Елена Евгеньевна Бабуричева
Сценарий образовательной ситуации для детей старшей группы «И снова в сказку. Состав числа 4»
▼ Скачать + Заказать документы
Основные цели :
1) Знакомство с составом числа 4.
2) Формирование опыта самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя;
3) Закрепление счетных умений в пределах 4, образа цифры 4, умения соотносить цифру с количеством предметов.
4) Тренировка мыслительных операций анализа, сравнения, обобщения; развитие памяти, речи, логического мышления, внимания, воображение; формирование опыта самоконтроля;
5)Воспитание чувства радости от совместно проделанной работы, желания помогать тем, кто в этом нуждается.
Публикация «Сценарий образовательной ситуации для детей старшей группы „И снова в сказку, Состав числа 4“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 4. Состав числа четыре, счёт до четырех
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
Дидактические материалы: письмо от Алёнушки, карточки с разным количеством предметов (с 4 предметами на всех детей, ключи с изображением разных цифр (с цифрой 4 на всех детей, калитка с замком, набор геометрических фигур: большой синий круг, маленький красный круг, большой красный круг, маленький синий квадрат на каждого ребёнка, карточки-задания для дидактической игры «Дорисуй правильно», замок с кодом, числовой домик для числа 4 на каждого ребёнка
Оборудование: проектор, экран
Ход образовательной ситуации:
Введение в игровую ситуацию
Цель: создание мотивации к игровой деятельности.
Требования:
• ситуация включающая детей в игровую деятельность;
• обращение к личному опыту детей;
• создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в игровую деятельность.
Дети сидят на стульчиках.
-Ребята, вы любите сказки? Много их знаете? Тогда отгадайте сказку. Слайд№2
(На экране появляются картинки из сказок : Красная Шапочка, Золушка, Гуси – лебеди, Сестрица Аленушка и братец Иванушка и т. д.)
Дети называют сказки.
-Попробуйте догадаться о какой сказке идёт речь?
Не послушал брат сестрицу –
Стал из лужи пить водицу…
А когда воды напился,
То в козлёнка превратился.
(Сестрица Аленушка и братец Иванушка) Слайд №3
- Нам сегодня в детский сад пришло письмо.
Воспитатель читает письмо:
«Здравствуйте, ребята, злая колдунья похитила моего братца (Слайд №3 –вторая картинка)– козлёночка, заперла его у себя в избушке и повесила большой замок с кодом, и на калитке замок висит. Я никак не могу подобрать ключ и расшифровать код. Пожалуйста, помогите спасти братца, открыть замок и расшифровать код. Колдуньи сейчас нет в избушке. Поторопитесь.
Алёнушка».
-Ребята, вы хотите помочь Алёнушке? (Да, (Хотим)
-А вы сможете помочь? (Да, сможем)
-Почему вы так думаете? (Мы смелые, (Мы справимся, (Надо помочь Алёнушке) (Мы умные и находчивые)
- Что надо сделать, для того чтобы помочь Алёнушке? (Надо попасть в сказку, помочь расшифровать код, подобрать ключ)
-Сначала нужно попасть в сказку.
Как же нам попасть в сказку? (с помощью волшебной палочки, с помощью волшебства, надо сказать заклинание)
2. Актуализация.
Цель: Выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания.
Требования:
• актуализация изученных способов действия и знаний, достаточных для построения нового знания.
Дидактическая игра «Волшебный билет»
Задача: закрепление знания о числе 4, умения считать в пределах 4.
Дети стоят у стола
-А в сказку мы попадём с вами с помощью волшебных билетов. Дети подходят к столу.
-Волшебные билеты только те, на которых нарисовано 4 предмета.
-Прошу вас выбирайте нужные карточки.
Если карточка выбрана правильно, то педагог просит сказать, сколько нарисовано предметов на ней.
-Молодцы! Все выбрали верные карточки.
-Попробуем попасть в сказку! Слушайте внимательно «Раз, два – закрываются глаза, три четыре – покружись, в волшебной сказке очутись!»
- Мы в сказке. Вспомните, пожалуйста, зачем вы хотели попасть в сказку? (Помочь Алёнушке подобрать ключ к замку и расшифровать код, чтобы спасти Иванушку)
-Что нам сейчас нужно сделать? (найти избушку колдуньи)
-Вы готовы, тогда в путь! Идут
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
По тропинке мы пойдём и избушку там найдём!
Дидактическая игра «Подбери ключ»
Задача: повторить образ цифры 4.
Дети стоят перед калиткой у стола
-Ребята, вот и калитка, о которой писала Алёнушка. Посмотрите вот и замок! А ключей сколько!
- Каждому из вас надо найти ключ к замку. Только если все ключи подойдут, калитка откроется.
- Какой ключ подходит к замку? (ключ с цифрой 4)
-Вы большие молодцы! Правильно подобрали ключ и замок открылся!
Заходим в калитку.
3. Затруднение
Цель: Организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения.
Требования:
• создание ситуации затруднения;
• фиксация в речи причины затруднения.
Дети стоят перед экраном, на котором изображена избушка с замком.
-Смотрите, ребята, вот избушка и замок на двери с кодом. Слайд №4,5
-Вспомните, что мы должны сделать? (расшифровать код на замке)
-Вы можете его расшифровать? (Нет)
-Почему? (Мы не знаем, что нужно вставить в пустые квадраты)
-Что нужно сделать, если чего - то не знаешь? (надо прочитать об этом в книге, найти в интернете, спросить у взрослого)
Дети выбирают вариант – спросить у взрослого.
4. Открытие нового знания
Цель: организация диалога педагога с детьми, направленного на открытие нового знания.
Требования:
• организация подводящего диалога с целью открытия нового знания;
• фиксация нового знания в речи и знаково;
• создание ситуации успеха.
Дети садятся за столы
-Я с удовольствием помогу вам!
-Скажите, пожалуйста, что вы видите на замке? (цифру 4 вверху, геометрические фигуры под цифрой 4, на половине замка есть фигуры, а на другой – нет)
У каждого ребёнка на столе набор геометрических фигур.
-Что это за фигуры? Перечислите их (большой синий круг, маленький красный круг, большой красный круг, маленький синий квадрат)
- Хорошо.
-Положите перед собой 3 круга, добавьте 1 квадрат. Сколько у вас всего стало фигур? (4)
-Как получили 4? (к трё м кругам прибавили один квадрат: 3+1=4)
А что получится, если к одному квадрату прибавить три круга? ( Тоже 4: 1+3=4)
-Правильно: от перемены частей результат не изменяется.
-Как по-другому разбить эти фигуры на две группы? ( 2 большие и 2 маленькие: 2+2= 4 или 2 синие и 2 красные: тоже 4)
-Ребята, теперь мы сможем расшифровать код? Какие цифры надо вставить в пустые окошки? (3,2,1)
-Проверим! Слайд №6
-Вот и расшифровали код и помогли Алёнушке, теперь она с братцем сможет вернуться домой!
- А нам с вами пора в обратный путь!
5. Включение нового в систему знаний.
Цель: Закрепление у детей нового знания в играх и упражнениях.
Требования:
• соответствие используемых игр цели занятия;
• индивидуальные затруднения в играх;
• ситуация успеха в совместной деятельности.
А вернуться нам помогут наши волшебные билеты, на обратной стороне которых есть задание, если мы его выполним, то вернёмся в детский сад.
Дидактическая игра «Дорисуй правильно»
Задача: закрепить состав числа 4, взаимосвязь между частью и целым
- Сколько листочков на ветке? (1)
Дорисуйте листочки так, чтобы их стало 4. Сколько листочков вы дорисуете? (3)
-Какую цифру надо вставить в пустое «окошко»? (3)
-Что получиться? (1+3=4)
Аналогично разбираются следующие картинки.
-Какие вы молодцы, справились и с этим заданием! Попробуем вернуться в детский сад? (Да)
- «Раз, два – закрой глаза, три, четыре – покружись, в детском саду очутись!»
Вот мы и вернулись в детский сад.
Слайд №7
Дидактическая игра «Рассели жильцов»
Задача: закрепить состав числа 4
Ребята, я предлагаю сделать подсказку и отправить её Алёнушке, чтобы она не сталкивалась больше с таким затруднением.
6. Осмысление.
Цель: организация рефлексии и самооценки детьми своей деятельности.
Требования к организации этапа:
•организация анализа детской цели;
•фиксирование детьми достижения «детской цели»
•фиксация нового знания в речи;
•определение выполнения взрослой цели
•создание ситуации успеха в совместной деятельности, удовлетворения от хорошо выполненного дела.
Дети стоят около воспитателя.
-Вот мы снова в детском саду. Вам понравилось в гостях у сказки? (Да, понравилось)
-Зачем мы туда отправились? (Помочь Алёнушке)
-Вы смогли помочь им? (Да, смогли)
-Почему вы смогли помочь? (Мы смелые, мы выполнили все задания, мы умеем считать, мы знаем цифры, мы умные, вежливые)
-Что было для вас самым трудным? - Что вам понравилось?
-Кто доволен собой, что помог Алёнушке, поднимите руку.
- Я очень рада, что вам удалось помочь героям, узнать из чего состоит число 4.
Ведь вы были дружные, умные, добрые, вежливые и отзывчивые. Вы молодцы!