Лариса Мешкова
Конспект образовательной ситуации по развитию речи в подготовительной группе «Способ определения звонкости и глухости звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий образовательной ситуации
по теме: «Способ определения звонкости и глухости звуков»
Цель: познакомить детей с приемом определения глухости-звонкости согласных звуков.
Образовательные задачи :
• учить детей определять глухость-звонкость согласных звуков;
• закреплять умение детей определять мягкость, твердость согласных;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
• тренировать детей в дифференциации звуков [Б] и [П. ];
• тренировать детей в звуковом анализе слов : выделении первого звука; определении места звука в слове;
• формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода;
• развивать память, речь, воображение, коммуникативные качества;
Материал: карточки с «товарами» (платок, перчатки, брошь, бант, паровоз, пирамидка, бинокль, барабан., подарочные коробки большая и маленькая, карточки «магазин буквы П.» (с зеленой и синей полочкой, карточки с «угощениями» (Арбуз, печенье, пряник, пирог, банан, булка, апельсин, безе бублик., карточки с нарисованными колокольчиками и соломенными шляпками; картинки сказочных гостей и украшения для них.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в деятельность
Воспитатель собирает детей около себя.
Ребята любите ли вы ходить с родителями в магазин?
-А в какой магазин вы любите ходить больше всего?
-А какие еще бывают магазины? (Ответы детей)
Воспитатель выслушивает все ответы детей.
-Ребята, а кто из вас знает, как товары попадают в магазин?
Если дети не могут ответить, воспитатель объясняет, что в магазин товары завозят с больших оптовых баз.
-А вы знаете, есть такая волшебная страна, в которой живут звуки и буквы, этой страны нет на нашей карте. Но жители этой страны так же, как и мы люди любят ходить по магазинам.
Магазина там не похожи на наши. Например, есть магазин буквы Б, в этом магазине продаются товары, которые начинаются со звука, и магазин буквы П.
-Какие товары будут продаваться в этом магазине? (ответы детей)
И вот буквы Б и П. решили отправиться на базу за покупками.
-Ребята хотите отправиться вместе с буквами на базу и помочь им выбрать товары для своих магазинов?
Сможете?
2. Актуализация знаний.
Часть 1
Дидактические задачи:
1) тренировать детей в звуковом анализе слова (выделении первого звука в слове, характеристике выделенного звука);
2) актуализировать знание детей, о твердости-мягкости звуков;
3) развивать образное мышление, воображение, память, речь, коммуникативные качества.
Дети вместе с воспитателем подходят к столу, на котором находятся 2 коробки – большая и маленькая. Кроме этого на столе имеются карточки, на которых изображены платок, перчатки, брошь, бант, паровоз, пирамидка, бинокль, барабан.
Как вы думаете, какие товары мы выберем для букв Б и П?
Почему?
После ответов детей воспитатель предлагает детям в большую коробку положить товары для буквы Б. Дети самостоятельно выбирают нужные карточки, называют предметы, которые на них изображены и кладут в большую коробку.
Товары, для какого звука мы положим в маленькую коробку? (Для буквы П.) Дети берут оставшиеся карточки, называют предметы, которые на них изображены и кладут в маленькую коробку.
Часть 2
Дидактические задачи:
1) актуализировать знание детей о твердости-мягкости звуков.
Молодцы!
Все товары правильно разложены и буквы отправились обратно в свои магазины. Ребята в магазине все товары лежат в куче или расставлены по полочкам в определенном порядке?
-Вот и в магазине у букв все стоит по полочкам.
Дети подходят к доске, на рисунке буква Б, две полчки одна зеленого другая синего цвета.
Ребята, как вы думаете, чей это магазин?
- Правильно, буквы Б.
-А почему полочки синего и зеленого цвета? (На полке синего цвета товары которые начинаются с твердого звука[Б], а на зеленой товары которые начинаются с мягкого звука [Б].) Хотите помочь букве Б расставить товар. (Дети расставляют товар по полочкам.)
-Какие вы молодцы, как хорошо вы справились с заданием.
-Давайте присядем за столы и поможем букве П расставить товар в его магазине.
Дети присаживаются за столы, на которых разложены карточки с товарами и две полочки зеленого и синего цвета.
После выполнения задания воспитатель просит поменяться карточками и проверить правильность выполнения задания у товарища.
3. Затруднение в ситуации
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для «открытия» нового знания;
2) формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения.
Буквы Б и П очень устали и решили пообедать, но во время обеда они начали ссориться, потому что не могли ответить на вопросы, поможем им?
Чем мы, звуки [Б] и [П] похожи? (ответы детей [Б] и [П] согласные, могут быть твердыми и мягкими.)
Чем мы, звуки [Б] и [П] отличаемся?
Если дети затрудняются с ответом, то воспитатель предлагает детям произнести эти звуки. После этого дети дают ответ:
Звуки [Б] и [П] произносятся по-разному: звонко и глухо.
Но наши друзья – звуки не верят, что один из них звонкий, а другой – глухой.
Докажите, что звук [Б] – звонкий, а [П] – глухой.
Возникает затруднение.
У всех получилось доказать глухость-звонкость звуков?
Почему не получилось? (Потому что мы не знаем способа, который поможет нам определить глухость-звонкость согласного.)
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
1) познакомить детей с приемом определения глухости-звонкости согласных звуков.
2) формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;
3) развивать образное мышление, воображение, память.
Что нам сейчас нужно узнать?
Воспитатель помогает детям сформулировать познавательную цель.
Как можно узнать этот способ?
Дети перечисляют различные варианты. Приходим к выводу, что в данном случае лучше спросить у того, кто знает.
Воспитатель помогает детям сформулировать вопрос, после чего рассказывает:
Для того чтобы определить звонкий звук или глухой, нужно закрыть ушки и произнести звук. Если даже при закрытых ушах мы слышим голос, то этот звук звонкий. Если же при закрытых ушах мы слышим шум, то это глухой звук.
Закройте уши и произнесите звук [Б].
Какой это звук? (Звонкий.)
Почему вы думаете, что это звонкий звук? (Потому что при закрытых ушах мы слышим голос.)
Закройте уши и произнесите звук [П].
Какой это звук? (Глухой.)
Почему вы думаете, что это глухой звук? (Потому что при закрытых ушах мы слышим звук.)
5. Включение нового знания в систему знаний и умений детей.
Часть 1
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей.
Воспитатель рассказывает, что буквы очень обрадовались, что теперь они все про себя знают и приглашают детей на веселый танец. Дети танцуют под веселую музыку.
Часть 2
Дидактические задачи:
1) формировать умение самостоятельно применять прием определения глухости-звонкости согласных;
2) закреплять умение детей дифференцировать звуки [П] и [Б] по звонкости-глухости;
3) тренировать детей в умении определять место звука в слове (в начале, в середине или в конце)
Воспитатель собирает детей около себя.
Воспитатель рассказывает, что наши Буквы так радовались своему открытию, что захотели поделиться своими знаниями и со своими друзьями и решили пригласить к себе гостей. И для каждого гостя они приготовили наряды. При входе каждый называл свое имя и узнавал, с какого звука оно начинается и если это звонкий звук ему давали колокольчик, а если глухой надевали шляпу.
-Ребята давайте поможем гостям выбрать себе украшения.
-Кто пришел в гости (на доске по ходу прибытия гостей вывешиваются картинки)
(Гном-Клоун; Буратино-Петушок; Волк-Филин; Жираф-Шапокляк; Золушка-Слон)
Дети с помощью нового знания определяют звонкость и глухость первых звуков имен гостей и на доске прикрепляют соответствующее украшение.
-Как все хорошие хозяева наши Буквы приготовили своим гостям угощение
Дети садятся за столы, на которых для каждого ребенка приготовлены листы бумаги, на которых нарисовано угощение. Под каждой картинкой изображена схема слова.
У каждого ребенка также имеются карточки с нарисованными на них колокольчиками и соломенными шляпками (по 2 штуки на каждого ребенка).
На середине стола стоят цветные карандаши, причем синих карандашей столько же, сколько детей.
Воспитатель объясняет задание:
Внимательно рассмотрите карточку с угощением. Медленно произнесите слово – название этого угощения. Определите, в каком месте слова – в начале, в середине или в конце находится звук [Б] или [П]. После этого закрасьте соответствующую клеточку на схеме.
Для получения обратной связи воспитатель задает вопрос:
Если звук [Б] или [П] находится в начале слова (в конце, в середине, то какую клеточку вы раскрасите?
Дети выполняют задание самостоятельно.
Для проверки воспитатель называет угощение, а дети говорят, в каком месте слова находится нужный звук.
Далее воспитатель просит детей украсить угощение, а для этого определить, звонкий или глухой звук в слове. Если звук звонкий, то его нужно украсить шапочкой колокольчик, а если глухой, то соломенной шляпкой. Детям предоставляется самостоятельность.
Для проверки воспитатель называет угощение, а дети говорят, звонкий или глухой звук в этом слове.
Молодцы! Отлично справились! А теперь нам пора возвращаться!
Дети прощаются с буквами.
6. Итог занятия.
Дидактические задачи: формировать опыт осмысления собственной деятельности, фиксации достижения запланированного результата и условий, которые позволили его достичь.
Где сегодня были, смогли ли мы помочь буквам?
Смогли разгадать загадку звуков [Б] и [П]?
Какие новые знания нам помогли это сделать?