Грецкая Елена Михайловна
Сценарий образовательной деятельности в подготовительной группе «По страницам истории Новосибирской области»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий образовательной деятельности
(подготовительная группа)
Тема: «По страницам истории Новосибирской области» (виртуальное путешествие)
Цель: Обобщить и расширить знания детей о Новосибирской области.
Задачи:
Образовательные
Углубить знания об истории Новосибирской области.
Познакомить с достопримечательностями Новосибирской области.
Публикация «Сценарий образовательной деятельности в подготовительной группе „По страницам истории Новосибирской области“» размещена в разделах
- Новосибирская область, Новосибирск
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Развивающие
Развивать память, речь, внимание, восприятие, мышление.
Воспитательные
Продолжать воспитывать любовь к родному краю
Способствовать становлению интереса к истории своей области.
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие
Интеграция видов деятельности: игровая, познавательно – исследовательская деятельность, коммуникативная, конструктивная, двигательная
Методы и приемы: словесный – рассказ об истории возникновения Новосибирской области, объяснение;
Наглядный – конверт с диском, презентация об НСО;
Практический – изготовление поздравительной открытки;
Игровой – «Собери цветок», сюрпризный момент, динамическая пауза.
Словарная работа: ремесло, острог – поселение, которое ограждено от врагов.
Планируемый результат: умение слушать, самооценка, предпосылки УУД (универсальные учебные действия): умение слушать, выполнять по заданному образцу и правилу, умение оценивать свои и чужие действия, осознание своих качеств, самооценка и пр.
Предварительная работа:
-привлечение родителей к сбору исторического материала о родном крае, подготовка интересных сообщений об достопримечательностях Новосибирской области;
- рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток с ДПИ;
- создание альбома «Наш край родной – Новосибирская область».
- ознакомление с пословицами о Родине.
Средства, оборудование, материалы:
наглядные (демонстрационный материал): конверт с диском (видеописьмо, презентация об НСО, альбом «Наш край родной – Новосибирская область».
технические средства обучения и цифровые образовательные ресурсы: ноутбук, экран, проектор
Раздаточные материалы: материалы к игре «Собери цветок»- двойные лепестки с загадками и указателями (подсказками, клей, ножницы, цветная бумага, альбомные листы, фломастеры.
Ход занятия:
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1. Организационный момент
Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней.
Воспитатель заранее вносит конверт и кладет в уголок краеведения.
Предлагает детям посмотреть от кого этот конверт и что в нем. Рассматривает конверт и говорит, что это послание от деда Арефы. Вскрывает конверт. Достает диск:
- Что это такое?
- Здесь еще что-то есть, письмо.
Воспитатель предлагает детям сесть.
2. Проблемная ситуация и постановка и принятие детьми цели образовательной деятельности
Воспитатель читает письмо от деда Арефы.
«Дорогие ребята, скоро исполняется 85 лет Новосибирской области. Я около 85 лет прожил в нашей области. Знаю много интересных мест, достопримечательностей, которыми хочется поделиться с вами. Все интересные находки я записал на диск, и предлагаю отправиться в виртуальное путешествие».
- Хотите отправиться в путешествие?
- А вы знаете, что такое виртуальное путешествие?
- Это путешествие с помощью компьютера. Такое путешествие можно даже совершать без взрослых. Все готовы? Тогда отправляемся.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам образовательной деятельности
- В каком же краю мы с вами живем? Подойдите к карте, посмотрите, какая огромная страна наша Россия (приложение 1, слайд 2). Среди ее необъятных просторов есть уголок, который называется Новосибирская область. Это наш родной край, наша малая родина. Посмотрите на карту России (приложение 1, слайд 3) – вот наша Новосибирская область. Хотите посмотреть, какая наша малая Родина на большой планете Земля.
Воспитатель приглашает детей к столу, на котором лежат альбомные листы и фломастеры.
- Возьмите голубой фломастер и нарисуйте большой круг. Это планета Земля. Как называется наша страна?
- Возьмите фломастер красного цвета и нарисуйте в большом круге круг поменьше. Это наша Россия. Как называется область, в которой мы живем?
- Возьмите фломастер синего цвета и нарисуйте внутри кругов еще один круг. Это наша Новосибирская область. Как называется наш город?
- Возьмите фломастер зеленого цвета и нарисуйте маленький круг внутри всех кругов – это наш город Болотное.
- Если сравнить со всей страной, наша область небольшая по площади, но все знают о нашем крае. Наша область имеет свои символы: флаг и герб.
Герб Новосибирской области (приложение 1, слайд 4).
В серебряном поле лазоревый столб и поверх него два обращенных друг другу черных соболя, держащих передними лапами золотой каравай с солонкой. Лазоревый столб указывает на реку Обь. Черный нитевидный пояс символизирует железнодорожную магистраль. Золотой каравай символизирует изобилие и гостеприимство.
Флаг Новосибирской области (приложение 1, слайд 5).
Белый, зеленый, красный и синий – являются основными цветами флага.
Белый цвет – символ чистоты, преданности, веры, а также цвет суровой зимы.
Зеленый цвет – олицетворяет щедрую Новосибирскую землю, ее природное многообразие и красоту.
Красный цвет – символ мужества, отваги, памяти о героизме Новосибирцев, защищавших свою Родину.
Синий цвет – символизирует реку Обь и многочисленные озера и реки.
- Хотите узнать, об истории возникновения Новосибирской области?
Воспитатель обращает внимание детей, на то, что раньше фотографии были в черно-белом цвете.
Слайды №6-№8
«Давным - давно в одном царстве-государстве была непроходимая сибирская земля. Она была очень большая. Когда-то по ней бродили стада мамонтов, диких лошадей, бизонов и гигантских оленей. Это был дикий, неосвоенный край. Сибирь не только была богата лесами, реками, озерами, но и полезными ископаемыми.
Слайд №9 (показ коренного населения)
И жили на этой земле люди, которых называли сибиряками. Занимались они в основном охотой, рыболовством, им приходилось много месяцев проводить в лесу. Далеко шла слава о богатстве земле Сибирской.
Слайд №10-№12 (как выглядели первые поселения)
В разное время Сибирь населяли люди разных национальностей, каждый из них вносил свои традиции.
Например, наш русский народ принес свои традиции: пахать землю, писать, разные ремесла, строить остроги и города.
Народ на этой земле прославился своим гостеприимством, трудолюбием. А земля привлекала своей щедростью.
Поэтому Сибирь стала разрастаться.
Народ прибывал, появились новые поселения с разными названиями, которые затем стали районами.
Немало названий поселений (районов, городов….) рек, гор произошло от фамилии, имени или прозвища человека или связаны с природными качествами (признаки).
Например, Название реки Обь, обозначает «Снежная вода».
Слайд №13-№17 (строительство железной дороги)
Не только благодаря гостеприимству, трудолюбию и богатству земли, приезжали сюда люди. Сибирский край стал очень быстро расширяться из-за строительства железной дороги.
Посмотрите, как строилась железная дорога. Строительство началось в очень сложных условиях, т. к. Сибирь была дикий, неосвоенный край. Из-за тяжелых природных условий людям приходилось преодолевать много трудностей. На всём протяжении пути стояла вековая тайга, строителей ждали скалы. Чтобы укладывать шпалы, приходилось взрывать и создавать насыпи. Да и к тому же раньше не было никаких машин. Главная сила - лошадиная сила, использовался только ручной труд. Использовались простые инструменты: ручные тачки, лопаты, топоры и пилы.
Так быстро не работали ни в одной стране. Рабочие трудились не покладая рук. И вот так, выглядит эта дорога сейчас.
Ребята, наша железная дорога самая длинная на планете. Первые паровозы в России называли пароходами.
Как, я уже говорила ранее, наш край стал очень быстро расширяться и получил название Новая Сибирь.
А главным городом Новой Сибири стал город Новосибирск (приложение 1, слайд 18).
Физкультминутка.
По родному краю дружно мы шагаем (марш на месте).
Справа от нас – зеленый луг (поворот).
Слева находится лес (поворот).
В таком лесу полно чудес.
Белка с ветки на ветку скок (прыжки).
Филин крыльями машет. Ух!
Аж захватывает дух (взмахи руками).
Солнце над березами светит нам (поворот головы).
Мы рады ягодам, грибам (наклоны).
2. «Открытие» детьми новых знаний, способа действий
- Ребята, а теперь послушаем мини – рассказы о достопримечательностях Новосибирской области, которые вы подготовили с родителями. (приложение 2)
(Музей железнодорожной техники, Салаирский кряж, Барсуковская пещера, Беловский водопад, детская железная дорога, Новосибирский зоопарк).
3. Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений
Игра на закрепление полученных знаний
««Найди лепесток, собери цветок»
Воспитатель показывает серединку (круг) цветка. Предлагает собрать его, но сначала надо найти лепестки, которые разлетелись по всей группе.
Загадаю я загадку.
Кто скорей найдет отгадку?
1. Сердцу место дорогое
Буду я всегда любить!
Место это знаю я,
А вы знаете, друзья?
(Родина)
Сердцевина (круг) открывается и дает подсказку, где искать следующий лепесток. (Нарисован глобус)
2. Продолжи пословицы о родине.
1. Своя земля и в горести …мила.
2. Где кто родится, там и …пригодится.
3. Человек без Родины - что соловей ….без песни.
4 .На родной сторонке, что на мягкой…. соломке.
Лепесток открывается и дает подсказку, где искать следующий лепесток (Нарисован шкаф)
3. Территории страны
Вы, ребята, знать должны,
Чтобы письма всем писать,
Чтоб посылки отправлять.
Есть Омская, Тверская,
А у вас она какая? (Нарисованы часы)
4. На два берега город река разделяет
По нашей области она протекает
Кто может сказать
Как ее называют? (Нарисовано окно)
5. Известный город в мире —
Столица Новой Сибири (Нарисован мольберт)
6. Славится область районами наша
Каждый из них по - своему крашен
Быстрей покажите-ка все свои знанья
Этих районов дайте названье. (Нарисован флаг)
Воспитатель во время игры оказывает необходимую помощь и эмоциональную поддержку. С помощью детей выкладывает цветок на доске.
Продуктивная деятельность.
- Давайте, вместе с вами поздравим с юбилеем нашу Новосибирскую область, и сделаем все вместе поздравительную открытку.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1. Итог образовательной деятельности. Систематизация знаний
Подведение итогов. Воспитатель совместно с детьми фиксирует новые знания и организует осмысление их деятельности с помощью вопросов: «Что узнали?», «Чем мы сегодня занимались?», «Что запомнили?»
2. Рефлексия
Вам понравилось путешествие? Предлагает сфотографироваться возле собранного цветка с альбомом собранных и оформленных сообщений.