татьяна гросс
Сборник практических материалов по нравственно-патриотическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Составитель Гросс Татьяна Александровна, заведующий МБДОУ.
Технический редактор Гросс Татьяна Александровна, заведующий МБДОУ.
В сборнике практических материалов представлены конспекты методических разработок, посвященные организации нравственно - патриотического воспитания дошкольников в ДОО в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Сборник состоит из блоков : «Кузбасс Родина моя», «Посиделки в русской избе», "Праздник белых лебедей".
Публикация «Сборник практических материалов по нравственно-патриотическому воспитанию» размещена в разделах
Данный сборник может быть использован воспитателями, как основа для проектирования собственных разработок в организации нравственно -патриотического воспитания детей в ДОО.
Содержание:
1. Гросс Татьяна Александровна
1.1. «Посиделки в русской избе»
Сценарий развлечения в разновозрастной группе…..
2. Гросс Татьяна Александровна
2.1."Праздник белых лебедей"
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе "Праздник белых лебедей"….
3. Литература ….
4. Приложения № 1, № 2….
2. «Посиделки в русской избе»
Сценарий развлечения в разновозрастной группе
Цель: Приобщение дошкольников к общечеловеческим нравственным ценностям : гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие.
Знакомство с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Формирование у детей представления о традициях и быте русского народа.
Задачи: Воспитывать уважение, интерес к русским обычаям, традициям и фольклору;
Развивать интерес к устному - народному творчеству: пословицам, поговоркам, дразнилкам.
Предварительная работа: Чтение русских сказок, пословиц, закличек, дразнилок; проведение с детьми русских народных игр.
Материал : предметы быта: макет печи, горшки, чугунок, ухват, деревянные ложки, самовар, вязаные коврики, лапти, вышитые полотенца, платки, куклы в национальной одежде.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Ход развлечения:
Зал оформлен в стиле русской избы. Вдоль стены лавки, покрытые домоткаными половиками, посреди «избы» стол с самоваром. Звучит русская народная мелодия, в горнице хозяйки встречают гостей.
Зазывалы: (Два мальчика, одетые в русские народные костюмы).
Ото всех дверей, ото всех ворот,
выходи скорей, торопись народ!
Открываются ворота,
Выходи, кому охота.
А кому неохота, тоже выходи!
Хозяйка: Добрый день, гости званые да желанные!
Здравствуйте, лебёдки,
Здравствуйте, молодки!
Ребята-молодцы, весёлые удальцы.
Пригласили мы гостей со всех волостей.
Хозяйка: Дорогие гости, приглашаем вас в нашу горницу.
Как полагается по русскому обычаю
В знак признания и отличия
Нам приятно в этот час
По старинному обычаю
Хлебом, солью встретить Вас.
Каравай мы Вам подносим
Поклоняясь, хлеб-соль отведать просим.
Всем ли места хватило, все ли расселись? Гостю почет, хозяину честь!
Хозяйка: Гостю-то, известное дело, хватило места, а не тесновато ли хозяевам?
Хозяйка: В тесноте да не в обиде! Ребята, посмотрите, в нашей горнице еще есть гости, давайте с ними поздороваемся.
Мы гостей встречаем
Вкусным, румяным караваем
Дети встают в круг, поют русскую народную песню на мотив «Каравай»
К дошколятам на машине
Каравай приехал ныне,
Пышной коркой похрустим,
Всех на свете угостим,
В круг вставай, каравай.
Кого хочешь, выбирай!
КАРАВАЙ: Пекаря!
Он не грел на печке бок –
Каравай ребятам пёк,
Пекарь, с нами поиграй,
Кого хочешь – выбирай!
ПЕКАРЬ: МЕЛЬНИКА!
Не молол он чепуху,
А молол зерно в муку,
Мельник, с нами поиграй,
Кого хочешь – выбирай!
МЕЛЬНИК: ХЛЕБОПАШЦА!
Он в тенёчке не лежал!
А хлеба растил и жал!
Хлебопашец, в круг вставай,
Всех на праздник приглашай!
Мы работы не стыдились,
Мы работою гордились!
А награда – урожай,
Всех на праздник приглашай!
Вот какой знатный получился каравай! Как полагается, по русскому обычаю, отведайте хлеба, соли, гости дорогие! Теперь будем праздник продолжать!
Будем петь, шутить, играть!
Хозяйка: Ребята, я слышу какой-то шум за дверью… Кто – то, видимо, опоздал на наши посиделки.
В зал вбегают две соседки, говорят, перебивая друг друга.
Соседки: Вы слышали? Вы слышали?
Хозяйка: Что слышали? Ничего не пойму…
Вы, соседки, отдохните,
Да все толком расскажите.
Соседка: У Иванова двора
Загорелася вода.
Всем селом пожар тушили
А огонь не загасили.
Соседка: Пришел дедушка Фома,
Расседая борода,
Он народ погнал в овин,
Затушил пожар один.
Соседка: Как Фома тушил пожар,
Он об этом не сказал.
Только слышно стороной,
Что тушил он бородой!
Хозяйка: Проходите, соседушки, в нашу горницу. С нами посидите, отдохните (соседки садятся, продолжая тараторить).
Соседки: Вы, слышали? Вы, слышали? Неужели, ничего не слышали?
Хозяйка: Вижу я, самое время в молчанку играть. Раз, два, три замри!
Игра «Молчанка»
Соседки: Вы слышали? Вы слышали? Неужели, ничего не слышали?
Хозяйка: Ну что, тараторки, игра-то ведь еще не закончилась, а вы заговорили? Придется вам выполнить какое-нибудь задание (думает… Придумала!
Вам, девчоночки-болтушки,
Спеть придется нам частушки!
Соседка: Да для нас такое дело
Очень даже просто!
Соседки исполняют частушки
Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться:
Тут народу очень много,
Можем растеряться!
На санях с высоких горок
Девочки катаются,
Ну а мальчики обжоры
Животами маются!
Пятый блин я слопала,
На мне юбка лопнула.
Пойду юбку зашивать,
Чтобы есть блины опять!
Купил тятя мне коня –
Вороные ножки.
Буду девочек катать
По крутой дорожке!
С наступленьем воскресенья
Просим мы у всех прощенья
Наши добрые стремленья
Вызывают восхищенье.
Мы кончаем петь частушки
До другого вечера
Вы сидите до утра
Коли делать нечего.
Соседка: Эх! Душа помолодела! Лет на… девяносто!
Хозяйка: На девяносто? Да это полная чепуха!
Соседки: Конечно, чепуха!
«Чепуха» русская народная мелодия
Соседка: Вы послушайте, ребята,
Нескладуху будем петь.
На дубу свинья пасется,
В бане парится медведь!
Дети: Чепуха, чепуха,
Чистая чепуха!
Чипа, чипа, а - ха – ха
В самом деле, чепуха!
Соседка: На заборе чепуха
Варила варенье.
Увидала паука,
Потеряла зренье!
Дети: Чепуха, чепуха,
Чистая чепуха!
Чипа, чипа, а - ха – ха
В самом деле, чепуха!
Соседка: На столе лежит арбуз,
На арбузе муха!
Муха злится на арбуз,
Что не лезет в брюхо!
Дети: Чепуха, чепуха,
Чистая чепуха!
Чипа, чипа, а - ха – ха
В самом деле, чепуха!
Соседка: На горе верблюд пасется
В белых вышитых штанах.
А за ним блоха несется
На высоких каблуках!
Дети: Чепуха, чепуха,
Чистая чепуха!
Чипа, чипа, а - ха – ха
В самом деле, чепуха!
Хозяйка: Спасибо, соседушки,
За частушки потешные!
Где песня льется,
Там легче живется!
Кузя сидит под столом, пыхтит, чем-то шуршит. Апчхи!
Одна хозяйка другой хозяйке. Будь здорова!
Хозяйка: Это ты будь! (Смотрят по сторонам, под столом кто-то возится, чихает, кашляет).
Кузя (Чуть высовываясь). Знаете что? Я вас боюсь!
Хозяйки: И мы тебя тоже!
Кузя: Я вас больше боюсь. Вы меня не тронете? Не поколотите?
Хозяйка: Да нет же, выходи! А ты вообще кто?
Кузя: Я, Кузя, здесь живу.
Хозяйка: Значит, ты хозяин этого дома?
Кузя: Выходит, хозяин! (Гордый выходит в центр)
Хозяйка: Мы на посиделки пришли. На людей посмотреть, да себя показать. Вот ты, любишь веселиться?
Кузя: Ещё как! Страсть, как люблю пошалить!
Буду нынче я проказничать,
Буду нынче безобразничать.
Перемешаю я крупу и горох и муку.
Хозяйка: Это, друг мой, пустяки.
Ты хоть всё переверни,
Мы порядок наведем
И крупу переберем!
Игра «Перебери крупу»
Кузя высыпает шарики разного цвета в обруч, дети перебирают по корзинам.
Хозяйка: В народе считают, что домовой живет в каждом доме. Есть поговорка «Никакой дом не стоит без домового». Он и в правду настоящий хозяин дома, хранитель, покровитель его. Оберегает, следит за порядком, чтобы мир был в доме, никто не ссорился, не бранился. Домовой оберегает дом от болезни, злобы, зависти. Очень не нравится ему, когда дети капризничают или повсюду разбрасывают свои вещи тогда он прячет эти вещи. Домовой следит за порядком в доме обычно в ночное время, когда все домочадцы спят, как вы думаете почему? Чтобы не попадаться им на глаза и не испугать он любит жить за печкой.
Кузя говорит детям, что очень ждал их и обращает внимание на старинные предметы домашней утвари.
Кузя: Эй, ребята, не зевайте, и загадки отгадайте (найти и показать предмет).
Наша толстая Федора,
Наедается не скоро,
Но зато когда сыта,
От Федоры теплота. (Печь)
Хозяйка: Печь была в каждой избе с ней связан весь быт, жизнь людей. Печь не только обогревала избу, в ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать, для этого на печи делалась специальная лежанка.
- В каких русской народной сказке упоминалась печь?
Три братца,
Пошли купаться.
Два купаются,
Третий на берегу валяется.
Искупались, вышли,
На третьем повисли. (Ведра, коромысло)
- В какой сказке говорится о ведрах и коромысле?
У печи стоит предмет,
Он тяжелый, спору нет,
Но зато в хозяйстве нужен,
В нем готовить можно ужин. (Чугунок)
Рогат, да не бодает,
Не ест еду, а хватает.
Схватит – отдаёт,
Сам в угол идёт. (Ухват)
У носатого, у Фоки,
Постоянно руки в боки.
Фока воду кипятит,
И как зеркало блестит.
Шипит, кипит,
Всем чай пить велит. (Самовар)
Пароход стоит на нем,
Пароход с горячим дном.
По рубашкам и по брюкам
Пароход тот поведем. (Утюг)
Из липы свито дырявое корыто,
По дороге идет, клетки кладет. (Лапти)
Без рук, без ног во все стороны клонится. (Колыбелька)
Хозяйка: Мать качает дитя в колыбельке и поет ему песенку. Как называется такая песенка?
Исполняется колыбельная
Хозяйка: Раньше не было игрушек, люди мастерили их сами. Чтобы утешить плачущее дитя, мама могла смастерить куколку на скорую руку из ложки и платочка.
Дети вместе с родителями делают куклу из деревянной ложки.
Хозяйка: Кузя, загадывай следующую загадку.
Прячет бабушка там вещи сапоги, кафтан, сюртук.
Вы мне дружно все скажите
Этот шкаф зовут (сундук).
В сундуке музыкальные инструменты лежат.
Хозяйка: Инструменты возьмем в руки
И, чтоб не было здесь скуки,
Мы сыграем при народе:
«Во саду ли, в огороде»
«Во саду ли, в огороде» - русская народная песня на проигрыш играют на инструментах.
Домовой Кузя не заметно прячется за печкой.
Хозяйка: Но в старину на посиделках не только пели, да плясали, еще и трудились. И в моей горнице работа найдется. Пока мы пели, мой котик все клубочки с нитками размотал. Нужно клубочки смотать, чтобы можно было вязать. Девицы рукодельницы, выходите, свое уменье покажите!
Игра «Намотай нитку в клубок»
Хозяйка: Хорошо потрудились наши девочки, спасибо вам.
Домовой за печкой жил,
С ребятишками дружил.
Он хозяйке помогал,
Всех гостей он развлекал.
Он за печкою сидит,
Иногда слегка ворчит.
А вообще он удалой,
Самый лучший в мире домовой.
Хозяйка: Кузя!
Кузя: Что!
Хозяйка: Где ты был?
Кузя: У бабушки!
Хозяйка: Что принес?
Кузя: Оладушки.
Хозяйка: Где ж они?
Кузя: Под лавкой.
Хозяйка: Экий, ты, Кузя, чудак.
Кузя: А вы бы как?
Хозяйка: А мы бы оладушки на стол поставили и съели.
Кузя: Ладно, в другой раз так и сделаю.
Хозяйка: Кузя!
Кузя: Что!
Хозяйка: Где ты был?
Кузя: У бабушки!
Хозяйка: Что принес?
Кузя: Сапожки.
Хозяйка: Где же они?
Кузя: А я сделал, как вы велели. На стол поставил и съел.
(Домовой выходит из-запечки)
Хозяйка: Эх, Кузя, ничего ты не понял, ладно, выходи к нам на вечерку, посиди с нами.
Песня «Ставенки узорные»
Соседка: Любил русский народ сочинять и рассказывать всякие дразнилки и небылицы. Небылица – это шуточный рассказ о том, чего не может быть и не бывает на свете. Их рассказывали на посиделках, чтобы развеселить народ и поднять настроение. А вот вам наши небылицы!
Чепуха, чепуха,
Это просто враки!
Куры съели петуха,
Говорят собаки.
Сидит ежик на березе,
Новая рубашечка,
На головке сапожок,
На ноге фуражечка.
Утром рано на заре,
В полдень на рассвете
Баба ехала верхом
В расписной карете.
А за нею во всю прыть
Тихими шагами
Между небом и землей,
Поросенок рылся,
И нечаянно хвостом,
К небу прицепился.
На горе стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой стоит корова,
Надевает сапоги.
Соседка: Вот такие смешные небылицы придумывали наши прабабушки и прадедушки на посиделках. Вы знаете, что на свете бывает, а чего нет. Давайте я проверю. Если это бывает, то вы хлопаете, а если нет топаете.
Игра «Небылицы»
Волк на дереве сидит.
В кастрюле чашки варятся.
Бабушка сказки говорит.
Мальчики по утрам умываются
Снег летом впадает.
Есть в книжках картинки.
Кошка по крышам гуляет.
Бывают зимою снежинки
Бывает озеро из молока.
Киндеры растут на грядке.
Плывут по небу облака
Вам понравились загадки.
Хозяйка: Хозяюшка, засиделись мы что – то, слишком. Ох, и здорово мы повеселились, поиграли, но надо и честь знать.
Мы славно гуляли
На празднике нашем.
Нигде не видали
Мы праздника краше!
Так будьте здоровы,
Живите богато,
А мы уезжаем
До дому, до хаты!
Кузя: Что вы, гости дорогие, так торопитесь? Ведь не красна изба углами, а красна пирогами! Видишь, самовар уже пыхтит, мне на ушко говорит: «Пора к столу приглашать, гостей чаем угощать!»
Домовенок дарит детям игрушку оберег.
Дети: Любим чай мы с пирогами,
С баранками да кренделями!
Хозяйка: Тогда проходите в другую горницу, садитесь за столы дубовые, скатерти узорчатые, да угощайтесь на здоровье!
2."Праздник белых лебедей"
Конспект образовательной деятельности
по познавательному развитию в подготовительной группе
Цель: Воспитание чувств патриотизма к своей Отчизне, готовности встать на защиту своей Родины; выражение глубокой признательности и благодарности солдатам, погибшим при защите интересов своей Родины.
Задачи:
Образовательные:
- содействовать воспитанию у дошкольников гражданственности, патриотизма;
- прививать чувство гордости за прошлые подвиги сынов своего Отечества, своих земляков.
Развивающие:
- формировать нравственные качества личности;
- формировать интерес к истории России к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов.
Предварительная работа: Рассказывать о родственниках, их судьбах, интересных случаях из их жизни, воинских наградах дедушек, бабушек, родителей.
Словарная работа: трагизм, одноименный, Международный, олицетворение.
Организационный момент: звучит песня Р. Гамзатова «Журавли», в группу влетает бумажный журавль.
Основная часть: беседа
Воспитатель : Дети, этот журавль прилетел к нам ни спроста, сегодня 22 октября отмечается Международный праздник «Белых лебедей».
Давным-давно, в далеком августе 1945 года произошло жуткое событие: на японский город Хиросиму упала американская ядерная бомба. Страшная катастрофа мгновенно унесла миллионы невинных жизней. Люди заболевали тяжелыми формами лучевой болезни, вызывающие онкологические изменения в тканях организма.
Одной из жертв лучевой болезни стала восьмилетняя девочка по имени Садако Сасаки. Спустя некоторое время у нее обнаружили неизлечимое заболевание: белокровие.
По японской традиции, если больной человек сделает тысячу журавликов-оригами, он выздоровеет. Девочка свято верила в свое выздоровление, она изо всех сил в надежде на выздоровление старалась сделать тысячу бумажных журавлей. В итоге умирающая девочка сделала только 644 журавля перед тем, как смертельная болезнь все-таки победила.
Этот памятный день известен не только по всей России, но и во всем Мире, поэтому он и называется Международным.
Великий праздник посвящен памяти солдат, погибших на полях сражений Великой Отечественной войны, и захороненных в братских могилах.
Народный прославленный дагестанский поэт Расул Гамзатов написал прекрасное стихотворение «Журавли», на которое его вдохновила судьба несчастной Садако. Именно он и стал основателем этого замечательного памятного дня. Её исполнил Марк Бернес, а называется она «Журавли». Звучит песня «Журавли»
Во всем мире образ Журавля является символом трагизма войны, а песня «Журавли» стала гимном памяти погибших во всех войнах. Песня роднит наши мысли и сердца, приобщая к вечности, заставляя переживать, страдать во времени и пространстве.
Праздник Белых Журавлей является символом бесконечного мира и солидарности во многих братских странах и республиках.
Почему же именно журавль является символом этого поэтического праздника?
Во многих культурах белый журавль является олицетворением духовности, мира, света и тепла. В Японии долголетия, в Китае – символ бессмертия, в христианстве – добропорядочности и терпения, у африканских народов посланник богов. На Кавказе говорится, что души погибших в бою воинов превращаются в белоснежных журавлей и вздымаются ввысь.
Во многих культурах журавль посредник между мирами людей и богов. Он является светлым знаком освобождения и бессмертия, символизируя мир и процветание.
Считается, что журавль воплощает духовное и телесное возрождение.
Стихотворение Р. Гамзатова «Журавли» стало эпиграфом к празднику.
- Почему именно белые журавли? Дело в том, что в трауре японские женщины носят белое одеяние, а не черное, как у нас.
Праздник Белых Журавлей символизирует не только светлую память об умерших воинах, но и надежду на светлое мирное время.
Практическая часть : Я предлагаю сейчас пройти к столам и изготовить совместно коллаж с журавликами, прикрепим их к макету земного шара.
В разных уголках мира воздвигнуто 24 памятника журавлям, целая галерея памятников, где метафора журавлей используется для передачи скорби по воинам, не вернувшимся с войны. До сих пор к мемориалу люди присылают сотни журавликов, которые не успела изготовить маленькая Садако. Огромное их количество хранится близ памятника в стеклянных ящиках.
Показ слайдов памятников.
Воспитатель : Дети, что символизирует название праздника?
Журавль – посланец богов.
Журавли символ чистоты и красоты, к которым стремится человек…
В Японии образ журавля символизирует долголетие и процветание, в Китае часто связывают с бессмертием.
У многих народов, например, африканских, журавль является посланником богов и символом общения с богами.
Журавли напоминают нам о подвигах, о славе, любви, о том, как красива земля и люди, живущие на ней, о чудных мгновениях жизни, самом заветном.
Журавли летают в небе с криком:
«Берегите матерей!» «Берегите детей!» «Берегите жизнь на земле!»
Давайте и мы будем помнить про этот печальный праздник.
Воспитатель : Вот и подошло к концу наше занятие, о чем мы с вами говорили? (ответы детей)
Запуск белых воздушных шаров с журавлями небо.
Литература:
1. Алешина, Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая, подготовительная группы, [Текст] – М. : ЦГЛ, 2005. – 246 с.
2. Иванова, Т. В. «Система работы по воспитанию чувства патриотизма». Старшая группа. [Текст]. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2011.
3. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. Заведений, [Текст]. – М. : Издательский центр «Академия», 1998. – 106 с.
4. Калишева, Г. П. «Легенды горы Зеленой», [Текст]. - Кемерово «Скиф»; «Кузбасс», 2004.
5. Микляевой, Н. В. «Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников», [Текст] - М. : ТЦ Сфера, 2013. – 144 с.
6. Примерная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Т. С. Комаровой, [Текст]. – М. : Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.