татьяна галичкина
Сценарий культурно-массового мероприятия «Край ты мой любимый, край ты мой родной» на тему «Белгородчина»
▼ Скачать + Заказать документы
Галичкина Татьяна Алексеевна
Малыхина Ирина Николаевна
музыкальные руководители МБДОУ детский сад №88 «Улыбка»
город Белгород
сценарий культурно-массового мероприятия
«Край ты мой любимый, край ты мой родной»
(фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста 6-7 дет)
Аннотация
Публикация «Сценарий культурно-массового мероприятия „Край ты мой любимый, край ты мой родной“ на тему „Белгородчина“» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
“Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом”.(С. Михалков)
Сценарий фольклорного праздника «Край ты мой любимый, край ты мой родной»
разработан для педагогов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Основная цель данного мероприятия приобщение детей к истокам народной культуры родного края, знакомство с музыкальным фольклором Белгородской области. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, историю своих предков, их культуру.
В данном сценарии активными участниками мероприятия являются дошкольники и педагоги детского сада В роли ведущих мероприятия могут выступать воспитатели, музыкальные руководители и родители.
Праздник насыщен театральными элементами: русскими народными мелодиями, песнями, потешками, небылицами, скороговорками, народными играми, хороводами, игрой на деревянных ложках. Оформляется музыкальный зал для проведения фольклорного праздника (рушники, платки, вышитые занавески). Готовится стол для чаепития: скатерть, самовар, чайные пары, сладкое угощение (баранки, сахар, мед). Изучая русский фольклор, нельзя обойти стороной частушечный жанр. Дети с большим удовольствием исполняют их.
Таким образом, произведения музыкального фольклора не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
.
Программное содержание:
Приобщать детей к истокам народной культуры -Белгородчины, знакомство с музыкальным фольклором родного края.
Задачи:
1. Обогащать знания детей о родном крае.
2. Познакомить детей с историей города Белгорода, с музыкальным фольклором.
3. Развивать любознательность, расширять кругозор детей.
4. Воспитывать патриотическое чувство. Прививать любовь к истории Отечества.
Ход мероприятия:
Ведущий (муз. руководитель)- на широкой Руси нашей матушке
Колокольный звон разливается
А у нас в этом зале ребятушки
Праздник славный сейчас начинается
Реб- как только солнышко взойдёт
Всю землю озаряя
Нам сразу голос подаёт
Страна моя родная.
Ведущий (на фоне напевной русской мелодии)-умывало ясно солнышко
Руки тёплые в росе
И Россия, как Алёнушка
Предстаёт во всей красе.
Дети исполняют песню «Россия моя звезда»(муз. и слова Ю. Тарана)
Ведущая- Ребята, мы с вами живём в прекрасной. огромной стране России. значит мы кто?
Дети- россияне.
Ведущий- А еще нас можно назвать белгородцами, потому что мы живем в городе Белгороде. Послушайте стихи о нашем Белгороде :
Один из тысяч городов России
На берегах реки седой
Овеян богатырской силой -
Красивый, мудрый, молодой.
Ведущий - Какими красивыми словами поэт описал наш город?
(Красивый, мудрый, молодой). И мы с вами расскажем о Белгороде : какой он?
Дидактическая игра "Букет красивых слов"
(У детей по одному цветку и по одной открытке с видом Белгорода.
Каждый ребенок говорит, какой Белгород у него на открытке, почему, и ставит свой цветок в вазу).
Воспитатель- Вот какой букет красивых слов мы собрали. ( Собраны: наш, мой город, город Белгород - праздничный, солнечный, зимний, ночной, древний, спортивный, культурный, духовный, молодой, белый).
Воспитатель- И почему же наш родной город называют Белым? (Он стоит на мелу, в нем много белых соборов, церквей, зданий из белого кирпича).
Ребёнок читает стихотворение Владимира Молчанова «Родное Белогорье»
Край родной. Лесостепь. Белогорье.
На земле нету края милей
Я люблю полноводие гордое
Золотых черноземных полей
Из Донца всходит солнышко алое
Над Осколом поет соловей
Белгородчина – Родина малая,
Здесь начало России моей.
(под русскую народную музыку входит хозяюшка (педагог) в народном костюме) Ведущий- Гой вы славные наши гостюшки
Разлюбезные милые детушки
Расскажу я вам о святой Руси.
О далёких временах, нам не ведомых…
Жили были тогда добры молодцы,
Раскрасавицы красны девицы
А у них были добры матушки
Бородатые, мудрые батюшки
Умели они пахать да косить,
Дома-терема рубить
Умели и холсты ткать
Шить и конечно жековать.
(появляются хозяин с хозяйкой (воспитатели, звучит русская
народная мелодия «Ах вы сени, мои сени»)
Ведущий- На завалинках в светёлке
Иль на брёвнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как! В горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
(под музыку на середину зала выходят хозяин с хозяйкой)
Хозяин- Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окно глядеть! Вам ли сегодня туманиться, грустить, да печалиться!
Хозяйка- Рады вас видеть у себя в гостях, в нашей горнице. Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю по - старинному посиделками называется.
Хозяин- Пожалуйте, гости дорогие, веселья вам, да радости!
(заходят гости 5-6детей)
Хозяйка-Здравствуйте, проходите, будьте как дома!
Гость- Не беспокойся хозяюшка, мы дома не лежим и в гостях не стоим.
(хозяйка усаживает гостей на лавку, входит ещё группа детей — 5 человек)
Хозяйка- Редкий гость никогда не в тягость.
Гость-Дома сидеть, ничего не видеть. Решили на людей посмотреть и себя показать.
(хозяин встречает следующую группу)
Хозяин- Проходите, гости дорогие! Гостю - почёт, хозяину - честь.
Гость- Туда голуби летают, где их привечают.
(хозяйка встречает новую группу гостей)
Хозяйка- Давно мы вас ждём - поджидаем, праздник без вас не начинаем.
Гость-Ехали мы мимо, да завернули да дыму!
(хозяйка усаживает гостей)
Хозяин-Собралось к нам гостей со всех волостей. Ну что ж, доброе начало,
Как говориться, половина дела.
Хозяйка- Припасли мы для вас, забавушек на всякий вкус. Кому - сказку,
Кому - правду, кому - песенку.
Хозяин- Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно,
всем ли места хватило?
Гость- Гостям - то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли
хозяевам?
Хозяйка- В тесноте, да не в обиде. Сядем рядком, да поговорим ладком о
жизни семейной.
Все поют- Так что ж погуляем,
На празднике нашем
Нигде не найдёте
Вы праздника краше.
Танец - Хоровод «Под грушею» (народная песня Белгородской области, в обработке Веретенникова)
Хозяйка- Небылицы в лицах
Сидят в теремах – светлицах
Щёлкают орешки
Да творят насмешки
Ни короткие, ни длинные
А такие, что в самый раз,
Как от меня до вас.
Дети:
Эх, вы сени, мои сени
Комары в щелях засели.
Их и не видать, их и не видать.
Прусаки - то тараканы.
Вдоль по печке поскакали,
Стали танцевать, стали танцевать.
Дед да баба то видали,
Всей деревне рассказали
Смеху было страсть, смеху было страсть.
(гости — дети исполняют шутливые диалоги)
- Федул, чего губы надул?
- Кафтан прожёг!
- А велика ли дыра?
- Один ворот остался?
- Тюха, есть хочешь?
- Нет, я перекусил.
- А что перекусил?
- Да съел краюшку хлеба!
- А ты бы её в горшке со сметаной мочил.
- Да в горшок не влезла.
Хозяйка- Сынок, сходи за водицей!
Сынок-Живот болит!
Хозяйка- Сынок, иди кашу есть!
Сынок- Что ж! (встаёт, потягивается) Раз мать велит, надо идти.
Хозяин-На Руси уж так идёт, что талантливый народ сам себе и жнец и швец, и на дудочке игрец. И блоху он подкуёт, дом добротный возведёт. Утварь всю по дому справит, чашей полной дом тот станет.
Хозяйка- А сейчас мы убедимся в мастерстве и ловкости наших красавиц.
(выходят три девочки)
Хозяин- Как песню мы начнём спевать, надо ниточку в клубочек
намотать. А как кончим мы, и петь, и плясать, значит, хватит вам и ниточку мотать. Понятно ли задание? Начинаем соревнование.
Игра «Смотай нитки в клубок».
Хозяйка- Ну - ка, как вы потрудились? Чей же клубочек больше и тяжелей?
(сравнивают)
Танец «Матаня».(белгородские частушки)
Хозяин- (говорит мальчикам) А вы, ребятушки, что же призадумались? Призадумались, закручинились? Вижу и вам захотелось показать Свою удаль молодецкую.
Песня «Во - кузнеце».(русская народная песня)
Хозяин- Веселил нас много раз русский танец Перепляс. Сколько удали,
задора, сколько радости во взоре!
Ребёнок- Много танцев нам известно,
Мы их любим танцевать.
А на этих посиделках,
Кадриль хотели бы сплясать.
Танец «Кадриль».
Вед- А какие мастера издавна были на Руси! Из чего они только не делали посуду и мебель, и игрушки, и музыкальные инструменты. А потом устраивали ярмарки. Кто едет продавать товары, а кто и покупать их.
(звучит весёлый наигрыш, входят скоморохи)
1 скоморох: Внимание! Внимание! Ярмарка открывается, народ собирается.
2 скоморох: Все спешите! На ярмарку заходите,
Глаза протрите, да что-нибудь купите!
Песня «Ярмарка» (автор Марина Черенкова)
1 Скоморох- Да-а, товару хватит всякого, на Семена, Дарью, Якова.
2 скоморох- Глядите, не моргайте,
Рты не разевайте,
Ворон не считайте
По дешевке покупайте!
Хозяин- Ай да молодцы! Славно у вас получается!
Хозяйка А сейчас для вас ребятки, загадаю я загадку. Знаю, знаю наперёд -вы смекалистый народ!
Деревянная подружка без неё мы, как без рук,
На досуге - веселушка. И накормит всех вокруг.
Кашу носит прямо в рот и обжечься не даёт!
Дети- Ложка!
Ребёнок- Звонкие, резные ложки расписные.
От зари и до зари веселятся ложкари.
Продавец (ребёнок)- Ложки наши хоть куда, ими можно без труда
Кашу есть и по лбу бить, продадим вам, так и быть!
Покупатель (ребёнок)-Мы возьмем желанные ложки деревянные.
И сыграем мы сейчас пляску русскую для вас.
Танец с ложками
1 Скоморох- Коль на ярмарку пришли, так гуляйте!
Неразменные рубли разменяйте!
2 Скоморох- Вот вёдра, а вот коромысло, чтоб воду
носить легко и быстро!
(ведущий обращается девочке с ведёрком на коромысле)
Ведущий -Красна девица, ты куда ходила?
Девочка- Я на ярмарку ходила
себе вёдра я купила.
Вед- А много ль заплатила?
Девочка- Вот за вёдра рупь дала
коромысло –полтора.
1 Скоморох- Зонтики, зонтики, покупайте зонтики!
2 Скоморох- Можно под дождём гулять, а можно просто танцевать!
Девочка- Мы эти зонтики возьмем и с ними танцевать пойдем.
Дети исполняют Танец с зонтиками
1 Скоморох- Собрались мы позабавиться да потешиться.
Пошутить, поиграть, посмеяться.
2 Скоморох- Как на нашу ярмарку гончары пришли.
Гончары пришли, горшки принесли.
Продавец (ребёнок)- Покупайте для души расчудесные горшки!
До чего товар хорош – тут уж мимо не пройдешь!
Русская народная игра «Горшки»
(Играющие разделяются на две группы. Дети - горшки, садятся на корточки или образуют круг. За каждым горшком стоит игрок – хозяин горшка. Водящий (покупатель) проходит внутри круга, подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:
Покупатель- твой горшок?
Продавец, хозяин горшка: мой
Покупатель- почем продаешь?
Хозяин горшка- 3 рубля
Покупатель -Ой, дорого очень! Пойду к другому!
Хозяин горшка - Постой, постой! Не уходи! Посмотри какой горшок! Годится для масла,сметаны, молока!
Покупатель- Ладно! Беру
По окончании слов дети хлопают в ладоши, считают до 3х, а хозяин горшка и покупатель бегут в противоположные стороны. Кто быстрее добежит до горшка, заденет его рукой,тот значит купил горшок, а оставшийся становится водящим).
1 скоморох- Ах, ярмарка – кутерьма! Ах, ярмарка, свела меня с ума!
2 скоморох- Эх, прялку продам
коромысло продам
гармонь куплю
плясать пойду!
Танец — песня «Ой ниточка тоненькая»(народная песня Белгородской области)
1 скоморох-Наша ярмарка шумит, стоять на месте не велит!
Инсценировка сказки «Как мужик корову продавал» С. Михалкова
(Звучит музыка. Выходит старик (мальчик, ведет за собой корову.)
2 скоморох- Смотрите, корову старик продает, никто за корову цены не дает.
Хоть многим была коровенка нужна,
Но видно, не нравилась людям она.
Цыганка-Хозяин, продашь нам корову свою?
Старик- Продам. Я с утра с ней на рынке стою.
Цыганка- Не много ли просишь, старик, за нее?
Старик- Да где наживаться! Вернуть бы свое!
Цыганка- Уж больно твоя коровенка худа!
Старик- Болеет проклятая, прямо беда!
Цыганка -А много ль корова дает молока?
Старик -Да мы молока не видали пока…
1 скоморох- Весь день на базаре старик торговал,
Никто за корову цены не давал.
Один паренек пожалел старика.
Паренек- Папаша, рука у тебя нелегка!
Я возле коровы твоей постою, авось продадим мы скотину твою.
2 скоморох- Идет покупатель с тугим кошельком,
И вот уж торгуется он с пареньком.
Цыган- Корову продашь?
Паренек- Покупай, коль богат. Корова, гляди, не корова, а клад!
Цыган- Да так ли? Уж выглядит больно худой!
Паренек- Не очень жирна, но хороший удой.
Цыган-А много ль корова дает молока?
Паренек- Не выдоишь за день – устанет рука.
1 скоморох: Старик посмотрел на корову свою.
Старик- Зачем я, Буренка, тебя продаю?
Корову свою не продам никому –
Такая скотина нужна самому!
Появляются 2 купца с коробом.
1 купец- Купцы мы московские!
Пряники ростовские!
Сахарные, на меду!
Во все карманы накладу!
2 купец- Ай да пряники!
Ай да орешки-коврижки!
Испечены на меду.
Кому хочешь накладу!
Двое детей- Нам дайте пряников
Купцы- Пожалуйста! Только для нас спляшите, а потом уж их грызите!
Хороводный танец «Ой сад во дворе»
Хозяин- Играми да плясками сыт не будешь. Славиться наш народ
гостеприимством, да угощением знатным.
Хозяйка- Чем же гости дорогие вас угостить, попотчевать?
Гостья- Спасибо, хозяюшка, за добрые слова, но мы давно блинов не ели,
мы блиночков захотели.
Песня «Блины». (Русская народная песня в обработке А. Абрамовского)
Игра «Селезень утку догонял»(фольклорная игра Белгородской области)
Гостья- Посидели, повеселились, пора и честь знать.
Гость- Спасибо хозяин с хозяйкой за веселье, да за угощенье знатное.
Все гости поют- Мы славно гуляли На празднике нашем
Нигде не найдёте Вы праздника краше
Так будьте здоровы Живите богато,
А мы уезжаем До дома, до хаты.
(раскланиваются хозяину и хозяйке и уходят)