Марина Богданова
Сценарий образовательного действия по мыследеятельностной педагогике в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий образовательного действия с детьми старшей группы по мыследеятельностной педагогике
«Филя и Степашка в гостях у ребят»
Раздел: Геометрические фигуры
Занятие в разделе: Занятие №4
Тема образовательного действия : «Классификация геометрических фигур»
Какая технология используется:
Задачная форма организации учебного процесса
Публикация «Сценарий образовательного действия по мыследеятельностной педагогике в старшей группе» размещена в разделах
Что будут осваивать дети:
Способ определения геометрических фигур по элементам: углам и сторонам
Чем владеют дети и исходное состояние детей:
Определяют геометрические фигуры по форме, величине и цвету.
На каком материале будут осваивать:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы.
2. В. П. Новикова «Математика в детском саду» сценарии занятий 5-6 лет
3. Раздаточный и демонстрационный материал, подобранный педагогом на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы.
Система заданий, обеспечивающих освоение заявленного способа деятельности.
ЭТАП 1 Актуализация знаний (7 минут)
Задание №1 –«Хрюшины портреты» Направленное на умение видеть и вычленять отдельные геометрические фигуры
Задание №2- «Найди лишнюю фигуру» направлено на классификацию геометрических фигур по трем основания: форме величине, цвету.
Задание №3-«Найди такой же предмет» направлено на закрепления умения узнавать геометрическую фигуру в предметах, используя ее как эталон.
Этап 2 Интеллектуальное затруднение (10 минут)
Задания- ловушки обнаруживают интеллектуальное затруднение и формируют мотивацию к поиску необходимого способа.
Задание №4 «Узнай меня» - направлено на формирование способности детей, выделять элементы геометрических фигур углы и стороны и с их помощью определять геометрическую фигуру
Задание №5- «Собери фигуру» направлено на формирование способности вычленять геометрические фигуры из общей фигуры по разнообразным признакам.
Точка рефлексии (3 минуты)
Задание №6 «Закрась фигуры» - групповое задание на осмысление способа по выделенным элементам определять геометрическую фигуру и умение видеть связь между количеством углов и сторон и названием фигуры
Этап 3 Итоговая рефлексия на освоение заявленного способа деятельности. (6[ минут)
Задание №7- Индивидуальная работа «Собери бусы для Каркуши» Определение геометрических фигур по трем основаниям: цвет форма величина, количество углов и сторон, ориентировка на листе бумаги.
Устное обсуждение освоения заявленного способа деятельности. (3минуты)
За счет чего дети будут включаться в деятельность.
1. Групповая коммуникация на всех этап организации учебной ситуации.
2. Межгрупповая коммуникация во время оценочной характеристики работы групп.
3. Чередование индивидуальной и групповой форм деятельности.
4. Разные формы работы: по способам определения геометрических фигур
5. Организация рефлексивных точек.
6. Активизация функций самоконтроля, взаимоконтроля и взаимооценки деятельности.
Этапы организации учебной ситуации.
Организационный момент Раздается песенка передачи «Спокойной ночи Малыши»
Воспитатель: Ребята, посмотрите кто у нас в гостях. Это же Филя со Степашкой. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Филя, Степашка, вы, что пришли укладывать нас спать?
Филя: Мы пришли к вам, чтобы вы нам помогли. Хрюша рассыпал Каркушины бусы и не может их собрать. Каркуша написала, как их надо собрать, но мы не понимаем.
Воспитатель: Давайте я посмотрю. Так это же геометрические фигуры, а в записке написано, как их надо сложить, чтобы получились бусы для Каркуши. Мы как раз собирались соревноваться, кто лучше знает геометрические фигуры. Давайте мы, сначала устроим веселые соревнования, а затем по Каркушиной записке, сделаем для вас образец, как должны выглядеть бусы, вы передадите Хрюше образец, и он сможет собрать бусы. Но для того чтобы соревноваться нам нужно поделиться на команды. Ребята, одна команда будет команда Фили, другая – команда Степашки.
Детям предлагается разделиться на 2 команды
Обговариваются правила работы в команде.
Все будут участвовать и отвечать на вопросы, за каждый правильный ответ команда получает фишку- звездочку. После того, как время на обсуждение заканчивается, капитан поднимает символ готовности команды (Зеленый сигнал с эмблемой на нем, затем назначает отвечающего. За выкрикивание с места снимается балл, и ответ не принимается.
Воспитатель: Вам дается 15 секунд на обсуждение и принятие решения, кто в вашей команде будет капитаном. Выбираются капитаны команд. Капитанов выделяют отличительным знаком.
Этап 1. Актуализация знаний.
Задание №1
Воспитатель:У меня есть портреты Хрюши, я хочу чтобы вы посчитали, сколько в этих
портретах квадратов, треугольников, прямоугольников, кругов и овалов.
По сигналу команда выставляет цифры возле геометрических фигур.
Затем предлагается детям вместе посовещаться 30 секунд и определить, верные ли ответы дала другая команда. Если ответы верные, то дети поднимают зеленый сигнал, если нет, то красный.
Правильный ответ команды оценивается звездочкой.
Задание № 2
Воспитатель: У вас на столах лежат карточки на них геометрические фигуры, на них изображены геометрические фигуры. Вы должны, посовещаться и сказать какая фигура на каждой карточке лишняя.
По цвету
По величине
По форме
Детям дается время посовещаться, выполнить задание и дать ответ.
Затем предлагается детям вместе посовещаться 30 секунд и определить, верные ли ответы дала другая команда. Если ответы верные, то дети поднимают зеленый сигнал, если нет, то красный.
Правильный ответ команды оценивается звездочкой.
Задание №3 Подбери предмет к форме.
Воспитатель показывает карточки, на которых в первой клетке наклеена геометрическая форма и предлагает заполнить остальные клеточки подходящими по форме предметами.
Капитан назначает представителя от команды. Отвечающие дети, прикрепляют карточку к доске.
Воспитатель предлагает оценить командам друг друга.
Проголосовать сигналами (верный ответ- зеленый, нет- красный).
За правильный ответ команда получает фишку.
Вопрос к командам: каким способом вы выполняли задания?
Коммуникация 5 секунд, после чего команды отвечают по очереди.
Этап 2 Интеллектуальное затруднение [/u]
Задание № 4. Задание - ловушка «Узнай меня»
Воспитатель: Филя со Степашкой приготовили для вас необыкновенные загадки. Они про геометрические фигуры. Надо слушать внимательно и посовещавшись по сигналу поднять фигуру, про которую говориться в загадке.
***
Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
Назовите вы меня! Круг.
В нем всего угла 4
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
А зовут его… квадрат.
У меня угла 4
Четырехугольник я
Но похож на юбку сильно
Назови скорей меня
Встал квадрат на уголок
Кверху вытянул носок
И имеет он четыре уголка и стороны
У него как у квадрата
Тоже стороны равны.
Я растянутый квадрат
Я и друг ему и брат
У меня улов 4 и четыре стороны
Сверху и внизу большие
По бокам они малы.
Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь? -.
Задание № 5 «Собери фигуру».
У детей на подносе картон, на котором нарисованы соединенные между собой геометрические фигуры
Воспитатель: Посмотрите, какие необычные фигуры у вас на доске. Как вы думаете из каких фигур они состоят. По команде вы должны подобрать нужные геометрические фигуры и закрыть ими всю фигуру.
По общему контуру команда должна подобрать геометрические фигуры, из которых состоит общая фигура выделяя элементы фигур и наклеить их на основание.
Кто выполнил задание первым - поднимает зеленый сигнал.
Капитан назначает представителя от команды. Отвечающие дети, прикрепляют карточку к доске.
Воспитатель предлагает оценить командам друг друга.
Проголосовать сигналами (верный ответ- зеленый, нет- красный).
За правильный ответ команда получает фишку.
Вопрос к командам: каким новым способом вы определяли и узнавали геометрические фигуры?
Коммуникация 5 секунд, после чего команды отвечают по очереди
Точка рефлексии 2 минуты
Задание №6. Групповое задание. Закрась фигуры
Воспитатель: Перед вами лист с геометрическими фигурами. Вам надо закрасить геометрические фигуры по заданию;
Фигуры у которых 3 угла и 3 стороны закрасить красным цветом
Фигуры у которых нет углов закрасить желтым цветом.
Фигуры у которых 4 угла и 4 стороны закрасить синим цветом
Педагог еще раз повторяет построчно задание, а дети проверяют правильность выполнения задания командой соперника.
Проголосовать сигналами (верный ответ- зеленый, нет – красный).
Если команда сделала верно, то она получает фишку.
Вопрос к командам:
Одинаковые ли фигуры закрашены синим цветом? Назовите их?
каким способом вы определяли, что именно эти фигуры надо закрасить синим цветом? Как можно по - другому назвать все эти фигуры одним словом?
Коммуникация 5 секунд, после чего команды отвечают по очереди.
Вопрос к командам:
Одинаковые ли фигуры закрашены желтым цветом? Назовите их?
каким способом вы определяли, что именно эти фигуры надо закрасить желтым цветом?
Коммуникация 5 секунд, после чего команды отвечают по очереди.
Вопрос к командам:
каким способом вы определяли, что эти фигуры надо закрасить красным цветом? Как их можно назвать.
Коммуникация 5 секунд, после чего команды отвечают по очереди.
Этап 3 Итоговая рефлексия на освоение заявленного способа деятельности.
Индивидуальное задание№7 «Собери бусы для Каркуши»
У детей лист бумаги с нарисованной полосой и наклеенным посередине ромбом.
Детям даются задания:
Слева от ромба наклей большую зеленую фигуру без углов
Справа от ромба большую зеленую фигуру с 3 углами и сторонами
Рядом с этой фигурой наклейте синюю фигуру без углов.
Справа, от синей фигуры без углов, наклейте большую зеленую фигуру с 4 углами и 4 одинаковыми сторонами
Слева от большой зеленой фигуры без углов наклей те маленькую красную фигуру с четырьмя углами и 4 сторонами, где 2 длинные и две короткие стороны
Рядом с этой фигурой наклейте маленькую желтую фигуру с 3 углами и 3 сторонами
Слева от маленькой желтой фигуры наклейте маленькую зеленую фигуру с 4 углами и 4 сторонами
Справа от Большого зеленого квадрата наклейте маленькую красную фигуру без углов
На доске выставляется образец. Дети сравнивают свою работу с образцом, проверяют команду соперников.
Воспитатель: Филя, Степашка, по этим образцам вы сможете сами собрать бусы для Каркуши.
Обсуждение с воспитанниками процесса освоения способа деятельности. (2 минуты)
Каждому из детей дается возможность высказаться.
• Филя спрашивает, каким способом мы сегодня с вами овладели?
(способом определения геометрических фигур)
• Степашка интересуется, сколько признаков мы использовали, когда определяли геометрические фигуры по форме?
(количество сторон, количество углов, величина сторон).
• Филя спрашивает, по каким признакам мы с вами уже умели сравнивать геометрические фигуры?
(Цвет, величина, форма).
• Степашка спрашивает удивленно: Зачем нам знать столько способов определения геометрических фигур?
• Степашка спрашивает, что вызвало у вас трудности, какое задание?
• Филя интересуются, какое задание вам понравилось больше всего?
Подведение итогов образовательного действия 2 мин.
Детям предлагается посмотреть накопленные фишки, и сравнить у какой команды больше фишек (способ приложения или наложения).
Сюрпризный момент