды рисовать нечем. Звёзды можно нарисовать пальчиками.)
- Давайте попробуем.
Дети пробуют рисовать звёзды пальчиками.
3. Затруднение в ситуации.
Задачи этапа:
• зафиксировать затруднение в речи под руководством педагога и выявить его причины.
Возникает затруднение.
- Получились у вас звёзды?
Для сравнения можно показать иллюстрацию звёздного неба из книги сказок.
- Вы смогли нарисовать звёзды? (Нет.)
- Почему не смогли? (Мы не умеем рисовать пальчиками, без кисточек.)
- Кто нам может помочь научиться рисовать звёзды? (Волшебный карандаш.)
- Ну что же, отправимся к Волшебному карандашу. А путь нам укажут жёлтые треугольники. Дети передвигаются по жёлтым треугольникам к театральному уголку.
4. Открытие нового знания.
Задачи этапа:
• организовать подводящий диалог с детьми с целью открытия нового – техники рисования штампиком в форме звезды.
- Что нам нужно сказать, чтобы Волшебный карандаш появился? (Надо сказать волшебные слова.)
- Какие? (Вокруг себя обернись, Волшебный карандаш, появись)
Появляется Волшебный карандаш.
Карандаш: Здравствуйте, ребята! Зачем вы меня позвали? (Мы не умеем рисовать звёзды без кисточек, пальчиками. Научи нас рисовать звёзды)
Карандаш: Зачем вам это нужно? (Чтобы помочь Месяцу. Чтобы мы смогли нарисовать звёзды.)
Карандаш: Где же мой чудо-сундучок?
Волшебный карандаш ныряет за ширму, достаёт сундучок.
Карандаш: Я думаю, он вам поможет.
- Ребята, давайте посмотрим, что в нём!
Дети рассматривают предметы и перечисляют их.
- Что это? (Это ватные палочки.)
- С помощью ватных палочек мы сможем нарисовать звезду? (Нет.)
- Что это? (Это мятая салфетка.)
- С помощью мятой салфетки мы сможем нарисовать звезду? (Нет.)
Дети находят штампик «звезда».
- С помощью картофеля в форме звезды мы сможем нарисовать звезду? (Да, теперь мы сможем нарисовать звезду.)
- Интересно, как называется это приспособление?
- Волшебный карандаш помоги нам. Скажи, как называется это приспособление?
Карандаш: ребята, это штампик «звезда». Вы запомните это название? (Да. Это называется штампик «звезда».)
- Штамповать вам помогут подушечки с краской. Давайте попробуем!
- Что нам нужно сделать со штампиком? (Покрасить, в краске намочить.)
- Смотрите, у нас есть подушечка с краской. Давайте прижмём штампик к подушечке.
Дети пробуют штамповать на листах.
- Какие красивые звёзды получились? (Да. Красивые, блестящие.)
- С помощью какого приспособления мы смогли нарисовать такие красивые звёзды? (С помощью штампика «звезда».)
- Ребята, давайте сложим штампики и подушечки в коробочку и возьмём их с собой.
- Спасибо тебе, Волшебный карандаш. Нам пора возвращаться в группу. Дорогу домой укажут красные треугольники.
Дети возвращаются к столам.
5. Включение нового знания в систему знаний (воспроизведение в типовой ситуации)
Задачи этапа:
• использовать новую нетрадиционную технику рисования в работе в группе.
- Теперь мы сможем помочь Месяцу? (Да.)
Педагог кладёт перед детьми лист «чёрного неба с месяцем».
Дети штампуют звёзды, окуная штамп в краску синего и жёлтого цвета с добавлением блёсток.
По окончании работы педагог дорисовывает улыбку на Месяце.
- Ребята, как вы думаете, Месяцу понравились наши звёздочки? (Да, он теперь улыбается. Ему стало весело. Он теперь не будет грустить.)
6. Осмысление.
Задачи этапа:
• создать ситуацию успеха;
• организовать фиксирование детьми достижения детской цели.
- Ребята, кому вы сегодня помогли? (Месяцу)
- Чем вы ему помогли? (Мы смогли вернуть звёзды на небо.)
- Ребята, почему у вас это получилось? (Потому что мы научились рисовать звезды с помощью штампика «звёзда» и подушечки с краской.)
- А еще, потому что вы очень старались, были аккуратными, внимательными и работали дружно. Благодаря вашей помощи звёздочки снова появились на небе и радуют Месяц!