Папки-передвижки

Сборник игр по ТРИЗ технологии «Поиграй-ка»

Татьяна Кознова
Сборник игр по ТРИЗ технологии «Поиграй-ка»
▼ Скачать + Заказать документы

Игра № 1

«Запутанные неровные дорожки»

Цель: Развивать умение детей определять поверхность предметов по признаку рельефа. Понимать схему имени признака «Рельеф».

Материал: коврики массажные с различными поверхностями.

Игровое действие: Дети становятся друг за другом и шагают в волшебный лес. В конце дорожек находится схема имени признака «Рельеф». Дети рассказывают какой рельеф был на каждом участке дорожек.

Игровой результат: Дети должны объяснить, что поверхность дорожек была разная, так как рельеф был разнообразный. Понимают схему имени признака «Рельеф», легко работают с этим признаком.

Публикация «Сборник игр по ТРИЗ технологии „Поиграй-ка“» размещена в разделах

Игра № 2

«Кто где живет»

Цель: Развивать умение детей определять разные места нахождения разных объектов. Определять объекты по признаку места. Понимать схему имени признака «Место».

Материал: картинки животных и их «домов»; загадки о животных.

Игровое действие: Ведущий читает загадки про животных - дети отгадывают. Предложить детям найти этого животного на картинке, назвать его и найти его домик.

Игровой результат: Дети должны закрепить схему имени признака «Место»; правильно определять место нахождения каждого животного, его дом.

Игра № 3

«Нарисуй столько же»

Цель: Развивать умение детей правильно использовать понятия «столько же», «равное количество». Закреплять имя признака «Количество».

Материал: картинки с изображением фруктов, ягод с различным количеством.

Игровое действие: Воспитатель предлагает определить количество фруктов и ягод на каждой картинке. Предлагает подобрать каждой картинке с фруктами картинку с ягодами, так чтобы на них было одинаковое количество.

Игровой результат: Дети разбирают картинки по признаку количество и закрепляют схему этого имени признака; понимают понятия «равное количество», «столько же».

Игра № 4

«Кто кем был»

Цель: Развивать умение детей строить конструкции, описывающие события, произошедшие в прошлом и происходящие в настоящем. Понимать имя признака «Время».

Материал: картинки животных и их детенышей, людей в разном возрасте.

Игровое действие: Воспитатель показывает ребенку картинку, тот определяет пару данной картинке по признаку время. Ребенок объясняет свой выбор, определяя время прошедшее или настоящее.

Игровой результат: Дети рассматривают и поднимают соответствующую картинку. Считывают имя признака «Время».

Игра № 5

«Помоги найти»

Цель: развивать умение детей ориентироваться в пространстве: впереди, сзади, справа, слева, сверху, снизу. Закреплять понимание схемы имени признака «Направление».

Игровое действие: Воспитатель загадывает какой-либо предмет в группе и детям подсказывает направление. Дети следуя подсказкам взрослого находит загаданный предмет.

Игровой результат: Дети идут по указанному взрослым направлению. Считывают и понимают схему имени признака «направление». Ориентируются в пространстве.

Игра № 6

«Больше-меньше»

Цель: развивать умение детей использовать в игре свои знания о размере предметов, умение их сравнивать. Совершенствовать и развивать умение детей концентрировать свое внимание. Считывать схему имени признака «размер».

Материал: корзина с мячами разного размера.

Игровое действие: Каждый ребенок берет по одному мячу, по команде и задаче воспитателя находят в корзине своему мячу пару.

Задачи:

1. Найдите мяч больше по размеру, чем ваш.

2. Найдите мяч меньший по размеру, чем ваш.

3. Найдите мяч такой же по размеру, как ваш.

Игровой результат: дети умеют сравнивать предметы по размеру. Считывают и работают со схемой имени признака «размер».

Игра № 7

«Что предмет может рассказать о себе»

Цель: развивать умение детей составлять описание предметов по схемам имени признака.

Материал: игрушечная посудка, игрушечные собачки из разного материала, пушистый воротник.

Игровое действие: Дети выбирают себе предмет, а затем из волшебного мешочка наугад достают по три схемы имени признака. По этим признакам дети описывают свой предмет, затем обмениваются признаками с соседями и продолжают описание.

Игровой результат: Дети легко считывают схемы имени признаков, умеют с ними работать и применять на практике.

Игра № 8

«Кто что делает»

Цель: закрепить умение работать со схемой имени признака «действие». Расширять представления детей о профессиях, уточнить их названия, обогащать лексический запас детей глаголами, характеризующими действия людей той или иной профессии.

Материал: карточки с изображениями людей разных профессий; схема имени признака «действие».

Игровое действие: Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображением людей разных профессий, показывает схему имени признака «действие»; дети подбирают нужные глаголы. К подобранным глаголам ребята находят рифму и в конце придумывают стихотворение к выбранным профессиям.

Игровой результат: дети считывают схему имени признака «действие». Легко придумывают рифмовки. Закрепляют и расширяют знания о профессиях.

Игра № 9

«Похож - не похож»

Цель: развивать умение детей сравнивать предметы по признакам, подбирать предметы, похожие по цвету, форме, размеру, материалу. Понимать схематичное изображение признаков цвет, форма, размер, материал.

Материал: кусочки ткани разных цветов, форм, материалов, размеров. Четыре коробочки со схематичным изображением признаков: цвет, форма, размер, материал.

Игровое действие: Ведущий предлагает поиграть : разложить кусочки ткани по нужным коробочкам (на каждой коробочке изображен свой признак). Дети начинаю раскладывать по сигналу воспитателя «Раз, Два, Три- начни!». Взрослый наблюдает, чтобы дети ничего не перепутали, помогает.

Игровой результат: Дети считывают схему имени признака объекта цвет, форма, размер, материал и легко с ними работают.

Игра № 10

«Кто что слышит»

Цель: Развивать у детей слуховое восприятие, внимание; развивать умение различать голоса птиц, животных, транспорта. Определять характер звука (далекий, близкий, низкий, высокий). Считывать и понимать схему имени признака «звук».

Материал: картинки с изображением птиц, животных, транспорта, схема имени признака «звук».

Игровое действие: Дети берут по одной картинке и расходятся по групповой комнате, затем поочередно изображают голосом то, что указано на картинке, остальные угадывают, определяют далекий или близкий звук, низкий или высокий.

Игровой результат: Дети различают далекие и близкие звуки, низкие и высокие. Считывают и понимают схему имени признака «звук».

Игра № 11

«Что общего»

Цель: упражнять детей в классификации предметов по признаку «части», развивать внимание, наблюдательность.

Материал: игрушки из разного материала, книжка, карандаши цветные.

Игровое действие: Воспитатель показывает схему имени признака части и предлагает детям разложить все предметы с одинаковыми частями в отдельные группы. Взрослый помогает детям разложить каждый предмет на части.

Игровой результат: дети легко классифицируют предметы по признаку «части».

Игра № 12

«Вчера, сегодня, завтра»

Цель: Закрепить знания детей о времени, формировать умение соотносить происходящие события со временем, активизировать словарь. Считывание схемы имени признака «Время».

Игровое действие: Дети берут картинки с изображением объекта и составляют три рассказа:

1. рассказ о прошлом объекта;

2. рассказ о том, как выглядит объект сейчас;

3. рассказ о том, как будет выглядеть объект в будущем.

Игровой результат: Дети узнали кем или чем объект стал, чем или кем объект был. Считывание и работа со схемой имени признака «Время».

Игра № 13

«Не ошибись»

Цель: Упражнять детей в различении предметов по материалу, из которого он изготовлен. Развивать умение определять их свойства: твердый, мягкий, плотный, гладкий, шероховатый, блестящий, матовый. Считывание схемы имени признака «Материал», «Рельеф».

Материал: предметы из разного материала, коробочка.

Игровое действие: Дети из коробочки наугад достают предметы и по признаку «Материал», «Рельеф» начинают его описывать.

Игровой результат: дети легко работают со схемами имени признака «Материал», «Рельеф».

Игра № 14

«Чудесный мешочек»

Цель: Развивать умение детей сравнивать предметы между собой. Считывание схемы имени признака «Вес».

Игровое действие: Дети достают из мешочка разные предметы, сравнивают их друг с другом по весу. Активизируются в речи детей такие сочетания «тяжелее, чем…», «легче, чем…».

Игровой результат: Активизация в речи детей сочетаний «тяжелее, чем…», «легче, чем…». Считывание схемы имени признака «Вес».

Игра №15

«Кто кем будет»

Цель: развивать умение детей понимать игровую задачу, использовать свои знания о животных и их детенышах. Развивать логическое мышление. Считывание схемы имени признака «Время».

Материал: картинки с животными, схема имени признака «Время».

Игровое действие: Дети выбирают себе картинки детенышей животных и отвечают, кем детеныши станут в будущем. Воспитатель задает провокационные вопросы. Например: кем станет цыпленок - курицей или петухом? Активизируется словарь ребенка.

Игровой результат: Дети легко работают с именем признака «Время», развивая при этом логическое мышление.

Игра №16

«Кошкин дом»

Цель: считывание имени признака «Место». Использовать предлоги в различных речевых конструкциях.

Игровое действие: Дети, считывая схему имени признака «Место», описывают интерьер кукольного «кошкиного» дома, используя в речи предлоги «в», «на», «из», «под» в различных речевых конструкциях.

Игровой результат: Дети легко используют в речи предлоги места; работают с именем признака «Место».

Игра № 17

«Лото признаков»

Цель: Развивать умение детей описывать предмет по разным признакам.

Игровое действие: Воспитатель раздает детям карточки, разделенные на шесть частей, в трех ячейках находятся в шахматном порядке схемы имени признака, в трех других ячейках картинки с изображением предметов. Ребенок находит у каждой картинки предмета «соседей- признаков» и по этим признакам описывает данный предмет.

Игровой результат: дети свободно работают с именами признаками, знают их обозначения и значения.

Игра № 18

«Составление геометрических фигур»

Цель: развивать умение работать с именем признака «Форма».

Игровое действие: Воспитатель раскладывает на столе разнообразные плоские фигуры. Дети считывают схему имени признака форма и раскладывают фигуры на отдельные группы по форме. Каждую группу фигур дети обследуют зрительно-осязаемым способом, делая вывод, какая форма у каждой группы. Далее из фигур каждой группы дети составляют одну геометрическую фигуру.

Игровой результат: Дети хорошо работают с именем признака «Форма»; считывают схему имени признака.

Игра № 19

«Найди и назови»

Цель: Развить навыки детей использовать в игре умение находить геометрическую фигуру в окружающей обстановке, ориентируясь на заданный размер и цвет.

Игровое действие: Воспитатель загадывает детям определенный предмет из группы, дает подсказку, какой он по форме, размеру и цвету. Дети, ориентируясь на подсказку, находят загаданный предмет.

Игровой результат: Дети работают с именами признаками цвет, размер, форма; применяют свои знания на практике.

Игра № 20

«Кто найдет, пусть возьмет»

Цель: Развивать умение детей использовать в игре знания о том, из каких материалов сделаны различные предметы. Работа со схемой имени признака «материал». Активизация словаря детей, развитее связной речи, внимания.

Игровое действие: Воспитатель загадывает предмет из группы, называя, из какого материала он сделан. Дети, опираясь на этот признак, находят предмет.

Игровой результат: Дети на практике закрепляют имя признака «Материал».

Игра № 21

«Краски»

Цель: Развивать умение детей использовать в игре свои знания о цветах и их оттенках. Распознавать имя признака «цвет» по схеме.

Игровое действие: Воспитатель называет объект, а дети говорят какой краской его нужно покрасить. Затем воспитатель называет разнообразные цвета, а дети говорят что такого цвета может быть.

Игровой результат: Дети развили умение распознавать цвета объектов; считывают схему имени признака «цвет»; находят цветовые оттенки.

Игра № 22

«Найди предмет такой же по форме как…»

Цель: развить умение детей считывать и понимать имя признака «Форма».

Игровое действие: Воспитатель показывает схему имени признака «Форма» и называет любую форму, а дети находят предметы в окружающей их обстановке, которые имеют такую же форму.

Игровой результат: Дети понимают и работают со схемой имени признака «Форма», видят и находят заданные формы в окружающей их обстановке и в предметах.

Игра № 23

«Что дальше?»

Цель: Считывать и использовать в игре имя признака «Время». Закреплять знания о частях суток, о деятельности детей в разное время дня.

Игровое действие: Воспитатель показывает детям картинки с изображением разных частей суток, дети называют, что это за время и рассказывают, что они в это время суток делают.

Игровой результат: Дети считывают схему имени признака «Время»; активно используют этот признак в игре и в повседневной жизни.

Игра № 24

«Волшебное путешествие»

Цель: Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении. Считывать и понимать схему имени признака «Направление».

Игровое действие: Воспитатель приглашает детей в волшебное путешествие по группе. Дети, внимательно слушая воспитателя, идут в заданном направлении. Взрослый специально запутывает детей, с целью развить внимание ( например: говорит влево, а сам показывает вправо). В конце путешествия дети находят картинку со схемой имени признака «Направление».

Игровой результат: Дети умеют считывать схему имени признака «Направление», активно используют этот признак в повседневной жизни; хорошо ориентируются в пространстве.

Игра № 25

«Кто в домике живет»

Цель: Развивать умение детей по звуку угадывать животное. Закрепить схему имени признака «Звук».

Игровое действие: Дети по заданию воспитателя воспроизводят звуки животных, остальные угадывают, что это за животное. Воспитатель говорит детям только то, что делает загаданное животное: мычит, лает, мяукает, хрюкает, воет и т. д.

Игровой результат: Считывание и применение в игре схемы имени признака «Звук».

Публикации по теме:

«Пальчиковая азбука». Сборник игр и упражнений с пальчиковыми буквами для старших дошкольников «Пальчиковая азбука» Как сделать знакомство с буквой для дошкольника интересным, запоминающимся и увлекательным? Как сделать так, чтобы.

Малый сборник игр с гиперактивными детьми «Наши непоседы» «Наши непоседы» Малый сборник игр с гиперактивными детьми «Дети-катастрофы», «дети-ураганы» - как только детей с гиперактивностью не называют.

Мастер-класс для педагогов «Использование дидактических игр с элементами ТРИЗ-технологии при изучении сказок» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 г. Приволжска Мастер-класс для педагогов "Использование дидактических.

Методический сборник дидактических игр по безопасности дорожного движенияМетодический сборник дидактических игр по безопасности дорожного движения Методический сборник дидактических игр по безопасности дорожного движения для детей дошкольного возраста. В федеральном государственном.

Мини-сборник дидактических игр «Игры на воде» Мини-сборник дидактических игр «Игры на воде» Разработала: Давыдова Ольга Владимировна, Инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский.

Сборник игр для детей с нарушением речи Автоматизация звуков у детей с нарушением звукопроизношения на прогулке (сборник игр) Игры на автоматизацию свистящих звуков.

Сборник игр для коррекции агрессивного поведения у старших дошкольников Пояснительная записка Дошкольный возраст - это довольно насыщенный период в жизни каждого человека. Это период побуждения и расцветания.

Сборник игр и заданий для развития мелкой моторики Работа с шарикамиОборудование: Шары различных размеров, коробка. Содержание: Перед ребенком на столе кладется несколько шариков. На некотором.

Сборник игр и заданий для развития мелкой моторики РаскрашиваниеОборудование: Готовые книги, журналы для раскрашивания, заготовки, краски, карандаши, восковые мелки или пастель, фломастеры.

Сборник игр на формирование дружеских взаимоотношений у старших дошкольниковСборник игр на формирование дружеских взаимоотношений у старших дошкольников Игра- это единственная центральная деятельность ребёнка, имеющая место во все времена и у всех народов. Именно игра является главным способом.

Автор публикации:
Сборник игр по ТРИЗ технологии «Поиграй-ка»
Опубликовано: 5 декабря 2017 в 20:42
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сборник игр по ТРИЗ технологии «Поиграй-ка»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Кознова (УИ 205981) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД