ирина коростелева
Сценарий математического досуга по сказке И. Токмаковой «А может нуль не виноват» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Участники конкурса смотрят презентацию на мультимедийном оборудовании
ХОД КОНКУРСА:
Ведущий – член жюри: Здравствуйте, юные математики! Мы рады Вас видеть на нашем конкурсе. В апреле – месяце у детской писательницы Ирины Токмаковой юбилей, она написала много сказочных повестей про детей. Вот и сегодня мы с Вами отправимся в путешествие по страницам её книги «А может нуль не виноват…». Вот и героиня сказки.
Входит Аля.
- Настроение у меня испортилось. До первого сентября еще целых два дня, а мой друг Антошка не вернулся с дачи. А мы с ним вместе в первый класс пойдём.
Аля подходит к столу и берёт учебник «Математика».
Публикация «Сценарий математического досуга по сказке И, Токмаковой „А может нуль не виноват“ для подготовительной группы» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Сценарии математических развлечений
- Подготовительная группа
- Сценарии по сказкам
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Да… Как оно будет с этой математикой? Буквы я знаю, можно сказать, по именам. А вот цифры — другое дело. Их cчитать надо! Прибавлять, отнимать…
Аля раскрывает учебник. Читает: «У Антоши на столе было девять солдатиков. Один барабанщик, остальные пехотинцы. Сколько было пехотинцев?»
Слайд:комната
Аля: У какого это Антоши? Ах да, так вот же он нарисован на картинке. Ой!. В учебнике нарисована Антошкина комната, все, как на самом деле есть. И сам Антошка здесь. Антошка! Как ты туда попал, Антошка?
Слайд Мальчик говорящий
Антон: Иди, помоги искать солдатика. Понимаешь, потерялся пехотинец. Аля: Антош, жалко, конечно, что потерялся. Но он ведь солдат, он мужественный. С ним ничего плохого не случится. Ты не тревожься.
Антон: Во-первых, плохой я командир, если о солдатах тревожиться не буду. Мало ли в какую беду он может попасть. Ты идешь или нет?
Аля: Хорошо. Только как?
Появляется Единица.
-Очень даже просто.
— Что? — спросила Аля.
Единица. Оказаться в математике, во – первых. А во-вторых, солдатика надо найти, иначе рухнет очень важная задача на вычитание, а за нею следом — и другие, да-да-да, математика — наука строгая. Все условия задач — каждое на своем месте. Порядок в учебнике должен быть, строгий порядок. Уж вы мне поверьте, я, Единица, в математике четыреста лет служу.
Аля. А при чем же тут солдатик?
Слайд Солдатики
Единица. Очень даже при чем. В задаче что сказано? Было девять солдатиков. Так?
Аля. Ну да.
Единица. Значит, и должно на столе стоять девять. А тут сколько?
Аля. Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь.
Единица. Вот видишь. Солдатика необходимо отыскать. В таком положении дело оставаться не может. Сейчас спросим, может, кто-нибудь из моих сестер что-нибудь заметил.
И Единица, поставив ладони рупором, закричала:
— Сестрички-единички, где вы?
На экране единицы выстроились в линеечку.
Единица: Сестрички, у меня к вам серьезное дело.
Единички. Слушаем.
Единица. Сестрички! Испорчено условие задачи, потому что из условия похищен солдатик. Моим друзьям и всему первому классу грозят неприятности. Как вы думаете, кто в этом виноват?
Единичка. Может быть, оно аннулировано? Вот и подумайте.
Единица: Кто-нибудь что-нибудь видел?
Единичка маленькая. Я видела, как Нуль промчался сегодня в своей нулевой машине. Там кто-то сидел на заднем сиденье очень грустный.
Единица. Это меняет дело. Куда он поехал?
Единичка. Он свернул на дорогу, которая ведет к Тришке.
Единица. Ясно, сестрички. Ну, идите по своим делам, спасибо.
Слайд Мальчик говорящий
Единица. Может быть… Вполне может быть. Он ведь любит аннулировать…Характер у него, знаете, такой, как бы это сказать… неопределенный…
Антон. У Ноля? Характер?
Аля. И это он… аннулировал пехотинца?
Единица задумчиво. Всё не так просто, как кажется. Слушайте меня внимательно. У меня очень много дел, поэтому придётся Вам одним идти. Ты, Аля иди по цифрам и попадёшь в страну математики. Только цифры – непростые, чтобы по ним пройти, надо выполнить задания. Главное помнить, что наши юные математики всегда Вам придут на помощь. Поможем друзьям, дети?
Слайд с заданиями на состав числа
Задание 1-3. Перед Вами три пары чисел. Обведите ту пару, которая является составом числа 4, 7, 8.
Аля читает задания, а дети их решают и записывают на бланках.
Аля идёт по цифрам и попадает на экран.
Слайд Антон и Аля на тропинке.
Единица. Идите по тропинке, которая ведет к Тришке, так зовут цифру три. Спросите у неё, может, она видела Нуля.
Слайд Тройка дерётся с Минусом из-за кролика.
Антон. Ой, Аль, погляди, дерутся там, что ли?
Аля. Из-за кролика дерутся.
— Вечно тебе надо отнимать! — кричал толстенький. — Не отдам, да и все.
— Тришка, у тебя три кролика. Отдай одного мне. Он мне очень нужен. У тебя останется два, это все равно больше, чем один. Отдай! — кричал отнимавший.
— Тебе бы только отнимать, Минус! Поработай с мое, не одного, а десять кроликов купишь себе на базаре!
— Жадюга! Кролика соседу пожалел! — вопил Минус, дергая бедного кролика за лапу.
На слайде Минус на фоне домика с детьми.
Минус. Опять обхитрила и убежала в домик. Все равно в следующий раз отниму. А что у вас?
Антон. Мы ищем пехотинца из задачи. Он пропал.
Минус. Я не отнимал. Нет, нет.
Аля. А вы не скажете нам…
Минус. Не моих рук дело! Спросите у Тришки. Она от жадности что хочешь себе возьмет. Может, и пехотинца прикарманила.
На экране Тройка и дети
Аля: Скажите, пожалуйста, здесь Ноль не проезжал?
Тришка. Проезжал он действительно, только мимо. А зачем он Вам?
Антон. Из условия задачи пропал один пехотинец.
Тройка. Нет, я про солдатика ничего не знаю. Вы думаете, Ноль взял? Что вы, это же честнейшее существо в Математике.
— Что же нам теперь делать? — спросила Аля.
Тройка. Никаких сомнений — искать, найти, водворить на место. Как только начнется беспорядок, так посыплются двойки. —
Антон: Ну, а где же нам искать солдатика?
Тройка. Ума не приложу. Ну, сходите, что ли, к Четвёрке. Может, она что слыхала.
— А где живет она?
Тройка. За четырьмя мосточками, за четырьмя кочками, за четырьмя низинками, за четырьмя осинками, а там — уж рядышком.
Аля: Странный адрес.
Тройка. А дорогу найдёте, ответив на хитрые вопросы.
Слайд Лес с дорогой, по которой идут дети.
Единица читает условия задачи. Обведите ответ и над ним напишите соответствующую букву.
4. У Маши было 4 шара зелёного и жёлтого цвета. Зелёных шаров было больше, чем жёлтых. Сколько шаров каждого цвета было у Маши?
5. Во дворе гуляли куры и собаки. Миша посчитал ноги. Получилось 8. Сколько было кур и собак?
6.. В зоопарке было 4 медведя, 3 коровы и 2 жирафа. Сколько диких животных было в зоопарке? (6)
Слайд Четверка и дети
Четверка. Нет, это все ужасно. Я просто не выношу детских слез, но и печь пироги я тоже не умею. Ведь что же такое творится? Обыкновенная задача. Вот, послушайте. «Мама дала Зине четыре пирожка, а Кирюше на один пирожок меньше». Это что ж за безобразие, я тебя спрашиваю?
Антон. Какое безобразие?
Четверка. Четыре пирожка — это хорошо. Но ведь на один меньше — это будет три. Вот мальчик и расстраивается. Он хочет, чтоб у него тоже было столько же, сколько у сестры. То есть четыре. А мама ушла на работу. И вот я пытаюсь испечь ему еще один пирожок, чтоб было поровну.
Аля: Уважаемая 4, не проезжал ли здесь Ноль?
Четвёрка. Нет, не видела. А мне некогда, я пирожки пеку. Идите по тропинке через числовой лес, а задачкам вам дорогу к 5 укажут, может она знает?
Слайд Числовой лес.
Единица. На ветках деревьев в Числовом лесу вместо листьев задачи. Ребята, помогите Але и Антону их решить. А ответы обведите в числовом ряду.
Задание 7-10. Решение задач.
7. Два щенка-баловника
Бегают, резвятся,
К шалунишкам три щенка
С громким лаем мчатся.
Вместе будет веселей.
Сколько же всего друзей? (5)
8. Лежало 6 мячей. Саша и Миша унесли по одному. Сколько мячей осталось?
9.Ёжик шёл по лесу, шёл.
На обед грибы нашёл:
5 под берёзой, 1 у осины.
Сколько их будет
В плетёной корзине? (6)
10. Как разделить трём братьям 9 конфет поровну. Сколько конфет у каждого брата?
[/h4]
На слайде Плюс и дети.
Плюс. Хотите, я подарю тебе белую мышку? — спросил он у Али с ходу.
Аля. Нет, спасибо.
Плюс. Может, дать тыквенных семечек?
Плюс. А дудочку из ивового прутика?
Аля. Спасибо, не надо
Плюс. Да вы не стесняйся. Я ведь Плюс. Я всегда всем все даю. Такой у меня характер. Вот братец Минус — тот отнимает. А я — прибавляю. А чего ты такая печальная?
Аля. Мы с Антоном ищем пехотинца из задачи.
Плюс. Вот беда, некогда мне Вам помочь. Я к Пятерке иду в гости на праздник. Послушайте! Пятерка такая умная. Пошли со мной. Она наверняка что-нибудь придумает.
Слайд. Воробьи на кусту чирикают.
Воробьи отчаянно кричали:
— Чрезвычайно срочно! Скачите-бегите, Больше и Меньше опять дерутся! Выручайте, а то они покалечат друг друга!
Слайд. Знаки больше и меньше.
Единица. Дорогие ребята! Чтобы помирить знаки, надо решить неравенства. Посчитайте внимательно примеры справа, сравните с числом слева и поставьте знаки.
Задание 11-12. Решение задач на сравнение.
11. 5 + 3 9
12. 10 – 4 7
Слайд Дети идут по тропинке с Плюсом.
Единица. Молодцы, ребята! Быстро примеры решили, знаки и помирились. А чтобы к Пятёрке попасть поскорее, надо выполнить следующее задание.
Задание 13-15. Рассмотрите цифры в ряду, найди закономерность и продолжи его, написав 2 цифры.
13. 1, 3,5…
14. 2,4,6, …
15. 1,4, …
На слайде 5.
Плюс. Здравствуй, Пятёрка! Слушай-ка, с семьдесят седьмой страницы из задачи похищен пехотинец. Вот эти дети его ищут.
Пятёрка. Да. Плохое дело. При таком беспорядке пятерки с плюсом никто никогда не получит. Отнимать — не мое дело.
Плюс. Отнимать — это дело Минуса. Но по закону отнимать он должен только вычитаемое, а не что попало.
Пятёрка. Послушай, а может это Ноль? Он ведь вообще-то хороший, но иногда способен взять да и аннулировать. Найдите Шестёрку, может она что – нибудь видела.
Слайд. Дети идут.
Задание 16. Солдат из геометрических фигурок
Единица. Ребята, чтобы найти солдатика, Аля и Антон для жителей страны математики составили его портрет из геометрических фигур. Рассмотрите его внимательно и сосчитайте, сколько каких геометрических фигур они использовали. Ответ запишите в клетке.
Слайд Задание 16
Слайд. Берег реки и 6.
Единица. Молодцы, ребята. А вот на берегу реки Шестёрка.
Антон: Уважаемая Шестёрка, не видели ли Вы Ноль?
Шестёрка. Нет, Ноля я не видела, а вот когда я сюда пришла, Минус с кем-то убегал.
Антон: С кем? Куда?
Шестёрка. Кажется, в сторону Семеркиного дома. А с кем? Как я со спины узнаю, с кем?
Плюс. Мой братец Минус — существо весьма сомнительной доброты. Что-то мне в этом во всем не нравится. Может, Ноль вовсе ни в чем и не виноват». Аля: Пошли к Семерке, узнаем
Плюс: В магазине бывает перерыв. В театре бывает антракт. В школе бывает переменка. Вот и мы должны немного отдохнуть. Физкультминутка.
Слайд. Хвойный лес.
Физкультминутка «Вместе по лесу идём»
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания – руки в стороны)
Одуванчик, василёк,
Чистотел и клевер.
Расстилается ковёр…
Мы их понюхать сели. (Присели)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания – руки вверх)
Отдохнуть мы все успели
И на место тихо сели. (Дети тихо садятся на свои места)
Слайд. Дом в лесу и 7.
Семерка. Входите, входите, гости дорогие! Проходите на террасу, садитесь, я сейчас из погреба холодненького молочка принесу.
Антон: Да не надо, мы на минуточку, скажи нам только, не проезжал ли здесь ноль?
Семёрка: Видела, как раз в мой день рождения, видела. Когда же это было? Помогите мне припомнить…
Задание 17.
Единица. Ребята, помогите Але и Антону определить день недели, в который у 7 день рождения. Обведите его на листочке.
17. У меня вчера был День Рождения. Завтра будет пятница. В какой день недели был день рождения?
Восьмёрка. Правильно! Я видела его именно в этот день.
Единица. Пойдёмте дальше.
Слайд дети и плюс в лесу.
Слайд Восьмёрка.
Восьмёрка. Ау! Ау!
Слайд. 8 и Плюс, дети.
Плюс. Ты что печальная?
Восьмерка. Вот. Посчитай. .
Плюс: Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь.
Восьмёрка. Вот видишь. А мне надо восемь. Как только нахожу восьмой гриб, так Минус отнимает.
Слайд: Дети и 8 идут.
Аля: Перестань вздыхать, бери корзинку, и пошли. Сейчас найдем восьмой гриб и проводим тебя. Скажи, 8, здесь Нуль не проезжал?
Восьмёрка. Я его машину на шоссе видела, а чтобы его найти, надо написать графический диктант.
Задание 18. Графический диктант.
Единица. Ребята! Возьмите листочки в клетку, карандаши, найдите красную точку. Это начало отсчёта. Слушайте внимательно.
1 клетка вверх
2 клетки наискосок вправо вверх
3 клетки вправо
3 клетки наискосок вправо вверх
7 клеток вправо
1 клетка наискосок вправо вниз
2 клетки вниз
2 клетки наискосок влево вверх
6 клеток влево
2 клетки наискосок влево вниз
11 клетка вправо
3 клетки вниз
2 клетки влево
1 клетка вниз
1 клетка наискосок влево вниз
1 клетка влево
1 клетка наискосок влево вверх
1 клетка вверх
7 клеток влево
1 клетка вниз
1 клетка наискосок влево вниз
1 клетка влево
1 клетка наискосок влево вверх
1 клетка вверх
2 клетки влево (Автомобиль)
Слайд Автомобиль и Плюс.
Плюс. Гляди-ка, Ноль!
Ноль. Плюс, что-нибудь случилось? Что вы все так странно молчите?
Слайд. Цифры О, 9, 8,+, дети.
Плюс: Ноль, ходят слухи, что ты аннулировал солдатика из задачи. Вот, будущие ученики первого класса ищут его и очень расстраиваются. А единичка видела, что ты вёз кого-то грустного в машине.
Ноль: Раз пропал солдатик из условия задачи, значит, это грозит беспорядком во всем учебнике. Его надо искать Я люблю аннулировать, но совсем не здесь, а в другом учебнике. Утром я возил 9 к зубному врачу. Ты когда-нибудь видел, чтобы кто-нибудь веселился, когда его ведут к зубному врачу?
Плюс: Я так и знал, что Ноль не виноват! Где же искать солдатика? Может опять братец Минус озорничает?
Ноль: Садитесь в машину, поехали к нему, проверим.
Слайд Забор.
Минус. Ну, ты только покажи, как надо, и все, и я тебя отведу на место.
Солдатик. Солдат прежде всего должен знать дисциплину.
Минус. Ну, ладно. Ты только покажи мне, как ходят строевым шагом. Это так красиво. А я не умею. Ну, научи!
Солдатик. Не хочу. Я из-за тебя дисциплину нарушаю. Обманул меня, заставил покинуть задачу. Я же, получается, самовольно отлучился. Это, по-твоему, порядок?
Минус. Непорядок. Но мне так хочется уметь ходить строевым шагом! Я ведь для тебя старался. Грибами тебя угощал. Кролика хотел тебе принести.
Ноль. Минус! Сейчас же отопри калитку!
Минус. Меня нет дома, я в гостях у Плюса.
Плюс. Как не стыдно выдумывать, Минус! Я же тут возле твоего забора.
Минус. Всё равно не открою.
Единица. Ребята, помогите героям сказки.
Слайд Задание 19.
Задание 19. Измерьте длину забора с помощью мерки и запишите ответ. Если у Вас получилось чётное число, раскрасьте замок синим цветом, а если нечётное – красным.
Слайд с детьми и Минусом, Плюсом, Нулем.
Ноль. Тебе что положено отнимать?
Минус. Вычитаемое. А я так хотел, чтобы настоящий пехотинец научил меня шагать строевым шагом.
Ноль. Его надо превратить в Тире.
Минус. Нет, нет, пожалуйста, не надо!
Плюс. Ты обещаешь исправится? Иначе ты всему первому классу испортишь учебу.
Минус. Я прошу у вас всех прощения. Я понял. В математике нельзя так самовольничать.
Ноль. Где солдатик?
Минус. Я его спрятал
Ноль: Пехотинца надо срочно вернуть, я его отвезу сам. А Вам, дети, большое спасибо за помощь.
Слайд. Дети прощаются с героями.
Единица. Вот и закончились Ваши приключения в стране Математики. Спасибо, что помогли восстановить порядок в нашей стране. До встречи на страницах учебника!
Слово жюри.