Папки-передвижки

Сценарий праздника Ивана Купалы

Алена Иванченко
Сценарий праздника Ивана Купалы
▼ Скачать + Заказать документы

ПРАЗДНИК ИВАНА КУПАЛА.

ЦЕЛЬ: приобщить к русской народной культуре; развитие способности устанавливать связи между явлениями окружающей природы и внутренними состояниями человека.

Задачи:

1. Познакомить с традициями, обрядами и обычаями празднования дня Ивана Купалы.

2. 2. Сформировать эмоционально – позитивное отношение к русской природе и народным праздникам.

3. 3. стимулировать отражение взаимосвязи между явлениями окружающей природы и внутренним состоянием человека и творческой деятельности (составление композиции)

Ход.

Публикация «Сценарий праздника Ивана Купалы» размещена в разделах

1. Рассказ педагога о празднике – день Ивана Купалы. Дети слушают, сидя на коврах, расстеленных на траве

Сегодня большой праздник – день Ивана Купалы. Это самый длинный день в году. А еще его называют Иваном – колдовником, Иваном – травником. В глубокой древности связывали этот праздник с Богом Солнца, который купается в водах, от чего и пошло название праздника – «купала». В этот день принято мыть и чистить дом, посуду, одежду, купаться в реках, париться в бане, обливаться водой. Именно поэтому праздник называется «чистым», дарующим красоту, здоровье и чистоту.

Девушки рано утром отправлялись в лес, собирали цветы, плели венки, украшали зеленью постройки. Вечером люди разжигали костры и прыгали через них, чтобы очиститься. Но основные праздничные действа совершались в ночь на Ивана Купалу.

Ночь эта волшебная, когда оживает вся нечисть – ведьмы, оборотни, змеи, поэтому сжигали их чучело, которое сначала проносили по деревне. Лучшей защитой от ведьм считали полынь и осину. Люди говорили, что эту ночь любая трава целебна, потому и называли праздник «травником». На Ивана Купалу существовал обычай искать клад, потому что подземные сокровища выходят из – под земли и горят синими огоньками.

Увидеть и взять клад помогал, по народному убеждению цветок папоротника, зацветающий только раз в году, увидевший его человек, мог обладать особым даром мог видеть спрятанные под землей клад и даже подчинять себе нечистых духов охраняющих эти клады.

Давайте и мы отправимся в лес, чтобы ощутить настроение праздника.

2. Пение русских народных песен по дороге «в лес» (на участок детского сада).

3. Игра «Отгадай растение по его листу»

Особое внимание направлено на сохранение живых растений. Разрешение сорвать лист получают те дети, которые знают, как его обязательно будут использовать (из мяты, ромашки заварить чай, цикорий добавить в кофе)

4. Беседа «Что мы знаем об огне».

Разведение костра из сухих щепок (он не должен быть большим).

5. Прыжки через костер и обливание водой (если теплый день).

6. Создание композиции из природного материала (шишки, веточки, обсыпавшиеся ягоды и т. п., в которых отражается суть праздника.

Работа организуется по подгруппам (5-7 человек).

7. Выставка композиций с рассказом о ней.

Русский народный костюм.

Цель:

Воспитывать любовь к народной культуре и прошлому народа, желание в повседневной жизни использовать элементы народного костюма.

Задачи:

1. Сформировать представления детей об особенностях русской народной одежды, ее составных частях, декоративных элементах, конструктивных особенностях.

2. 2. Познакомить со способами украшения повседневной одежды элементами народного костюма.

3. 3. Сформировать эмоционально – положительное отношение к традициям русского народа в создании одежды.

4. Развивать творческие способности детей в процессе рисования декоративных элементов и конструировании костюма.

Ход.

1. Вступительная беседа о ценности одежды для предъявления себя человеком в обществе.

2. Рассказ об истории возникновения костюма, о русском народном костюме, головных уборах и орнаментах. Рассказ который читается под русскую народную мелодию, может, быть, например, таким.

Костюм – это особая часть внешнего вида человека.

Древние люди сталии одеваться вовсе не потому, что страдали от холода, потому что человечество зародилось в тех краях Земли, где был теплый и мягкий климат. Давным – давно одежда служила знаком отличия «своих» от «чужих». Но чем сложнее становилась жизнь, тем больше усложнялся костюм, его значения расширялись. И рядиться стали на войну, на похороны, на свадьбу и даже при получении имени ребенка одевали специальную одежду.

Одежду украшали цветами, узорами, линиями, завитками. Все это называется орнамент. В древности орнаментом называли магические знаки на одежде, которые защищали от нечистой силы. Орнамент мог быть разных форм: круги, ромбы, треугольники, квадраты, а также разных цветов: красный цвет означал солнце, активность огонь, тепло, цветы, любовь, храбрость; черный – цвет земли, тайны; зеленый – цвет травы, деревьев, роста.

Одежда невесты была без орнаментов и считалось, что на время свадьбы невеста оказывалась без магической защиты, поэтому ее везли на самых быстрых лошадях под звон громких бубенцов, чтобы нечисть не настигла.

Чужую одежду без специального обряда и разрешения одевать было нельзя. Это считалось опасным для человека.

3. Игра «Экскурсия в музей».

Продолжает рассказ героиня сказки «Аленький цветочек» - педагог (или кукла) Настенька.

Дети входят в «музей». Вопросы к детям.

-Что такое музей?

-Что можно делать в музее?

-Зачем люди ходят в музей?

-Почему мы пришли в наш небольшой музей?

Настенька показывает детям свой сундучок, подаренный ей бабушкой. Русская одежда хранилась в сундуках долго и передавалась по наследству, особенно праздничная.

Дети рассматривают одежду из бабушкиного сундучка: головные уборы, рубахи, сарафаны, украшенные вышивкой, кружевами, бисером. Рубашки назывались сорочками, шили их из холста длинными до колена с разрезным впереди воротом и подпоясывали поверх шнурком. Для украшения на груди и спине, а также по краю воротника и рукавов вышивали узоры красными нитками и шелком, серебром и золотом.

Пояса золотые, осыпанные камнями, украшали мужской убор. Они никогда не складывались и надевались гладко и ровно. Были пояса шелковые и плетеные золотом и серебром, бархатные и кожаные. Их усаживали каменьями, золотыми и серебряными бляхами, жемчугом.

Шубы были самой нарядной одеждой для русских, потому что мех позволял щеголять им перед другими народами. В боковых разрезах помещались нашивки из другой материи, на которые пришивали петли и пуговицы, а сам разрез окаймляли металлическим кружевом.

Обувь простого народа – лапти из древесной коры. Кроме них носили башмаки из прутьев лозы. Обувь богатых людей – сапоги, чоботы, башмаки, которые шили из кожи. Сапоги шили до колена, украшали серебряными гвоздями. Чоботами называли полусапожки с остроконечными носками, поднятыми кверху. Башмаки были принадлежностью не только женщин, но и мужчин. Вся обувь, кроме лаптей, была цветная, ярких красок, а иногда слабо розового цвета и расшивалась золотом в различные узоры, иногда жемчугом и до того густо, что иногда нельзя было рассмотреть цвета основы.

Головные уборы были разные: для незамужних девушек (венец без верха, широкая повязка, суживающаяся на затылке, вышивалась золотом и жемчугом, для тех, которые замужем (кички, шапочки, которые полностью скрывали волосы, для мужчин (шапки, которые по форме и значению похожи на небесный купол).

В заключении проводится соревнование, кто запомнил больше названий русского костюма. Воспитатель помогает детям самостоятельно прийти к выводу, основу русского костюма составляет рубаха, украшенная у горловины и на рукавах орнаментом.

4. Загадки об одежде.

С одного бока - лес

С другого – поле

(шуба)

Не шит, не кроен,

На ниточке соборен.

(чулок)

Упрятались голышки

В лохматые мешки:

Четверо вместе,

Один не на месте.

(пальцы в рукавице)

Надену – ободом сведет,

Сниму – змеёю упадет,

Тепла не дает,

А без него холодно.

(пояс)

5. Игра «Цвета жизни».

Дети организуют две команды. На столе разложены 2 картонных прямоугольника: красный зеленый, а также картинки с изображением солнца, огня, в соответствии со значением цвета. Побеждает команда, выполнившая задание быстрее другой.

6. Игра «Украшая себя к празднику».

Детям предлагается украсить себя с помощью элементов русского народного костюма. Основное правило: соблюдать меру и объяснить сочетание цветов.

7. Рассказы детей о своих нарядах и возникших внутри ощущениях, когда надетый костюм выглядит завершенным.

Публикации по теме:

«Как на Ивана на Купалу!» Музыкально-спортивный праздник с элементами фольклора«Как на Ивана на Купалу!» Музыкально-спортивный праздник с элементами фольклора Праздник «Как на Ивана на Купала!» Июль 2015год Вед: Добрый день, гости званные и желанные! Приходите погулять, да Купала повстречать,.

Фольклорный праздник «День Ивана Купалы» (фотоотчет)Фольклорный праздник «День Ивана Купалы» (фотоотчет) Лето - это время чудес и радости!Каждый год мы с нетерпением ждем от него ласковых солнечных лучей и теплой погоды. Но природа который год.

Фольклорный праздник «Иван Купала»Фольклорный праздник «Иван Купала» Цель мероприятия: -создание положительной эмоциональной атмосферы у детей; - использование фольклора как разнообразие процесса физического.

Фотоотчёт «Праздник Ивана Купалы»Фотоотчёт «Праздник Ивана Купалы» 7 июля – славянский праздник Купало, важнейший праздник наших предков, и мы уже на протяжении трёх лет отмечаем его на берегу водоёма –.

Фотоотчёт о празднике Ивана КупалыФотоотчёт о празднике Ивана Купалы В этом году нас немного подводит погода,но это не повод отменять летние праздники!Сейчас у нас смешанные группы, и я предложила своей коллеге.

Фотоотчет о развлечении, посвященном летнему празднику Ивана КупалыФотоотчет о развлечении, посвященном летнему празднику Ивана Купалы Что для нас 7 июля? Конечно же, праздник Ивана Купала! Этот день – один из самых ярких, чарующих и поэтичных дней обрядового календаря Руси,.

«Ночь накануне Ивана Купала». Конкурсно-познавательная программа В качестве вводного материала предлагаю использовать слайд-шоу из следующего материала: ]Действующие лица: Светоносная Заряда (ведущая).

Праздник Иван Купала Праздник Иван Купала Действующие лица: Ведущая Леший Баба-Яга-1 Баба-Яга-2 Ход праздника: Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие! Сегодня.

Праздник «Иван Купала» Ход праздника: Ведущий: Здравствуйте дорогие гости! Мы рады приветствовать вас на нашем празднике. Это старинный праздник – Иван Купала.

Сценарий праздника Ивана КупалыСценарий праздника Ивана Купалы Праздник "Ивана Купала" на роднике "Лампишин ключ"Место проведения: родник «Лампишин Ключ». Цель: Знакомство с традициями русских праздников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий праздника Ивана Купалы
Опубликовано: 6 октября 2015 в 05:36
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий праздника Ивана Купалы» (включая файлы) размещена пользователем Алена Иванченко (УИ 159923) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД