Агнивина Людмила
Сценарий образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «В гости к Осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста
«В гости к Осени».
Разработала и апробировала
воспитатель: Агнивина Л. В
Цель: обобщение знаний детей о времени года осень.
Задачи:
- Формировать познавательный интерес и наблюдательность в процессе обобщения осенних изменений в природе;
Публикация «Сценарий образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста „В гости к Осени“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Систематизировать и закрепить знания о приметах осени;
- Развивать психические процессы: память, слуховое, зрительное внимание, воображение, связную речь, речевое дыхание, моторные функции.
- Воспитывать любовь к природе родного края.
Материал: металлофон, аудио запись «Времена года, Октябрь» П. И. Чайковского, круг модель времена года (1/4 красного, желтого, зеленого, белого цвета, картинка Осень в образе человека, листочки бумаги, целлофановые пакеты, досочки для игры - эстафеты «Перейди через лужи», плакат с кормушкой, плакат с небом и облаками, плакат с зимним лесов, и плакат с норками и жилищами в сугробах, картинки перелетных и зимующих птиц, картинки животных леса, клей – карандаш, музыка для песни «Художница Осень». Автор песни Елена Курячий.
Картинки с приметами осени – дождь, листопад, осенняя одежда, дары осени овощи и фрукты, грибы, заготовки на зиму, перелетные птицы, спячка зверей, смена меха у тех зверей, которые не спят.
Ход занятия:
Воспитатель: Добрый день, ребята. Я сегодня для вас приготовила музыкальный инструмент. Я сыграю вам мелодию, а вы послушаете и расскажете, на что похожа эта мелодия? Какое явление природы она вам напоминает?
(Воспитатель за ширмой играет музыку дождя на металлофоне.)
Дети рассказывают свои предположения).
- Правильно, это музыка дождя. Какой инструмент мне помог? Когда бывает дождь? (Ответы детей).
Воспитатель: Бывает летом, но чаще осенью.
Осень бывает разной : ранняя осень – теплой, как летом. Поздняя осень - хмурой холодной, когда зима стоит уже на пороге.
Лето и осень, что это такое? Какое общее слово для них можно подобрать?
- Правильно время года. Время года – это изменения в природе. Изменяется живая природа, изменяется и неживая природа. Человек наблюдал, запомнил изменения в природе по разным приметам и придумал названия: осень, зима, весна, лето.
Воспитатель: мы отправляемся с вами в путешествие, в гости к времени года Осень.
Ранняя осень, теплая, яркая, разноцветная. В воздухе летают паутинки с паучками в серединке. Осень с кисточкой в руках проходит по полям, лугам, лесам (картинка примета - Листопад).
Закройте глаза, представьте красавицу Осень в желтом платье с венком из листьев и ягод на голове, с осенними подарками.
Звучит аудиозапись музыки П. И. Чайковского «Октябрь».
Воспитатель: В какие цвета окрасила листья осень? Каким листочком с какого дерева вам захотелось стать?
Логоритмическое стихотворение «Осенние листья».
Листочки, закачались, затрепетали, подул ветер и полетели листья в воздухе в красивом вальсе.
Как называется такая примета осени? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Это листопад.
Возьмите листочки бумаги, пакеты. Листья падают на землю под ногами шуршат. Потрите листы бумаги и пакеты, пошуршите «листьями». Представьте себя на прогулке на улице, в парке. Шуршат листья под ногами.
Логоритмическое стихотворение «Ветер».
Подул ветер, появились тучи и пошел дождь. Дождь бывает разный. А какой он бывает? (Ответы детей).
Логоритмическое стихотворение «Такой разный дождь».
Приходится одеваться тепло.
А что обувают в дождь? Почему? Примета осени - Осенняя одежда и зонты. А земля стала грязная и появилось много луж.
Игра- эстафета «перейди через лужи».
Хоть и дождь идет, хоть и ветер дует, а люди занимаются своими делами. Что делают люди осенью? (Ответы детей).
Воспитатель обобщает: Люди собирают урожай, убирают листья. Что люди делают с такими богатыми подарками осени? Люди вырастили и собрали много овощей и фруктов. (Ответы детей)
Правильно, люди делают заготовки на зиму: компоты, варенье, салаты, соленья. Достают картинку- примета «Дары осени. Заготовки на зиму».
Сейчас мы проверим как вы хорошо знаете где овощи, а где фрукты.
Игра «Сортируем Овощи - фрукты». Дети делятся на 2 команды. В процессе эстафеты по заданию выбирают овощи или фрукты.
Воспитатель. С заданием справились отлично. Расскажите, пожалуйста, что делают животные и птицы осенью? (Ответы детей)
Воспитатель обобщает ответы: Перелетные птицы на юг улетают, а другие остаются и зимуют рядом с человеком. Одни звери впадают в спячку, а другие меняют летнюю шерсть на зимнюю, линяют.
Посмотрите, у нас есть плакат с кормушкой, плакат с небом и облаками, плакат с зимним лесов, и плакат с норками и жилищами в сугробах. Вы выбираете птичку или животное, по желанию и приклеиваете их на место зимовки.
Продуктивная деятельность детей. Дети определяют место зимовки, приклеивают выбранную картинку.
Воспитатель обобщает: Птицы – скворец, ласточка, утка, журавль – перелетные. Улетают в теплые края. Почему вы их приклеили сюда? Почему эти птицы улетают, а не зимуют? Чем питаются эти птицы? (Ответы детей).
Правильно, у них нет корма. Насекомые, лягушки прячутся на зиму и спят.
А зимующие птицы: синица, ворона, воробей, сорока, сова – питаются тем, что найдут и тем, чем угостит человек : зерна, хлебные крошки, несоленое сало, семечки.
Называются имена детей, которые правильно определили спящих животных. Почему вы решили, что эти звери спят? (Ответы детей)
Точно, у них тоже нет еды.
А лиса, заяц, волк, и белка меняют шерсть, летняя выпадает, отрастает новая зимняя теплая.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие в гости к времени года Осень. Людям нравится это время. Они пишут про него стихи, рисуют пейзажи, сочиняют музыку, поют песни.
У нас тоже есть с вами красивая песенка про осень, предлагаю спеть ее.
Дети поют песню: «Художница Осень». Автор песни Елена Курячий.
Приложение
Логоритмическое стихотворение «Осенние листья».
1). Мы листочки, мы листочки,
Мы осенние листочки,
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул – улетели.
2). Улетели, закружились,
С ветерком мы подружились.
А потом слегка устали,
На дорожках задремали.
3). Но подул осенний ветер
И забыли мы о лете.
Вслед за журавлиной стаей
Улетаем, улетаем.
Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся. Листья собирают в букет.
Логоритмическое стихотворение «Ветер».
Ветерок листвой шумит:
Шу-шу-шу, шу-шу-шу. – Дети ритмично потирают ладонь о ладонь.
В трубах громко он гудит:
У-у-у, у-у-у. – Ритмично хлопают над головой.
Поднимает пыль столбом:
Бом-бом-бом, бом-бом-бом. – Ритмично топают ногами.
Дует он везде, кругом:
Гом-гом-гом, гом-гом-гом. – Ритмично переступая, поворачиваются вокруг себя.
Может вызвать бурю он:
Страх-страх, страх-страх! – Поднимают руки вверх и делают вращательные движения.
Не удержится и слон: Ах-ах, ах-ах. – Ритмично покачивают головой.
Логоритмическое стихотворение «Такой разный дождь».
Рассердилась туча злая (дети стучат кулаком о кулак)
И закапал мелкий дождь (быстро и ритмично постукивают указательным пальцем правой руки о ладонь левой)
Капля падает за каплей (ритмично щелкают пальцами)
Сколько набежало слез! (собирают «слезы» в ладонь)
Дождь сильнее стал и ветер сделал вдруг его косым (Делают ритмичные движения ребром ладони сверху вниз)
Вправо капли, влево капли Диагональные движения ребром ладони в разны стороны)
Словно всех косой косил (имитируют движения косаря)
Ливень туча посылает (делают резкое движение рукой вперед)
И стеной вода течет (руками перед собой «опускают занавес»)
Где бы спрятаться от ливня (смотрят по сторонам, пожимают плечами,
Зонтик нас раскрытый ждет (поднимают руки над головой, изображают купол зонтика).