Татьяна Скрягина
Конспект образовательной ситуации ОНЗ для детей подготовительной группы «Одежда для жильцов Бумажной страны Симметрии»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей : социально-коммуникативное развитие
познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Основная цель: формирование у детей умения вырезывать симметричные предметы приёмом двойного симметричного вырезывания.
Образовательные задачи :
познакомить детей с приёмом двойного симметричного вырезывания;
побуждать детей к анализу результатов своей работы и работ других детей;
Публикация «Конспект образовательной ситуации ОНЗ для детей подготовительной группы „Одежда для жильцов Бумажной страны Симметрии“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Поделки из бумаги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
закрепить понятие симметрии, симметричных предметов, оси симметрии;
создать условия для формирования ориентиров: – проявления любознательности, активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, умения выражать свои мысли; способности к волевым усилиям и следованию социальным нормам поведения. способствовать развитию воображения, сравнения, анализа;
развивать умение вырезывать, обращаться с ножницами
содействовать развитию умения учитывать интересы и чувства других, радоваться успехам других, адекватного проявления своих чувств, в том числе чувства веры в себя, умения действовать в коллективе.
Материалы к занятию:
Демонстрационный : картонные человечки без одежды (мальчики в брюках без рубашек, девочки в купальниках без платьев,
картинки с изображением симметричных предметов : бабочка, снежинка, листья, цветы, звезда, буквы А П О Д и несимметричных предметов : разводной гаечный ключ, серп, саксофон, раковины моллюсков, ветка дерева, буквы Ц Г У Ч Й,
А П О Д
ЦГУЙЪ
коврик из бумаги или картона (для ковра – самолёта) ,несимметрично обрезанный.
Раздаточный: на каждого ножницы, квадраты цветной бумаги, трафареты рубашки и платья по числу человечков из картона,
клей, простой карандаш, поднос.
Предварительная работа: непосредственно образовательная деятельность «Симметрия. Симметричные и несимметричные предметы. Ось симметрии», использование в НОД героя - волшебного квадрата.
Оформление образовательной ситуации.
фланеллеграф,
занавес,
ширма
Столы 2 шт. (поставленные квадратом, стулья 8 шт.
Герой: Волшебный Квадрат.
1. Введение в ситуацию.
(«хочу – могу – надо»)
Задачи этапа:
• Создать условия для возникновения у детей мотивации включения в игровую деятельность;
• Сформировать и зафиксировать «детскую» цель – помочь жителям симметричной страны.
Дети сидят на стульчиках.
- Ребята, вы любите сказки? (Да.)
- Хотите послушать сказку о Бумажной стране? В одной сказочной стране было всё из бумаги : деревья, цветы, дома, бабочки, птицы. Даже жители были из бумаги. И во всём в этой Бумажной стране была одна особенность - всё было симметрично. Но однажды налетел на эту страну сильный ураган. Ураган принёс много чужих предметов из соседней страны – несимметричной страны.
Открывается занавес. На фланеллеграфе человечки из картона без одежды, картинки с изображением симметричных и несимметричных предметов.
- Смотрите, какой беспорядок устроил ураган. Теперь человечки не могут жить в этой стране, как прежде. Ребята, вы хотите помочь жителям страны?
- Вы сможете это сделать?
- А что для этого нужно сделать? (Убрать чужие предметы, навести порядок, разобраться в стране.)
2. Актуализация знаний и умений.
Задачи этапа:
• актуализировать мыслительные операции - сравнения, анализа, а так же знания о симметрии предметов, необходимые для построения нового способа действия.
- Какие предметы в этой стране чужие? (Несимметричные предметы.)
- А какие предметы называются несимметричными? (Это предметы, которые имеют разные половинки, у которых нет оси симметрии.)
- Тогда давайте восстановим страну после урагана.
Дети подходят к фланеллеграфу.
- Смотрите, что это? Педагог обращает внимание на ковёр-самолёт, лежащий на полу.
- Ребята, это, наверно, ковёр-самолёт. Но только из какой он страны (Он из Несимметричной страны, потому что несимметричный.)
- Давайте на него и будем складывать чужие предметы. Он их переправит в свою страну.
Игра «Выбери несимметричный предмет».
Цель: развитие у детей пространственных представлений, внимания, навыков нахождения несимметричных предметов.
Дети выбирают несимметричные предметы, складывают на ковёр-самолёт.
- Давайте проверим, те ли предметы мы хотим отправить в Несимметричную страну? Дети объясняют свой выбор. (Я хочу отправить серп (гаечный ключ, ракушку, так как у него нет оси симметрии, он несимметричный.)
- Когда мы откроем окно, ковёр-самолёт отправится в свою страну.
3. Затруднение в ситуации.
Задачи этапа:
• формировать у детей опыт фиксации затруднения в деятельности, выявления его причины.
- Ребята, а вы больше ничего не замечаете необычного в этой Бумажной стране Симметрии? (Человечки в этой стране без одежды.)
- Куда пропала их одежда? (Одежду унёс ураган.)
- Как же им можно помочь? (Нужно найти им одежду.)
- Где нам достать одежду для жителей Бумажной страны? (Вырезать из бумаги.)
- Действительно, мы можем вырезать из бумаги. Какую одежду нам надо вырезать? (Платья для девочек, рубашки для мальчиков.)
- Давайте вырежем платья девочкам и рубашки мальчикам. Как вы думаете, какие платья и рубашки должны быть у жителей Бумажной страны Симметрии? (Симметричные.)
- Вы сможете вырезать такую? (Да. Нет.)
- Давайте попробуем. Дети подходят к столам, на которых стоят подносы с квадратами цветной бумаги, ножницами, простыми карандашами, клеем.
Дети пробуют вырезывать симметричную одежду.
- Получились у вас симметричные платья и рубашки? (Нет.)
- Как вы думаете, почему вы не смогли их вырезать? (Мы не умеем вырезать симметричную одежду.)
- Значит, что нам надо научиться делать? (Вырезать симметричную одежду)
4. Открытие нового способа действия.
Задачи этапа:
• познакомить детей с приёмом двойного симметричного вырезывания;
• формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения в деятельности способом «Если не знаем, спросим у того, кто знает»
• развивать умение фиксировать новое знание (алгоритм действия) в речи.
- Кто нас может научить вырезать симметричную одежду? (Нас может научить Волшебный Квадрат.)
- Давайте к нему и отправимся. Дорогу нам укажут стрелочки. Дети перемещаются по стрелочкам к ширме. За ширмой взрослый держит Волшебный Квадрат и его озвучивает.
- Вот мы и пришли к Волшебному Квадрату. Давайте его позовём.
Квадрат - четыре стороны.
Все стороны твои равны.
Вокруг себя обернись,
Волшебный Квадрат, появись!
Появляется из-за ширмы Волшебный Квадрат.
Квадрат. - Здравствуйте, Ребята. Зачем вы меня позвали? (Чтобы ты научил нас вырезать симметричную одежду.)
Квадрат. - Зачем вам это нужно? (Для жителей Бумажной страны сделать симметричную одежду.)
Квадрат. - Ну что же, слушайте внимательно. Чтобы вырезать симметричный предмет, нужно сложить бумагу- заготовку пополам. Одной рукой держим за сгиб, а другой вырезываем. Дети пробуют вырезать произвольные предметы (квадраты, листики) вместе с педагогом.
Квадрат. - Ребята, как вы думаете, где же здесь будет ось симметрии? (Линия сгиба.)
Квадрат. - Верно, осью симметрии будет линия сгиба заготовки.
Квадрат. - В изготовлении одежды вам помогут вот эти трафареты - выкройки. До свидания, ребята.
Дети благодарят Волшебный квадрат и прощаются. Волшебный Квадрат скрывается за ширмой. На поднос дети складывают получившиеся симметричные предметы и трафареты-выкройки.
- А как нам поможет выкройка? (Её можно обвести и по получившейся линии вырезать одежду.)
- К какой линии на заготовке нам нужно её приложить? (К линии сгиба.)
- Ребята, теперь вам понятно, как можно вырезывать симметричные предметы?
Дети с помощью воспитателя повторяют алгоритм действия: «Складываем заготовку пополам. К линии сгиба прикладываем трафарет-выкройку и обводим ее карандашом по контуру. Вырезаем по полученной линии. Разворачиваем – получилась рубашка (платье) для человечка».
- Теперь вы сможете вырезать симметричные рубашки и платья? (Да.)
- Тогда отправляемся в детский сад. По стрелочкам, указывающим в направлении к столам, дети перемещаются.
5. Включение нового знания (способа действия) в систему умений и умений детей.
Задачи этапа:
• Использовать новый способ действия совместно с освоенными ранее с проговариванием вслух.
Дети подходят к столам.
- Давайте вырежем симметричную одежду для жителей Бумажной страны симметрии.
- Что нам нужно сделать сначала? (Сложить заготовку пополам.)
- Что будем делать потом? (Прикладывать трафарет к линии сгиба и обводить его карандашом.)
- Выберете для себя трафарет. Часть детей обводят трафарет рубашки, часть детей - трафарет платья.
- Вот теперь можно вырезывать.
- А как же нам теперь сделать, чтобы ураган больше не сорвал одежду с жителей Бумажной страны симметрии? (Можно её приклеить.)
- Ну, тогда выбирайте себе человечка и приклеивайте ему одежду.
- Ребята, одежда, которую вы изготовили, такая красивая! Как вы думаете, она понравится жителям Бумажной страны симметрии? (Да.)
- А почему? (Она красивая, симметричная, подходит жителям страны, человечки любят такую одежду.)
- Вы такие молодцы.
6. Осмысление.
Задачи этапа:
• создание ситуации успеха;
• фиксирование детьми достижения «детской» цели - помочь жителям Симметричной страны;
• проговаривание детьми условий, которые позволили достигнуть цели.
Дети садятся на стульчики.
- Ребята, где вы побывали сегодня и кому помогли? (Мы побывали в Бумажной стране и помогли ее жителям.)
- Чем вы им помогли? (Изготовили для них одежду.)
- А почему вы смогли это сделать? (Мы узнали способ вырезывания симметричных предметов.)
- Что ещё вы сможете вырезать таким же способом, как и симметричную одежду? (Все симметричные предметы, например, бабочек, цветы и т. д.)
- Ребята, а почему еще вы смогли помочь жителям Бумажной страны? (Мы очень отзывчивые, дружные, старательные, знаем, как и у кого можно спросить совета, если мы чего-то пока не знаем.)
- Вы такие молодцы!