Войтюк Валентина
Сборник игр и игровых упражнений для развития пальцевой моторики для детей младшего дошкольного возраста группы риска
▼ Скачать + Заказать документы
Сборник игр и игровых упражнений для развития пальцевой моторики для детей младшего дошкольного возраста группы риска.
Содержание:
1. Введение стр. 3
2. Содержание игр стр.
2.1. Комплекс подготовительного массажа стр. 5
2.2. Игры и упражнения с природным и
бросовым материалом стр. 6
2.3. Игровые упражнения по выявлению уровня
звукопроизношения стр. 8
3. Литература стр. 11
Введение.
Публикация «Сборник игр и игровых упражнений для развития пальцевой моторики для детей младшего дошкольного возраста группы риска» размещена в разделах
- Игры для детей
- Пальчиковая живопись. Рисование пальцами и ладошками
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Психологи отмечают, что умственные способности ребенка начинают формироваться очень рано, и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной.
Первый этап мышления называют наглядно - или предметно-действенным. С полным основанием такое мышление можно назвать «ручным» - ведь только манипулируя предметами, ребенок познает их свойства, особенности. Это означает, что все мыслительные задачи он решает руками, действиями.
Чем больший запас действий и проб накопит в своем опыте ребенок, тем скорее он перейдет ко второму этапу – наглядно-образному, когда будет оперировать уже не самими предметами, а их образами: «Печенье круглое как колесо», «Плащ бегемотового цвета», «Дай такую букву, как баранка».
Третий этап – словесно-логическое или абстрактное мышление. Здесь даже практические задачи будут решаться не руками, а в уме. Мышление оперирует понятиями, суждениями, умозаключениями, обычно формируется в речи и сопровождается речью.
Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга. Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигает достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Отсюда можно сделать вывод, что тренировка тонких движений пальцев рук не только окажет стимулирующее влияние на общее развитие ребенка, но будет также способствовать преодолению и профилактике нарушений звукопроизношений у детей.
Во время лепки у детей укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев. Сначала учу детей скатывать колбаску, сдавливать ее ладошками, чтобы получить плоскую форму. Затем учу лепить простые предметы (фрукты, овощи, грибы). Рисо-вание способствует не только развитию пальцевой моторики и как следствие формированию правильного звукопроизношения, но также развитию творческого воображения, зрительной памяти и цветоощущения ребенка.
Мозаика и конструкторы также развивают мелкую моторику пальцев рук. Сначала я предлагала детям раскладывать мозаику и конструктор по цвету и форме, выкладывать вертикальные и горизонтальные дорожки, простые узоры. Затем дети выполняли постройки по моему образцу.
Пальчиковые игры играют особую роль. Они позволяют корригировать движения каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций, помогают развивать координацию движений, концентрировать внимание. И если они сопровождаются стихами, то у детей развивается речь и чувство ритма, а ритм облегчает процесс восприятия и деятельность.
Целью данного сборника является :
-приучить детей слышать речь, правильно проговаривать, вникать в смысл по-тешки;
-соотносить слова с действиями пальцев.
КОМПЛЕКС ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО МАССАЖА
Массаж подушечек пальцев рук
Большой палец становится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают подушечку снизу, разминая ее. На каждую строчку стиха – разминание подушечки одного пальца.
* дети любят всех зверей:
*птиц, и ящериц, и змей,
*пеликанов, журавлей,
*бегемотов, соболей,
*голубей и глухарей,
*и клестов, и снегирей.
*Любят горного козла,
*обезьянку и осла,
*дикобраза и ежа,
*черепаху и ужа.
Массаж фаланг пальцев
Направление массажных движений – от ногтевых фаланг к основаниям пальцев. На каждый слог – разминание одной фаланги, начиная с мизинцев.
Левая рука. По-пу-гай, во-ро-бей, пе-ли-кан, со-ло-вей, пти-цы.
Правая рука. Ли-си-ца, ле-о-пард, пан-те-ра, я-гу-ар, зве-ри.
Массаж «прижимающий»
Массаж подушечек пальцев. Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, сдвигает палец, «катая» его на подушечке влево – вправо. На каждую – строчку – нажим на один палец. Начинаем с мизинцев.
Правая рука.
Шел медведь к своей берлоге
Да споткнулся на пороге
«Видно, очень мало сил
Я на зиму накопил»,
Так подумал и пошел
Левая рука.
Он на поиск диких пчел
Все медведи – сладкоежки,
Любят, есть медок без спешки,
А наевшись, без тревоги
До весны сопят в берлоге.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С ПРИРОДНЫМ И БРОСОВЫМ МАТЕРИАЛОМ
«Ладонь – кулак»
Руки ладонями вниз лежат на столе. Затем одновременно сжимаются в кулак и снова ложатся ладонями на стол.
Руки, как глазки,
Закрылись – открылись,
Словно из сказки
Они появились.
А теперь правая рука сжимается в кулак, а левая – прямая, затем смена рук: одновременно правая рука распрямляется, а левая – сжимается в кулак.
Один кулак – одна ладошка,
И поменяй их быстро, крошка!
Теперь – ладошка и кулак,
И все быстрей ты делай так!
Упражнение с мячиком – ежиком (колючий)
Катают мячик между ладоней, мнут его пальчиками, соответственно тексту.
Я мячом круги катаю,
Взад вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк:
Мяч летает между рук.
Упражнение с пробками
Берем пластиковые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы.
И «идем» пальцами как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, «шаркая». После каждого двустишия – смена рук.
Крышки пальчики обули,
Смело в них вперед шагнули.
Смена рук.
И пошли по переулку
На веселую прогулку.
Смена рук.
Пальцы – словно балеринки,
Но одетые, в ботинки.
Смена рук.
Каждый пальчик – будто ножка,
Только шаркает немножко.
Упражнение со счетными палочками
Нужны 4 счетные палочки. Они раскладываются на столе перед ребенком, который берет их одноименными пальцами, от указательных – к мизинцам. Пара пальцев берет одну палочку. На каждую строчку – по одной палочке.
Очень длинный клюв у цапли, 2-й – 2й
Вы длинней найдете вряд ли. 3-й – 3-й
Клювом меряться пришли 4-й – 4-й
Аисты и журавли. 5-й – 5-й
«Пальцеход»
На плотный материал нашиты 16 пуговиц – по 8 в два ряда. Ребенок «ходит» по ним указательным и средними пальцами обеих рук, наступая на пуговицы на каждый ударный слог стиха. Дойдя до конца двустишия, снова переходит к двум первым пуговицам.
Ходит Цапля по болоту
На прогулку, на работу –
Очень нужно цапле там
Взять еду своим птенцам!
Упражнение «Эхо»
Цель: выявить умение четко произносить звуки.
Ход игры: Дети становятся в два ряда друг против друга у противоположных стен. Одна группа громко произносит : «А», вторая эхом тихо отзывается: «А».
Потом группы меняются ролями. Так проговариваются все гласные звуки. Так же даю сдвоенные гласные: ау, уа, и т. д.
«Собираем желуди в корзинку»
Цель: развивать пальцевую моторику.
Ход игры: - Ой, ребята, посмотрите, мишка рассыпал желуди на по-лянке. Давайте поможем Мишке собрать их обратно в корзинку. Собираем желуди пальчиками. Дети собирают желуди и после того как они их соберут, Мишка благодарит за помощь и немножко желудей оставляет ребятишкам в подарок на поделки.
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
Рисование пальчиками «Травка, солнышко, цветок»
Цель: выявить навыки рисования пальчиками.
Ход игры: Дети рассматривают картинки о лете. Задаются вопросы «Что нарисовано на этих картинках?», «Какое время года?» Затем предлагаем детям нарисовать свое лето, но не кисточкой, а пальчиками. Сначала воспитатель демонстрирует детям свое лето и предлагает выполнить такой же рисунок.
Конструирование «домик для куклы Кати»
Цель: выявить умения детей делать постройки из конструктора в правильной последовательности.
Ход игры: Дети, посмотрите, к нам в гости кто-то пришел. Кто это ребятишки?
Да. Это кукла. А зовут ее Катя. И она пришла к нам с просьбой, чтобы вы помогли ей построить домик, потому что ее домик сломался и ей негде жить.
Ну что? Поможем Кате?
Затем разбирается с детьми последовательность постройки дома. Вы-слушиваются предложения каждого ребенка, и если они говорят все пра-вильно, то начинается строительство дома. Задается снова вопрос «С чего мы начинаем строить дом?» Затем начинается совместная постройка домика.
Игра «Угадай, что в руке»
Цель: выявить уровень звукопроизношения.
Ход игры: В мешок складываются игрушки, картинки, подобранные на нужный звук, например: рыбка, морковка, корова, коробка, шарик, матрешка и т. д.
Дети усаживаются в круг, предлагается каждому по очереди достать что-нибудь из мешка и правильно, четко назвать предмет.
Игра «Поезд»
Цель: выявить умение четко произносить звуки.
Ход игры: Детям предлагается поиграть в «поезд», поехать в деревню, объясняется, что все дети будут вагоны, а воспитатель - паровоз.
«Все будут стучать: тук-тук-тук».
Читаю стихотворение:
Вагончики зеленые
Бегут, бегут, бегут.
А круглые колесики
Все тук, да тук, да тук.
Затем становятся в колонну и двигаются, одновременно делая движе-ния руками подобно рычагам паровозных колес, приговаривая: «Тук-тук-тук» или «Ту-ту-ту».
После 2-3 повторений паровозом назначается один из детей, который дает сигнал к отправлению.
Игра «Чей пароход гудит лучше?» :
Цель: добиваться умения направлять воздушную струю посередине языка.
Ход игры: Каждому ребенку дается чистый пузырек.
-Дети, послушайте, как гудит мой пузырек, если я в него подую. Загудел как пароход. А как у Маши загудит пароход?
Таким же образом обращаемся к каждому из детей. Затем предлагается погудеть всем вместе.
«Строим мебель для кукол» :
Цель: учить последовательным действиям при постройке, опираясь на образец.
Ход игры: - Ребята, посмотрите, кто к вам сегодня в гости пришел. Это кукла Катя с подружками. Она хотела вас попросить, чтобы вы помогли построить домик для ее подружек, потому что подружкам понравился Катин домик, который вы для нее построили.
Задаются вопрос «С чего начнем строить дом?» (на основе прошедших занятий). Выбираем конструктор, деревянный или пластмассовый. Затем дети строят дом и проговаривают, что они строят сначала, а что потом.
Собираем домик, машинку и цветочек из мозаики:
Цель: развивать умение воспроизводить несложный образец, при этом, называя то, из чего состоит дом, машинка и цветок.
Ход игры: Детям показываются картинки, на которых изображены машинка, домик и цветочек (тоже выложенные из мозаики, цветные). Задается вопрос «Что изображено на картинках?». Затем предлагаю им построить такие же картинки.
Упражнение со счетными палочками «Выложи квадрат, треугольник, зонтик и домик» :
Цель: из счетных палочек выложить квадрат, треугольник, зонтик и домик по образцу, называя, что они выкладывают.
Ход игры: Детям показываются картинки, выложенные из счетных палочек, и предлагается построить такие же фигуры у себя на листах.
Рисование на тему «Полосатый капитан» :
Цель: продолжать учить детей рисовать горизонтальные линии, не вылезать за края контура.
Ход игры: Детям показывается картинка, на которой изображен капитан в тельняшке. Задаются вопросы «Кто это?» и «В чем он одет?» Если дети затрудняются с ответами, то воспитатель помогает им, но в конце задания снова задает эти вопросы. Потом раздаются листы бумаги, на которых изображен капитан, но он забыл одеть тельняшку. Детям предлагается помочь капитану, нарисовать тельняшку.
«Собираем пирамидку» :
Цель: учить детей соотносить кольца по размеру.
Ход игры: - Ребята, посмотрите, кто-то рассыпал наши пирамидки. Нужно их собрать. Дети собирают пирамидки, а воспитатель наблюдает правильно или неправильно они их собирают. Если неправильно то подходит к этому ребенку и предлагает ему найти сначала самый большой кружочек, затем меньше, потом еще меньше и т. д. После того как все соберут свои пирамидки, оценивается проделанная работа.
Игровое упражнение «Прогулка в лес»
Цель: выявить развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности, творческих способностей детей, слуховой памяти, интонационной выразительности; совершенствование общей моторики.
Ход игры: Воспитатель приглашает детей на прогулку в лес.
Дети идут за воспитателем, перешагивая через высокую траву (ходьба с высоким подниманием колен, перешагивают через лужу (прыжки на 2-х ногах).
- Посмотрите, какая красота!
Выразим свое восхищение: О-о-о! Прислушаемся к шуму листьев. Вдруг подул ветерок (легкий выдох с округлением губ).
Вдруг на полянку вышли зайка, мишка, лисонька, волк, белочка, ежик. Решили показать друг другу, как хорошо они умеют петь. Лисонька запела: а-а-а. Волк: у-у-у. Мишка: ы-ы-ы. Белочка: и-и-и. Ежик: э-э-э.
Затем воспитатель предлагает детям надеть маски и повторить песенки зверей.
Физминутка:
- Дети, сейчас мы поиграем. Я назову слово – название животного, а вы изобразите его движением, мимикой и жестами.
Называются слова зайка, волк, лиса, медведь.
- А сейчас, изобразите деревья и листочки, которые качает ветерок. Дует легкий ветерок, листочки едва шевелятся.
Дети имитируют легкое дуновение ветра и слегка шевелят пальцами. Сильный ветер – качаются деревья (наклоны туловища).
- Ребята, а вы знаете, что листочки тоже умеют петь песенки?
Затем детям предлагается спеть песенки вместе с листочками:
Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый: «А-а-а». Рябиновый: «И-и-и».
Березовый «О-о-о». Дубовый: «У-у-у».
«Поймай звук» :
Воспитатель произносит ряд звуков, дети хлопают, услышав звук «а», «у», «о», «и».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей : Формирование грамматического строя речи. — М. : Мозаика-Синтез, 2005.
Алтухова Н. Г. Научитесь слушать звуки. – СПб., 1999.
Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. М., 1983.
Коноваленко В. В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика : Комплекс упражнений к комплекту «Домашние тетради для закрепления произношения звуков. М. : Мозаика-Синтез, 2004.
Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. — М. : Мозаика-Синтез, 2005.
Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. — М. : Мозаика-Синтез, 2005.
Развитие речи у дошкольников. — М. : Мозаика-Синтез, 2006.
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. / Под ред. Т. В. Волосовец - М., 2000.
Пожиленко Е. А. «Волшебный мир звуков и слов» М., 1998.
Программа воспитания и обучения в детском саду. /Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 4-е изд. — М. : Мозаика-Синтез, 2006.
Селиверстов В. Речевые игры с детьми. — М. : «Владос», 1994.
Фомичёва м. Ф. Воспитание у детей правильного произношения.
Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1983.
М. Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного звукопроизношения» М., 2000.