татьяна галичкина
Сценарий культурно-массового мероприятия «Край ты мой любимый, край ты мой родной» на тему «Белгородчина»
▼ Скачать + Заказать документы
Галичкина Татьяна Алексеевна
Малыхина Ирина Николаевна
музыкальные руководители МБДОУ детский сад №88 «Улыбка»
город Белгород
сценарий культурно-массового мероприятия
«Край ты мой любимый, край ты мой родной»
(фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста 6-7 дет)
Аннотация
“Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом”.(С. Михалков)
Темочки:
- Моя малая Родина, край, город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. ВСЕ, список
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Сценарий фольклорного праздника «Край ты мой любимый, край ты мой родной»
разработан для педагогов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Основная цель данного мероприятия приобщение детей к истокам народной культуры родного края, знакомство с музыкальным фольклором Белгородской области. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, историю своих предков, их культуру.
В данном сценарии активными участниками мероприятия являются дошкольники и педагоги детского сада В роли ведущих мероприятия могут выступать воспитатели, музыкальные руководители и родители.
Праздник насыщен театральными элементами: русскими народными мелодиями, песнями, потешками, небылицами, скороговорками, народными играми, хороводами, игрой на деревянных ложках. Оформляется музыкальный зал для проведения фольклорного праздника (рушники, платки, вышитые занавески). Готовится стол для чаепития: скатерть, самовар, чайные пары, сладкое угощение (баранки, сахар, мед). Изучая русский фольклор, нельзя обойти стороной частушечный жанр. Дети с большим удовольствием исполняют их.
Таким образом, произведения музыкального фольклора не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
.
Программное содержание:
Приобщать детей к истокам народной культуры -Белгородчины, знакомство с музыкальным фольклором родного края.
Задачи:
1. Обогащать знания детей о родном крае.
2. Познакомить детей с историей города Белгорода, с музыкальным фольклором.
3. Развивать любознательность, расширять кругозор детей.
4. Воспитывать патриотическое чувство. Прививать любовь к истории Отечества.
Ход мероприятия:
Ведущий (муз. руководитель)- на широкой Руси нашей матушке
Колокольный звон разливается
А у нас в этом зале ребятушки
Праздник славный сейчас начинается
Реб- как только солнышко взойдёт
Всю землю озаряя
Нам сразу голос подаёт
Страна моя родная.
Ведущий (на фоне напевной русской мелодии)-умывало ясно солнышко
Руки тёплые в росе
И Россия, как Алёнушка
Предстаёт во всей красе.
Дети исполняют песню «Россия моя звезда»(муз. и слова Ю. Тарана)
Ведущая- Ребята, мы с вами живём в прекрасной. огромной стране России. значит мы кто?
Дети- россияне.
Ведущий- А еще нас можно назвать белгородцами, потому что мы живем в городе Белгороде. Послушайте стихи о нашем Белгороде :
Один из тысяч городов России
На берегах реки седой
Овеян богатырской силой -
Красивый, мудрый, молодой.
Ведущий - Какими красивыми словами поэт описал наш город?
(Красивый, мудрый, молодой). И мы с вами расскажем о Белгороде : какой он?
Дидактическая игра "Букет красивых слов"
(У детей по одному цветку и по одной открытке с видом Белгорода.
Каждый ребенок говорит, какой Белгород у него на открытке, почему, и ставит свой цветок в вазу).
Воспитатель- Вот какой букет красивых слов мы собрали. ( Собраны: наш, мой город, город Белгород - праздничный, солнечный, зимний, ночной, древний, спортивный, культурный, духовный, молодой, белый).
Воспитатель- И почему же наш родной город называют Белым? (Он стоит на мелу, в нем много белых соборов, церквей, зданий из белого кирпича).
Ребёнок читает стихотворение Владимира Молчанова «Родное Белогорье»
Край родной. Лесостепь. Белогорье.
На земле нету края милей
Я люблю полноводие гордое
Золотых черноземных полей
Из Донца всходит солнышко алое
Над Осколом поет соловей
Белгородчина – Родина малая,
Здесь начало России моей.
(под русскую народную музыку входит хозяюшка (педагог) в народном костюме) Ведущий- Гой вы славные наши гостюшки
Разлюбезные милые детушки
Расскажу я вам о святой Руси.
О далёких временах, нам не ведомых…
Жили были тогда добры молодцы,
Раскрасавицы красны девицы
А у них были добры матушки
Бородатые, мудрые батюшки
Умели они пахать да косить,
Дома-терема рубить
Умели и холсты ткать
Шить и конечно жековать.
(появляются хозяин с хозяйкой (воспитатели, звучит русская
народная мелодия «Ах вы сени, мои сени»)
Ведущий- На завалинках в светёлке
Иль на брёвнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как! В горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
(под музыку на середину зала выходят хозяин с хозяйкой)
Хозяин- Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окно глядеть! Вам ли сегодня туманиться, грустить, да печалиться!
Хозяйка- Рады вас видеть у себя в гостях, в нашей горнице. Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю по - старинному посиделками называется.
Хозяин- Пожалуйте, гости дорогие, веселья вам, да радости!
(заходят гости 5-6детей)
Хозяйка-Здравствуйте, проходите, будьте как дома!
Гость- Не беспокойся хозяюшка, мы дома не лежим и в гостях не стоим.
(хозяйка усаживает гостей на лавку, входит ещё группа детей — 5 человек)
Хозяйка- Редкий гость никогда не в тягость.
Гость-Дома сидеть, ничего не видеть. Решили на людей посмотреть и себя показать.
(хозяин встречает следующую группу)
Хозяин- Проходите, гости дорогие! Гостю - почёт, хозяину - честь.
Гость- Туда голуби летают, где их привечают.
(хозяйка встречает новую группу гостей)
Хозяйка- Давно мы вас ждём - поджидаем, праздник без вас не начинаем.
Гость-Ехали мы мимо, да завернули да дыму!
(хозяйка усаживает гостей)
Хозяин-Собралось к нам гостей со всех волостей. Ну что ж, доброе начало,
Как говориться, половина дела.
Хозяйка- Припасли мы для вас, забавушек на всякий вкус. Кому - сказку,
Кому - правду, кому - песенку.
Хозяин- Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно,
всем ли места хватило?
Гость- Гостям - то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли
хозяевам?
Хозяйка- В тесноте, да не в обиде. Сядем рядком, да поговорим ладком о
жизни семейной.
Все поют- Так что ж погуляем,
На празднике нашем
Нигде не найдёте
Вы праздника краше.
Танец - Хоровод «Под грушею» (народная песня Белгородской области, в обработке Веретенникова)
Хозяйка- Небылицы в лицах
Сидят в теремах – светлицах
Щёлкают орешки
Да творят насмешки
Ни короткие, ни длинные
А такие, что в самый раз,
Как от меня до вас.
Дети:
Эх, вы сени, мои сени
Комары в щелях засели.
Их и не видать, их и не видать.
Прусаки - то тараканы.
Вдоль по печке поскакали,
Стали танцевать, стали танцевать.
Дед да баба то видали,
Всей деревне рассказали
Смеху было страсть, смеху было страсть.
(гости — дети исполняют шутливые диалоги)
- Федул, чего губы надул?
- Кафтан прожёг!
- А велика ли дыра?
- Один ворот остался?
- Тюха, есть хочешь?
- Нет, я перекусил.
- А что перекусил?
- Да съел краюшку хлеба!
- А ты бы её в горшке со сметаной мочил.
- Да в горшок не влезла.
Хозяйка- Сынок, сходи за водицей!
Сынок-Живот болит!
Хозяйка- Сынок, иди кашу есть!
Сынок- Что ж! (встаёт, потягивается) Раз мать велит, надо идти.
Хозяин-На Руси уж так идёт, что талантливый народ сам себе и жнец и швец, и на дудочке игрец. И блоху он подкуёт, дом добротный возведёт. Утварь всю по дому справит, чашей полной дом тот станет.
Хозяйка- А сейчас мы убедимся в мастерстве и ловкости наших красавиц.
(выходят три девочки)
Хозяин- Как песню мы начнём спевать, надо ниточку в клубочек
намотать. А как кончим мы, и петь, и плясать, значит, хватит вам и ниточку мотать. Понятно ли задание? Начинаем соревнование.
Игра «Смотай нитки в клубок».
Хозяйка- Ну - ка, как вы потрудились? Чей же клубочек больше и тяжелей?
(сравнивают)
Танец «Матаня».(белгородские частушки)
Хозяин- (говорит мальчикам) А вы, ребятушки, что же призадумались? Призадумались, закручинились? Вижу и вам захотелось показать Свою удаль молодецкую.
Песня «Во - кузнеце».(русская народная песня)
Хозяин- Веселил нас много раз русский танец Перепляс. Сколько удали,
задора, сколько радости во взоре!
Ребёнок- Много танцев нам известно,
Мы их любим танцевать.
А на этих посиделках,
Кадриль хотели бы сплясать.
Танец «Кадриль».
Вед- А какие мастера издавна были на Руси! Из чего они только не делали посуду и мебель, и игрушки, и музыкальные инструменты. А потом устраивали ярмарки. Кто едет продавать товары, а кто и покупать их.
(звучит весёлый наигрыш, входят скоморохи)
1 скоморох: Внимание! Внимание! Ярмарка открывается, народ собирается.
2 скоморох: Все спешите! На ярмарку заходите,
Глаза протрите, да что-нибудь купите!
Песня «Ярмарка» (автор Марина Черенкова)
1 Скоморох- Да-а, товару хватит всякого, на Семена, Дарью, Якова.
2 скоморох- Глядите, не моргайте,
Рты не разевайте,
Ворон не считайте
По дешевке покупайте!
Хозяин- Ай да молодцы! Славно у вас получается!
Хозяйка А сейчас для вас ребятки, загадаю я загадку. Знаю, знаю наперёд -вы смекалистый народ!
Деревянная подружка без неё мы, как без рук,
На досуге - веселушка. И накормит всех вокруг.
Кашу носит прямо в рот и обжечься не даёт!
Дети- Ложка!
Ребёнок- Звонкие, резные ложки расписные.
От зари и до зари веселятся ложкари.
Продавец (ребёнок)- Ложки наши хоть куда, ими можно без труда
Кашу есть и по лбу бить, продадим вам, так и быть!
Покупатель (ребёнок)-Мы возьмем желанные ложки деревянные.
И сыграем мы сейчас пляску русскую для вас.
Танец с ложками
1 Скоморох- Коль на ярмарку пришли, так гуляйте!
Неразменные рубли разменяйте!
2 Скоморох- Вот вёдра, а вот коромысло, чтоб воду
носить легко и быстро!
(ведущий обращается девочке с ведёрком на коромысле)
Ведущий -Красна девица, ты куда ходила?
Девочка- Я на ярмарку ходила
себе вёдра я купила.
Вед- А много ль заплатила?
Девочка- Вот за вёдра рупь дала
коромысло –полтора.
1 Скоморох- Зонтики, зонтики, покупайте зонтики!
2 Скоморох- Можно под дождём гулять, а можно просто танцевать!
Девочка- Мы эти зонтики возьмем и с ними танцевать пойдем.
Дети исполняют Танец с зонтиками
1 Скоморох- Собрались мы позабавиться да потешиться.
Пошутить, поиграть, посмеяться.
2 Скоморох- Как на нашу ярмарку гончары пришли.
Гончары пришли, горшки принесли.
Продавец (ребёнок)- Покупайте для души расчудесные горшки!
До чего товар хорош – тут уж мимо не пройдешь!
Русская народная игра «Горшки»
(Играющие разделяются на две группы. Дети - горшки, садятся на корточки или образуют круг. За каждым горшком стоит игрок – хозяин горшка. Водящий (покупатель) проходит внутри круга, подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:
Покупатель- твой горшок?
Продавец, хозяин горшка: мой
Покупатель- почем продаешь?
Хозяин горшка- 3 рубля
Покупатель -Ой, дорого очень! Пойду к другому!
Хозяин горшка - Постой, постой! Не уходи! Посмотри какой горшок! Годится для масла,сметаны, молока!
Покупатель- Ладно! Беру
По окончании слов дети хлопают в ладоши, считают до 3х, а хозяин горшка и покупатель бегут в противоположные стороны. Кто быстрее добежит до горшка, заденет его рукой,тот значит купил горшок, а оставшийся становится водящим).
1 скоморох- Ах, ярмарка – кутерьма! Ах, ярмарка, свела меня с ума!
2 скоморох- Эх, прялку продам
коромысло продам
гармонь куплю
плясать пойду!
Танец — песня «Ой ниточка тоненькая»(народная песня Белгородской области)
1 скоморох-Наша ярмарка шумит, стоять на месте не велит!
Инсценировка сказки «Как мужик корову продавал» С. Михалкова
(Звучит музыка. Выходит старик (мальчик, ведет за собой корову.)
2 скоморох- Смотрите, корову старик продает, никто за корову цены не дает.
Хоть многим была коровенка нужна,
Но видно, не нравилась людям она.
Цыганка-Хозяин, продашь нам корову свою?
Старик- Продам. Я с утра с ней на рынке стою.
Цыганка- Не много ли просишь, старик, за нее?
Старик- Да где наживаться! Вернуть бы свое!
Цыганка- Уж больно твоя коровенка худа!
Старик- Болеет проклятая, прямо беда!
Цыганка -А много ль корова дает молока?
Старик -Да мы молока не видали пока…
1 скоморох- Весь день на базаре старик торговал,
Никто за корову цены не давал.
Один паренек пожалел старика.
Паренек- Папаша, рука у тебя нелегка!
Я возле коровы твоей постою, авось продадим мы скотину твою.
2 скоморох- Идет покупатель с тугим кошельком,
И вот уж торгуется он с пареньком.
Цыган- Корову продашь?
Паренек- Покупай, коль богат. Корова, гляди, не корова, а клад!
Цыган- Да так ли? Уж выглядит больно худой!
Паренек- Не очень жирна, но хороший удой.
Цыган-А много ль корова дает молока?
Паренек- Не выдоишь за день – устанет рука.
1 скоморох: Старик посмотрел на корову свою.
Старик- Зачем я, Буренка, тебя продаю?
Корову свою не продам никому –
Такая скотина нужна самому!
Появляются 2 купца с коробом.
1 купец- Купцы мы московские!
Пряники ростовские!
Сахарные, на меду!
Во все карманы накладу!
2 купец- Ай да пряники!
Ай да орешки-коврижки!
Испечены на меду.
Кому хочешь накладу!
Двое детей- Нам дайте пряников
Купцы- Пожалуйста! Только для нас спляшите, а потом уж их грызите!
Хороводный танец «Ой сад во дворе»
Хозяин- Играми да плясками сыт не будешь. Славиться наш народ
гостеприимством, да угощением знатным.
Хозяйка- Чем же гости дорогие вас угостить, попотчевать?
Гостья- Спасибо, хозяюшка, за добрые слова, но мы давно блинов не ели,
мы блиночков захотели.
Песня «Блины». (Русская народная песня в обработке А. Абрамовского)
Игра «Селезень утку догонял»(фольклорная игра Белгородской области)
Гостья- Посидели, повеселились, пора и честь знать.
Гость- Спасибо хозяин с хозяйкой за веселье, да за угощенье знатное.
Все гости поют- Мы славно гуляли На празднике нашем
Нигде не найдёте Вы праздника краше
Так будьте здоровы Живите богато,
А мы уезжаем До дома, до хаты.
(раскланиваются хозяину и хозяйке и уходят)