Людмила Фомина
Сборник сценарно-методических материалов «По ступенькам финансовой грамотности»
▼ Скачать + Заказать документы
Сборник сценарно-методических материалов
«По ступенькам финансовой грамотности».
Подготовила: воспитатель МКДОУ «Детский сад №14 «Алиса»
Фомина Людмила Николаевна.
Сценарий образовательного мероприятия для детей средней группы
«Как Муха-Цокотуха научилась деньги зарабатывать?».
Цель: Формирование у дошкольников представления о том, что деньги зарабатываются трудом.
Задачи: Познавательное развитие:
Публикация «Сборник сценарно-методических материалов „По ступенькам финансовой грамотности“» размещена в разделах
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Закреплять количественный счет в пределах 5.
Продолжать учить детей классифицировать предметы, выделяя их характерные признаки.
Форсировать умение определять визуально цифру и называть ее.
Учить детей соотносить больше – меньше, в пределах 5.
Формировать представления детей об утилизации мусора, о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов.
Речевое развитие:
Познакомить с новым словом «экопункт».
Способствовать развитию умения анализировать и делать выводы.
Социально-коммуникативное развитие:
Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться.
Воспитывать бережное отношение к деньгам.
Учить детей отличать потребности от желаний.
Развивать умение детей делать правильный выбор при покупке товаров.
Учить детей рационально использовать деньги.
Способствовать пониманию взаимосвязи между деньгами и трудом.
Ход занятия.
В группу влетает воздушный шарик, внутри шарика находится приглашение на чаепитие, на День рождения Мухи-цокотухи. Воспитатель предлагает детям нарядиться букашечками, таракашечками и отправиться на именины Мухи-цокотухи. (Дети наряжаются).
(Появляется Муха-Цокотуха в расстроенных чувствах. Жалуется детям).
Муха-Цокотуха: Дети, чаепитие не состоится, потому что я по полю пошла и денюшку не нашла, а нашла много мусора, поэтому, самовар не купила, заварку не купила, угощение не купила… Только мусор собрала. (Муха высыпает мусор из мешка).
Муха-Цокотуха: Ой, как жалко, как жалко, денюшку не нашла, самовар не купила, вас чаем не угостила…
Воспитатель: Ребята, вам жалко муху? (ответы детей).
Воспитатель: Только вот муха денежку хотела найти, но не нашла. А вы знаете, где можно взять деньги? (ответы детей).
Воспитатель: Где берут деньги ваши мамы и папы? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, деньги зарабатывают трудом. Ваши родители трудятся, каждый день ходят на работу.
Воспитатель: Ты, Муха-Цокотуха попробуй заработать денег, а ребята будут тебе помогать. (Муха радуется и соглашается).
Муха-Цокотуха: Да, конечно, я хочу заработать деньги, но не знаю как?
Воспитатель: А, я, Муха-Цокотуха, сейчас расскажу тебе и ребятам, как мы будем зарабатывать деньги. Посмотрите, ребята, что муха принесла в мешке? Что она на поле собрала? (Ответ детей – мусор). Правильно, мусор. Муха уже молодец, потрудилась немного, полянку свою от мусора освободила, чистоту навела. Всем насекомым: жучкам, паучкам… дом чистым сделала, красоту природы сохранила. Умница, муха! А сейчас, я, ребята, вас, и тебя, Муха, приглашаю посмотреть презентацию, про то, как можно заработать деньги, сдав мусор на ЭКОПУНКТ. Презентация «Экопункт» + макет сортировки мусора. (Воспитатель предлагает детям рассортировать мусор, сдать его на экопункт, чтобы получить деньги. Муха-цокотуха радуется).
Задание 1: дети сортируют мусор на бумагу, пластик, металл, раскладывая по разным корзинам. (Далее воспитанники идут сдавать мусор на экопункт. На экопункте, за мусор, ребята получают монеты: 1, 2, 5, 10 рулей).
Задание 2. Воспитатель предлагает детям посчитать количество монет. Дети ведут счет монет по номиналу.
Муха-Цокотуха: Ребята, как хорошо, денег мы заработали, а базара-то у вас нет, где же я куплю самовар и угощение к чаю?
Дети: У нас есть магазин, приходи за покупками в супермаркет.
Муха-Цокотуха: Как здорово, сейчас мы пойдем в магазин и все, все, все купим, мы столько много денег заработали, а не одну денежку.
Воспитатель: Нет, Муха-Цокотуха, нельзя без разбора все, все, все покупать, потому что можно купить ненужную вещь, которая не пригодится. Поэтому, нужно обязательно составлять список необходимых покупок.
Воспитатель: Ребята, давайте вместе составим список того, что нам необходимо купит для чаепития.
Задание 3. Дети из нескольких картинок с различными картинками выбирают те, на которых изображены предметы и продукты, необходимые для чаепития. Наклеивают их на лист А4.
Муха-Цокотуха : Ой, ребята, какие вы молодцы, я бы без вас не справилась. Ну, а теперь за покупками. (Все отправляются в супермаркет).
Воспитатель: Ребята, давайте смотреть на список, что нам необходимо купить. (Ребята смотрят на составленный ими список и выбирают необходимое, из предложенного ассортимента на полках магазина. В роли продавцов выступают дети, воспитатель им помогает).
Задание 4. «Дешево-дорого». В магазине предложены схожие товары, но по разной цене. Нужно выбрать товар, стоимость которого соответствует номиналу монет, которые дети получили за сдачу мусора на экопункт. Ребята приобретают в магазине все необходимое для чаепития.
Воспитатель: Ребята, у нас еще остались деньги, у мухи же сегодня День рождения, давайте купим ей цветы. Покупают цветы и отправляются пить чай: накрывают на стол, рассаживаются, кушают конфеты.
Воспитатель: Ребята, трудно вам было зарабатывать деньги? Вы запомнили, что бумагу, пластик, металл и стекло нужно не выбрасывать, а сдавать на экопункт?
Муха-Цокотуха: Я теперь не буду больше по полям ходить, денежки искать, я их теперь буду сама зарабатывать. Буду мусор собирать, на экопункт его сдавать. И денежки у меня будут и дом мой, природа, чистыми будут.
Муха-Цокотуха приглашает всех на танцы. Дети танцуют с Мухой-Цокотухой, потом она прощается и уходит.
Викторина по экономическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в денежную страну».
Задачи:
1. В игровой занимательной форме закрепить у детей экономические знания.
2. Развивать сообразительность, гибкость и самостоятельность мышления, умение договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования.
3. Доставить детям радость и удовольствие от участия в экономической игре и применения знаний экономического содержания.
4. Воспитывать эмоционально – положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа:
1. Оформление помещения в соответствии с игрой: плакаты с пословицами из «Экономической азбуки народной мудрости»; загадки, ребусы, кроссворды на экономическую тему в папках или альбомах; надутые шарики для создания праздничной атмосферы.
2. Приглашение родителей.
Используемые ресурсы: игровые деньги: монеты «1 рубль», «2 рубля», «5 рублей»; 5 конвертов с заданиями (на конвертах – изображения «отправителей»); кошельки для капитанов команд; модели «Состав семейного бюджета» и «Расходование семейного бюджета» в виде кругов с секторами; валюта разных стран мира (макеты); игровой магазин канцтоваров; листки цветной бумаги размером 10х15 см или 15х20 см, треугольные лекала; медали «Эконом» для членов команды победительницы; волчок с прикрепленной стрелкой. Информационный материал.
Дети разбиваются на две команды, выбирают капитана и название команды. В состав жюри включают родителей, приглашенных на игру. Задания детям присылают в письмах герои сказок: Буратино, Петрушка, Дюймовочка, Незнайка, Чебурашка, Крокодил Гена.
Жюри «платит» за каждое выполненное задание. За правильный ответ – 2 «рубля» (2 монеты по 1 «рублю», если ответ неполный – 1 «рубль», нет ответа – нет и денег.
После выполнения задания команды получают возможность заработать дополнительный «рубль», ели правильно ответят на вопросы ведущего об экономических понятиях и отношениях.
Команды рассаживаются на стульчики по обе стороны от круглого стола, являющегося игровым полем. Порядок выполнения заданий определяются по стрелке волчка, который по очереди заводят капитаны. Волчок с прикрепленной к нему стрелкой устанавливается в центре стола. Игровое поле стола разбито на 6 секторов, в которые кладут письма с заданиями.
Команда – победительница, набравшая больше игровых денег, награждаются медалями «Эконом». Всем участникам игры вручают сладкие призы.
Ожидаемый результат: в результате викторины дети закрепляют полученные ранее знания мира финансов. Приобретают навыки командной игры в условиях соревнования. Ход игры.
Игровая мотивация.
Ведущий. Дети, вы любите смотреть телеигры? Я предлагаю вам поиграть в очень интересную игру - «Что? Где? Почем?», она напоминает веселые и увлекательные телевизионные игры КВН и «Что? Где? Когда?». Для игры нужно разбиться на две команды, выбрать капитана и название команды. Помните: капитан должен быть самым внимательным, находчивым и сообразительным.
Дети разбиваются на две команды, выбирают капитана и название одно из предложенных ведущим «Философы» и «Почемучки».
Ведущий. Команды, поприветствуйте друг друга и гостей.
Команда «Философы».
Капитан. Мы пришли на КВН
Помериться знаниями, На вопросы отвечать,
И дружно веселиться.
Дети. Мы соперникам свои говорим:
«С вами мы сразимся, Так просто не сдадимся!»
Команда «Почемучки».
Капитан. Вызов мы принимаем с почтеньем,
Есть у нас сноровка, опыт и уменье. Дети. Команде «Философов» шлем пламенный привет, От души желаем дать правильный ответ!
Ведущий. Представляю вам жюри, которое будет «платить» вам за выполненные вами задания.
Представитель жюри оглашает правила оценки заданий и дополнительных «премиальных» вопросов.
Ведущий предлагает обеим командам подойти к игровому полю, дети получают инструкцию к игре.
Ведущий. Вот игровое поле и волчок со стрелкой. Узнав о том, что мы с вами хотим поиграть, герои сказок прислали вам, ребята, свои письма с заданиями. Посмотрите, кто нам прислал письма? Чье задание выполнять первым, нам подскажет волчок со стрелкой. В конце игры мы подсчитаем заработанную сумму вами денег и узнаем, чья команда победила. Победителей ждут призы.
Считалкой выбирают, капитан чьей команды будет первым крутить волчок. Право крутить волчок можно предоставить по очереди и активным членам команд.
Ведущий (читает первое письмо). Привет вам от Чебурашки! Я скоро подрасту, и буду выбирать профессию. Дорогие команды, познакомьте меня с профессиями. Посмотрим, кто назовет их больше.
Дети выполняют задания.
Ведущий. Дополнительные вопросы: зачем люди ходят на работу? Что такое профессия? (Главная работа человека, которой надо специально учиться, чтобы устроиться на работу). Где учат профессиям? (Институт, училище, колледж, академия, лицей, техникум, университет).
Ответы детей.
Ведущий (читает второе письмо). Здравствуйте, ребята! Привет вам от Незнайки! Я предлагаю конкурс для капитанов: кто расскажет о бюджете своей семьи правильно и быстро? Команды помогайте!
Дети выполняют задания.
Ведущий. Дополнительные вопросы: что такое семейный бюджет? (Все деньги, которые получают члены семьи). Зарплата? (Деньги, которые получают люди за выполненную работу). На что тратятся деньги с семейного бюджета? (Деньги, потраченные на какие – нибудь нужды, потребности).
Ответы детей.
Ведущий (читает третье письмо). Здравствуйте уважаемые родители! Помогите пожалуйста мне разгадать ребусы, я очень надеюсь на вашу помощь.
Воспитатель предлагает родителям принять участие в игре. Родителям двух команд раздаются конверты с ребусами для разгадывания. В то время пока родители работаю, детям предлагается подсчитать заработанную ими сумму в игре.
Музыкальная пауза «Танец маленьких утят»
Ведущий (читает четвертое письмо). Привет, привет вам от Петрушки! Я путешествовал с концертами по разным странам мира. Посылаю вам деньги этих стран.
Назовите денежные знаки. В каких странах я побывал? Желаю успеха!
Дети выполняют задания.
Ведущий. Дополнительные вопросы: как называются иностранные деньги? (Валюта). Можно ли в чужой стране платить деньгами своей страны? (Нельзя). Где их обменивают? (В отделе валютных операций в банке). Почему нельзя делать фальшивые деньги? (Это преступление, за которое могут наказать человека).
Ответы детей.
Ведущий (читает пятое письмо). Привет вам от первоклассника! От меня, Буратино! Пора готовиться в школу, запасаться школьными принадлежностями. А вы умеете делать покупки? Тогда отправляйтесь в наш магазин канцтоваров и приобретите понравившийся вам товар. Какая команда быстрее и правильно расплатится за покупки?
Два члена жюри временно становятся «продавцами» в магазине «Канцтовары». Цены на товары не превышают 10 «рублей». Каждую команду обслуживает один «продавец». Дети, выбрав «товар», отправляются в «банк за денежными средствами», но отсчитывает нужную сумму денег не «банкир», а сам ребенок. Правило: платить без сдачи.
Ведущий. Дополнительные вопросы: как называются бумажные деньги? (Купюры). Металлические деньги? (Монеты). Какие деньги появились первыми? (Монеты). Одежда, которую вы носите, - это товар? (Товар). А мебель в доме? (Товар).
Ответы детей.
Ведущий (читает шестое письмо). Здравствуйте, дети! Пишет вам Дюймовочка. Помогите, пожалуйста, украсить зал к детскому празднику цветами, листочками и бабочками. Посылаю вам цветную бумагу и лекала. Какая из команд сумеет экономно использовать цветную бумагу, уместит на ней больше треугольников?
Нужно работать быстро и аккуратно, точно обводить лекала. Помните: треугольники не должны пересекаться. Закончив работу, посчитайте, сколько треугольников вы уместили на листе, а жюри посчитает их общее количество, у всех членов команды вместе, и выявит самую экономную команду.
Дети выполняют задания.
Ведущий. Дополнительные вопросы: чему учит наука экономика? (Экономика учит быть хорошими хозяевами дома и своей страны). Кого называют хорошим хозяином? (Человек, у которого порядок и достаточно денег, который умеет хорошо работать и отдыхать, делать желанные покупки) и т. п.
Жюри объявляет, сколько «заработала денег» каждая команда и капитанам выдаются выигранные «деньги».
Ведущий предлагает командам решить, как бы они поступили с деньгами : поделят их поровну, или дети примут какое – либо другое решение. Ведущий дает нравственную оценку принятому решению, поощряет детей за самостоятельное, справедливое решение.
Жюри награждает значками «Экономами» членов команды – победительницы, а проигравшую команду утешительными призами - шоколадные монеты.
Ведущий. И мальчишки, и девчонки, и папы, и мамы – все были молодцы! Наша игра окончена, вы ребята, проявили себя настоящими Экономами.
Развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста
«Семейный бюджет и расходы семьи».
Цель: расширить представление детей о том, как складывается семейный бюджет; познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги); воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.
Задачи: раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный).
Обогащение словаря: заработная плата, стипендия, пенсия, бюджет.
Активизация словаря: доход, расход, товары длительного и кратковременного пользования.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Муха-цокотуха»; В. Даль «пословицы и поговорки», А. Кравченко «Больше знать, больше уметь».
Совместная работа: сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»; дидактическая игра «Какие бывают доходы».
Оборудование: атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Супермаркет», карточки с изображением членов семьи; карточки с изображением предметов, символизирующих основные и неосновные расходы, иллюстрации с изображением различных видов деятельности (бабушка вяжет, мама стирает и т. д., игрушка Незнайка.
Ход занятия:
Воспитатель (В.). Ребята, у каждого из вас есть семья.
• Что такое семья? Сколько человек в вашей семье?
• Из кого она состоит? (Папа, мама, я, сестра, брат, бабушка, дедушка.)
Видите, семьи бывают разными, большими и маленькими по своему составу. У каждого члена семьи есть свои обязанности.
• Что делает мама? (Работает, стирает, убирает, готовит обед и т. д.)
• Чем занимается папа? (Работает, занимается ремонтом квартиры и т. д.)
• Как помогаете маме и папе вы? (Дети моют посуду, помогают готовить обед, убирают за собой игрушки, вещи и т. д.)
• Что делает бабушка? (Вяжет носки, печет пироги и т. д.)
• Что делает дедушка? (Ответы детей.)
В. Получается, что все заняты полезным делом, чтобы в доме было уютно, красиво, чисто. Тогда и вам приятно находиться в таком доме (квартире, и гостей можно пригласить.
Но, согласитесь, для того, чтобы приготовить вкусный обед, нужно купить… (продукты).
Появляется Незнайка. Он начинает мешать детям при ответах, то есть называть слова, которые не обозначают продукты и др. Этот персонаж участвует на протяжении всего занятия.
В. Для того, чтобы постирать белье, нужно иметь… (порошок, мыло, а для того, чтобы посуда после мытья не оставалась жирной, нужно приобрести… (чистящее средство).
То есть необходимо сделать много покупок, а товар, как известно, бесплатно не отдается. Он продается и имеет определенную стоимость.
Без чего же нельзя обойтись при покупке товара? (Без денег.)
Верно, тогда расскажите, пожалуйста, как в вашей семье появляются деньги. (Папа и мама работают.)
Да, за то, что люди работают, им платят зарплату, ибо каждый труд должен оплачиваться.
Кем же работают ваши родители? (Ответы детей.) Ребята, ваши бабушка и дедушка, когда были молодыми, тоже работали, а теперь они состарились, и государство за их труд выплачивает им деньги.
Каждый месяц почтальон приносит бабушкам и дедушкам… (пенсию).
Правильно, а если у кого-то в семье есть старший брат или сестра, и они учатся после окончания школы в училище, техникуме или институте, то им тоже выплачивают каждый месяц деньги. Эти деньги называются новым для вас словом — стипендия.
Теперь мы с вами знаем, как в вашей семье появляются деньги.
Если сложить все вместе — зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и дедушки, стипендию брата и сестры, то получается доход, составляющий семейный бюджет. Запомните это, ребята.
Так что же такое семейный бюджет? (Ответы детей.) А теперь поговорим о том, что же такое «расходы».
На что тратятся деньги у вас в семье? (Ответы детей.)
За деньги можно купить много полезных и нужных вещей, продуктов, потратить их на какие-то другие цели.
Воспитатель обращается к Незнайке. Тот называет много ненужных вещей. Взрослый обращается к детям с вопросом, прав ли Незнайка. Все вместе приходят к выводу, что Незнайка тратит деньги попусту.
В. Поэтому важно правильно и экономно, разумно использовать деньги. Они нелегко зарабатываются.
Ребята, мы можем совершить денежные расходы на то, чтобы купить, например, стиральную машину, а можем купить порцию мороженого. Стиральной машиной мы будем пользоваться долго, а на сколько нам хватит мороженого?
Значит, стиральную машину мы назовем товаром длительного пользования, а порцию мороженого — товаром кратковременного пользования.
Незнайка спорит с детьми и говорит, что очень долго ест мороженое, поэтому мороженое тоже можно назвать товаром длительного пользования. Дети объясняют, почему это не так.
Итак, мы совершили денежные расходы на товары длительного пользования.
Назовите, какие это товары? (Машина, утюг, пылесос, телевизор и т. д.)
А сейчас произведем денежные расходы на товары кратковременного пользования.
Назовите эти товары. (Продукты питания и т. д.)
Еще, ребята, мы должны расходовать деньги на услуги, т. е. это:
а) плата за жилье (за квартиру, воду, газ). (Дети называют, за что нужно платить: за
телефон, за детский сад и т. д.);
б) личные услуги (на отдых в санатории, за стрижку в парикмахерской, за билет в
кинотеатр и т. д.).
В. Таким образом, мы познакомились с новыми для вас понятиями. Напомните, что же такое семейный бюджет? Что такое расходы? Какими бывают они?
Давайте представим, что нам нужно быстро и экономно приготовить пищу. Каждый из нас отправится в магазин, приобретет необходимые продукты и поделится секретом своего мастерства. Проводится сюжетно-ролевая игра «Супермаркет».