Лучший педагог года

«Сказка Белгородской черты «Чувилька». Сценарий группового занятия для старшей группы компенсирующей направленности с ТНР

Светлана Буравлева
«Сказка Белгородской черты «Чувилька». Сценарий группового занятия для старшей группы компенсирующей направленности с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы

Сказка Белгородской черты «Чувилька»

Программное содержание

Задачи:

Познавательные

- Продолжать формировать пространственное мышление у детей путем создания подвижной иллюстрации

- Формировать умение создавать образы персонажей на основе словесных инструкций.

- Совершенствовать умение конструировать образы с помощью развивающих игр В. В. Воскобовича.

Развивающие

- Учить создавать динамичную иллюстрацию посредством развивающих игр В. В. Воскобовича.

- Развивать умение анализировать постройку для последующего поворота образа.

- Продолжать развивать крупную и мелкую моторику.

Материалы и оборудование

Темочки:

- Развивающие игры В. В. Воскобовича на каждого ребенка: «Чудо-крестики 2, «Чудо-Крестики 3», «Чудо-Соты 1», «Фонарики»

- Ноутбук, проектор, презентация к конспекту, при отсутствии мульти-медийного оборудования - схемы.

- Оборудование для театрализованной деятельности: театральные шапки героев (козел, баран, атрибуты для Чувильки (косынка, маска для ведьмы.

Музыкальное сопровождение: подборка музыки для выходов героев сказки на основе русских плясовых мелодий.

Ход занятия:

Организационный этап.

Приветствие «Волшебная палочка»

Педагог держит в руках «волшебную палочку» и приглашает детей

- Раз, два, три, четыре, пять.

Приглашаю всех играть.

Кто быстрее подойдет, тот быстрей секрет найдет.

Всем расскажет и покажет, объяснит и путь укажет

Во что дальше поиграть и кто будет начинать….

(Дети подходят, берутся рукой за “волшебную палочку” и такими же словами приглашают остальных детей к игре, пока не соберутся все желающие поиграть)

- Ребята, мы с вами живём в замечательном крае. Как называется наша родина? (Белгородчина)

С давнего времени по сей день живут на Белгородчине ярчайшие самоцветы: сказки, песни, пословицы и поговорки, частушки, игры, которые и в настоящее время не потеряли своей первозданной прелести.

Испокон веков на Белгородчине

Живёт народ приветливый,

Хранит сказки старинные,

Игры, забавы разные,

Частушки, припевки лукавые,

Поговорки и загадки мудрые.

- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся со сказкой Белгородской черты «Чувилька». Мы ее расскажем, а затем покажем. Посмотрите на свой стол. Здесь лежат наши игры-помощники. Посмотрите на них, погладьте и поздоровайтесь. (Дети проходят и встают около столов, на которых лежат игры).

1 этап. Развивающе- интеллектуальная деятельность

За горами, за долами жили-были козёл да баран.

Сделаем домик для козла и барана.

(Педагог раздаёт листочки со схемами).

-Перед вами изображение домика. Выложите его в центре стола. Для этого вам понадобится игра «Чудо_Соты 1».

Выкладывание изображения с описанием предмета.

А сейчас мы выложим главных героев сказки.

У козла длинная узкая морда. На голове рога. У козла есть туловище, ножки и хвостик. Выложите козла, как у меня из деталей игр «Чудо-Крестики 2», «Чудо_Соты 1».

-А у барана голова овальная и рога гнутые. Сделайте голову барашка так, как у меня.

Сделайте у барана туловище, хвостик и ножки так же, как у козла. Разложите фигуру так, чтобы баран смотрел на козлика.

(Детали игр «Чудо-Крестики 2», «Чудо_Соты 1»).

Пошли они однажды на луг траву пощипать и нашли в траве девочку. Хотели там и оставить, а девочка заплакала:

- Возьмите меня к себе! Не хочу я одна на лугу сидеть.

Имитация движений и чувств

Козёл да баран рогами покачали и спрашивают:

- Ты чья, девочка?

А она и отвечает:

- Ничья.

Козёл да баран копытами постучали и говорят:

- Раз ничья, иди к нам жить. Только скажи, как тебя звать-величать?

- Чувилька.

Сделаем фигурку девочки Чувильки. (Педагог раздает листочки со схемами.)

Инструкция

Посмотрите на изображение девочки. Подумайте, из каких деталей надо сделать ее портрет. Выложите его на столе рядом с бараном и козликом. (Детали игр «Фонарики», «Чудо_Соты 1», «Чудо_Крестики 2» В. В. Воскобовича).

Села Чувилька барану на спину, за рога ухватилась и поехала в новый дом.

Козёл с бараном по утрам на луг уходили, а Чувильку на яблоню сажали, чтобы никто не обидел.

Сделаем яблоню с большой, широкой кроной. (Контурные схемы «Яблоня» из деталей игры «Чудо-Крестики 3»).

Звучит музыка: русские народные наигрыши «Во саду ли, в огороде». (Приложение 1).

Только предупреждали:

- Ты, Чувилька, сиди, яблочки кушай, только чужих людей не слушай. Пока нас нет, может и ведьма пожаловать. Сцапает тебя и унесёт за дальние леса.

Сказкотерапевтический момент

Когда мама дает нам наказ и предупреждает об опасности, у нее всегда строгое лицо. А зачем взрослые нас предупреждают? Они что, хотят нас напугать? Нет, не хотят. Они нас очень любят, просто очень много знают про зло. И знают, что зло может петь ласковые песенки. Поэтому предупреждают нас об опасности.

Козёл пригрозил, предупредил Чувильку, а сам на луг пошёл.

Чувилька всё внимательно слушала и обещала ни с кем чужим

ни словечка не молвить.

Раз ушли козёл да баран на луг.

Подумайте, как нам развернуть барана и козлика так, чтобы они как бы уходили от домика. Вспомните, что иногда надо просто поменять несколько деталей.

После выполнения задания педагог предлагает проверить, правильно ли сделали дети.

Сидит Чувилька на яблоне, а ведьма тут как тут. Подкралась и сладким голоском спрашивает:

- Девочка, красавица, как тебя зовут?

Чувилька слышит речи ласковые, не признала она ведьму и ответила:

- Чувилька.

Ведьма говорит:

- Угости-ка меня яблочком.

Сорвала Чувилька спелое яблочко и ведьме кинула. А та не унимается:

- Это яблоко червивое, его даже свиньи есть не будут! Ты мне хорошее яблочко сорви да прямо на ручку положи!

Тут Чувилька послушала ведьму, сорвала самое наливное яблочко да прямо в руки подала. А ведьма только того и дожидалась, схватила девочку и понесла прочь. Чувилька поняла, кто у неё яблочко просил, и закричала:

- Козёл-батюшка, баран-батюшка!

Несёт меня ведьма за тёмные леса, за песчаные берега!

Сказкотерапевтический момент

Почему Чувилька выглянула в окошко? Ведь Котик ее предупреждал?

Потому что Ведьма пела сладким голосочком и обещала ей угощение. Ведь для Петушка горошек – это настоящее лакомство. Запомните ребята, зло всегда приходит со сладким голоском. И надо уметь не поддаваться ему.

Козёл и баран бросили траву на лугу щипать и погнались за ведьмой.

Еле догнали. Отобрали Чувильку, домой принести, на аблоньку посадили и снова наказывают ни с кем не говорить. Чувилька пообещала, да своё обещание нарушила. Солнышко припекло, сон напал. Слышит девочка сквозь сон, как ведьма снова пришла и стала яблочко просить. Руки сами потянулись, яблочко наливное сорвали да ведьме отдали. А та и рада. Снова Чувильку схватила и понесла. Очнулась Чувилька, стала кричать:

- Козел-батюшка, баран-батюшка, спасите! Несёт меня ведьма за тёмные леса, за песчаные берега! Козёл и баран бросили траву на лугу щипать, кинулись в погоню. Как догнали, Чувильку отобрали, а ведьму решили гнать подальше, чтобы больше не появлялась.

Гнал её козёл за кудыкины горы да рогами по пути поддевал:

- Не ходи, злодейка, под нашу яблоню. Не тронь, злодейка, нашу девочку!

Гнал ведьму баран за глубокие реки, за топкие болота:

- Не ходи, злодейка, под нашу яблоню! Не тронь, злодейка, нашу девочку!

Бежала ведьма, бежала, в болотной трясине змеёй обернулась. Только хотела под корягу забиться, как упал с неба камнем орёл, схватил змею и унёс деткам своим на обед.

А Чувилька и по сей день у козла и барана живет да яблочки медовые ест.

Воспитательный текст сказки

Эта сказка учит нас, что надо внимательно слушать, когда взрослые предупреждают об опасности. Надо уметь понимать эту опасность. Ведь зло приходит со сладким голосом и длинными когтями. Не зря говорит русская пословица: «сладкий на речи – всегда обманщик».

3 этап. Рефлексия. Вопросы для обсуждения, например, было ли вам интересно? Были ли трудности в составлении и проигрывании сказки, какой? Запомнили ли вы сказку? Можем мы рассказать сказку другим детям детского сада?

Театрально-игровая деятельность.

Проигрывание сказки. Детям предлагаются роли на выбор.

Музыкальное сопровождение: Приложение 2, Приложение 3.

4 этап. Ритуал прощания. «Вот и сказочке конец». В конце занятия педагог говорит: «Вот и сказочке конец, а кто делал - молодец». Затем он по очереди показывает на детей, и каждый говорит сам о себе: «Гриша - молодец!», «Саша – молодец! и т. д. Это доставляет детям необыкновенную радость, и, если сначала они говорят тихо, глядя в сторону, то впоследствии с говорят о себе громко и с удовольствием.

Литература

1. Воскобович В. В., Медова Н. А., Файзуллаева Е. Д. [и др. ]. Игровая тех-нология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лаби-ринты игры» / Под ред. Л. С. Вакуленко, О. М. Вотиновой. СПб. : ООО «Развивающие игры Воскобовича», КАРО, 2017.— 352 с.

2. Макушкина С. В. Умные игры в добрых сказках: парциальная программа / Под ред. Л. С. Вакуленко, О. М. Вотиновой. СПб. : ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2019. - 224 с.

3. Макушкина С. В Умные игры в сказках для малышей: парциальная программа / Под ред. О. М. Вотиновой. СПб. : ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2020. - 182 с.

4. Сказки, пословицы, песни Белгородской черты/Гл. ред. В. В. Горошников; лит. обработка: Н. Л. Ключарёва, А. А. Маслова; нотный текст: О. Н. Кудымова, Н. С. Кузнецова; худож. О. А. Брауде. – Рыбинск: Медиарост, 2020. – 296 с. : ил.

Другие источники

Электронное приложение к книге С. В. Макушкиной «Умные игры в добрых сказках» https://geokont.ru/MethodSumm

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия в группе компенсирующей направленности для детей старшей группы «Моя семья» Открытая НОД на тему: «Моя семья» (старший дошкольный возраст) Цель: Формировать представление детей о семье, как о людях, которые живут.

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Знакомство с язычком и его домиком»Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Знакомство с язычком и его домиком» Тема занятия: «Знакомство с язычком и его домиком» Группа компенсирующей направленности детей 5-6 лет Цель: Сформировать у детей представление.

Краткосрочный проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Новогодняя сказка. Сказочные герои» Тема проекта: "Новогодняя сказка. Сказочные герои"Проблемное поле проекта:Самый долгожданный детский праздник – Новый год. Но у наших детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Сказка Белгородской черты «Чувилька». Сценарий группового занятия для старшей группы компенсирующей направленности с ТНР
Опубликовано: 9 февраля 2025 в 19:18
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Сказка Белгородской черты «Чувилька». Сценарий группового занятия для старшей группы компенсирующей направленности с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Буравлева (УИ 861013) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 февраля 2025 среда
Мeждунapoдный дeнь нaуки и гумaнизмa, День Дарвина
13 февраля 2025 четверг
Читаем басни Крылова!
Знакомимся с радио!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД