Татьяна Кознова
Сборник игр по ТРИЗ технологии «Поиграй-ка»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра № 1
«Запутанные неровные дорожки»
Цель: Развивать умение детей определять поверхность предметов по признаку рельефа. Понимать схему имени признака «Рельеф».
Материал: коврики массажные с различными поверхностями.
Игровое действие: Дети становятся друг за другом и шагают в волшебный лес. В конце дорожек находится схема имени признака «Рельеф». Дети рассказывают какой рельеф был на каждом участке дорожек.
Игровой результат: Дети должны объяснить, что поверхность дорожек была разная, так как рельеф был разнообразный. Понимают схему имени признака «Рельеф», легко работают с этим признаком.
Публикация «Сборник игр по ТРИЗ технологии „Поиграй-ка“» размещена в разделах
Игра № 2
«Кто где живет»
Цель: Развивать умение детей определять разные места нахождения разных объектов. Определять объекты по признаку места. Понимать схему имени признака «Место».
Материал: картинки животных и их «домов»; загадки о животных.
Игровое действие: Ведущий читает загадки про животных - дети отгадывают. Предложить детям найти этого животного на картинке, назвать его и найти его домик.
Игровой результат: Дети должны закрепить схему имени признака «Место»; правильно определять место нахождения каждого животного, его дом.
Игра № 3
«Нарисуй столько же»
Цель: Развивать умение детей правильно использовать понятия «столько же», «равное количество». Закреплять имя признака «Количество».
Материал: картинки с изображением фруктов, ягод с различным количеством.
Игровое действие: Воспитатель предлагает определить количество фруктов и ягод на каждой картинке. Предлагает подобрать каждой картинке с фруктами картинку с ягодами, так чтобы на них было одинаковое количество.
Игровой результат: Дети разбирают картинки по признаку количество и закрепляют схему этого имени признака; понимают понятия «равное количество», «столько же».
Игра № 4
«Кто кем был»
Цель: Развивать умение детей строить конструкции, описывающие события, произошедшие в прошлом и происходящие в настоящем. Понимать имя признака «Время».
Материал: картинки животных и их детенышей, людей в разном возрасте.
Игровое действие: Воспитатель показывает ребенку картинку, тот определяет пару данной картинке по признаку время. Ребенок объясняет свой выбор, определяя время прошедшее или настоящее.
Игровой результат: Дети рассматривают и поднимают соответствующую картинку. Считывают имя признака «Время».
Игра № 5
«Помоги найти»
Цель: развивать умение детей ориентироваться в пространстве: впереди, сзади, справа, слева, сверху, снизу. Закреплять понимание схемы имени признака «Направление».
Игровое действие: Воспитатель загадывает какой-либо предмет в группе и детям подсказывает направление. Дети следуя подсказкам взрослого находит загаданный предмет.
Игровой результат: Дети идут по указанному взрослым направлению. Считывают и понимают схему имени признака «направление». Ориентируются в пространстве.
Игра № 6
«Больше-меньше»
Цель: развивать умение детей использовать в игре свои знания о размере предметов, умение их сравнивать. Совершенствовать и развивать умение детей концентрировать свое внимание. Считывать схему имени признака «размер».
Материал: корзина с мячами разного размера.
Игровое действие: Каждый ребенок берет по одному мячу, по команде и задаче воспитателя находят в корзине своему мячу пару.
Задачи:
1. Найдите мяч больше по размеру, чем ваш.
2. Найдите мяч меньший по размеру, чем ваш.
3. Найдите мяч такой же по размеру, как ваш.
Игровой результат: дети умеют сравнивать предметы по размеру. Считывают и работают со схемой имени признака «размер».
Игра № 7
«Что предмет может рассказать о себе»
Цель: развивать умение детей составлять описание предметов по схемам имени признака.
Материал: игрушечная посудка, игрушечные собачки из разного материала, пушистый воротник.
Игровое действие: Дети выбирают себе предмет, а затем из волшебного мешочка наугад достают по три схемы имени признака. По этим признакам дети описывают свой предмет, затем обмениваются признаками с соседями и продолжают описание.
Игровой результат: Дети легко считывают схемы имени признаков, умеют с ними работать и применять на практике.
Игра № 8
«Кто что делает»
Цель: закрепить умение работать со схемой имени признака «действие». Расширять представления детей о профессиях, уточнить их названия, обогащать лексический запас детей глаголами, характеризующими действия людей той или иной профессии.
Материал: карточки с изображениями людей разных профессий; схема имени признака «действие».
Игровое действие: Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображением людей разных профессий, показывает схему имени признака «действие»; дети подбирают нужные глаголы. К подобранным глаголам ребята находят рифму и в конце придумывают стихотворение к выбранным профессиям.
Игровой результат: дети считывают схему имени признака «действие». Легко придумывают рифмовки. Закрепляют и расширяют знания о профессиях.
Игра № 9
«Похож - не похож»
Цель: развивать умение детей сравнивать предметы по признакам, подбирать предметы, похожие по цвету, форме, размеру, материалу. Понимать схематичное изображение признаков цвет, форма, размер, материал.
Материал: кусочки ткани разных цветов, форм, материалов, размеров. Четыре коробочки со схематичным изображением признаков: цвет, форма, размер, материал.
Игровое действие: Ведущий предлагает поиграть : разложить кусочки ткани по нужным коробочкам (на каждой коробочке изображен свой признак). Дети начинаю раскладывать по сигналу воспитателя «Раз, Два, Три- начни!». Взрослый наблюдает, чтобы дети ничего не перепутали, помогает.
Игровой результат: Дети считывают схему имени признака объекта цвет, форма, размер, материал и легко с ними работают.
Игра № 10
«Кто что слышит»
Цель: Развивать у детей слуховое восприятие, внимание; развивать умение различать голоса птиц, животных, транспорта. Определять характер звука (далекий, близкий, низкий, высокий). Считывать и понимать схему имени признака «звук».
Материал: картинки с изображением птиц, животных, транспорта, схема имени признака «звук».
Игровое действие: Дети берут по одной картинке и расходятся по групповой комнате, затем поочередно изображают голосом то, что указано на картинке, остальные угадывают, определяют далекий или близкий звук, низкий или высокий.
Игровой результат: Дети различают далекие и близкие звуки, низкие и высокие. Считывают и понимают схему имени признака «звук».
Игра № 11
«Что общего»
Цель: упражнять детей в классификации предметов по признаку «части», развивать внимание, наблюдательность.
Материал: игрушки из разного материала, книжка, карандаши цветные.
Игровое действие: Воспитатель показывает схему имени признака части и предлагает детям разложить все предметы с одинаковыми частями в отдельные группы. Взрослый помогает детям разложить каждый предмет на части.
Игровой результат: дети легко классифицируют предметы по признаку «части».
Игра № 12
«Вчера, сегодня, завтра»
Цель: Закрепить знания детей о времени, формировать умение соотносить происходящие события со временем, активизировать словарь. Считывание схемы имени признака «Время».
Игровое действие: Дети берут картинки с изображением объекта и составляют три рассказа:
1. рассказ о прошлом объекта;
2. рассказ о том, как выглядит объект сейчас;
3. рассказ о том, как будет выглядеть объект в будущем.
Игровой результат: Дети узнали кем или чем объект стал, чем или кем объект был. Считывание и работа со схемой имени признака «Время».
Игра № 13
«Не ошибись»
Цель: Упражнять детей в различении предметов по материалу, из которого он изготовлен. Развивать умение определять их свойства: твердый, мягкий, плотный, гладкий, шероховатый, блестящий, матовый. Считывание схемы имени признака «Материал», «Рельеф».
Материал: предметы из разного материала, коробочка.
Игровое действие: Дети из коробочки наугад достают предметы и по признаку «Материал», «Рельеф» начинают его описывать.
Игровой результат: дети легко работают со схемами имени признака «Материал», «Рельеф».
Игра № 14
«Чудесный мешочек»
Цель: Развивать умение детей сравнивать предметы между собой. Считывание схемы имени признака «Вес».
Игровое действие: Дети достают из мешочка разные предметы, сравнивают их друг с другом по весу. Активизируются в речи детей такие сочетания «тяжелее, чем…», «легче, чем…».
Игровой результат: Активизация в речи детей сочетаний «тяжелее, чем…», «легче, чем…». Считывание схемы имени признака «Вес».
Игра №15
«Кто кем будет»
Цель: развивать умение детей понимать игровую задачу, использовать свои знания о животных и их детенышах. Развивать логическое мышление. Считывание схемы имени признака «Время».
Материал: картинки с животными, схема имени признака «Время».
Игровое действие: Дети выбирают себе картинки детенышей животных и отвечают, кем детеныши станут в будущем. Воспитатель задает провокационные вопросы. Например: кем станет цыпленок - курицей или петухом? Активизируется словарь ребенка.
Игровой результат: Дети легко работают с именем признака «Время», развивая при этом логическое мышление.
Игра №16
«Кошкин дом»
Цель: считывание имени признака «Место». Использовать предлоги в различных речевых конструкциях.
Игровое действие: Дети, считывая схему имени признака «Место», описывают интерьер кукольного «кошкиного» дома, используя в речи предлоги «в», «на», «из», «под» в различных речевых конструкциях.
Игровой результат: Дети легко используют в речи предлоги места; работают с именем признака «Место».
Игра № 17
«Лото признаков»
Цель: Развивать умение детей описывать предмет по разным признакам.
Игровое действие: Воспитатель раздает детям карточки, разделенные на шесть частей, в трех ячейках находятся в шахматном порядке схемы имени признака, в трех других ячейках картинки с изображением предметов. Ребенок находит у каждой картинки предмета «соседей- признаков» и по этим признакам описывает данный предмет.
Игровой результат: дети свободно работают с именами признаками, знают их обозначения и значения.
Игра № 18
«Составление геометрических фигур»
Цель: развивать умение работать с именем признака «Форма».
Игровое действие: Воспитатель раскладывает на столе разнообразные плоские фигуры. Дети считывают схему имени признака форма и раскладывают фигуры на отдельные группы по форме. Каждую группу фигур дети обследуют зрительно-осязаемым способом, делая вывод, какая форма у каждой группы. Далее из фигур каждой группы дети составляют одну геометрическую фигуру.
Игровой результат: Дети хорошо работают с именем признака «Форма»; считывают схему имени признака.
Игра № 19
«Найди и назови»
Цель: Развить навыки детей использовать в игре умение находить геометрическую фигуру в окружающей обстановке, ориентируясь на заданный размер и цвет.
Игровое действие: Воспитатель загадывает детям определенный предмет из группы, дает подсказку, какой он по форме, размеру и цвету. Дети, ориентируясь на подсказку, находят загаданный предмет.
Игровой результат: Дети работают с именами признаками цвет, размер, форма; применяют свои знания на практике.
Игра № 20
«Кто найдет, пусть возьмет»
Цель: Развивать умение детей использовать в игре знания о том, из каких материалов сделаны различные предметы. Работа со схемой имени признака «материал». Активизация словаря детей, развитее связной речи, внимания.
Игровое действие: Воспитатель загадывает предмет из группы, называя, из какого материала он сделан. Дети, опираясь на этот признак, находят предмет.
Игровой результат: Дети на практике закрепляют имя признака «Материал».
Игра № 21
«Краски»
Цель: Развивать умение детей использовать в игре свои знания о цветах и их оттенках. Распознавать имя признака «цвет» по схеме.
Игровое действие: Воспитатель называет объект, а дети говорят какой краской его нужно покрасить. Затем воспитатель называет разнообразные цвета, а дети говорят что такого цвета может быть.
Игровой результат: Дети развили умение распознавать цвета объектов; считывают схему имени признака «цвет»; находят цветовые оттенки.
Игра № 22
«Найди предмет такой же по форме как…»
Цель: развить умение детей считывать и понимать имя признака «Форма».
Игровое действие: Воспитатель показывает схему имени признака «Форма» и называет любую форму, а дети находят предметы в окружающей их обстановке, которые имеют такую же форму.
Игровой результат: Дети понимают и работают со схемой имени признака «Форма», видят и находят заданные формы в окружающей их обстановке и в предметах.
Игра № 23
«Что дальше?»
Цель: Считывать и использовать в игре имя признака «Время». Закреплять знания о частях суток, о деятельности детей в разное время дня.
Игровое действие: Воспитатель показывает детям картинки с изображением разных частей суток, дети называют, что это за время и рассказывают, что они в это время суток делают.
Игровой результат: Дети считывают схему имени признака «Время»; активно используют этот признак в игре и в повседневной жизни.
Игра № 24
«Волшебное путешествие»
Цель: Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении. Считывать и понимать схему имени признака «Направление».
Игровое действие: Воспитатель приглашает детей в волшебное путешествие по группе. Дети, внимательно слушая воспитателя, идут в заданном направлении. Взрослый специально запутывает детей, с целью развить внимание ( например: говорит влево, а сам показывает вправо). В конце путешествия дети находят картинку со схемой имени признака «Направление».
Игровой результат: Дети умеют считывать схему имени признака «Направление», активно используют этот признак в повседневной жизни; хорошо ориентируются в пространстве.
Игра № 25
«Кто в домике живет»
Цель: Развивать умение детей по звуку угадывать животное. Закрепить схему имени признака «Звук».
Игровое действие: Дети по заданию воспитателя воспроизводят звуки животных, остальные угадывают, что это за животное. Воспитатель говорит детям только то, что делает загаданное животное: мычит, лает, мяукает, хрюкает, воет и т. д.
Игровой результат: Считывание и применение в игре схемы имени признака «Звук».