Пшенко Анастасия
Сборник конспектов по познавательному развитию с использованием сюжетно-ролевой игры для старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме «Одежда зимой»
Цель – формирование представлений о зимней одежде (валенки, шуба, варежки, шарф, шуба)
Задачи:
сформировать представления о зимней одежде (шапка, шуба, варежки, шарф, валенки); развивать психические процессы: память, мышление, воображение; расширять словарный запас; воспитывать усидчивость, умение выполнять инструкции, безвозмездно помогать другим.
Публикация «Сборник конспектов по познавательному развитию с использованием сюжетно-ролевой игры для старшего возраста» размещена в разделах
Оборудование: цветок для ритуала занятия, мишка плюшевый; картинки: куртка, шуба, шапка, шарф, варежки (обычные и непромокаемые, валенки, сапоги; тени: шуба, куртка, шарф, шапка, варежки (обычные и непромокаемые, валенки, сапоги; майка, шорты, туфли, кепка, сандалии, футболка.
Ход занятия:
1. Ритуал приветствия «Круг радости». См приложение «Ритуалы приветствия»
2. Сюрпризный момент
- А умеете вы отгадывать загадки? (ответы детей) Сейчас мы это проверим.
* Не галстук он, не воротник,
А шею обжимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда бывают холода. (Шарф)
* Пять пальцев, как у людей,
Но пальцы у неё без ногтей. (Варежки)
ИЛИ
* Дали братьям тёплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился. (Варежки)
* Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром – в садик,
Днём – домой. (Валенки)
* Домик для головы. (Шапка)
* Чтобы не мёрзнуть холодной зимой,
Что мы сегодня купили с тобой?
Одежду ту знаю из тё плого меха:
В ней лютый мороз января – не помеха. (Шуба)
- Какие вы молодцы! Отгадали все загадки.
Раздается звук, открывающийся двери, затем топот.
- Смотрите, кто к нам в гости пришел. Показываем куклу. Здравствуй, Маша. Чем ты расстроена?
М. : - У меня в магазине были хулиганы, разбросали все вещи, я боюсь, одна не справлюсь, вы мне поможете?
- Ребята, поможем Маше убраться в ее магазине? (ответы детей) А вы догадались, что продает Маша в своем магазине? (ответы детей) Одежду. А какую именно одежду? Зимнюю.
3. Беседа
Сегодня мы с вами будем продолжать знакомиться с элементами зимней одежды. Какая зимой у нас погода? (ответы детей) Холодная, морозная. Как нам нужно одеваться? Тепло. Что для этого мы с вами возьмем? Колготки, футболку, штаны, кофту, куртку, шапку и обязательно, что нужно не забыть одеть, чтобы у нас с вами не замерзли руки? (ответы детей) Варежки. Верно. А теперь давайте вспомним, я вам в начале загадала загадки, что там было необычного из одежды? (ответы детей) Шуба. Точно. Кто видел шубу? У кого у мамы есть шуба? Вы трогали ее? Какая она? (ответы детей) Мягкая, пушистая. Прекрасно. За место чего мы можем надеть шубу? (ответы детей) За место куртки. Я с вами согласна. А что еще такого необычного вы услышали в ответах на загадки? (ответы детей) Валенки. Что ж это такое, кто мне может сказать? (ответы детей) Поднимите руки, кто ходит зимой в валенках? Вам тепло в валенках? Хочу вам сказать, ребята, что в шубе и в валенках иногда бывает теплее, чем в куртке и сапогах.
4. Дидактическая игра «Чья тень?»
- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Чья тень?». Перед вами лежат тени предметов. Вам нужно сейчас внимательно их рассмотреть, и назвать что это такое. Для тех, кто затрудняется, поднимите руку, я дам вам картинки, на которые вы сможете опереться.
После завершения игры спросить детей о трудностях, возникших в процессе игры.
5. Пальчиковая гимнастика «Гномики»
6. Дидактическая игра «Разложи по полкам»
- Посмотрите, какой тут беспорядок навели, нужно разложить всю зимнюю одежду по местам. Представим себя работниками магазина одежды. Давайте внимательно посмотрим все и подумаем, по каким признакам мы можем разделить всю эту одежду. (ответы детей) Головные уборы (шапки, одежда (куртка, шуба, обувь (валенки, сапоги, варежки, перчатки. Спросить детей, что было сложно, и почему.
7. Подведение итогов
- Как думаете, мы помогли Маше? Что мы сделали? Вам было сложно на занятии? Что было сложно? Вам понравилось помогать Маше?
Обращаемся к Маше: Маша, мы помогли тебе?
М. : Да, ребята, спасибо вам большое. Побегу я работать. До свидания.
- До свидания, Маша. Приходи к нам в гости!
8. Сюжетно-ролевая игра
Обыграть ситуацию «Магазин одежды». Распределить между детьми роли: продавцы, покупатели. Проговорить их обязанности и речевые диалоги. В игре следует использовать дидактические игры с занятия : «Разложи по полкам», «Тени».
Конспект занятия по формированию элементарных представлений
по теме «Цифра 5»
Цель – формирование представлений о числе 5 с помощью сюжетно-ролевой игры.
Задачи:
закрепить полученные знания о цифре 5; учимся соотносить число и количество; развивать словарный запас, психические процессы: внимание, память, мышление, усидчивость; воспитывать умение слушать педагога до конца, выполнять задания по инструкции, воспитывать желание помогать другим.
Оборудование: игрушка белка, набор цифр каждому ребенка от 1-5, раздаточный материал: картинки: орехи, грибы, шишки (по 10 шт на каждого ребенка); поле для игры «Найди меня»; при наличии можно использовать муляжи : шишек, орехов и грибов.
Ход занятия
1. Ритуал приветствия «Доброе Животное». См Приложение «Ритуалы привет-свия».
2. Сюрпризный момент
Прибегает белочка. Обращаемся к ней.
- Здравствуй, белочка. Ты куда так бежишь?
Б. : Я бегу собирать орехи и шишки. Ведь скоро зима, а у меня еще запасы не готовы. Я не успею одна приготовиться к зиме, мне нужна ваша помощь. Обращаемся к детям: - Ребята, поможем белочке? (ответы детей)
3. Беседа
- Какое сейчас время года? (ответы детей) Осень. А после осени, что к нам придет? (ответы детей) Зима, точно. Что делают животные в этот период времени? (ответы детей) А есть, кто из животных не готовится к зиме? Кто? (ответы детей) А наша с вами гостья, как готовиться к зиме, кто помнит? (ответы детей) Собирает запасы на зиму. Что белка готовит на зиму? (ответы детей) Орехи, шишки, грибы. Вот мы сейчас с вами и поможем ей, приготовить запасы на зиму. Но для начала давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом занятии по математике? (ответы детей) С какой цифрой мы познакомились с вами в прошлый раз? (ответы детей) Цифра 5. На кого похожа цифра 5? Чего у нас с вами есть по 5 штук? (ответы детей) Пальцев. Покажите, у всех пять пальцев? Давайте проверим, посчитаем. У каждого из вас лежит набор цифр, найди среди них, цифру 5 и покажите мне, подняв ее над головой. Вот какие молодцы. А теперь вы готовы поиграть?
4. Дидактическая игра «Соотнеси»
У каждого из вас лежат грибы, шишки и орехи, вам нужно посчитать их, и поставить рядом с ними нужную цифру. Кому будет сложно, поднимите руку, я помогу.
5. Пальчиковая гимнастика «Пять пальчиков»
6. Дидактическая игра «Найди меня»
- Перед вами лежит картинка, на ней спрятаны запасы белочки. Вам нужно найти и посчитать их, и в квадрат в углу поставить ту цифру, сколько вы насчитали их. Например, считаем орехи. Один, два, три – если больше не нашли, значит в квадрат рядом с орехом ставим цифру три. Кому будет сложно, поднимите руку, я помогу.
7. Подведение итогов
- Как вы считаете, мы помогли белочке приготовить запасы на зиму? Давайте спросим об этом ее? Обращаемся к белочке. Белочка, мы с ребятами помогли тебе приготовить к зиме?
Б. : Ой, ребята, очень помогли, без вас бы я еще долго бегала. Спасибо вам огромное! Побегу я дупло готовить. До свидания!
- До свидания, белочка. Приходи к нам еще! Вам понравилось занятие? Давайте теперь обсудим, кому, что было сложно и кому что понравилось больше всего?
8. Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
- Обыграть ситуацию «Магазин». Распределить между детьми роли: продавец, покупатели. Проговорить их обязанности и речевые диалоги. В игре следует использовать дидактические игры с занятия : «Соотнеси», «Найди меня».
Конспект по развитию речи по теме «Звук [А]»
Цель – развитие связной диалогической речи в процессе сюжетно-ролевой игры.
Задачи:
учимся составлять связный диалог; развивать диалогическую связную речь, словарный запас, мышление, воображение, память, переключаемость внимания; воспитывать желание помогать другим, усидчивость, умение доделывать задание до конца, внимательно слушать инструкцию, обращаться за помощью, оценивать свою работу.
Оборудование: Незнайка, ширма, сундучок, музыкальные инструменты, картинка произнесения звука, большой и маленький красный кружок, схема расположения звука; набор для сюжетно-ролевой игры «Доктор».
Ход занятия
1. Ритуал приветствия «Передай улыбку по кругу». См приложение «Ритуалы приветствия».
2. Сюрпризный момент
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к Незнайке, он давно уже нас ждет. Посмотрите, какой волшебный сундучок приготовил для нас Незнайка. Хотите узнать, что в нем спрятано? (ответы детей) А лежат в сундучке музыкальные инструменты. Незнайка приготовил их, чтобы поиграть с вами в игру «Угадай, на чем играю». Но прежде чем начать игру, давайте вспомним как называются инструменты и послушаем, как они звучат (дети слушают звучание, называют инструменты, и убираем их за ширму). Закройте глаза, послушайте и скажите, на каком инструменте играл Незнайка.
3. Беседа
- Сегодня я вам и Незнайке хочу рассказать сказку о звуках. Мы слышим много разных звуков – шум проезжающей машины, шелест листьев, пение птиц, звуки музыки – это все неречевые звуки, а еще есть звуки речи. Я говорю, а вы меня слышите. Это звуки речи. Сегодня вы узнаете о первом звуке речи. А вот о каком, вы догадаетесь, послушав стихотворение.
Аист вез из магазина
На своей тележке груз:
Ананасы, апельсины,
Абрикосы и арбуз
Выставляем на доске картинки по ходу стихотворения.
- Что привез аист из магазина? (ответы детей) Какой первый звук в слове ананасы? В слове апельсины? Абрикосы? Арбуз? Что общего у всех этих слов? Давайте все вместе произнесем звук [А] (выставляем картинку произнесения звука) - рот открыт широко. Струя воздуха выходит свободно. Если струя воздуха не встречает во рту преграду – этот звук-гласный. Звук [А] гласный. Повторите. Гласные звуки мы обозначаем красным цветом. (Выставляем красный квадрат)
4. Речевая игра «Сигнальщики»
- Я вам и Незнайке предлагаю поиграть в игру «Сигнальщики». Я буду произносить разные звуки, а вы, когда услышите звук [А] – хлопните в ладоши. (закрываем рот экраном) О, У, И, А, О, А, И, У, Ы, И, А, О. Что я сейчас произносила? (ответы детей) Звуки можно произносить по – разному. Можно звук [А] произнести громко ААА А можно тихо. Аааа
5. Работа с карточками
-Я буду показывать вам на кружки, а вы будете произносить звук [А]. Покажу на большой кружок - произнесете громко, покажу на маленький – произнесете тихо.
- А еще звук можно произносить долго ааааааааааааааа, (произносим звук и проводим указкой по дорожке и произносим звук долго, а можно произносить коротко. А. (произносим звук и проводим указкой по дорожке и произносим звук коротко). Просим детей пропеть звук по указанной нами дорожке.
6. Пальчиковая гимнастика
7. Дидактическая игра «Подбери картинку»
- Незнайка решил поиграть в игру «Подбери картинку». Я называю вам предложения, а вы попробуйте продолжить предложения. На крыше дома стоит …
Н. : Альбом
- Ребята, правильно ответил Незнайка? (ответы детей) Нет. На крыше дома стоит антенна.
Аня рисует красками в ….(альбоме)
На дереве поселился (аист)
Мама купила вкусные ….(апельсины)
На бахче вырос круглый ….(арбуз)
8. Речевая игра «Сосчитай-ка»
- Оказывается, Незнайка не умеет считать, поможем ему посчитать предметы.
1 – антенна, 2 – антенны, 5 - антенн
1 – альбом, 2 – альбома, 5 - альбомов
1 – аист, 2 – аиста, 5 - аистов
1 – апельсин, 2 – апельсина, 5 - апельсинов
1 – арбуз, 2 – арбуза, 5 - арбузов
- Молодцы! А теперь вспомните, каким цветом обозначаем звук [А]? (ответы де-тей) Красным. Почему? Гласные звуки обозначаем красным цветом. Запомните правило: ГЛАСНЫЙ – ВСЕГДА КРАСНЫЙ!
9. Завершение
Обращаемся к Незнайке. Незнайка, спасибо тебе за теплый прием, нам пора от-правляться обратно к себе в группу. До свидания!
Н. : До свидания, ребята! Приходите еще!
- Ребята, вам понравилось в гостях у Незнайки? Что интересного было там? Что нового вы сегодня узнали? Было ли сложно вам сегодня на занятии? Кому? Почему?
10. Сюжетно-ролевая игра
Обыграть ситуацию «У врача». Распределить между детьми роли: врач, пациенты. Проговорить их обязанности и речевые диалоги. В игре следует использовать дидактические игры с занятия : «Сосчитай-ка».