Светлана Бакулина
Сценарий логопедического развлечения «В поисках азбуки»
▼ Скачать
Цель:
Закрепить полученные детьми на коррекционных занятиях по обучению грамоте и звукопроизношению знания, умения и навыки в занимательной, игровой форме.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-учить детей применять знания, полученные на занятиях по обучению грамоте и звукопроизношению в практической деятельности.
-закреплять умение детей составлять слово по первым звукам различных слов;
-закреплять умение детей дифференцировать оппозиционные согласные звуки,
-закреплять умение детей определять количество слогов в слове;
-закреплять умение детей определять позицию звука в слове;
Публикация «Сценарий логопедического развлечения „В поисках азбуки“» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Работа логопеда. Логопедия
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
-закреплять умение детей выполнять звуковой анализ слова;
-закреплять у детей – логопатов навык запоминания графического образа букв;
-закреплять умение детей составлять предложение с заданным словом.
Коррекционно-развивающие :
-развивать у детей навык послогового чтения;
-развивать умение детей подбирать рифмы к словам;
-развивать фонематический слух, внимание, память, мышление, мелкую и общую моторику.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к играм по обучению грамоте и звукопроизношению,
- воспитывать умение работать в коллективе.
- формировать положительную мотивацию к логопедическим занятиям;
Здоровьесберегающие:
- самомассаж добавь, ходьбу по коврикам массажным
Контингент воспитанников:
Оборудование:
Конверт с картинками, разных размеров, письмо от Буратино, предметные картинки по лексической теме «Школьные принадлежности», мягкий конструктор (кочки, карточки-символы для дифференциации звуков по твердости и мягкости, предметные картинки, звуковые линейки, карточки со словами, сундук, карточки и цветные фишки для звукового анализа слова, книга «Азбука»
Сказочные герои:
Музыкальное сопровождение:
Музыка из фильма «Приключения Буратино» А. Рыбникова.
Предварительная работа: подготовка раздаточного, демонстрационного и игрового материала, подбор музыкального сопровождения
Дети заходят в украшенный зал.
Ведущий. Ребята, сегодня нам в детский сад пришло письмо, в письме приглашение, да только вот куда нас приглашают я не пойму. Давайте разбираться (достает из конверта картинки).
-Так, эти картинки нужно распределить от самой большой к самой маленькой и обозначить первый звук названия картинки буквой. Прочитайте, куда нас приглашают.
(Дети, выполнив задание, читают СКАЗКА)
Ведущий. А в какую сказку нам нужно отправиться, я вам сейчас прочитаю: «Дорогие ребята! Карабас – Барабас спрятал мою азбуку. Помогите мне её найти. Буратино»
Ведущий. Дети, вы готовы помочь Буратино и отправиться в путь?
Дети. Да.
Ведущий. Тогда по волшебной дорожке пойдем, в сказку мы попадём.
Под музыку выходят лиса Алиса и кот Базилио.
Ведущий. Здравствуйте, как хорошо, что мы вас встретили, мы идем к вам в сказку.
Лиса Алиса. Зачем это вам наша сказка понадобилась?
Дети. Мы должны помочь Буратино найти азбуку.
Ведущий. А еще нам нужен Карабас – Барабас, где мы его можем встретить?
Кот Базилио. Вот выполните наше задание, тогда мы вам поможем.
Ведущий. Мы с ребятами готовы выполнить ваше задание.
Лиса Алиса. Слышала я, что вы в школу собираетесь, вот сейчас и проверим, как вы готовы.
Игра «Блиц-опрос»
-Чем буквы отличаются от звуков?
(буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим)
-Какими бывают звуки?
(звуки бывают согласными и гласными)
-Какие звуки мы называем гласными?
(звуки, которые тянутся, поются).
-Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)
-Какими бывают согласные звуки?
(согласные звуки бывают твердыми и мягкими, звонкими и глухими)
Кот Базилио. Ты Алиса легкие вопросы задаешь. Вот я знаю сложную игру.
Игра «Будь внимателен!»
- Когда я называю гласный звук, вы поднимаете руки вверх, когда согласный твердый звук - вниз, согласный мягкий звук - руки в стороны. Будьте внимательны!
Лиса Алиса. Ты смотри, все знают. Ну, ладно расскажем, как найти Карабаса-Барабаса. Сначала идите прямо, потом налево, потом направо, затем нужно повернуть направо, а затем повернуть налево (хихикает).
Кот Базилио. Да, да, идете, идите, (шепотом говорит лисе) как раз к болоту придут и там застрянут (смеётся). Побежали быстрей, все расскажем Карабасу.
(лиса Алиса и кот Базилио уходят)
Ведущий. Что-то я не поняла, куда нам нужно идти, давайте пойдем прямо.
Появляется Черепаха Тортилла.
Ведущий. Здравствуйте, уважаемая черепаха, не могли бы вы нам помочь найти Карабаса – Барабаса.
Черепаха Тортилла. Он в городе, а вы попали в болото и сможете пройти через него, если правильно разделите слова на слоги. Определите слово с самым большим количеством слогов, тогда вы найдете кочки, и перейдете через болото.
Игра «Раздели слова на слоги».
Ведущий. Ребята, давайте вспомним, как определить, сколько в слове слогов?
Дети. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов,
(Черепаха раздает картинки, а дети определяют количество слогов в словах : тетрадь, ручка, линейка, ластик, карандаши т. д., определяют слово с самым большим количеством слогов, находят кочки и переходят болото)
Появляются лиса Алиса, кот Базилио и Карабас Барабас.
Какабас- Барабас. Говорите дети идут, Буратино помочь хотят, азбуку найти. Не бывать этому (уходит).
Лиса Алиса. Так, Карабаса предупредили…
Кот Базилио. (перебивает лису) Тише, ты, смотри вот они, дети. Как это они через болото прошли?
Ведущий. Зачем же это вы нас обманули?
Лиса Алиса. Ой, мы спешили, ошиблись. Ну, а вы нашли Карабаса-Барабаса?
Дети. Нет
Кот Базилио. Тогда давайте еще поиграем.
«Игра звонкий глухой».
-Я буду называть вам звуки, если звук глухой, то вы закрывайте уши рукам, а если звук звонкий то хлопайте в ладоши.
Лиса Алиса. Я тоже хочу с вами поиграть.
Игра «Камень-подушка»
-Хочу вас проверить, умеете ли вы различать твердые и мягкие звуки. (Лиса раздает картинки, а дети должны определить, как звучит первый звук в слове: твердо или мягко, и положить к соответствующему символу)
Лиса Алиса. Что-то мы с вами заигрались, пойдем Базилио, узнаем, где Карабас и тогда вам обязательно скажем.
Ведущий. Ну, смотрите, не обманите нас.
Выходит Мальвина
Мальвина. Здравствуйте ребята. Как хорошо, что вы пришли к нам в сказку!
Ведущий. Здравствуй Мальвина, мы готовы помочь Буратино найти азбуку, но его нигде не нет…Зато мы встретили лису Алису и кота Базилио. Они должны нам рассказать, где найти Карабаса-Барабаса.
Мальвина. Не верьте им, они обманщики! Я слышала, как они говорили, что Карабас Барабас спрятал азбуку в сундук и закрыл на какой-то секретный замок.
Ведущий. Как же нам найти Карабаса-Барабаса?
Мальвина. Давайте подождем Буратино, он что-нибудь придумает. Дети, а вы точно в школу собираетесь, а знаете, какие школьные принадлежности вам нужны?
Игра «Подскажи словечко»
Должен каждый ученик в школу брать с собой. дневник.
кто альбом раскрасит ваш? ну, конечно,. карандаш.
чтобы вдруг он не пропал, уберем его в. пенал.
чтобы было, где писать, в школе нам нужна. тетрадь.
рисовать решил я дом, открываю свой. альбом.
Вдруг прямою станет змейка, если есть в руках…линейка.
Мальвина. Хоть у Буратино нет азбуки, мы с ним все равно занимаемся. Он учится определять позицию звука в слове. А вы ребята умеете это делать?
Дети. Да
Мальвина. Сейчас проверим.
Игра «Где спрятался звук» (называет слово, а дети определяют позицию звука в слове, используя звуковые линейки.)
И так будьте внимательны, ищем звук:
А – арбуз, шар, юла, аист
С – собака, коса, лес, сыр.
Ш – камыш, шапка, кошка.
Р – топор, рыба, картина.
Появляется Буратино
Мальвина. Буратино к нам в сказку пришли дети, они помогут вернуть твою азбуку.
Буратино. Здравствуйте ребята! Я так рад встретится с вами. У меня для вас есть интересная игра.
Музыкальная ритмическая игра «Буратино длинный нос»
Напиши слова игры
Буратино. Вам понравилась игра?
Дети. Да
Буратино. Слышите, кто-то сюда идет. Мальвина пойдем, поищем ключ, который поможет открыть сундук (уходят).
Заходит Карабас-Барабас.
Карабас-Барабас. Куда же спрятать сундук (смотрит по сторонам, нужно где-то закопать или нет, в болото бросить, нет там черепаха, буду с собой носить.
Ведущий. Здравствуйте Карабас –Барабас! Что это вы бормочите.
Карабас-Барабас. Да это я стихи сочиняю.
Ведущий. Какой сундук у вас красивый, а что вы в нем храните?
Карабас-Барабас. Игры разные, вот хотите и с вами поиграю.
Дети. Да
Игра «Буква потерялась».
Карабас – Барабас открывает сундук, потом закрывает его на ключ, достает карточки со словами, в которых не хватает одной буквы, дети дописывают ее. Затем читают слово.
Карабас-Барабас. Буквы вы знаете, читать умеете, а предложения составлять можете? Придумайте предложение со своим словом (каждый придумывает предложение, с тем словом, в котором дописывал букву)
Лиса Алиса и кот Базилио подбегают к Карабасу
Лиса Алиса. Караул, беда, беда!
Кот Базилио. Дуримар застрял в болоте, бежим спасать его!
Карабас-Барабас (садится на сундук). Погодите, скажите толком, что случилось.
Лиса Алиса. Спасай его, тащи его!
Кот Базилио. Караул, беда! Бежим скорее!
(Лиса Алиса, кот Базилио перебивая друг друга рассказывают, о том, как Дуримар попал в болото. Карабас-Барабас вскакивает и убегает, за лисой и котом, забывая сундук)
Ведущий. Тот, кто нам мешал, тот нам и помог.
Входят Буратино и Мальвина
Ведущий. Буратино, Мальвина, Карабас – Барабас торопился, убежал спасать Дуримара, и забыл сундук, теперь остается подобрать ключ, чтобы открыть его.
Буратино. Мы не нашли ключ. Что же это за секретный замок, как его открыть?
Ведущий. Я, кажется, знаю, как открыть этот секретный замок. Дети, посмотрите, на замке цветные обозначения, это схема звукового анализа слова. Нам нужно подобрать слово, сделать звуковой анализ, если схема совпадет, то мы сможем открыть замок.
Мальвина. Какое же это слово?
Ведущий. Карабас-Барабас хитрый, а мы умнее. Ребята, что мы должны найти?
Дети. Азбуку.
Ведущий. Так вот я думаю, это слово АЗБУКА
Ведущий. Дети давайте, дадим характеристику звуков в слове АЗБУКА, и обозначим цветовыми фишками звуки.
Дети по очереди дают характеристику звуков в слове.
Звук [а], гласный, обозначается красным кружочком, с колокольчиком.
Звук [з], согласный, твердый, звонкий, обозначается, синим кружочком с колокольчиком.
Звук [б], согласный, твердый, звонкий, обозначается, синим кружочком с колокольчиком.
Звук [у], гласный, обозначается красным кружочком, с колокольчиком.
Звук [к], согласный, твердый, глухой, обозначается, синим кружочком без колокольчика.
Звук [а], гласный, обозначается красным кружочком, с колокольчиком.
Ведущий. Давайте проверим нашу схему и схему на замке.
(Дети, Буратино и Мальвина сравнивают схемы, открывают сундук, достают азбуку)
Буратино. Спасибо вам ребята, без вас я бы не справился.
Мальвина. Я думаю, что теперь ты сможешь ходить в школу и узнать там много интересного. И вы ребята обязательно хорошо учитесь в школе, тогда выбудете радовать своих родителей и учителей. И обязательно приходите к нам в сказку. До новых встреч!
Ведущий. До свидания! Где наша волшебная дорожка, по ней пойдем, в детский сад мы попадём.
Дети, вам понравилось наше путешествие в сказку?
Дети. Да.
Ведущий. А что больше всего вам понравилось? В какую игру вы хотели бы поиграть еще? С выполнением, какого задания у вас возникли трудности? Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки!
Вы умные вы дружные,
Вы внимательные,
Вы старательные.
Вы отлично будете учиться.
У вас обязательно должно всё получиться.
Добавь задания для детей, клторые им оставили герои. Например они дарят детям раскраски с буквами за помощь.
Звучит музыка, развлечение заканчивается, дети уходят в группу.