Папки-передвижки

Сценарий мастер-класса «Использование кругов Эйлера для развития речи дошкольников»

Слюсарева Людмила Александровна
Сценарий мастер-класса «Использование кругов Эйлера для развития речи дошкольников»

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в использовании инновационной игровой технологии – круги Эйлера при организации работы с детьми по развитию речи.

Задачи:

1. Освоить методики и технологии развития речевой активности детей в различных видах деятельности.

2. Познакомить с кругами Эйлера.

3. Познакомить с особенностями их применения в работе с детьми по развитию речи.

4. Помочь овладеть действиями наглядного моделирования.

Оборудование: Фишки, два стола, круги Эйлера, предметные картинки, технологическая карта, презентация поэтапной работы с кругами Эйлера, мольберт, ватман, круги для рефлексии.

Теоретическая часть

Здравствуйте уважаемые коллеги, меня зовут Слюсарева Людмила Александровна. Дошкольный возраст – это период, в течение которого происходит активное усвоение разговорного языка, процесс развития и становления всех сторон речи. Существенную значимость в рамках современных подходов к смене «живого общения» на виртуальное, чтения на кинопоказы, мультфильмы, имеет место недостаточность общения ребенка в семье. Результатом данного явления считается несвоевременность речевого формирования у детей дошкольного возраста: фонетической, лексической и грамматической сторон речи, темпов ее развития. Дети нуждаются в средствах облегчающих и направляющих процесс развития связной речи. Этим средством является наглядность, при которой происходит речевая активность. К такой наглядности относятся круги Эйлера.

Демонстрация технологии процесса.

Круги Эйлера - это схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов. Они были изобретены Леонардом Эйлером в 18 веке и с тех пор широко используются в математике, логике и в различных прикладных направлениях. С помощью кругов Эйлера ребенок учится строить модели, отражающие обобщенные, существенные черты множеств объектов, овладевает действием наглядного моделирования.

Используя круги Эйлера, ребенок овладевает следующими элементами логических действий:

> анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

> выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

> установление причинно-следственных связей;

> построение логической цепи рассуждений.

С помощью кругов Эйлера ребенок учится строить модели, отражающие обобщенные, существенные черты множеств объектов, овладевает действием наглядного моделирования.

Начать применять данную технологию можно с детьми младшего возраста.

1. Для начала вы им объясняете, что означает «положить в круг», и что такое «положить предмет вне круга».

2. Затем можно приступать к распределению предметов на 2 круга.

Пусть два круга определяют два разных объектов, где каждый из объектов сформирован по какому-либо признаку. Если ни один объект из первого предметов не входит во второй, то круги будут непересекающимися. Такая ситуация возникнет, например, если в первом круге будут находиться живые объекты, а во втором – неживые.

Когда какие-либо объекты входят и в первое множество, и во второе – круги будут пересекаться, и упомянутые объекты будут лежать в пересечении кругов. Это возможно, например, если в первые объекты входят все желтые предметы, а во вторые – фрукты. Тогда в пересечении будут находиться бананы, желтые яблоки… - все фрукты желтого цвета.

Когда все объекты первых предметов входят и во вторые предметы, то модель будет представлять собой вложенные круги. Такая ситуация возможна, если, например, большой круг представляет собой всех животных, а маленький – домашних животных.

Моделирование может служить средством и фиксации закономерных свойств и отношений объекта или явления. Овладение приемом сравнительного описания происходит, когда дети научатся свободно оперировать моделью описания отдельных предметов или явлений. При этом символы описания (пиктограммы) выкладываются каждой подгруппой в свой круг. Затем в пересечении кругов (кругов Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия. Используя круги Эйлера ребенок учится сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. Например: классификация "Животный мир".

1. На большой круг (из ватмана, картона) кладут картинки представителей животного мира: зверей, птиц, насекомых, рыб (вперемешку).

2. Дети берут в руки все картинки и раскладывают в круги меньших размеров, которые располагаются в большом круге: (цвет кругов определяете сами) в коричневый – насекомых, зеленый - зверей, голубой –

птиц, синий - рыб и определяете, кого в какой круг класть схематичным

изображением.

3. Вы определили группы животных. Зверей можно разделить на: животных леса, животных севера, животных жарких стран. А значит в круг, где находятся звери, кладете 3 круга и размещаете животных.

4. Птиц можно разделить на зимующих и перелетных. А значит в круг, где расположены птицы, кладете 2 круга и помещаете туда птиц.

5. Насекомых можно разделить на ползающих и летающих.

Эту игру можно предложить детям даже 2-ой младшей группы, чтобы классифицировать домашних и диких животных, овощи и фрукты.

Также можно классифицировать растительный мир, предметный мир, геометрические фигуры, и даже звуки.

Примеры представлены в нашей презентации.

А сейчас каждый присутствующий, возьмите, пожалуйста, себе одну фишку любого цвета, какой вам нравится (фишек красного и жёлтого цвета, будет ровно столько, сколько необходимо участников для работы).

Таким образом получилось две команды, которые попробуют поиграть с кругами Эйлера.

Команды распределяются по цветам.

Создание продукта

Инструкция для команды 1:

Игра «Три круга» - классификация предметов по трем признакам (свойствам, формирование логической операции, обозначаемой союзом «и» или «но». После распределения всех картинок задаются вопросы, помогающие закрепить понимание принципа обобщения предметов, или исключения их из обобщаемой группы. Вновь проговариваются свои умозаключения. При этом, произнося названия картинок, закрепляют правильное произношение звуков. Например, разделить их по звуковому наполнению со звуком «Ш» и со звуком «С». Таким образом, условия игры позволяет объединять сенсорику, лексику и звуковую культуру, в то же время дает возможность развивать у детей неформальное мышление, произвольность и устойчивость процессов внимания, умение рассуждать и делать выводы.

Инструкция для команды 2:

Игра «Два круга» - формирование логической операции, обозначаемой союзом «и», классификация по двум признакам, уточнение обобщающих понятий. Подобным образом подбираются варианты игр с двумя кругами при формировании правильного звукопроизношения у детей и обучении грамоте, например при определении наличия или дифференциации звуков.

В игре с двумя кругами, предметы распределялись в кругах с учетом двух признаков. Появляется область пересечения кругов, в ней должны расположиться предметы, обладающие двумя признаками. То есть, один и тот же предмет может иметь оба заданных признака, например, и красный и овощ. То есть, в круги попадают предметы (или картинки, принадлежащие к определенной лексической группе, обладающие или нет определенным качеством (цвет, форма, материал).

Пожалуйста! Приступайте к работе.

Работа с аудиторией.

Пока наши команды работают, все те кто остался, предлагаю тоже поиграть на ватмане, который находится на мольберте перед вами.

Рассмотрим другие варианты расположения кругов. Один большой круг может вмещать в себя малые круги полностью или частично. Использовать несколько заданий с разными карточками. Эффективно использовать игры с одним кругом при обучении грамоте или коррекции звукопроизношения. Игровое действие будет заключаться в проговаривании и размещении внутри круга картинок, в названии которых имеется определенный звук, в нашем случае «С», или какой-либо слог, или количество слогов.

Ну вот наши команды готовы и справились с заданием!

Команды демонстрируют, что у них получилось.

- Обсуждение!

- Отлично, у вас все получилось.

- Было ли вам интересно?

- Будете ли вы использовать круги Эйлера в своей практике?

Предлагаю заполнить: «Рефлексивную мишень».

Спасибо за работу, присаживайтесь пожалуйста в зрительный зал.

Наглядность, образность схемы, возможность практических действий с ее элементами, способствуют активизации речевых проявлений. Играя, дети учатся решать разнообразные мыслительные задачи, описывать предметы, выделять их характерные признаки, находить сходства и различия, отгадывать их по описанию, группировать предметы по различным свойствам, при этом обогащается словарный запас. Таким образом, отмечается практическая значимость кругов Эйлера в развитии связной речи дошкольников.

Развитие речи идёт постоянно, во всех формах и видах детской деятельности, и говорить об этом можно бесконечно. В итоге хотелось бы отметить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, а, следовательно, и его личность в целом.

Спасибо за внимание!

Рекомендуемая литература:

1. КорвяковаН. Ф. Применение пиктограмм в работе с детьми с особыми потребностями // Проблемы патологии развития и распада речевой функции. – СПб., 1999.

2. Лалаева Р. И., СеребряковаН. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием ре-чи. – СПб. ,2001.

3. Развитие опосредованной памяти при заучивании стихов с помощью зрительных опор [Текст]/ М. Н. Бакаева// Логопед. - 2011. - № 7. – 120с.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников»Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников» Мастер-класс для родителей старшей группы Тема: «Использование конструктора ТИКО для развития познавательных способностей дошкольников».

Дидактическая игра «Одежда» с использованием модели «Кругов Эйлера». Вторая младшая группаДидактическая игра «Одежда» с использованием модели «Кругов Эйлера». Вторая младшая группа Сегодня я хотела бы показать Вам как мы с моей напарницей внедряем в нашей группе использование такой модели работы как «Круги Эйлера».

Дидактические игры с использованием кругов Эйлера в детском садуДидактические игры с использованием кругов Эйлера в детском саду Цель: формирование операций классификации по нескольким признакам, развитие логического мышления. Ход игры: Раскладывается два.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий мастер-класса «Использование кругов Эйлера для развития речи дошкольников»
Опубликовано: 6 августа 2024 в 08:56
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий мастер-класса «Использование кругов Эйлера для развития речи дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Слюсарева Людмила Александровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 августа. День безопасности. Передвижка «Безопасность на железной дороге»

В первое воскресенье августа свой профессиональный праздник отмечают работники железной дороги. Железнодорожный транспорт является одним из самых популярных. Поздравляем железнодорожников с их...

8 августа. Международный день кошек. Передвижка «Без кота и жизнь не та»

8 августа мы отмечаем Международный День кошек. Кошки с незапамятных времен живут рядом с нами, приносят пользу и украшают нашу жизнь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД