ВЕРА КУРЛЫХАНОВА
Сборник физкультминуток для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МДБОУ «Детский сад №35»
СБОРНИК
ФИЗКУЛЬТМИНУТОК
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
оформитель
Воспитатель Курлыханова Вера Владимировна
Дождик
Капля первая упала — кап!
Дети сверху пальцем показывают траекторию ее движения.
И вторая прибежала — кап!
То же самое.
Мы на небо посмотрели,
Смотрят вверх.
Капельки кап-кап запели,
Намочились лица.
Вытирают лицо руками.
Мы их вытирали.
Туфли—посмотрите —
Мокрыми вдруг стали.
Показывают руками на ноги и смотрят вниз.
Плечами дружно поведем
Публикация «Сборник физкультминуток для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
И все капельки стряхнем.
Выполняются движения плечами.
От дождя мы убежим,
Под кусточком посидим.
Дети приседают.
Жук
В домик к нам жук влетел, Зажужжал он и запел: «ж-ж-ж».
Дети складывают ладони рук под углом — крыша «домика».
Вот он вправо полетел — Каждый вправо посмотрел,
Указывают рукой направление и прослеживают взглядом.
Вот он влево полетел — Каждый влево посмотрел.
Указывают рукой направление и прослеживают взглядом.
Жук на нос нам хочет сесть, Не дадим ему присесть.
Правой рукой выполняется движение к носу со стороны.
Жук наш приземлился, Жужжа, закружился:
Направление движения вниз и приседание
Делают вращательное движение руками типа волчка и встают.
Жук, вот правая ладошка, Посиди на ней немножко.
Жук, вот левая ладошка, Посиди на ней немножко.
Поочередно протягивают руки и смотрят на них.
Жук наверх полетел И на потолок присел.
Поднимают руки вверх и смотрят на них.
На носочки мы привстали — Но жука мы не достали.
Приподнимаются на носочки и вытягивают руки вверх.
Хлопнем вместе — Хлоп-хлоп-хлоп,
Хлопки над головой,
Чтобы улететь он смог.
Имитируют полет жука.
Прогулка по зимнему лесу
Мы пришли в зимний лес.
Ходьба на месте.
Сколько здесь вокруг чудес!
Дети удивленно разводят руками.
Справа — березка в шубке стоит,
Отводят указанную руку в сторону, прослеживают движение взором.
Слева на нас елка глядит.
Отводят указанную руку в сторону, прослеживают движение взором.
В небе снежинки кружатся, На землю красиво ложатся.
Выполняются вращательные движения руками над головой.
Вот и зайка проскакал, От лисы он убежал.
Прыжки на месте.
Это серый волк рыщет, Он себе добычу ищет.
Наклоны вперед — «волк ищет добычу».
Все мы спрячемся сейчас, Не найдет тогда он нас!
Дети приседают, прячась.
Лишь медведь в берлоге спит, Так всю зиму и проспит.
Имитация сна.
Пролетают снегири, Как красивы все они!
Имитация движений птиц в полете.
В лесу красота и покой, Тише, тише А нам с тобой пора домой.
Снег
Как на горке — снег, снег,
Поднять обе руки вверх и посмотреть на кончики пальцев.
И под горкой — снег, снег,
Опустить руки, посмотреть на кончики пальцев.
И на елке — снег, снег,
Вновь руки поднять вверх и посмотреть на них.
И под елкой — снег, снег.
Опустить руки и посмотреть на них.
А под снегом спит медведь.
Присесть, сложить ладони вместе у щеки («уснуть»).
Тише, тише. Не шуметь!
Приложить указательный палец ко рту («тс-с-с»).
Самолет
Пролетает самолет, С ним собрался я в полет.
Дети смотрят вверх, ведя пальцем за пролетающим самолетом.
Правое крыло отвел, Посмотрел.
Левое крыло отвел, Посмотрел.
Отводят попеременно руки и прослеживают взором.
Я мотор завожу И внимательно гляжу.
Делают вращательное движение перед грудью и прослеживают взором.
Поднимаюсь ввысь, лечу. Возвращаться не хочу.
Приподнимаются на носочки, имитация полета.
Апельсин
Начиная с мизинца, загибать попеременно все пальцы.
Мы делили апельсин.
Апельсин всего один.
Эта долька — для кота,
Эта долька — для ежа,
Эта долька для улитки,
Эта долька для чижа,
Ну а волку — кожура.
Замок
На двери висит замок.
Ритмичные быстрые соединения пальцев рук в «замок».
Кто открыть бы его смог?
Повторение движений.
Потянули,
Сцепленные в «замок» руки потянуть в одну, потом в другую сторону.
Покрутили,
Движения кистями рук со сцепленными пальцами от себя — к себе.
Постучали
Пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга.
И — открыли!
Пальцы расцепить, ладони — в стороны.
Дом и ворота
На поляне дом стоит,
Пальцы обеих рук под углом друг к другу, широко расставлены, соприкасаются только кончики одноименных пальцев («крыша дома»).
Ну а к дому путь закрыт.
Большие пальцы обеих рук — вверх, внутренняя сторона ладоней к себе, остальные пальцы в горизонтальном положении вместе; кончики средних пальцев соприкасаются.
Мы ворота открываем,
Ладони поворачиваются параллельно друг другу.
В этот домик приглашаем.
Пальцы обеих рук под углом друг к другу, широко расставлены, соприкасаются кончики одноименных пальцев.
Братья-ленивцы
Спят в избушке пятеро братьев.
Ладонь лежит на столе.
Утром проснулся брат старший, Потянулся, а самому вставать лень.
Большой палец тянется вверх (остальные плотно лежат на столе). Большой палец несколько раз постукивает по указательному и ложится на стол.
Брат-указка проснулся, потянулся.
Вверх тянется указательный палец.
Стал будить брата-середку:
— Вставай, середка, утро на дворе! А сам — в кровать.
Указательный палец постукивает по среднему и ложится на стол.
Потянулся брат-середка, поглядел — И впрямь вставать пора!
Поднимается средний палец.
Разбудил второго братца-указку:
— Ну-ка, брат, поднимай семью! — А сам досыпать улегся.
Стучит по безымянному и ложится на стол.
Трудней всех братцу-ленивцу вставать, Трудней всех потянуться.
Безымянный палец с усилием тянется вверх.
Будит он брата младшего: — Мизинчик, подними всех! —
Безымянный постукивает по мизинчику и ложится на стол.
Проснулся мизинчик, потянулся.
Мизинец тянется вверх.
Да как закричит: — Вставайте, братцы! Пора за дело браться!
Мизинец в такт словам барабанит по столу.
Разбудил брата четвертого, самого ленивого. А сам — под одеяло.
Мизинец ложится на стол.
Тут все братья и проснулись.
Все пальцы тянутся вверх, прогибаясь. Ладонь прижата к столу.
В гости к пальчику большому В гости к пальчику большому
Руки согнуты перед собой, ладони направлены друг к другу, большие пальцы вверх.
Приходили прямо к дому
Соединить под углом кончики пальцев обеих рук (крыша домика).
Указательный и средний,
Называемые пальцы поочередно соединяются с большими на двух руках одновременно.
Безымянный и последний.
Называемые пальцы поочередно соединяются с большими на двух руках одновременно.
Сам мизинчик-малышок
Пальцы в кулак, выставить вверх только мизинцы.
Постучался о порог.
Все пальцы сжаты в кулаки, постучать кулачками друг о друга.
Вместе пальчики — друзья, Друг без друга им нельзя.
Ритмичное сгибание-разгибание пальцев обеих руках.
Мы учимся письму
Мы учимся письму. Для чего? И почему?
Дети руками показывают на тетрадь.
Из крючков, из крючков,
Указательные пальцы обеих рук рисуют в воздухе крючки.
Из кружков, из кружков
Пальцы рук складываются колечками.
Сможем буквы написать,
Имитация в воздухе движений, как при письме.
Если будем мы стараться — Буквы будут получаться.
Руки на поясе, наклоны головы в стороны.
Пальцы наши потрудились И немножко утомились.
Ритмичное сгибание и разгибание пальцев.
Дружно мы их встряхнем И опять писать начнем!
Энергичное встряхивание кистей рук.
Дружба
Дружат в нашей группе Девочки и мальчики.
Пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики. Ритмичное касание пальцев обеих рук.
Раз, два, три, четыре, пять — Начинай считать опять.
Поочередное касание пальцев обеих руках, начиная с мизинца.
Раз, два, три, четыре, пять — Мы закончили считать.
Опустить руки вниз, встряхнуть кистями.
Прогулка
Пошли пальчики гулять,
Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.
А вторые догонять.
Ритмичные движения по столу указательными пальцами.
Третьи пальчики бегом,
Движения средних пальцев в быстром темпе.
А четвертые пешком,
Медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола.
Пятый пальчик поскакал
Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.
И в конце пути упал.
Хлопок обоими кулаками по поверхности стола.
Засолка капусты
Мы капусту рубим,
Резкие движения прямыми кистями вверх и вниз.
Мы морковку трем,
Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя.
Мы капусту солим,
Движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки.
Мы капусту жмем.
Интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки.
Уф, устали!
Энергичное встряхивание обеих рук.
Дружные пальчики
По ходу стихотворного текста пальцы одной руки, сжатые в кулак, медленно разгибаются по одному, начиная с мизинца. В конце игры пальцы снова сжимаются в кулак, но большой палец при этом кладется сверху.
Этот пальчик маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный — кольцо носит,
Никогда его не бросит.
Ну а этот — средний, длинный,
Он как раз посередине.
Этот — указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди братьев самый сильный.
Пальчики не ссорятся,
Вместе дело спорится.
Мышки-шалунишки
Произнося текст рифмовки, сначала закрывают глаза руками, затем хлопают один раз ладонями, выражая озабоченность, после чего подпирают щеки руками, выражая удивление. Затем, согласно тексту, разыгрывается «пальчиковая игра» : домик — обеими ладонями изображается острая крыша; стол — правая рука сжимается в кулак, левая — прижимается сверху; скамейка — одна рука кладется ладонью вниз, другая прижимается ладонью с одной боковой стороны пальцами вверх; стул — правая рука сжимается в кулак, левая прижимается перпендикулярно к правой; шкаф — кулаки кладутся друг на друга.
Слова «лакомиться» и «ловить» сопровождаются соответствующими движениями.
В нашем маленьком домишке
Завелись серые мышки,
Так и шмыгают кругом —
Все по кухне кувырком.
То топочут за столом,
Лакомятся молоком,
На скамейку сесть хотят
И пугают нам ребят.
То на шкаф залезут мышки,
То на стуле — шалунишки.
Так и хочется поймать,
А они — шмыг — под кровать!
Этот пальчик
Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик — прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали пальчики, ура! На прогулку им пора.
Ладошки
Педагог задает вопрос:
— Где ваши ладошки?
— Тут — тут — тут!
Дети показывают руки, сложенные в кулачки.
А в ладошках пальчики живут!
Раскрывают кулачки и показывают пальчики в движении.
Пальчики трудились, Не ленились, Лепили-лепили,
Пальцы рук сгибаются и разгибаются, имитация лепки.
Рисовали,
Имитация рисования.
Строили-строили,
Имитация строительных движений, например, укладывания кирпича.
Хорошо играли! А потом, а потом, А потом устали!
Встряхивание кистями рук, расслабление пальцев.
Алые цветы
Ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются, затем производятся плавные покачивания кистями рук, затем пальцы медленно закрываются, приобретая вновь форму бутона, и производятся покачивания головкой цветка.
Наши алые цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают.
Пять малышей
Один малыш качается в саду,
Один палец выставить вперед и затем показать им, как качаются качели.
Два малыша купаются в пруду,
Показать два пальца и затем руками имитировать движения пловцов.
Три малыша ползут к дверям в квартире,
Показать три пальца и имитировать движения ползания.
А в эту дверь стучат уже четыре.
Показать четыре пальца и имитировать «стук» в дверь.
С пятью другими также все в порядке:
Показать все пальцы другой руки.
Им весело, они играют в прятки.
Закрыть обеими руками лицо — «спрятаться».
Где притаились — ясно и ежу,
Руки в замок перед грудью, пальцы раскрыты («еж»).
Но я глаза зажмурил и вожу!
Закрыть одной рукой глаза.