Марина Ларюкова
Сценарий деловой игры «Путь к успеху»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий деловой игры «Путь к успеху»
( разработала: Ларюкова М. С., старший воспитатель
МБДОУ №47 пос. Эльбан)
Цель: дать молодым педагогам представление о профессиональных компетенциях современного педагога ДОУ; развитие коммуникативных, творческих способностей, которые являются фундаментом профессиональной деятельности педагога.
1 часть (теоретическая).
Публикация «Сценарий деловой игры „Путь к успеху“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
В условиях модернизации дошкольного образования, профессия воспитателя ДОУ предъявляет все больше требований к тем, кто только собирается ее получить или уже работает. Работа с дошкольниками требует от взрослых личностной зрелости и гибкости, творческого подхода и большого терпения. Воспитателям каждый день приходится решать разнообразные и сложные профессиональные задачи, осваивать и выполнять новые функции, востребованные современным обществом.
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.
Ученые А. С. Белкин и В. В. Нестеров считают: «В педагогическом плане компетенция – совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном пространстве»
Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:
- воспитательно-образовательной;
- учебно–методической;
- социально–педагогической.
Воспитательно– образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.
Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.
Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциональных программ и пособий, воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка [З. С. 4]
Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав. Данные критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.
Учет деятельности специалистов ДОУ (музыкальный руководитель, воспитатель физической культуры, педагог изостудии) позволяет не только переносить определенные навыки детей из одного вида деятельности в другой, но и обогащает жизнь ребенка, делает ее более осмысленной, развивает потребность поделиться накопленными представлениями с другими в иных обстоятельствах.
Сходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
- работа в методических объединениях, творческих группах;
- исследовательская, экспериментальная деятельность;
- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
- различные формы педагогической поддержки;
- активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;
- обобщение собственного педагогического опыта.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.
2 часть (деловая игра «Путь к успеху»)
Сейчас я вам предлагаю принять участие в деловой игре для молодых и начинающих педагогов «Путь к успеху». Кто из вас в рамках игры наберёт больше жетонов, тот и окажется самым успешным на сегодняшний момент.
Итак, первое задание Викторина «Найди правильный ответ!». Я буду зачитывать вопрос, а вы должны выбрать правильный ответ из предложенных, у кого будет меньше всего неправильных ответов получает жетон. (старший воспитатель зачитывает вопрос и предполагаемые ответы, педагоги на листочках отмечают правильный ответ, затем подсчитывается количество неправильных ответов, у кого меньше, тот получает жетон)
1. Кто разрабатывает образовательную программу ДОУ? а) специализированные методические центры
б) дошкольные образовательные учреждения
2. Каким образом оцениваются целевые ориентиры дошкольного образования? а) в процентах
б) в балльной системе
в) непосредственно не оцениваются
3. Социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования это а) квалификационные результаты
б) целевые ориентиры
в) конвергенция
4. Взаимодействие ребенка и взрослого в практической деятельности, направленной на развитие это а) психолого-педагогическое сопровождение
б) путешествие по карте
в) обучение навыкам самообслуживания
г) воспитание
5. Оценка индивидуального развития детей в ДОУ осуществляется в рамках а) психологических тестов
б) педагогической диагностики
в) медицинского освидетельствования
6. Участие ребенка в психологической диагностике возможно а) только с согласия родителей
б) по запросу воспитателя
в) по решению специальной комиссии
7. Результаты педагогической диагностики могут использоваться а) для решения образовательных задач
б) для отстранения ребенка от занятий
в) для оптимизации работы с группой детей
г) для коррекции развития
8. Наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний а) беседа
б) наблюдение
в) ранжирование
г) игра
9. Фронтальные игровые ситуации проявляются в играх типа а) «ладушки»
б) «хоровод»
в) «в догонялки»
г) «в куклы»
10. Каким должен быть интерьер развивающей предметно-пространственной среды? а) законченным
б) не законченным
11. При оформлении предметно – пространственной развивающей образовательной среды какому цвету лучше отдавать предпочтение? а) голубому
б) желтому
в) красному
г) зеленому
12. Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка а) верно
б) неверно
13. Продолжительность индивидуального обследования ребенка при педагогической диагностике не должна превышать а) 10 минут
б) 20 минут
в) 60 минут
14. В какие дни недели рекомендуется проводить обследование дошкольников для педагогической диагностики а) понедельник
б) вторник
в) среда
г) четверг
15. В какое время дня рекомендуется проводить обследование дошкольников для педагогической диагностики а) в первой половине дня
б) во второй половине дня
16. Если ребенок не желает проходить диагностику, как следует поступить? а) успокоить ребенка и повторить попытку
б) отложить диагностику
17. Что обеспечивает коррекцию нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья? а) медицинская помощь
б) инклюзивное образование
в) коррекционная работа
г) психологическое обследование
18. Что делает педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным в отношениях между детьми, педагогами, родителями? а) «открытость наружу»
б) «открытость внутрь»
19. Содержание работы педагога с родителями включает в себя все вопросы воспитания детей а) верно
б) неверно
20. Основной вид деятельности детей в ДОУ: а) игра
б) учеба
в) творчество
г) познание
Задание 2: расшифруйте аббревиатуры –
ДОУ, СРИ, ИМЦ, РМО, СДД, ЦОРы, РЦОКО, ФГОС ДО, САНПИН, ООП. (за правильную расшифровку педагоги получают жетоны)
Современный педагог ДОУ должен грамотно решать проблемные ситуации, которые могут возникать как с детьми, так и с родителями воспитанников. Посмотрим, как вы умеете разрешать педагогические ситуации!
Задание 3: решение педагогических ситуаций -
Ситуация 1.
Дети средней группы собираются вечером на прогулку. У Ромы и Лизы шкафчики для одежды расположены рядом, дети ссорятся, мешают друг другу. Чтобы разрешить ситуацию, воспитатель отодвигает скамейку, чтобы детям было удобнее, но дети продолжают спорить и мешать друг другу.
Вариант 1.
Предложить Роме, как настоящему джентльмену, уступить место даме.
Сказать, что настоящие мужчины всегда так поступают.
Вариант 2.
Предложить Лизе не ссориться, взять свои вещи и перейти на другое место.
Вариант 3.
Если дети часто ссорятся, по поводу шкафчиков, то можно попробовать «переселить» их в другие шкафчики.
Ситуация 2.
Воспитатель подготовительной группы на родительском собрании рассказал о том, как готовить детей к обучению в школе, развивая их физически. Бабушка одного мальчика активно настаивала на том, чтобы ее внука не брали на прогулку и в бассейн, т. к. он часто простывает. Аргументировала она данный факт тем, что педагоги не следят, как одеваются дети, самостоятельно же в этом возрасте они этого сделать не могут. На вопрос воспитателя о том, как же Сережа будет одеваться в школе, бабушка пояснила, что она, как и в детском саду будет помогать ему в этом, для чего специально уволилась с работы.
Как организовать работу с родителями Сережи? Что можно предложить бабушке для решения этого?
Решение: В школе мальчику учиться будет трудно, так как слабая физическая подготовка не даст ему возможности полностью реализовать умственные способности. Мальчика необходимо заинтересовать посильными физическими упражнениями и подвижными играми, показывать пример положительного влияния физических упражнений на здоровье. Воспитатель должен уделять больше внимания индивидуальной работе с мальчиком.
Ситуация 3.
В среднюю группу детского сада недавно поступил Сережа (4 года). До этого в детский сад он не ходил. После игры с машинкой оставил ее посередине комнаты.
Как должна поступить воспитательница в данной ситуации?
Решение. В этой ситуации воспитательница должна учесть, что мальчик – новичок, он пока еще не знает правил детского сада. Необходимо учесть и его тревожное состояние. Ей нужно спокойно, доходчиво рассказать о правилах поведения в детском саду, затем с доброжелательной интонацией предложить: «Давай мы с тобой отвезем машинку туда, где она должна быть, то есть в гараж». Мальчик охотно выполнит это требование.
Ситуация 4.
В средней группе на занятиях по ФЭМП систематически мальчик Алеша не может сосредоточиться, мешает детям, роняет со стола счетные палочки, болтает сам с собой, материал занятий усваивает плохо. Алеша и на других занятиях отличается активным поведением, неспособностью сосредоточиться и правильно выполнить указания воспитателя.
Причина: некоторая гиперактивность (в пределах нормы, дефицит положительного внимания взрослых (родители средних лет, оба работают, бабушек нет, семья то распадалась, то соединялась, что сопровождалось переездами).
Выход: в ходе педагогического наблюдения воспитатели заметили, что Алеша очень любит динозавров: всегда приносит игрушки-динозавры в садик, знает чем питаются динозавры и другие пресмыкающиеся. Для решения проблемной ситуации воспитатели выработали схему поведения с Алешей: во время свободной деятельности детей подходить к Алеше на 1-2 минуты с заинтересованными вопросами, уделяя ему положительное внимание: «Почему тебе нравятся динозавры?», «А чем питается такой динозавр?», «А что ест эта змея?», «Нравится ли тебе кубик такого цвета?», т. е. проявлять заинтересованность Алешей. Кроме того, на уроке ФЭМП были использованы следующие пособия: набор картинок динозавров, дети считали их до 5. Алеше было разрешено поставить своих динозавриков на стол и считать их тоже. При знакомстве с треугольником дети выкладывали из палочек дом для динозавра, в качестве палочек использовались маленькие веточки деревьев.
Задание 4 направлено на развитие ваших творческих способностей. Вы должны придумать и рассказать как можно использовать ваш предмет (игрушка-кукла, бубен, и др.) в НОД. (за каждый правильный пример педагоги получают жетон).
Вот вы и показали некоторые свои знания и умения в профессиональной деятельности. Подсчитайте жетоны…
Подсчёт результатов (жетонов), объявление победителей.
Используемые источники:
1.https://dohcolonoc.ru/cons/3623-professionalnaya-kompetentnost-sovremennogo-pedagoga-dou.html