Елена Григорьевна Быканова
Сценарий фольклорного праздника «День Ивана Купалы» (для детей 5–10 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий фольклорного праздника «День Ивана Купалы»
(для детей 5-10 лет)
Авторы:
Быканова Елена Григорьевна,
старший воспитатель МБДОУ № 44 «Детский сад комбинированного вида», г. Кемерово.
Бурова Любовь Петровна,
учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 37 им. Г. Новикова»,
г. Кемерово
Публикация «Сценарий фольклорного праздника „День Ивана Купалы“ (для детей 5–10 лет)» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
Цель: расширение представлений старших дошкольников и младших школьников об окружающем мире и активизация их познавательных интересов на основе использования фольклорного материала.
Задачи:
1. Образовательные – дать детям первоначальные представления о летних фольклорных праздниках, о народных традициях и играх, о персонажах русского фольклора.
2. Воспитательные – прививать детям интерес и уважение к истории и традициям русского народа, своей страны.
3. Развивающие – помочь детям войти в волшебный мир древних поверий, учить их видеть необычное в обычном, чувствовать красоту окружающего мира и испытывать радость от совместной деятельности.
Герои: Ведущие – 2 чел., Знахарь, Леший, Кикимора, Водяной, Домовой.
Ход праздника.
Звучит песня «На Ивана на Купала красна девица гадала».
Дети собираются на полянке.
Ведущий 1: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались здесь, чтобы отпраздновать приход лета, как это делали наши предки. И праздник этот называется день Ивана Купалы. Это праздник солнца, воды и растений.
Ведущий 2: И правда, ребята! Посмотрите вокруг! Как ласково светит солнышко. Поднимите свои личики, потяните свои ручки к нему. Чувствуете, как греет? И деревья, и цветы – все тянутся к нему!
Ведущий 1: Чтобы праздник был веселее, давайте украсим нашу полянку!
Детям раздают разноцветные ленты, они завязывают их на кустах, деревьях, заборчике.
Ведущий 2: Полюбуйтесь, какая пригожая наша полянка получилась! А теперь рассаживайтесь поудобнее и послушайте мой рассказ.
Дети рассаживаются на постеленных на травке одеялах.
В ночь накануне праздника Ивана Купалы в цветах и растениях появляется особая целительная сила. Поэтому знающие люди идут собирать лечебные растения именно в это день. Некоторые собирают травы ночью в самую полночь, некоторые утром на заре…
Звучит спокойная музыка, на полянку выходит Знахарь.
Знахарь: Здравствуйте, мои травушки-муравушки! Надобно собрать вас сегодня побольше. Полыни соберу, буду давать деткам, кто плохо кушает, для аппетита! Малинки соберу, чай из ее листьев хорош при простуде… А запах какой у травок! (подходит, дает детям понюхать). Разложу я травы лесные, летний ветерок их подсушит, станут они лекарством (раскладывает травы на простынке, возвращается к детям).
Знахарь: Много пользы мои травы людям принесут. Только есть у меня одна мечта, ребята! Говорят, в купальскую ночь, ровно в полночь, расцветает цветок папоротника. Ярким красным огнем горит он. Есть поверье, что кто его увидит, станет сильным, забудет про болезни.
Ведущий 1: Так давайте, дедушка, его поищем!
Знахарь: Этот цветок не каждому увидеть суждено. Охраняет его всякая нечистая сила. Справимся мы с ней?
Ребята: Попробуем!
Под веселую музыку дети отправляются в путь по лесной тропинке. Навстречу им выходит Леший.
Леший: Что это вы делаете в моем лесу? Куда это вы направляетесь?
Дети: С праздником тебя, дедушка Леший! Ищем мы цветок папоротника! Помоги нам!
Леший: Ишь, чего удумали! Не найти вам этот цветок, ни за что! Я вас сейчас в лягушек превращу!
Ведущий 2: Не надо, не надо! Строгий ты какой! Давай мы с тобой поиграем, повеселим тебя!
Проводится народная игра «Золотые ворота».
Дети делятся на две команды. Одна встает в круг, дети берутся за руки и поднимают их в виде ворот. Вторая команда бежит змейкой под этими воротами. Первая команда кричит: «Золотые ворота пропускают не всегда! Первый – разрешается! Второй раз – запрещается! А на третий раз не пропустим вас!» и закрывают ворота. Кто в круге остался – тот дальше не играет. Игра продолжается до тех пор, пока всех в круг не поймают. Потом команды меняются.
Леший: Ух ты, какие ловкие и умелые! Так и быть, идите дальше! (показывает дорогу прямо) Только вряд ли вы цветок найдете!
Ведущий 1: Пойдемте скорее, но в другую сторону! Леший ведь, наверное, запутать нас хочет!
Дети по веселую музыку заходят за живую изгородь. На пеньке сидит Водяной, рядом стол, самовар и бублики. Оформлено небольшое озеро. Водяной пьет чай и поет: «А мне летать охота».
Водяной: Кто это нарушает покой моего царства-государства водяного?
Ребята: Ищем мы цветок папоротника!
Водяной: Ой, ой, ходят тут всякие, даже чай в тишине не попьешь. А зачем вам цветок папоротника?
Ребята: Чтобы стать сильными и здоровыми! Помоги нам!
Водяной: Помочь вам? А сначала вы мне помогите! Нет у меня воды на чай, и сил ее таскать нету. Наносите - ка мне водички!
Проводится игра «Кто быстрее наберет ведро воды из озера».
Водяной: Ну вот, другое дело, спасибо что помогли! Баранок и чаю не предлагаю, самому мало, но дорогу вам покажу. Вам прямо, направо, вниз, наверх и назад, совсем немного осталось!
Ведущий 2: Совсем ты, дедушка Водяной, нас запутал, пойдем прямо по дороге.
Водяной (ворчит вдогонку) : Спасибо скажите, что не заколдовал!
Дети возвращаются на полянку. На полянке сидит Кикимора с сачком, смотрит на овощи, фрукты, конфеты, шоколадки и т. д.
Кикимора (плачет) : Ну, где же вы, давайте прыгайте в сачок, вы мне очень нужны!
Ведущий 1: Кикимора, что случилось, кому куда прыгать надо?
Кикимора: Слышала я, что на Ивана Купалу в овощах и фруктах целебная сила появляется, витамины называются, вот сижу, жду, когда они ко мне в сочок запрыгнут.
Ведущий 2: Ребята, как вы думаете, так можно витамины поймать? А как мы их можем поймать? Кикимора, да тут много лишних продуктов, сейчас мы тебе поможем.
Дети разделили все по корзинам, корзины подарили Кикиморе.
Кикимора: Какие молодцы, спасибо, сейчас я все это съем и стану сильной и здоровой! Но можно мне всего одну конфетку съесть - в ней тоже витамины, честно - честно.
Дети: Нет!
Кикимора: Нет, так нет, буду яблоки и груши есть. А куда это вы направляетесь?
Дети: Ищем цветок папоротника!
Кикимора: О! Хоть вы мне и помогли, но дело важное, просто так не пропущу! Отгадывайте загадки!
1. Что в руках не удержать, что в решете не унести? (Вода.)
2. По берегу идёт, идет, а до берега дойдёт, тут и пропадёт. (Волна.)
3. Без рук, без ног, всё бежит. (Река.)
4. Над тобою, надо мной пролетел мешок с водой.
Налетел на дальний лес, прохудился и исчез. (Туча.)
А вы не только ловкие, а еще и умные! Ну, идите вот туда! Авось найдете ваш цветок!
Дети идут дальше и видят избушку Бабы Яги. Зову ее. Выходит Домовой.
Домовой: Нету хозяйки дома! По делам отбыла! Че надо-то?
Дети: Сегодня день Ивана Купалы, ищем мы волшебный цветок папоротника!
Домовой: Ой, и правда, праздник сегодня, как же я забыл! А потому забыл, что скучно мне одному, грустно! Повеселите меня? А знаете, что на Ивана Купалу самый длинный день в году и самая короткая ночь. И в игры в этот день играют про Солнце и Месяц, про Зарю-заряницу. Хотите научу?
Проводится народная игра «Заря-заряница».
Дети становятся в круг. Ведущий ходит внутри круга и читает стихи
«Заря-заряница, Солнцева сестрица!
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты голубые…»
На последних словах набрасывает платок или ленту на руки двух детей. Они разбегаются в разные стороны, бегут по внешнему кругу, кто быстрее прибежал, платок у ведущего забрал, тот и выиграл, теперь он - Ведущий.
Домовой: Как с вами играть весело! Ну что, показать, где цветок?
Дети, ведущие, Знахарь и Домовой находят на территории красный цветок, звучит волшебная музыка.
Знахарь: Вот и сбылась моя мечта, нашел я заветный цветок. Только пока мы его искали, я понял, что сильным и смелым человека делает не цветок, а дружба. Вы всем, ребята, помогали и сильными и здоровыми стали! А теперь будем праздник праздновать!
Ведущий 1: В день Ивана Купалы был обычай себе друга выбирать с помощью венка. Девушка плела венок, бросала его в воду. Кто из парней нашел, тот ее и суженый. И мы попробуем так себе друга выбрать!
Проводится игра с венками (девочки водят хоровод, бросают свои венки в траву, мальчишки находят, одевают венок и становятся в пару с той девочкой, чей венок).
Знахарь: Есть в этот день еще одна традиция – испытать очистительную силу огня или крапивы! Чтобы весь год не болеть, чтобы беды и напасти миновали. Становитесь в ряд, будем через крапиву прыгать, кто самый смелый? Я начну, да и вы не испугаетесь!
Все парами прыгают через «крапивный костер».
Домовой: Был еще один обычай на Ивана Купалу : купаться в реке, чтобы смыть все обиды и горести, которые за год накопились. Жаль, что здесь нет ни речки, ни озера!
Выбегают Леший, Водяной, Кикимора с брызгалками и брызгают на детей с криками : Сюрприз! Сюрприз! Вот вам и река, и озеро!
Ведущие (если теплая погода) раздают детям брызгалки, все обливаются, веселятся. Гости прощаются и уходят, конец праздника.
Реквизит: разноцветные ленты, разные травы, корзинки для трав и для игры с Кикиморой, простынка, одеяла, пенек, самовар, бублики, большой таз с водой для озера и ведерки для игры (2 маленьких, 2 больших, муляжи разных овощей, фруктов и сладостей, сачок, избушка Бабы Яги, голубой платок (или лента, красный цветок, разные венки, брызгалки, костюмы персонажей.