Ольга Пащенко
Коррекционные игры и упражнения по развитию пространственного представления у детей
СБОРНИК
Коррекционные игры и упражнения по развитию пространственного представления у детей
Сборник составила воспитатель
МКДОУ д/сад 489
Пащенко О. В.
Новосибирск 2020г
Сборник включает серию коррекционных игр и упражнений по развитию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на основе конструктивной деятельности.
Сборник состоит из двух разделов:
Публикация «Коррекционные игры и упражнения по развитию пространственного представления у детей» размещена в разделах
первый блок включал в себя упражнения, направленные на развитие пространственной ориентации
- второй блок состоял из упражнений, направленных на развитие конструктивной деятельности;
Пособие адресовано дефектологам, тифлопедагогам, студентам специальности дефектология.
Содержание
1.1Блок упражнений направленных на развитие пространственной ориентации
1.2. Серия игр для развития сомато-пространственной ориентации
1.3. Серия игр для развития ориентации в трехмерном пространстве
1.4. Серия игр для развития ориентации в двухмерном пространстве
5. 2 Блок упражнения направленные на развитие конструктивной деятельности
1.1 БЛОК УПРАЖНЕНИЯ НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ
1.2СЕРИЯ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ СОМАТО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ
Задачи: практически освоить асимметрию собственного тела, научить пользоваться предметами одежды и обуви с учетом их асимметрии; дифференцировать пространственные понятия «впереди», «позади», «наверху», «внизу»; развивать оптико-пространственное восприятие, координацию движений, пространственную организацию движений
Игра «ОДЕВАЕМСЯ НА ПРОГУЛКУ»
Ход игры : перед детьми в хаотичном порядке разложены варежки, перчатки, носочки, гольфы, расставлены тапочки, чешки, сандалии, туфли.
Инструкции: 1) «Найди пару», 2) «Правильно поставь тапочки (туфли, чешки)» (с учетом лево-правых положений, 3) «Правильно надень чешки».
Игра «ОДЕВАЕМ КУКЛУ».
Ход игры : Детям предлагается кукла и предметы одежды для нее. Инструкции: «Застегни пуговицы впереди (сзади)»; «Завяжи шарф спереди (сзади)»; «Надень шапку, цветок впереди (позади, сбоку)».
Игра «ЛАДОШКИ И СЛЕДЫ»
Вариант 1. У каждого ребенка парные плоскостные изображения ладоней или ступней.
Инструкция: «Правильно приложи свои ладошки / ступни к рисунку»
Вариант 2. У каждого ребенка по одной «ладошке» или «ступне». Инструкция: «Найди свою пару».
Вариант 3. Плоскостные изображения ладоней и ступней хаотично раскладываются на ковре.
Инструкция: «Найди пару ладошек /или стоп».
Вариант 4. На полу выложена дорожка из «следов». В конце дорожки сидит игрушечный медведь. Задача ребенка добраться до мишки, ступая по дорожке с учетом асимметрии отпечатков следов. По мере усложнения игры предлагаются разные варианты дорожек: прямая, перекрестная, круговая.
Инструкция «Доберись до мишки».
Вариант 5. На полу выложено несколько дорожек из «следов» и муляжи овощей, фруктов, ягод.
Инструкция: «Пройди по той дорожке, где соберешь фрукты (овощи, ягоды и дт.)».
Игра «ОБЕЗЬЯНКИ»
Вариант 1. Копирование движений одной руки. Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет движения рук в разные стороны.
Инструкция: «Сделай как я».
Вариант 2. Копирование движений ноги. Логопед поворачивается спиной к детям и осуществляет показ движений ноги: вперед (назад, в сторону, сгибает в колене).
Вариант 3. Копирование движений двух рук. Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет движения:
а) симметричные: обе руки в стороны, обе руки на пояс, обе руки за голову;
б) не симметричных: одна рука в сторону, другая рука на поясе; одна рука на плечо, другая рука вперед; одна рука вниз, другая рука в сторону, одна рука на плечо, другая рука на пояс.
Вариант 4. Копирование движений руки и ноги. Логопед становится спиной к детям и показывает движения: одна рука опущена вниз, другая на поясе, нога вперед; одна рука на поясе, другая на плече, нога назад; одна рука на поясе, другая в сторону, нога согнута в колене и т. д.
Упражнение 1
После показа взрослым ребенок повторяет движения, отвечая на вопросы.
Взрослый. Где находится сердце?
Ребенок. Слева.
Взрослый. Где у тебя темя?
Ребенок. Сверху.
Взрослый. Где подошвы?
Р е б е н о к. Снизу.
Взрослый. Какой глаз я тебе закрыла?
Ребенок. Правый.
Взрослый. Где у человека спина?
Ребенок. Сзади.
Взрослый. Где живот?
Р е б е н о к. Спереди.
Взрослый может предложить такие вопросы.
На каком плече моя рука? Куда «смотрят» коленки? А пятки? Какой рукой ты рисуешь? А ешь? Какое ухо я трогаю? Где лоб? Затылок? Волосы? Стопы? Переносица? Позвоночник? На какой бок я кладу твою руку? До какого виска я дотронулась? И т. д.
Упражнение 2
Ребенок самостоятельно показывает: левый мизинец, правый локоть, правый носок, левое запястье, левое бедро, мочку правого уха и т. д.
Упражнение 3
Ребенок выполняет «перекрестные» движения, показывая: правой рукой левую щеку, левый бок правой рукой, левой рукой правый висок, средним пальцем правой руки левое плечо, мизинцем левой руки правый глаз, указательным пальцем правой руки левое запястье, большим пальцем левой руки правый мизинец правой руки.
Упражнение 4
Взрослый молча выполняет движения, ребенок должен повторить той же рукой или ногой, избегая зеркальности: правая рука вверх, левая нога в сторону, правая рука на пояс, правое колено к груди, «ласточка» на левой ноге, левая рука на живот, «аист» на правой ноге, и пр.
Впоследствии движения рукой и ногой можно выполнять одновременно.
Упражнение 5
Взрослый просит ребенка выполнять называемые дви-жения без показа образца. Команды берутся из упражнения 8.
Упражнение 6
Это упражнение дополнительно тренирует самоконтроль, произвольное торможение. Взрослый выполняет несложные движения, ребенок повторяет каждый раз выполненное движение, отставая на одно. Приведем пример.
Взрослый ставит руки на пояс, затем вытягивает правую руку в сторону.
Ребенок ставит руки на пояс.
Взрослый выставляет левую ногу вперед.
Ребенок вытягивает правую руку в сторону.
Взрослый поднимает левую руку.
Ребенок выставляет левую ногу вперед и т. д.
1.3СЕРИЯ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОРИЕНТАЦИИ В ТРЕХМЕРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Задачи: уточнить и дифференцировать пространственные понятия
«впереди», «позади», «наверху», «внизу», «близко», «далеко»;
активизировать их в спонтанной речи.
Игра «РАССКАЖИ, ЧТО ВИДИШЬ»
Вариант. Впереди и позади детей расставляются игрушки.
Инструкция: «Расскажи, какие игрушки впереди, позади».
Вариант 2. Дети и логопед стоят у окна.
Инструкция: «Расскажи, что видишь впереди, позади».
Игра «КТО РЯДОМ?»
Ход игры : Дети выстраиваются в ряд в соответствии с инструкцией логопеда, затем называют всех, кто оказался впереди, позади.
Инструкции: 1) «Встань позади Светы»,
2) «Расскажи, кто впереди (позади) от тебя»,
3) «Расскажи, кто впереди, позади Светы».
Игра «ЖИВЫЕ ВАГОНЧИКИ»
Ход игры : По инструкции логопеда дети выставляют предметы, затем называют их пространственные позиции («Мишка стоит впереди Светы, котик стоит позади Светы»).
Инструкции: «Поставь мишку впереди Светы. Поставь котика позади Светы».
Игра «ВЕСЕЛЫЕ ЗВЕРИ»
Ход игры : Логопед поочередно выставляет игрушки перед ребенком: впереди и позади. Ребенок определяет пространственную позицию ИГРУШКИ, называет с закрытыми глазами, перечисляет игрушки в порядке предъявления.
Для усвоения пространственных понятий «наверху», «внизу», «близко», «далеко» возможно использование подобных игровых ситуаций
1.4СЕРИЯ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОРИЕНТАЦИИ В ДВУХМЕРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Задачи: уточнить и дифференцировать пространственные понятия вертикальной и горизонтальной плоскостей «впереди», «позади», «высоко», «низко», «далеко», «близко»; научить сравнивать пространственные позиции предметов; совершенствовать графо-моторные навыки. В качестве вертикальной плоскости применяется фланеллеграф. Использованы методические разработки Н. С Жуковой, Е. М. Мастюковой, ТБ. ФиличевоЙ. Предлагаются тексты, содержащие пространственные понятия. Возможны варианты конструкций предложений, предлагаемых детям.
Игра «НОВЫЙ ГОД»
Ход игры. На фланеллеграфе - изображение елочки и медвежонка.
Логопед произносит текст и выставляет плоскостные предметы на фланеллеграф.
Примерный текст: «Медвежонок наряжает елочку. Звезду повесил высоко. Шар - пониже. Бусы будут висеть совсем низко».
Вопросы логопеда : «Что висит высоко?», «Что висит низко?», «Что висит выше бус?», «Где висит звезда?», «Где висит шар?», «Где висят бусы?».
Игра «КОТ НА ЛЕСЕНКЕ»
Ход игры. На фланеллеграфе - фигура кота и горизонтальное изображение лестницы, наверху которой сидит попугай.
Примерный текст: «Кот ловит попугая. Попугай - высоко, кот – низко. Кот залез высоко. А попугай уже сидит низко. Не может кот поймать попугая».
Вопросы логопеда : «Где сидит кот?», «Где сидит попугай?», «Куда слетел попугай?», «Куда забрался кот?».
Игра «БЕЛКА НА ЕЛКЕ»
На фланеллеграфе - изображение елки и белки.
Примерный текст: «Шишка высоко висит. Белка низко сидит. Белка прыг-скок по веткам. Теперь Белка высоко. Достала шишку».
Вопросы логопеда : «Где висит шишка?», «Где сидит белка?», «Куда забрал ась Белка?»
Игра «СОЛНЫШКО»
Ход игры. На фланеллеграфе - изображение солнышка и домика Примерный текст: «Утром солнышко низко. Днем поднимается высоко. Вечером низко сидит, спит».
Далее может следовать имитация действий детьми с последующим оречевлением (присели - солнышко низко; встали - солнышко высоко; присели - солнышко низко).
Игра «СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК»
Ход игры. Игра проводится в солнечный день. Посредством зеркала солнечныЙ «зайчик» перемещается по комнате, дети комментируют: «Зайчик высоко, зайчик низко. Зайчик далеко, зайчик близко».
Игра «ИГРУШКИ ДЛЯ КЛОУНА»
Ход игры. У каждого ребенка лист бумаги с профильным изображением клоуна (Незнайки, Буратино и т. д.).
Инструкция «Нарисуй маленький красный мячик (шарик, колесо, бублик) позади Клоуна. Нарисуй большой синий мяч впереди Клоуна.
Игра «ИГРУШКИ ДЛЯ МИШКИ»
Ход игры. У каждого ребенка лист бумаги с изображением Зайчика (мишки, котика) в нижнем левом углу
Инструкция: «Нарисуй красный шар далеко от Зайчика. Нарисуй синий мяч близко к зайчику. Нарисуй зеленый шар между мячиком и шариком. Назови всех по порядку. Давайте придумаем историю».
Игра «КОВРИКИ»
Ход игры. У каждого ребенка чистый лист бумаги. По инструкции логопеда дети изображают графические знаки.
Инструкция: «Будем рисовать коврики. Нарисуйте синий круг в середине листа. Сверху от круга - красный квадрат. Снизу от круга - зеленый треугольник. В каждом углу коврика нарисуйте один маленький желтый круг».
Упражнение 1
Взрослый предлагает ребенку следующие задания.
Поставь вверху листа точку (внизу палочку, нарисуй справа крестик (слева птичку, проведи в нижнем левом углу волну (в нижнем правом углу прямую линию) и т. д.
Упражнение 2
От поставленной на листе точки, без отрыва руки, ребенок должен рисовать линию под команды взрослого.
Едем направо - стоп, вверх. стоп, налево. стоп, вверх. стоп.
Упражнение 3
Графический диктант. Ребенку предлагается нарисовать : крест справа от палочки, точку слева от крючка, овал под треугольником, квадрат в круге и т. д.
Упражнение 4
Ребенок должен продолжить ряд.
Рис. 1. К упражнению 4
Упражнение 5
Взрослый и ребенок рисуют план комнаты, указывая положение окон, дверей, мебели, человека. Затем обозначают на плане местоположение игрушки, переставляя ее каждый раз. Ребенок должен найти спрятанную игрушку, ориентируясь на ее обозначение, на плане.
Примечание. Для развития оптико-пространственной ориентации рекомендуются занятия по аппликации.
2.2 БЛОК УПРАЖНЕНИЯ НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Все занятия по развитию представлений о величине конструктивных деталей, их моделей, конструкций организовывались таким образом, что дошкольники систематически решали разнообразные практические задачи. Усвоение программного материала проходило через практическое действие с многообразием предметов и материалов.
На уровне восприятия дети знакомились с вариантами геометрических форм - прямоугольными, тупоугольными и остроугольными треугольниками; прямоугольниками, различающимися по соотношению сторон - "короткими" и "длинными". Дети учились строить сериационные ряды, у них развивалась способность к ранжированию, то есть, расположению элементов в ряд в порядке возрастания или убывания величины. На этом этапе использовались разнообразные дидактические игры и упражнения. Опишем некоторые из них.
Игра “КАЖДУЮ ФИГУРУ НА СВОЁ МЕСТО”
Цель: дать представление детям об изменении геометрических фигур.
а) познакомить с разновидностями округлых фигур (круги, овалы, с разным соотношением осей). Показать, что формы предметов и их частей могут соответствовать разным вариантам фигур;
б) познакомить с разновидностями прямоугольных форм (квадраты, прямоугольники с разным соотношением сторон);
в) познакомить с разновидностями треугольных форм (треугольники с разными соотношениями сторон и углов);
Материал: таблицы, на которых изображены разной величины округлые, прямоугольные, треугольные формы; карточки с изображениями предметов, в которых присутствует эта форма, с полным и незаконченным изображением (где отсутствуют округлые, прямоугольные и треугольные детали).
Руководство: вначале детям показывают полное изображение предметов, и они находят такие же формы на таблице, какие есть в полном изображении. При повторном проведении упражнения детям предлагаются неполные предметные изображения, ребёнок должен указать на таблице нужную деталь, чтобы "достроить" такое же изображение. Все упражнения проводятся поочерёдно.
Игра “РАЗНОВИДНОСТИ ФОРМ КОНСТРУКТИВНЫХ ДЕТАЛЕЙ”
Цель: дать представление об изменении формы конструктивных деталей.
а) познакомить с разновидностями конструктивных прямоугольных деталей (кубы, бруски с различным соотношением сторон);
б) познакомить с разновидностями конструктивных треугольных деталей (треугольные призмы с разными соотношениями сторон и углов).
Материалы: кубы, четырёхугольные и треугольные призмы разнообразной формы, цветная бумага, фломастеры, ножницы.
Руководство: Вначале совместно с детьми осуществляется перенос формы конструктивных деталей на цветную бумагу с последующим вырезыванием. Затем, полученные силуэтные изображения отождествляются с соответствующими геометрическими эталонами. Обращается внимание детей на разновидности формы геометрических фигур и конструктивных деталей. Все упражнения проводятся поочерёдно и поэтапно.
Игра “НАЙДИ ДЕТАЛЬ ТАКОЙ ЖЕ ФОРМЫ”
Цель: закрепить знания детей о разновидностях прямоугольных и треугольных фигур и конструктивных деталей с соответствующими силуэтными геометрическими фигурами и их изображением.
Материал: кубы и четырёхугольные призмы с разным соотношением сторон, треугольные призмы с разным соотношением сторон и углов; силуэтные геометрические фигуры, соответствующие по своему количеству и форме, конструктивным деталям; таблица с контурными изображениями форм всех конструктивных деталей, используемых в упражнении.
Руководство:
а) используя приёмы наложения и приложения, дети вновь убеждаются в том, что все предложенные их вниманию геометрические фигуры и конструктивные детали отличаются формой;
б) для каждой геометрической фигуры дети подбирают соответствующую конструктивную деталь;
в) для каждой конструктивной детали дети подбирают соответствующее контурное изображение на таблице.
При выполнении заданий детьми обращается внимание на способ их действий:
- практические действия (наложение, приложение,
- зрительное соотнесение.
Игра “ПРОДОЛЖИ РЯД”
Цель: закреплять умение детей устанавливать соотношения. Между элементами по величине. Учить строить сериационный ряд в ритмически заданной последовательности.
Материал: набор четырёхугольных призм в количестве 15-20 штук, отличающихся соотношением сторон.
Руководство: вниманию ребёнка предлагались пять четырёхугольных призм, расположенных в любой заданной ритмической последовательности. Ему предлагалось продолжить ряд, соблюдая заданную закономерность.
Игра "НАЙДИ ПАРУ"
Цель: тренировка в выделении одинаковых элементов среди нескольких других, упражнения в локализации.
1 вариант. Нахождение конструктивных одинаковых деталей.
Материалы: набор конструктивных деталей, отличающихся цветом, формой, величиной.
Задание: найти конструктивные одинаковые детали, разложить их парами.
2 вариант. Нахождение конструктивных одинаковых деталей и силуэтных изображений.
Материал: набор конструктивных деталей, отличающихся цветом, формой, величиной и набор силуэтных геометрических фигур, соответствующих цветом, формой, величиной конструктивным деталям.
Задание: составить пары из конструктивных деталей и их силуэтов.
3 вариант. Нахождение конструктивных одинаковых деталей и контурных изображений.
Материал: набор конструктивных деталей, отличающихся цветом, формой, величиной, набор карточек с контурным изображением геометрических фигур, соответствующих цветом, формой, величиной конструктивным деталям.
Задание: для каждой конструктивной детали найти соответствующую карточку с контурным изображением геометрической фигуры.
Игра "РАСПРЕДЕЛИ В ГРУППЫ"
Цель: тренировка в группировке с учётом выделения одинаковых признаков.
Материал: набор конструктивных деталей в количестве 24 штук, отличающихся по цвету, форме, величине (два разных цвета, четыре разных формы, три разных величины).
Руководство: разложить детали в группы по разным признакам, так, чтобы каждый раз в группах были похожие с похожими. Детям не назывались признаки, не оговаривалось количество групп. В случае, если ребёнок самостоятельно не справлялся с заданием, ему оказывалась необходимая помощь.
Игра "ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ"
Цель: тренировка в выделении конструктивных одинаковых деталей, выделении существенных признаков и обобщении.
Материал: набор конструктивных деталей, отличающихся цветом, формой, величиной.
Задание: детям поочерёдно предъявлялся набор из четырёх конструктивных деталей, имеющих незначительные отличия. Ребёнок должен выделить лишнюю деталь, объяснить свой выбор.
Игра "НАЙДИ ПРЕДМЕТ ТАКОЙ ЖЕ ФОРМЫ"
Цель: упражнять в соотнесении целостной формы предметного изображения с геометрическими фигурами.
Материал: рисунки; фотографии с изображением одноэтажных, многоэтажных домов. Моста, гаража, трамвая, грузовой машины. Набор геометрических фигур.
Задание: для каждого изображения подобрать соответствующую геометрическую форму, сравнить каждый предмет с фигурой - эталоном, определить, может ли он быть отнесён к категории квадратным, прямоугольным.
Игра "НАЙДИ КОНСТРУКЦИЮ ТАКОЙ ЖЕ ФОРМЫ"
Упражнение проводится аналогично предыдущему, только вместо рисунков и фотографий использовались конструкции.
С целью формирования умения зрительно расчленять форму контурного изображения предмета, конструкции на составные части, соответствующие знакомым геометрическим фигурам; воссоздавать форму предмета из геометрических фигур применялись разнообразные игровые задания типа: "Составь предмет из фигурок", "Сложи квадрат", "Сложи узор", "Построй такую же конструкцию" и другие.
Выкладывая из частей квадрат, из готовых геометрических фигур предмет, из кубиков узор, из знакомых геометрических фигур конструкцию по её контурному изображению, дети упражнялись в выделении их формы, размера, пространственного расположения.
Так же могут применяться следующие задания:
а) задания на соотнесение признаков конструктивных деталей к заданным эталонам "Покажи деталь такого же цвета".
Ребёнку демонстрируется карточка с цветным кружком, ребёнок должен показать конструктивную деталь такого же цвета;
б) задания на классификацию;
в) "Расставь кубики так, как показано на моей схеме". Вниманию детей предлагается карточка, на которой в определённой последовательности изображены цветные кружки;
г) "Продолжи ряд".
Вниманию детей предлагается карточка с цветными кружками, в ритмически заданной последовательности, ребёнок должен в соответствии с данной схемой выстроить ряд из конструктивных деталей, ориентируясь только на цвет;
д) "Составь узор".
Материал: карточка с узором из 16 цветных кружков, расположенных в четыре ряда; 16 кубиков соответствующего цвета.
Ориентируясь на схему, ребёнок должен построить узор из строительных деталей;
с) "Куда села бабочка?".
На графическом изображении конструкции с помощью цветного кружка показывается, куда села бабочка. Ребёнок показывает соответствующую конструктивную деталь в конструкции;
ж) "Построй конструкцию по плану".
Ребёнку предлагается схема, например, из двух цветных кружков. Первый цветной кружок обозначает обдумывание, какой предмет будет построен, для чего он служит, что в нём обязательно должно быть. Другой цветной кружок обозначает переход к выяснению вопроса о том, из чего предмет может быть построен, из каких деталей состоит каждая его часть и как они расположены относительно друг друга и т. д. ;
з) "Отгадай, что я задумала".
Дефектолог (Тифлопедагог) подробно описывал конструктивную деталь или конструкцию, ребёнок находил ту, которая соответствовала перечисленным признакам и свойствам.
Дидактический материал в картинках «Учусь ориентироваться в пространстве»
Предлагаемый картинный материал в виде двусторонних карточек, речевые задания по ним, разнообразные игры помогут ребенку правильно определить нахождение предметов вокруг него, в помещении, на улице. Они будут способствовать развитию умения ориентироваться в пространстве, формированию грамматического строя речи: навыков словообразования, согласования с существительных с глаголами и прилагательными, образования падежных форм и в целом активизируют словарь дошкольника, расширяет его кругозор.