Чернова Татьяна
Конспект образовательной деятельности (линейная графика с элементами аппликации) «Лоскутное одеяло»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад № 28»
Конспект образовательной деятельности
Тема: «Лоскутное одеяло»
(линейная графика с элементами аппликации)
Провела:
Чернова Т. В.
г. Заволжье.
Тема: «Лоскутное одеяло» (линейная графика с элементами аппликации)
Цель: формирование навыка рисования прямых разнонаправленных линий.
Публикация «Конспект образовательной деятельности (линейная графика с элементами аппликации) „Лоскутное одеяло“» размещена в разделах
- Аппликации. Конспекты занятий, НОД
- Графика
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пэчворк. Лоскутное шитье
- Темочки
Задачи:
Когнитивные (обучающие)
*Формирование образных представлений детей о быте наших предков.
*Развитие образных представлений на основе восприятия окружающей действительности в процессе изображения объектов реальности графическим способом.
*Развитие способности понимать речевые инструкции в процессе репродуктивного рисования.
Практические (развивающие)
*Формирование сенсомоторных координаций в процессе зритель-тактильного исследования прямых линий с последующим их изображением.
*Формирование навыка деления листа складыванием для получения шестнадцатичастной композиции.
* Формирование умения координировать движение рук при разрезании бумаги по линии сгиба.
*Развитие тонкой моторики кисти руки в процессе освоения тонко дифференцированных движений при рисовании разнонаправленных и разнохарактерных линий.
Социально-эмоциональные (воспитательные)
*Воспитание доброжелательного отношения и терпимости к сверстникам и окружающим; социально-перцептивных способностей.
*Развитие социально-эмоциональной сферы детей в процессе создания положительного эмоционального фона общения на занятии.
*Формирование стремления к достижению положительного результата, к успеху выполняемого дела; формирование навыка завершать работу, доводя ее до логического конца.
*Формирование уважительного отношения к труду.
Материалы:
Демонстрационные:
*лоскутное одеяло или салфетка, выполненные детьми;
*готовый образец (лоскутное одеяло).
Раздаточные (по количеству детей)
*лист формата А4;
*цветная бумага формата А8 (разных цветов);
*фломастеры;
*ножницы;
*клей-карандаш.
Музыкальные:
*спокойная музыка с фольклорными мотивами.
Методические рекомендации по организации предметной среды.
Музыкальный зал оформлен деревьями с разноцветными листьми, на полу лежат осенние листья. Музей «Русская изба» (проводится занятие).
Предварительная работа
Изготовление лоскутного одеяла. Дети по нанесенным на разноцветную ткань линиям разрезают ее на квадраты. Педагог может показать детям, как сшиваются между собой квадраты, чтобы получился рисунок или геометрический орнамент. Далее на кальку (или тонкую бумагу) размером примерно 1-2 м, размеченную на квадраты, воспитанники приклеивают тканевые лоскутки. На кальке цветом можно показать, куда какой квадрат необходимо приклеить.
Образовательная деятельность.
(Дети заходят в группу встают полукругом)
(В группу залетает сорока)
Сорока: - Я сорока – белобока, по лесу летала,
По полю скакала, малых детушек искала.
Принесла я вам письмо,
Вот (показывает, от бабушки оно.
В. : (читает письмо – приглашение)
«Ко мне в гости собирайтесь,
Жду вас с нетерпением,
Уж готово угощение!
Бабушка Варварушка!»
В. : - Ребята хотите поехать в гости к бабушке Варварушке?
Р. : - Да.
В. : - Но путь наш лежит через осенний лес. На лесных полянках мы увидим много интересного.
В. : - Ребята, а на чем в старину ездили в гости?
Р. : - На лошадях.
В. : - И у нас лошадки есть. Поехали скорей к бабушке. Только нужно сказать волшебные слова:
Еду, еду на лошадке,
На лошадке в красной шапке
К бабушке Варварушке
В гости на оладушки.
(дети произносят волшебные слова и на лошадке отправляются к бабушке в гости. Если дети затрудняются в самостоятельном чтении песенки, то делают это вместе с воспитателем. Начало всех песенок, потешек произносит педагог, дети продолжают).
(Останавливаются в центре музыкального зала)
В. : - Ребята, посмотрите как красиво кругом! Какая красивая осенняя полянка в лесу! Вогруг много разноцветных листьев! А знаете, кто так красиво украсил наш лес?
Р. : - Осень.
В. : - Осень – красивое время года! Все деревья в саду, во дворе и в лесу стоят с разноцветными листьями, как будто принарядились к празднику.
Утром мы во двор идем.
Листья сыплются дождем.
Под ногами шелестят.
И летят, летят, летят.
В. : - А теперь ребята, давайте пройдемся по осеннему лесу. Слышате, как под ногами шуршат осенние листья?Это ветерок рассыпал листочки по дорожкам. Скорее листочки возьмите и с ними спляшите!
(Танец с листочками) (В конце танца воспитатель собирает листочки в букет)
В. : - Вот какой красивый букет мы собрали на этой полянке! А теперь пора ехать дальше!
Лады, лады, ладушки, едем в гости к бабушке.
К нашей милой бабушке, Бабушке – Варварушке.
(Подходят к русской избе) (Выходит бабушка в русском сарафане, встречает детей)
БВ. : - Детушки – малолетушки мои пришли! Здравствуйте! Будьте гостями! А я чай заварю, печенья напеку! Хорошо у меня в избе, тепло, а сколько добра всякого видимо – невидимо. И лавочки есть, и стол. А что еще есть?
Р. : (перечисляют предметы домашней утвари). Самовар, деревянная посуда, половики, часы с кукушкой, люлька, печка и т. д.
БВ. : - Ребята, а вы хотите узнаь как на Руси жили ваши предки?
Р. : - Да.
БВ. : - Я вам сейчас об этом расскажу.
БВ. : - Ребята присаживайтесь поудобнее на лавочки.
(Дети присаживаются на лавосчки около столов)
Б. В. : - Октябрь хоть и осенний месяц, но уже достаточно холодный. Сейчас в каждом доме есть отопление, и, когда приходят холода, у нас уютно и тепло. В давние времена жилища обогревались с помощью печек, которые топились дровами. Поэтому люди летом не отдыхали они запасали дрова и хворост для себя, а также солому и сено для скота.
Б. В. : - Поздней осенью, когда урожай собран, а темнеет рано, люди занимались рукоделием: мужчины строгали, тачали, плели сети, женщины пряли, шили, вышивали, вязали.
Б. В. : - Очень трудолюбивыми были наши предки, многое из того, что мы сейчас покупаем в магазинах, они делали сами. Теплые вещи вязали или шили, изготавливали не только одежду, но и одеяла, салфетки, скатерти, половики. Вспомните, какое красивое одеяло мы составили с вами из лоскутков! Именно так много лет назад делали его и наши прабабушки, а уж как тепло и приятно было спать под таким мягким покрывалом, оно сохраняло тепло рук тех, кто его сшил.
Изготавливали одеяло так : сначала хозяйка выбирала большой кусок ткани такого размера, каким должно было быть одеяло. Затем из разноцветных обрезков нарезались лоскутки, из них составлялся узор, а затем лоскутки пришивались к основе.
В. : - Бабушка Варварушка присядь на стульчик отдохни. А мы с ребятами поиграем.
(Воспитатель проводит динамическую паузу)
Динамическая пауза: «Лоскутное одеяло». Группа делится на команды по 4-5 человек. Педагог сразу обозначает то место для каждой команды, где та будет выполнять задание. На большом ковре разложены разноцветные прямоугольники из картона, педагог предлагает детям разойтись по комнате, а услышав сигнал – хлопок в ладоши, взять прямоугольник, подбежать к намеченному месту и выложить совместно с другими ребятами из своей команды лоскутное одеяло. В конце игры воспитатель обращает внимание детей на те «одеяла», которые сложены аккуратно, а может, даже с рисунком. (Игра повторяется два раза).
В. : - Чтобы мастерство наших прабабушек не было утрачено, я предлагаю вам самим изготавливать лоскутное одеяло и подарить его бабушке
Варварушке.
В. : - Только для начала вместо ткани мы будем использовать цветные бумажные лоскутки. Согласны?
Р. : - Да.
(Дети садятся на свои рабочие места, (включается спокойная музыка с фольклорными мотивами)
В. : - Сначала мы с вами изготовим основу.
(Воспитатель сначала разбирает с детьми этапы складывания одеяла по схеме, затем показывает наглядно)
Дети складывают лист формата А4 для получения опорных линий (два раза по короткой стороне и два раза – по длинной).
В. : - Для того чтобы линии были хорошо видны, давайте обведем их фломастером (или простым карандашом).
В. : - Но прежде, чем мы будем обводить линии фломастером или карандашом, я предлагаю провести по ним пальцем, сначала с открытыми глазами, затем с закрытыми глазами.
(Дети рисуют на листе – основе прямые (вертикальные и горизонтальные) линии, опираясь на линии сгиба.
В. : - Теперь подготовим разноцветные лоскутки.
Воспитатель сначала разбирает с детьми этапы складывания по схеме, затем показывает наглядно).
(Дети складывают один раз по короткой стороне и один раз – по длинной для получения четырехчастной композиции. Каждый лист цветной бумаги ребенок разрезает на четыре части (у каждого ребенка должно получится 16 разноцветных прямоугольников).
В. : - Теперь давайте полученные лоскутки выложим на основу без клея.
Я предлагаю вам несколько вариантов сочетания разноцветных обрезков (выставляет на доску готовые образцы, но вы можете самостоятельно распределить лоскутки так, чтобы получился геометрический орнамент.
В. : - А сейчас я предлагаю приклеит их, ориентируясь на линии сгиба.
(Во время самостоятельной работы педагог рассказывает ребятам о том, что обрезки материи собирались хозяйками длительное время, поэтому они были разного цвета и с разными рисунками, а значит, а значит в нашем одеяле лоскутки тоже будут разными).
В. : - Ребята, все приклеили лоскутки на основу?
Р. : - Да.
В. : - Тогда я предлагаю заполнить каждый прямоугольник узором из прямых (вертикальных, горизонтальных, наклонных разнонаправленных линий)по следующей схеме (выставляет схему на доску).
1-й лоскут – прямые вертикальные;
2-й лоскут – прямые горизонтальные;
3-й лоскут – прямые горизонтальные, наложенные на прямые вертикальные (клетка);
4-й лоскут – прямые наклонные (с наклоном влево);
5-й лоскут – прямые наклонные (с наклоном вправо);
6-й лоскут – прямые наклонные, наложенные друг на друга (ромбовидная сетка);
7-й лоскут – прямые (горизонтальные и вертикальные) в виде вписанных друг в друга прямоугольников.
В. : - Ребята оставшиеся 9 прямоугольников – лоскутков я предлагаю заполнить самостоятельно, придумывая узор из прямых разнонаправленных линий.
В. : - Ребята, а сейчас я предлагаю объединить работы в одну и сделать общее большое одеяло.
(Приклеивают работы на большой ватман)
В. : - Ребята, посмотрите какое красивое одеяло у нас получилось.
В. : - Бабушка Варварушка тебе понравилось одеяло сделонное ребятами.
БВ. : - Конечно понравилось. Мне будет очень тепло под ним холодными осенними вечерами. А пока вы работали я испекла для вас оладушки и заварила вкусный чай. Прошу вас к столу.
ВиР. : - Спасибо бабушка Варварушка за рассказ мы узнали много интересного о жизни наших предков, за угощенье, за гостиприимство. Но нам пора возвращаться. Досвидание.
БВ. : - Приезжайте еще ко мне в гости, мои внучата. Буду вас ждать.