Анастасия Спицина
Сценарий индивидуального занятия «Звуки и буквы. Произношение и правописание»
▼ Скачать + Заказать документы
Описание дефицитов и ресурсов: ученик 5 класса, проблемы по русскому языку (дизорфография, оптическая дисграфия). Хорошо запоминает материал на слух, усидчив, старателен.
Тема занятия : «Звуки и буквы. Произношение и правописание»
Цель/цели занятия : актуализировать знания за прошлый год по теме «фонематический анализ и синтез» и «правописание гласных в словах»
УМК: Учебник Русский язык 5 класс Ладыженская, Баранов, Тростенцова ч. 1
Время занятия : 1,5 часа
Задачи
1. Повторить фонемный разбор слов
Публикация «Сценарий индивидуального занятия „Звуки и буквы, Произношение и правописание“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Буквы. Сценарии развлечений с буквами
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Права детей. Сценарии развлечений
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
2. Актуализировать знания по теме «Гласные и согласные звуки»
3. Повторить правила по написанию гласных в:
• безударной позиции,
• после шипящих,
• в стечениях согласных
Ход занятия
1. Введение в тему
2. Знакомство с новым материалом
3. Закрепление знаний
4. Рефлексивный анализ деятельности
5. Использованные в ходе занятия материалы и технологии
Диалог между педагогом и учеником Демонстративный материал, предлагаемый ученику
Организационный этап (30 мин.)
- Здравствуй, (имя ребенка)
- Здравствуйте!
- Мы с тобой давно не виделись, поэтому предлагаю тебе начать наше занятие с того, что мы с тобой повторим материал за прошлый год. А поможет нам в этом…
- Диктант.
- Абсолютно, верно, открывай свою тетрадь. Сначала я прочитаю текст, а потом буду читать по предложениям, и мы будем записывать. Предлагаемый ученику диктант на повторение с грамматическими заданиями
ЛЕТНЯЯ ГРОЗА.
Потемнело, нахмурилось небо. Набежали мрачные тучи. Затих старый бор, приготовился к бою. Сильный порыв ветра вырвался из-за вершин деревьев, закружил пыль по дороге и умчался.
Ударили по листьям первые крупные капли дождя. И вот вдруг на землю обрушилась стена воды. Сверкает молния. Гремит гром.
Быстро проходит летняя гроза. Светлеет, яснеет туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем, над лесом, над водной гладью плывёт лёгкий пар. Уже и солнце яркое выглянуло. Но дождь ещё не прошёл. Это падают с деревьев капли и сверкают на солнце. (83 слова)
(По Б. Тимофееву.)
Грамматическое задание
1) ПРОИЗВЕСТИ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Затих старый бор, приготовился к бою.
2) РАЗОБРАТЬ СЛОВА ПО СОСТАВУ.
Потемнело, сильный, полем.
Введение в тему (15 мин.)
Педагог озвучивает оценку и кратко разбирает ошибки
- Хорошо, а теперь давай мы с тобой повторим несколько тем. Посмотри на карточку и скажи, как ты думаешь на какое правило все эти слова?
- Безударная гласная в корне
- Отлично, а как мы можем проверить написание гласной в корне слова?
- Мы должны подобрать такое слово, в котором проверяемая гласная будет под ударением.
- Хорошо, посмотри теперь на карточку 2. Какое здесь будет правило?
- Непроизносимые согласные в корнях.
- Хорошо, а как сы будем проверять пишется в стечении согласная или нет?
- Нужно подобрать такое слово, в котором эта согласная будет слышится.
- Супер, а теперь посмотри на 3 карточку. На какое правило все эти слова?
- Гласные после шипящих и Ц.
- Класс, а какое мы правило знаем, чтобы проверить гласную в данном случае?
- После шипящих ж, ч, ш, щ пишутся гласные (не пишутся ы, ю, я).
- Молодец, но мы помним, что в данном правиле есть слова исключения. Какие?
- Брошюра, жюри, парашют. Карточка 1 (особенность карточек в том, что гласные прописаны в слове и выделены курсивом)
Сосна, тропа, зерно, гнездо, роса
Карточка 2 (особенность карточек в том, что буквы прописаны в слове и выделены курсивом)
Окрестность, радостный, грустный, вкусный
Карточка 3 (особенность карточек в том, что гласные прописаны в слове и выделены курсивом)
Чудеса, шиповник, начальный, овчарка, жирный
Знакомство с новым материалом (20 мин.)
- Молодец, а я тебе принесла необычное задание. Как ты думаешь зачем нам нужны эти шары?
- Для того, чтобы распределить буквы к этим шарам.
- Хорошо, а давай вспомним отличия букв от звуков?
- Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем.
- Отлично, значит у каждой буквы есть свой звук. Какие звуки ты знаешь?
- Гласные и согласные.
- А на какие группы делятся гласные?
- На гласные 1 и 2 ряда.
- В чем их особенность?
- Гласные первого ряда обозначают один звук, а второго ряда имеют 2 звука. Два звука дают в позициях : начало слова, после твердого и мягкого знака и после гласной.
- Молодец, а как делятся у нас согласные звуки?
- Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие. Есть звуки, которые всегда твердые [Ж, Ш, Ц] и есть согласные, которые всегда мягкие [Й, Ч, Щ]
- Отлично, теперь после того, как мы повторили все знания, давай с тобой выполним задания. Гласные буквы к какому кругу мы отнесем?
- К красному, потому что гласные всегда красные.
- К какому кругу отнесем согласные [Й, Ч, Щ]?
- К зеленому, потому что они всегда мягкие
- Значит остальные мы отнесем…
- К синему цвету, но у нас есть всегда твердые согласные [Ж, Ш, Ц].
- Отлично, а ты знаешь, как называется написание слов в соответствии с их звучанием?
- Нет.
- Это называется транскрипция. Посмотри на слово «модель». Давай вместе попробуем сделать транскрипцию. Давай мы с тобой произнесем слово по слогам. Первый слог [МА], какие звуки слышишь?
- [МА]
- Так и пишем. Какой второй слог?
- [ДЭЛ’]
- Записываем. Молодец!
- Давай мы с тобой передохнем. Поиграем в игру «Скажи наоборот». Я тебе говорю слово, а ты мне отвечаешь, подбирая слова обратные по значению. Например, «высоко» - «низко».
Слова «далеко», «темнота», «ночь», «труд», «смех», «слабак» Карточка 4
На листе формата а4 изображены 3 шара – красный, синий и зеленый. В хаотичном порядке расположены буквы.
Карточка 5
Карточка со словом «модель» и изображением модели.
Закрепление знаний (20 мин)
- Теперь давай попробуем сделать несколько заданий, будь внимателен. Я буду смотреть как ты выполняешь.
- Молодец. А теперь давай ручки наши разомнем, а то устали они работать.
Ребенок соединяет большой палец поочередно с указательным, средним, безымянным, мизинцем на одной руке, затем на другой.
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил. С этим братцем кашу ел.
С этим братцем щи варил. С этим братцем песни пел. Карточка 6
Раздаточный материал Китикова А. В. «Рабочая тетрадь по коррекции дизорфографии у младших школьников» (стр. 97 – 100)
Рефлексивный анализ деятельности (5 мин.)
- Отлично. Ну вот наше занятие подходит к концу, расскажи, что мы сегодня с тобой делали.
- Сегодня мы повторяли правописание безударных гласных в корне, правописание гласных после шипящих и правописание согласных в стечении согласных.
- Хорошо, что ты запомнил про звуки и буквы?
- Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем. Бывают гласные и согласные звуки, есть согласные всегда твердые, и есть согласные всегда мягкие. Гласные бывают первого и второго ряда: первого ряда обозначают один звук, а второго ряда два звука.
- Узнал ли ты что-то новое на занятии?
- Я узнал, что фонемный разбор слова называется транскрипцией.
- Сегодня ты молодец, много трудился, поэтому за свое старание получаешь 5. Умничка! К следующему занятию повторить весь сегодняшний материал. Перед учеником лежат все демонстративные материалы
Итог
После занятия проводим беседу с родителями. Указываем на сильные стороны ребенка, хвалим; обращаем внимание на слабые стороны (чтение и письмо, проводим консультацию как можно скорректировать данные проблемы. Говорим родителям о том, что весь материал, который прошли на занятии должен быть закреплен в устной форме.