Полина Сунцова
Сборник театрализованных игр направленных на развитие эмпатии старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Значение театрализованных игр в развитии дошкольников
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет ТЕАТР.
«Театр – это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир». В этих словах из программы Мерзляковой «Волшебный мир театра» отражается вся суть и значение театрализованной игры.
Публикация «Сборник театрализованных игр направленных на развитие эмпатии старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Эмпатия. Развитие эмпатии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя более раскованно, свободно и естественно. Она активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию. В игре ребенок совершенствует свою речь: осваивает богатство родного языка, его выразительные средства; использует различные интонации, старается говорить четко.
Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Огромны и воспитательные возможности театрализованной деятельности. В дошкольный период у ребенка начинают формироваться отношение к окружающему миру, характер, интересы. Во многих детских пьесах детям показывают уроки доброты, трудолюбия, желание делом помочь товарищам; в то же время лентяи, зазнайки, неумейки высмеиваются, их поведение вызывает у детей отрицательное отношение.
В процессе театрализованной деятельности у детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.
Современные исследователи пишут, что театрализованная игра может быть и диагностическим средством психического состояния ребёнка, его личности. Игра может выступать также и методом коррекции недостатков, отставания в развитии. Наблюдение за игрой детей даёт педагогу массу информации, как об игре ребёнка, так и о нём самом.
Театрализованная деятельность обучает детей быть творческими личностями, способными к восприятию нового, умению импровизировать. Именно такого качества в наш мир нужен человек, который смело бы мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без какой-либо предварительной подготовки, имел мужество ошибаться и пробовать, пока не будет найдено верное решение.
Игры–стихи
Цель: Формирование навыков эмпатии у детей средством обыгрывания литературного текста, поддерживая стремления самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жесты.
Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения по тексту:
Кот на баяне.
Кот играет на баяне,
Киска — та на барабане,
Ну, а Зайка на трубе
Поиграть спешит тебе.
Если станешь помогать,
Будем вместе мы играть.
Туча.
Туча по небу плывет,
И грозу с собой несет.
Ба-ба-бах! Гроза идет!
Ба-ба-бах! Слышны удары!
Ба-ба-бах! Грохочет гром!
Ба-ба-бах! Нам страшно стало!
Мы скорей все в дом идем
И грозу мы переждем.
Показался солнца лучик,
Солнце вышло из-за тучи.
Можно прыгать и смеяться
Тучи черной не бояться!
Дружный круг.
Если вместе соберемся,
Если за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся,
Хлоп-хлоп!
Топ-топ!
Прыг-прыг!
Шлеп-шлеп!
Прогуляемся, пройдемся,
Как лисички (мышки, солдаты, старушки)
Мое настроение.
Настроение мое каждый день меняется,
Потому что каждый день что-нибудь случается!
То я злюсь, то улыбаюсь, То грущу, то удивляюсь,
То, бывает, испугаюсь! То бывает посижу, помечтаю, помолчу!
Музыкальный лес.
Цель: Формирование навыков детей обыгрывать литературный текст с целью развития эмпатии, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.
Звонкий день (на мотив «Ах вы, сени»)
Взял Топтыгин контрабас: «Ну-ка, все пускайтесь в пляс!
Не к чему ворчать и злиться,
Лучше будем веселиться!»
Тут и Волк на поляне заиграл на барабане: «Веселитесь, так и быть! Я не буду больше выть!»
Чудеса, чудеса! За роялем Лиса,
Лиса-пианистка — рыжая солистка!
Старик-барсук продул мундштук : «До чего же у трубы Превосходный звук!» От такого звука убегает скука!
В барабаны стук да стук Зайцы на лужайке,
Ёжик-дед и Ёжик - внук
Взяли балалайки…. Подхватили Белочки Модные тарелочки.
Дзинь-дзинь! Трень-брень! Очень звонкий день!
Сердитый гусь.
Вот большой сердитый гусь.
Очень я его боюсь!
Защищая пять гусят,
Щиплет больно он ребят.
Громко гусь шипит, гогочет,
Защипать ребяток хочет!
Гусь уже идет на нас!
Убегайте все сейчас!
Мыльные пузыри.
- Осторожно, пузыри!
-Ой, какие!
-Ой,смотри!
-Раздуваются!
-Блестят!
-Отрываются!
-Блестят!
-Мой со сливу!
-Мой с орех!
-Мой не лопнул дольше всех!
Игры – пантомимы
Цель: Формирование навыков эмпатии у детей средством обыгрывания игр пантомим, эмоциональной выразительности, развитие навыков импровизации.
Пантомима
Дети одной команды с помощью пантомимы показывают предмет (поезд, утюг, телефон, гриб, дерево, цветок, пчела, жук, заяц, собака, телевизор, кран, бабочка, книга). Дети другой команды угадывают.
Моя Вообразилия
В моей Вообразилии, в моей Вообразилии.
Там царствует фантазия во всем своем всесилии;
Там все мечты сбываются, а наши огорчения.
Сейчас же превращаются в смешные приключения;
Воспитатель достает из волшебного мешка маски «Рак» и «Лягушка».
Разыгрывание по ролям мини-сценки «Рак-бездельник».
Ведущий: Жил у речки под корягой Старый рак-отшельник.
Был он соня, белоручка, лодырь и бездельник.
Он позвал к себе лягушку:
Рак: Будешь мне портнихой, Белошвейкой, судомойкой, Прачкой, поварихой.
Ведущий: А лягушка-белогруда Раку отвечает:
Лягушка: Не хочу я быть служанкой глупому лентяю!
Мини-сценку дети разыгрывают несколько раз различными группами. А затем предлагается придумать и разыграть продолжение диалога. В игру включаются воспитатель и родители.
Воспитатель: Я взмахну своей волшебной палочкой, и вы больше не сможете говорить, а будете только двигаться. (Звучит текст, дети имитируют движения.)
— Только в лес мы пришли, появились комары.
— Вдруг мы видим: у куста птенчик выпал из гнезда. Тихо птенчика берем и назад в гнездо несем.
— На полянку мы заходим, много ягод мы находим. Земляника так душиста, что не лень и наклониться.
— Впереди из-за куста смотрит рыжая лиса. Мы лисицу обхитрим, на носочках побежим.
— Лесорубами мы стали, топоры мы в руки взяли. И руками сделав взмах, по полену сильно — БАХ!
— На болоте две подружки, две зеленые лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались,
Лапками шлепали, лапками хлопали.
Лапки вместе, лапки врозь, лапки прямо, лапки вкось,
Лапки здесь и лапки там, что за шум и что за гам! (Включается веселая плясовая мелодия. Дети произвольно пляшут.)
Воспитатель читает стихотворение: В мою Вообразилию попасть совсем несложно, Она ведь исключительно удобно расположена! И только тот, кто начисто лишен воображения,
— Увы, не знает, как войти в ее расположение!
Проговаривание диалога с различными интонациями
Ребенок: Мед в лесу медведь нашел.
Медведь: Мало меду, много пчел!
Диалог проговаривается всеми детьми.
Воспитатель помогает найти нужную интонацию.
Игра: «У зеркала»
Ролевая гимнастика у зеркала.
1) Нахмуриться, как:
а) король,
б) ребенок, у которого отняли игрушку,
в) человек, скрывающий улыбку.
2) Улыбнуться, как:
а) вежливый японец,
б) собака своему хозяину,
в) мать младенцу,
г) младенец матери,
д) кот на солнце.
3) Сесть, как:
а) пчела на цветок,
б) наказанный Буратино,
в) обиженная собака,
г) обезьяна, изображавшая вас,
д) наездник на лошади,
е) невеста на свадьбе.
Игра-пантомима «Был у зайца огород»
Воспитатель читает, дети имитируют движения.
Был у зайки огород,
Зайка с радостью идет.
Ровненьких две грядки.
Но сначала всё вскопает,
Там играл зимой в снежки,
А потом всё разровняет,
Ну а летом — в прятки.
Семена посеет ловко
А весною в огород
И пойдет сажать морковку.
Ямка — семя, ямка — семя,
И глядишь, на грядке вновь
Вырастут горох, морковь.
А как осень подойдет,
Урожай свой соберет.
Игры по ролям
Цель: Формирование эмпатии в процессе интонационной выразительной речи.
Разыгрывание по ролям стихотворения «Кто как считает?»
Используется театр картинок. Картинки-персонажи дети рисуют дома с родителями. Текст стихотворения разучивается дома. Дети делятся на две подгруппы: одна — зрители, другая — актеры, затем они меняются. Эту инсценировку можно показать на досуге родителям или детям других групп, а можно просто поиграть.
Петух: Я всех умней!
Ведущий: Кричал петух.
Петух: Умею я считать до двух!
Хорек: Подумаешь!
Ведущий: Ворчит хорек.
Хорек: А я могу до четырех!
Жук: Я — до шести!
Ведущий: Воскликнул жук.
Паук: Я — до восьми!
Ведущий: Шепнул паук. Тут подползла сороконожка.
Сороконожка: Я, кажется, умней немножко
Жука и даже паука — Считаю я до сорока.
Уж: Ах, ужас!
Ведущий: Ужаснулся уж.
Уж: Ведь я ж не глуп,
Но почему ж
Нет у меня ни рук, ни ног,
А то и я считать бы смог!
Ученик: А у меня есть карандаш.
Ему что хочешь, то задашь.
Одной ногой умножит, сложит,
Все в мире сосчитать он может!
Игры – этюды
Цель: Формирование умений детей выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера средством игр этюдов.
Упражнение 1
1. Представьте раннее утро. Вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется везде носить ее с собой. Например, на улицу. А мама не разрешила. Вы обиделись (губки «надули»). Но это же мама — простили, улыбнулись (зубы сомкнуты).
2. Представьте себя собачкой в будке. Серьезная собачка. Ага, кто-то идет, надо предупредить (рычим).
3. Берем снежинку в руку и говорим ей хорошие слова. Говорим быстро, пока не растаяла.
4. Я работник сладкий, Целый день на грядке: Ем клубнику, ем малину, Чтоб на всю наесться зиму. Впереди арбузы — вот. Где мне взять второй живот?
5. На носочках я иду — Маму я не разбужу.
6. Ах, какой искристый лед, А по льду пингвин идет.
7. Мальчик гладит котенка, который прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, трется головой о руки мальчика.
8. У ребенка в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Он угощает товарищей, которые берут и благодарят. Разворачивают фантики, кладут конфеты в рот, жуют. Вкусно.
9. Мама сердито отчитывает своего сына, промочившего ноги в луже
10. Дворник ворчит, выметая из подтаявшего снега прошлогодний мусор.
11. Весенний снеговик, которому весеннее солнце напекло голову; испуганный, ощущает слабость и недомогание.
12. Корова, тщательно пережевывающая первую весеннюю травку. Спокойно, с наслаждением.
Этюды на расслабление мышц
Шалтай-Болтай
Шалтай-Болтай
Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.
Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки расслаблены, болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклонить корпус тела вниз.
Игра «Опасное путешествие»
Все участники становятся друг за другом, а руки кладут на плечи впереди идущему.
Ведущий просит всех закрыть глаза и довериться ему. И чтобы ни случилось, просит, не отпускать рук и не открывать глаз!
Так группа путешественников движется под бодрую музыку и выполняется команды ведущего:
«Яма» - дружно все перешагиваем воображаемую "яму"
«Пещера» - наклоняемся,
«Разбудили летучих мышей!» - приседаем,
«Болото» - перепрыгнем,
«Пустыня» - идем на носочках,
«Стряхнули песок с ног» - попеременно трясем то правой, то левой ногой.
Открываем глаза!
Ребятам очень нравиться эта игра, ведь почувствовать себя руководящим путешествием (лидером команды) может каждый!
«Иголка и нитка»
Задачи:
• преодоление застенчивости, замкнутости, неуверенности в себе
Выбирается водящий (ребенок). Под веселую музыку водящий выполняет роль иголки, а все другие дети — роль нитки. «Иголка» бегает между стульями, а «нитка» (группа детей друг за другом) — за ней.
Если в группе есть эмоционально отгороженный, «зажатый», неуверенный в себе ребенок, лучше предложить роль иголки ему. В ходе игры у него будут развиваться коммуникативные и организаторские способности. Желательно как можно чаще предлагать роль иголки дошкольникам, занимающим неблагоприятное положение в группе сверстников.
«Дракон кусает свой хвост»
Задачи:
• снятие напряженности, невротических состояний, страхов
Звучит веселая музыка. Дети встают друг за другом и крепко держатся друг за друга (за плечи). Первый ребенок — «голова дракона», последний — «хвост дракона». «Голова дракона» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается от нее.
Следует контролировать, чтобы дети не отпускали друг друга, следить за тем, чтобы роли «головы дракона» и «хвоста» выполняли все желающие. Важно как можно чаще предлагать роль «головы дракона» застенчивым, боязливым, замкнутым детям.
Дидактические игры по театрализованной деятельности
Цель: Развитие эмпатии и фантазии по средствам создания образов с помощью выразительных движений.
В «Детском мире»
Ход игры. Дети распределяются на покупателей и игрушки, выбирают ребенка на роль продавца. Покупатели по очереди просят продавца показать ту или иную 33 игрушку. Продавец заводит ее ключом. Игрушка оживает, начинает двигаться, а покупатель должен отгадать, что это за игрушка. Затем дети меняются ролями.
«Играем в театр»
Цель: Ознакомление детей с театром.
Задачи: Ознакомление детей с первоначальным представлением о том, как устроен театр, кто работает в театре, как готовят спектакли, сцену и т. д. Расширить кругозор детей, воспитывать интерес к новому, любовь к театру.
Оборудование: игра представляет собой сцену и кулисы, атрибуты – реквизит для обыгрывания сценки, спектакля: стульчик, столик, диванчик, макет летнего сада, убранство комнаты, части двора. Набор карточек с изображением людей разных профессий театра и набор карточек с изображением действия данной профессии.
Материал: Игра изготовлена из картона, к ней прилагается комплект мелких игрушек для обыгрывания сценок спектакля. Карточки из плотного ламинированного картона.
Ход игры: Вариант первый. Дети на занятии знакомятся с обустройством театра, сцены, декораций, реквизита театра. Затем педагог предлагает создать интерьер для обыгрывания сценки знакомой сказке. Дети расставляют мебель, декорации и все, что необходимо для игры. Разыгрывают сценку.
Вариант второй. В игре есть карточки с изображением профессий работников театра. Детям необходимо соотнести карточку с профессией и картинку на которой изображено действие работы. Например : Гример – картинка с изображением гримёрной комнаты и человека, который накладывает грим артисту. Игра имеет принцип раскладывания лото. Так дети знакомятся с профессиями Осветитель, Костюмер, Кукольник (если театр кукол, Режиссер, Актер, Музыкант и т. д
Игра «Театральное лото»
Цель игры: Закрепление полученных знаний о видах театра, кукольном театре, о видах театральных кукол.
Эта настольная игра представляет собой детское театральное лото, предназначенное для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В комплекте - 6 игровых карт; - 106 игровых карточек; - инструкция. Материал - плотный картон.
Описание лото состоит из шести игровых карт с изображениями шести видов театральных направлений и 106 маленьких карточек с разными картинками, соответствующими определенному виду театрального направления; в игре могут участвовать до шести игроков и один ведущий; все элементы лото сделаны из очень плотного картона, что обеспечивает возможность долголетнего использования игры. Кроме того, имеют специальное защитное покрытие, что позволит избежать вреда даже при случайном попадании карточки в рот; удобный размер маленьких карточек и их толщина позволяет легко играть с ними даже самым маленьким участникам; игра упакована в файлы. Ход игры:
Варианты игры
1. Ведущий взрослый или старший ребенок называет карточку, а игроки ищут у себя такую же. Игрок, получающий карточку, называет вид театра. Ребенок, получивший первым все карточки на своей карте, выигрывает и первым выходит из игры.
2. Знакомство с окружающим миром. Попросите любого ребенка взять понравившуюся карточку. Ребенок должен рассказать о том, что изображено на карточке. Если он затрудняется в 38 ответе, поговорите об этом театре и его особенностях со всеми детьми или попросите желающего ребенка рассказать все, что он знает.
3. Классическое лото. Каждому игроку дается игровая карта. Маленькие карточки перемешиваются и раскладываются оборотной стороной вверх. Первый игрок переворачивает любую карточку. Если она совпадает с одной из картинок на его карте, он оставляет ее себе. Если не совпадает, то кладет обратно и ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто первым соберет полностью свою карту. Игра направлена на знакомство с окружающим миром, театральным действием, куклами, развитие цветовое восприятия, мелкой моторики, а также навыков общения и совместной игры со взрослыми и детьми.