Инна Григорьева
Сценарий мероприятия по речевому направлению программы воспитания для детей логопедической группы
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий мероприятия по речевому направлению программы воспитания для детей логопедической группы
Цель: Повторение способов обозначения мягкости согласных звуков на письме.
Задачи:
Совершенствовать умение определять и различать твердые и мягкие согласные.
Закрепить умение выделять и дифференцировать гласные 1 и 2 ряда.
Усвоить два способа обозначения мягкости согласных звуков.
Развивать орфографическую зоркость, логику, внимание, память.
Публикация «Сценарий мероприятия по речевому направлению программы воспитания для детей логопедической группы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Воспитывать аккуратность, чувство товарищества, взаимовыручку, любовь к родному языку.
Оборудование: тетради, цветные карандаши, звуковые замки, д/игра “Беговые дорожки”, раздаточный материал, цветочки, индивидуальные зеркала, картинки с изображением Тома и Тима, фишки для звукового анализа слов, предметные картинки по теме «Цветы», карточки со слогами, схема предложения, пиктограммы обозначения настроения, бумажные шапочки синего и зеленого цвета.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте!
Ну, ребята, чур, молчок.
Начинается урок.
Скажите, а какое у вас сегодня настроение? (дети показывают соответствующую пиктограмму). А теперь посмотрите на своего соседа, улыбнитесь, подарите друг другу улыбку. Посмотрите на меня, я тоже хочу подарить вам улыбку, а вы улыбнитесь мне. С хорошим настроением мы отправляемся работать.
Сообщение темы.
Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по стране Твердых и Мягких звуков. Но сначала разомнем наши пальчики и сделаем зарядку с язычком.
Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок,
Скачет резвый табунок.
(Руки на столе, ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев).
«Грибочек»
,Вкусное варенье’’
,Заборчик”
,Маляр”
«Чашечка»
,Окошко”
II. Основная часть.
- А теперь я хочу вас познакомить с нашими сегодняшними героями. Они пожаловали к нам из страны слов, а кто они такие вы угадайте сами.
Могут сделать что угодно
Замок выстроить за ночь
Злые силы превозмочь
Чудеса творят любые
И совсем они не злые
Им не нужны учебники
Ведь их зовут вол….
Этих волшебников зовут ТИМ и ТОМ. Вслушайтесь внимательно, какой 1 звук вы слышите в имени Тим (Ть? Какой это звук твердый или мягкий? (Мягкий.) И сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест Тим – Тефтели, с удовольствием ест Мед, рисует только Кисточкой.
Какой 1 звук вы слышите в имени Том (Т? Какой это звук твердый или мягкий? (Твердый.) Том такой же твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: любит Томатный сок, носит Пальто, любит пускать Мыльные пузыри.
- Так как же называются согласные, которые любит Том? (Твердые.)
- Как называются согласные, которые любит Тим? (Мягкие.)
- Вы догадались, кто из них Том, а кто – Тим? (По цвету.)
Почему? (Потому, что мягкие согласные обозначаются зеленым цветом, а твердые синим.)
Соотнесение звука и буквы.
- Запишите имена волшебников в тетрадь. С какой буквы запишем? Почему? Какой звук обозначает буква Т в слове Том, а какой звук в слове Тим? Нарисуйте под ними кружочки соответствующего цвета.
Развитие фонематического слуха.
- Феи попросили наших волшебников украсить замки цветами.
Логопед выставляет на доску картинки, дети называют цветы (роза, ромашка, пион, ландыш, гвоздика, тюльпан, колокольчик). Какой вопрос зададим к картинкам? (что это)
К доске выходит по два ребенка. Один из них играет роль Тома, другой – Тима. Шапочку какого цвета ты себе выберешь?
- Какие цветы срежет Том, а какие Тим? Дети «срезают» цветы, начиная с фразы: «Я срезаю …». Объясняют свой выбор. Размещают картинки в кармашки замков. Затем передают шапочки другим детям.
- А теперь я хочу убедиться, что вы умеете различать твердые и мягкие согласные на слух.
Игра “Беговые дорожки”.
- Я буду называть слова. Вы должны выделить первый звук.
Как вы думаете, по какой дорожке будет бежать “спортсмен” (фишка, если в слове первый звук – мягкий согласный (Зеленая дорожка.) Если твердый? (Синяя.)
Слова: корова, липа, береза, ворона, собака, рябина, черемуха, кедр, комар, лиственница.
Подведите итоги: какой “спортсмен” победил. (Тим, поднимите руку те, у кого победил Тим… молодцы. Уберите линеечки в сторонку.)
Физминутка
А сейчас добрые волшебники Тим и Том предлагают вам немного отдохнуть.
Раз - подняться, потянуться
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место ти.
Развитие грамматического строя речи, воображения, речевого дыхания.
Как назвать срезанные и поставленные в вазу цветы? (букет)
Закройте глаза и представьте, как пахнет букет цветов. Вдох носом, выдох ртом со звуком «х-хаа». Покажите мимикой лица, как вкусно пахнут цветы.
- упражнение «Аромат цветов»
вдох – задерживаем дыхание – выдох, произнося : А –ах!
В апреле, в апреле луга запестрели.
С прогулки букеты приносим в апреле
Игра в мяч «Один – много».
Логопед, кидая ребенку мяч, говорит: «У меня в вазе один тюльпан». Ребенок, возвращая мяч логопеду, говорит: «У меня в вазе много тюльпанов» и т. д.
Обозначение твердых и мягких согласных звуков буквами.
- Тим и Том любят играть в лото. Правила простые: если слово начинается с твердого согласного звука, то кладете синюю фишку на соответствующую букву, если с мягкого согласного, то зеленую фишку.
Л
С
М
Р
Т
Л
С
М
Р
Т
Слова: лето, лото, сито, сытый, мышка, мишка, ров, рёв, тюк, тук.
Вывод: одна согласная буква может обозначать два звука – твердый и мягкий.
Работа над предложением, развитие памяти.
- Вспомните, какие были слова на звуки [м] и [м,] ?
Придумайте предложения с опорой на схему: слово-признак (определение) – слово-предмет (подлежащее) - слово-действие (сказуемое) – слово-предмет (дополнение).
Игра,Найди пару” (работа в парах).
Наши волшебники немного повздорили, нам нужно их помирить. Сейчас ребята, вы будете работать а парах. У вас на столах лежит маленький онверт, в нем находятся слова. Вам нужно составить и записать пары слов так, чтобы одно слово понравилось Тому, а другое Тиму.
Слова: рад, мал, ряд, мял, лук, люк, были, ров, били, рев.
Прочитайте, что вы записали, чем отличаются слова?
( Сравнивается написание и значение слов: подчеркнуть согласные.)
III. Рефлексия.
- Сегодня на уроке мы выполняли разные задания.
Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я, е, е, ю, и).
А какие твердость? (а, о, у, ы, э)
Поднимите руку те, кто о себе может сказать: “Я научился различать твердые и мягкие согласные”
На столе у каждого из вас лежат цветочки, давайте устроим в классе настоящий цветущий сад. Оцените свою работу на уроке и приклейте на доску цветочек.
Большая – Отлично поработал, справился со всеми заданиями.
Маленькая – Поработал хорошо, но мог бы лучше.
Посмотрите какой красивый у нас сад, совсем настоящий.
Мы вместе с Тимом и Томом благодарим вас за работу на уроке.