Пичугина Светлана Леонидовна
НОД «Обучение Мухи-Цокотухи финансовой грамотности»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по финансовой грамотности «Обучение Мухи-Цокотухи финансовой грамотности»
Цель: формировать элементарные представления о финансовой грамотности.
Задачи.
Образовательные:
- развивать умения находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотами;
Публикация «НОД „Обучение Мухи-Цокотухи финансовой грамотности“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- «Муха-Цокотуха», Чуковский К.И.
- «Муха-Цокотуха». Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
-расширять представления о профессиях; («Финансист»)
- расширять и активизировать словарный запас дошкольников;
- учить детей сравнивать, анализировать, соотносить потребности и возможности («хочу» и «надо»)
- помочь осознать роль денег в жизни людей;
- расширять представления о том, что не всё можно купить за деньги.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности;
- развивать память, мышление, воображение.
Воспитательные:
- воспитывать социально-нравственные качества личности: бережливость, трудолюбие, желание учиться;
- воспитывать финансовую культуру;
- доброжелательные отношения друг к другу.
Словарная работа: определение понятий и введение в словарь дошкольников слов: «потребности», «бюджет», «расход».
Предварительная работа: знакомство с профессиями, сюжетно-ролевыми играми «Магазин», «Кафе». Просмотр мультфильмов «Уроки тётушки Совы»; «Азбука денег»; «Смешарики». Чтение художественной литературы «Золотой ключик».
Оборудование: шкатулка с зеркалом, предметные картинки, куклы Мухи-Цокотухи и Муравья, монеты и купюры (по 7 штук на каждого ребёнка, кошельки (каждому ребёнку, ДОДЕКАЭДР: игра «Хочу – надо»; коробочка-раскладушка: «Финансовая грамотность», схема: «Круговорот денег».
Ход.
1. Организационный момент.
(воспитатель с детьми стоят в кругу)
В: Ребята, посмотрите, к нам в группу пришли гости, давайте поздороваемся с ними. Дети, а вы любите сказки? (Ответы детей)
В: Да, в сказке можно встретиться с чудесами и волшебством, невероятными событиями и интересными героями. Сегодня мы отправимся с вами в сказку. Но перед дорогой хочу, чтобы вы заглянули вот в эту волшебную шкатулку. В ней вы увидите волшебное озеро, в отражении которого заметите самого удивительного, уникального, замечательного и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему!
Игра «Волшебное озеро»
В: Кого вы увидели? (ответы детей)
В: Улыбнулись? Настроение отличное! Теперь и в сказку можно отправляться. (дети садятся на стулья)
2. Основная часть.
В: Ой, ребята, а кто это к нам прилетел?
Ответы детей.
Появляется кукла Мухи-Цокотухи
Автор (воспитатель)
Муха, Муха-Цокотуха
Позолоченное брюхо.
Муха денежку нашла.
Села Муха на пенёк
Замечталася чуток…
Муха. Что же мне купить такое?
Может быть авто крутое?
Платье, туфли и жакет…
А куплю-ка я конфет!
Автор. Тут из травки муравей
К Мухе выползает. (появляется кукла Муравья)
Муравей. Эх, ты Муха-Цокотуха!
Позолоченное брюхо.
Что-то много захотела ты ненужного иметь!
В: Дети, а муравей оказался прав. Как вы думаете, можно всё хотеть сразу? (ответы детей)
В: У каждого человека есть потребности. Это то, что необходимо, без чего нельзя обойтись. Важные потребности для жизни-это потребности «надо», а к которым надо стремиться-потребности «хочу». Надо уметь выбирать то, что тебе нужно больше всего. Поможем Мухе разобраться, что важно приобрести в первую очередь, и что можно приобрести потом.
Додекаэдр «Хочу-надо»
Воспитатель. Спасибо, что помогли Мухе разобраться в желаниях, правильно определив самые важные потребности и к чему надо стремиться. А что же наша Муха?
Муха. Что мне делать? Как мне быть?
Как же дальше Мухе жить?
Муравей. Муха, Муха-Цокотуха!
Не надо тебе каждый день по полю похаживать,
А начни своим трудом деньги зарабатывать!
Автор. Ушёл Муравей заниматься своим важным делом…
А Муха стала рассуждать,
Где же деньги добывать.
Чтобы по полю не гулять,
Чтобы по полю не ходить,
Но копейку получить.
В: Скажите, как заработать деньги? (ответы детей)
В: Как называется основное дело, которому человек учился и потом стал работать? (ответы детей)
В: Правильно, профессия. Расскажем Мухе, какие бывают профессии.
Движения Речевое сопровождение
Руки на пояс, повороты вправо-влево Много профессий на свете у нас
Руки в стороны Много расскажем о них мы сейчас
Движение правой рукой, имитирующее шитье иглой Вот швея рубашки шьет
мешаем поварешкой Повар варит нам компот
руки в стороны Самолет ведет пилот
приседаем и встаем На посадку и на взлет
хлопок в ладоши Доктор ставит нам уколы
смотрим, рука у лба И oхранник есть у школы
ладони одна на другую Каменщик кладет кирпич
смотрим в бинокль А охотник ловит дичь
Загибаем пальцы. Есть учитель, есть кузнец
Балерина и певец
Руки в стороны Чтоб профессию иметь
Грозим пальцем Надо много знать, уметь
Хорошо дружок учись
И конечно не ленись!
В: Скажите пожалуйста, а для чего люди ходят на работу?
Ответы детей (Для того чтобы зарабатывать зарплату. Деньги.)
В: Что такое деньги?
Д: Это то, на что мы покупаем товары в магазине.
Игра: «Раскладной кубик»
1- Кубик: «Где хранятся деньги»
В: Как появляются деньги?
Чеканят и печатают деньги в МОНЕТНОМ ДВОРЕ.
В: А какие бывают деньги?
Д: Монеты и купюры, банкноты.
В: Что такое монеты?
Д: Монеты круглые, металлические, они звенят.
В: Какие монеты вы знаете?
Ответы детей (10к, 50к, 1р, 2р, 5р, 10р) – показать монеты.
В: Как можно назвать эти деньги? (показ купюр)
Д: Банкноты, купюры.
В: А какие они?
Д: Бумажные. Прямоугольные, они шуршат…
В: Какие банкноты вы знаете?
Д: 50р, 100р, 1000р, 5000р
В: Молодцы. Но есть еще и безналичные деньги, это пластиковая карта. На ней лежат деньги, но мы их не видим. Скажите пожалуйста, как быть, если надо что-то купить?
Расскажите о них…
Ответы детей. (Пластиковую карту нужно вставить в банкомат, знать пароль, пин код)
В: Что удобнее носить с собой: наличные деньги или безналичные?
А в чём неудобство пластиковой карты? (Можно забыть пароль)
Муха-Цокотуха: Ура! Теперь я всё знаю про деньги. На деньги можно купить всё…
2- Кубик: «Что можно купить за деньги? Что нельзя купить за деньги?»
Игра: «Собери цветок»
В: Ребята, что бы что-то купить, надо рассчитать бюджет. А что же такое бюджет?
Ответы детей:
Бюджет – это деньги, полученные за работу.
Бюджет – это подсчёт доходов и расходов.
Расход – это деньги затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.
3- Кубик: «Доход или расход семьи?»
В: А теперь давайте подумаем, почему иногда, когда вы просите что-то вам купить, родители не покупают?
Ответы детей…
4- Кубик: «Кошелёк»
ИГРА: «Доход – расход семьи»
Детям раздать кошельки в которых лежит по 7 монет.
Я буду финансистом. А вы знаете, кто такой финансист? (Он помогает правильно распределить семейный бюджет. Я буду говорить, какое событие произошло в нашей семье, а вы будете выкладывать монету около картинки (семья, если расход, то монету, купюру сдать в Банк.
-Мама и папа получили зарплату. (выкладывает монету)
-За хорошую работу папа получил вознаграждение-премию. (выкладывает монету).
-Бабушка получила пенсию. (выкладывает монету.)
-Брат принёс стипендию. (выкладывает монету.)
-Папа заплатил за квартиру, электричество, газ и телефон. (убирает монету)
-Бабушка продала укроп и петрушку со своего огорода. (выкладывает монету.)
-Мама сходила в магазин за хозяйственными покупками. (убирает монету)
-Бабушка купила продукты на рынке. (убирает монету)
-Вся семья съездила на экскурсию в другой город. (убирает монету)
-Сестра получила деньги в подарок на день рождения. (выкладывает монету)
-Мама выиграла деньги в лотерею. (выкладывает монету)
-Сыну купили велосипед. (убирает монету)
-Сестре купили платье. (убирает монету).
-Маме купили новые туфли. (убирает монету)
-Сын попросил купить ему роликовые коньки.
Дети говорят, что денег больше нет.
В: Действительно, посмотрите, у нашей семьи не осталось больше денег, а нам ещё необходимо бабушке купить лекарство.
Теперь вы наглядно увидели, что деньги имеют свою ценность, и если их тратить, то они исчезают. Нельзя купить сразу всё, что хочется, потому что сумма денег, которой располагает семья, всегда ограниченна. Надо составлять список необходимых покупок.
Давайте соберё м цветок: «Расходы семьи».
Физминутка:
Продаются в магазине вытянуть руки перед собой, ладонями вверх
Йогурт, молоко, кефир соединять пальчики левой и правой руки
Ряженка, сметана, сыр поочерёдно начиная с мизинцев «сыр» соединить
ладошки хлопком
Чай, конфеты, шоколад разъединяем пальчики поочерёдно начиная с больших
при этом запястья обеих рук плотно прикасаются др к др.
Яблоки и виноград
Детский мячик в магазине крутят руки влево, вправо «Цветок» запястья вместе.
Продают в большой корзине пальцы в замок вытянуть перед собой
Нужно важное купить хлопнуть ладонью левой руки о правую и наоборот 4 раза
Чтобы экономным быть! потереть большим пальцем о другие, обеими руками
одновременно
Дети садятся на стулья.
Схема: «Круговорот денег»
В: Ребята, давайте сейчас вспомним, где печатают деньги?
Деньги печатаются на монетном дворе, потом они поступают в банк, из банка на работу, где работают люди, там им платят зарплату, а потом её тратят в магазине, а из магазина деньги снова поступают в банк.
В: Скажите пожалуйста, можно делать фальшивые деньги? (Это преступление, за которое могут наказать человека).
В: Нужно ли мыть руки после того, как вы брали деньги? Почему?
Д: Потому что на деньгах очень много микробов. И если руки не помыть, а взять в них яблоко и съесть его, то все микробы попадут в организм. И будет болеть живот.
В: Ребята. А если закопать деньги в землю и поливать, вырастет из них дерево с кучей денег?
Д: Нет, деньги надо зарабатывать. К ним надо относиться бережно. Потраченные средства уже не вернёшь…Деньги можно накопить или потратить.
Муха-Цокотуха: Спасибо вам, ребята. Теперь я точно всё знаю и прежде, чем что-то покупать, буду продумывать.
В: Ребята, а что бы Мухе-Цокотухе не потерять деньги, мы ей подарим кошелёк. И предлагаем остаться у нас в группе, а после прогулки поиграть с нами в игру «Магазин».