Елена Липаткина
Сценарии образовательной ситуации в старшей группе по теме «Число 0. Цифра 0»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарии образовательной ситуации в старшей группе по теме
Подготовила и провела Е. И. Липаткина МБДОУ № 23 Г. Невинномысска
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в деятельность, актуализировать знания об окружающем мире.
Воспитатель собирает вокруг себя детей. - Ребята, а вы знаете, где живут пингвины?
Дети отвечают:
- на севере
- северном полюсе
Публикация «Сценарии образовательной ситуации в старшей группе по теме „Число 0, Цифра 0“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 0 (ноль)
- Темочки
Воспитатель: - правильно пингвины живут в Антарктиде. Родина пингвинов – это Антарктида. Антарктида находится на самом юге Земли, но, несмотря на это там всегда холодно и всё покрыто толстым – толстым слоем льда. Снег и лёд не таят даже летом. Вокруг Антарктиды Южный океан, который тоже очень и очень холодный. «Около Антарктиды со стороны Африки есть маленький островок… Он скалистый, покрыт льдинами. И вокруг в холодном океане плавают льдины. Всюду крутые скалы, только в одном месте берег низкий - это пингвиний пляж. А как вы думаете, у них есть домики?
Дети отвечают.
2. Актуализация знаний
Дидактические задачи:
• актуализировать счет в пределах 5, соотносить число с количеством.
• тренировать мыслительные операции анализ, сравнение.
Воспитатель: - я вам предлагаю построить домики для пингвинов.
Перед детьми выкладываются картинки пингвинов.
Посмотрите, какие пингвины.
Дети: -У этой однго пятнышко, у этого 2 и так далее (до пяти).
Воспитатель: - Молодцы, все пятнышки посчитали.
Воспитатель: У каждого пингвина был свой домик. Но вот однажды, к ним пришел новый пингвин. (Выкладывается ещё один пингвин, без пятнышек). Он был очень испуган. Оказывается, за ним гнался морской лев. Пингвины его ласково встретили, успокоили, они живут хорошо. И опасности нет. И позвали его остаться с ними жить. Но где? И тогда пингвины решили дом построить еще один дом.
Давайте и мы с вами построим дом.
Физминутка «Строим дом»
Раз, два, три, четыре, пять. (Дети выполняют прыжки на месте)
Будем строить и играть.
Дом большой, высокий строим. (Встают на носочки и тянутся руками вверх)
Окна ставим, крышу кроем. (Показать руками окно, крышу - сомкнуть руки над головой)
Вот какой красивый дом! (Указательным жестом вытягивают руки вперед)
Будут мышки жить в нем. (Приседают)
Воспитатель: пингвины, построили свое домики - гнезда на земле, которая защищена от ветра. Для того, чтобы построить гнездо пингвины использовали траву, кустарник, перья. И украсили свои домики красивыми камушками.
Домики готовы. На столы выкладываются 6 изображений домиков. Но как решить, где какой пингвин будет жить?
Дети отвечают: У этого пингвина одно пятнышко, и около этого домика один камень. У этого пингвина два пятнышка, и рядом с домиком два камушка. У этого пингвина три пятнышка, а у домика три камушка. (И так далее до 5)
3. Затруднение в игровой ситуации
Дидактические задачи:
- сформировать представление о числе 0 и создать мотивационную ситуацию для знакомства с цифрой 0;
- сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;
- тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, развивать воображение, логическое мышление, речь.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, сообразили. А вот этот пингвин, без пятнышек, где будет жить?
Дети отвечают: - В доме без камушка.
Воспитатель: а почему без камушка, знаете?
Дети: - У него пятнышек нет.
Воспитатель: - Нет, ребята, он ещё морского льва боится, ему так спокойнее. Домики поделили. Пингвины вышли погулять искупаться и поймать рыбку, а когда возвращались, домики перепутали. Кто в каком доме живет? Как узнать?
Дети отвечают: - Считаем камушки и пятнышки.
Воспитатель: - Это правильно, Молодцы. Но что же им теперь каждый раз считать? Как пингвинам можно помочь?
Дети отвечают: - Можно цифры написать.
Воспитатель: Правильно, надо домики обозначить цифрами. Дать каждому свой номер.
На столы выкладываются цифры 1-5. Справитесь? (Дети раскладывают цифры на свой дом)
Молодцы!
Фиксация затруднения:
- А как же с этим домиком быть? Он без номера! Что делать, ребята?
Дети отвечают: - Мы не знаем.
Воспитатель: - А когда что-то не знаешь, что мы с вами делаем?
Дети: - Спрашиваем.
- Просим у кого-нибудь помощи.
4. Открытие нового знания
Дидактические задачи:
• познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов;
• повторить изученные способы действий в ситуации затруднения, проверить, какой из этих способов предпочитают дети;
• тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, развивать воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, речь.
Воспитатель: - Правильно, ребята. Как вам кажется, должно ли быть число, которое обозначает, что чего-то нет?
Вот сейчас у вас нет камушков, пятнышек у пингвина. Я вам скажу, есть такое число. Это цифра 0. (Достается изображение цифры 0.) Теперь мы с вами можем обозначить номер нашего домика. И пингвиненок будет всегда знать, где его дом.
Воспитатель делает вывод: ноль обозначает «нисколько», «ни одного».
- А вы знаете, ребята, что ноль — это очень весёлое число и в него можно играть.
Дети: - Как?
Воспитатель: Мы с вами раньше, когда изучали цифры, считали, чего у нас сколько есть вокруг. Например, Одна пирамидка, две куклы, пять машин. Как вы думаете, а нулём можно посчитать? Давайте посмотрим, чего у нас здесь ноль.
Дети в недоумении. Например, здесь ноль воздушных шаров, ноль мороженного, ноль зонтиков.
Дети понимают правила игры и начинают давать свои ответы:
- Ноль пироженных, ноль лимонов, ноль конфет, ноль снега, ноль яблок и т. д.
5. Включение нового знания в систему знаний ребенка
Воспитатель: - Молодцы! Правда, весёлое число ноль. А ещё поиграть хотите? Я вам раздам каждому картинку, там, что-то нарисовано. Но вы должны сказать, чего здесь ноль. Сможете?
Дети рассматривают полученные картинки и начинают отвечать:
- Это домик для куклы, здесь куклы ноль, потому что она сидит на полочке. Это кролик. Здесь ноль морковки, потому что он её съел. Это гриб, здесь ноль улитки. Это тарелка, здесь ноль печенья и т. д.
6. Итог занятия
Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии.
Воспитатель: - Ребята чему мы с вами сегодня научились?
Дети отвечают: Мы узнали цифру ноль. Мы знаем, что, если ничего нет, можно поставить цифру ноль и тогда все будут знать, что ничего нет. В эту цифру даже можно играть. И ещё мы пингвинам помогли запомнить свои домики.
Воспитатель: - Вы молодцы. Ничего не забыли. Понравилась вам цифра ноль?
Дети: - Да. Очень весёлая цифра.