Софронова Галина Ивановна
Сборник задании по LEGO-DUPLO для детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать
Сборник задании по LEGO-DUPLO
как средство формирования
прединженерного мышления детей
среднего дошкольного возраста
Пояснительная записка
Популярными в наших детских садах становятся занятия по LEGO-конструированию, которые способствуют развитию прединженерного мышления дошкольников. Данный сборник заданий по LEGO -DUPLO воспитатель может использовать при организации образовательной деятельности, ДОП и т. д. LEGO – это конструктор, из которого можно построить различные изделия, начиная от простой башни и заканчивая различными роботами, способными производить замеры освещенности и температуры и рассортировывать предметы по корзинам. В дошкольной организации такие конструкторы используются повсеместно: как в ходе непосредственной образовательной деятельности, самостоятельной игровой деятельности детей. Конструкторы LEGO сочетают в себе принципы экспериментирования с элементами игры. При работе с конструкторами LEGO к детям предъявляются серьезные требования – они должны учиться строить по конкретным схемам, выполнять задания по замыслу, предложенным темам и т. д.
Публикация «Сборник задании по LEGO-DUPLO для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Лего. Конструктор LEGO
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
Занятия с конструкторами способствуют формированию мышления (пространственного и образного, развитию воображения, развитию познавательных и художественно–эстетических способностей, развитию внимания, речи и памяти и самореализации собственных планов, а также формированию умений и навыков конструирования и программирования, прединженерного и инженерного мышления. Выполняя задания предложенные воспитателям из конструктора LEGO -DUPLO помогают детям научиться договариваться между собой, стремиться достичь общей цели, работать командой или парой.
В данном сборнике представлены задания по LEGO-DUPLO, общей целью которых является формирование прединженерного мышления детей среднего дошкольного возраста. При разработке заданий по LEGO-DUPLO учтены следующие принципы: интеграция и координация: учёт внутренних и внешних условий по формированию прединженерного мышления через организацию заданий по LEGO-DUPLO у средних дошкольников, предполагается единство педагогических и психических условий; поддержка: предполагает оказание помощи ребёнку в преодолении трудностей возникающих в процессе заданий по LEGO-DUPLO. Она заключается в предоставлении дошкольнику необходимой информации и содействия в решении проблем; последовательность и дифференциация: все компоненты находятся в определённом порядке, исполняются последовательно и требуют использования определённого для каждого компонента форм организации и методов руководства деятельностью средних дошкольников; диалогичность: процесс формирования прединженерного мышления в заданий по LEGO-DUPLO у средних дошкольников происходит не изолированно. Формирование происходит при взаимодействии с другими людьми (педагог, сверстники). В процессе работы происходит обмен опытом, способами деятельности и т. п.
Сборник заданий по LEGO-DUPLO разработан на основе основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Задания можно использовать как в рамках организации занятий в ДОО, так и в свободной деятельности детей. Также задания могут быть использованы родителями в домашних условиях.
Детям должно хватать деталей, иначе будут возникать конфликты. Доступ к конструктору должен быть свободным, чтобы дети могли выбирать нужные им детали. Любая игрушка должна быть правильно преподнесена ребенку, чтобы он мог с ней познакомиться, рассмотреть, потрогать её, понять, как она устроена. Обязательное стимулирование положительных эмоций и похвала ребенка во время работы. Хорошим дополнением является специально подобранная музыка. Перед конструированием необходимо выяснить у ребенка наличие предварительного замысла его будущей постройки, помочь спланировать этапы ее строительства, а по окончании расспросить о том, что и как ребенок строил, как будет играть. Не все дети могут самостоятельно составить подобные рассказы. Они способны отвечать на вопросы, но некоторые отказываются отвечать и заставлять их не нужно. Всему свое время. Постройки лучше на некоторое время сохранять, так как детям очень жалко уничтожать результаты своего труда. С этой целью был оборудован уголок продуктивной деятельности.
Сборник содержит 6 блоков заданий по LEGO-DUPLO. Каждое задание в своё м описании содержит следующие компоненты: целевые установки; уровень сложности; необходимые материалы; время на выполнение; критерии оценки; сфера использования (в рамках занятий в ДОУ); описание задания. После выполнения заданий рекомендуется устно оценивать конструкцию ребенка, отмечая следующие показатели: правильность поделки; соответствие замыслу; оригинальность идеи; качество выполнения поделки (правильность скрепления деталей, надежность скрепления, аккуратность выполнения).
Оценивание работы ребенка рекомендуется на первых этапах проводить взрослому, на последующих этапах, когда дети освоят критерии оценивания – привлекать детей к оцениванию поделки сверстника.
Сборник заданий по LEGO-DUPLO может быть интересен педагогам ДОО, студентам, родителям детей среднего дошкольного возраста.
БЛОК 1. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО ОБРАЗЦУ
1.1. НЕБОСКРЁБ Вашему вниманию предложена конструкция «Небоскреба», давайте внимательно посмотрим на конструкцию, назовем все детали которые нам необходимы для постройки, при названии деталей не забываем называтьцвет и откладывать на поднос, для будующего строительства. Будьте внимательны. (затем обучающиеся ДОО строят небоскреб). Рефлексия (воспитатель просит детей сравнить свою постройку и оригинал, найти и устранить недочеты если есть, хвалит детей за совместную работу).
Целевые установки: - формирование умения строить башню;
- развитие умения конструировать по образцу, мелкой моторики рук;
- воспитывать аккуратность при работе с конструктором;
- активизация словаря детей.
Возраст : 4 - 5лет
Уровень сложности: первый
Материалы: LEGO - DUPLO
Раздаточный материал: Платформа– 1 шт., кубики 2*2 – 4 шт; кубы с дверками из набора – 8 шт; изогнутый кирпич с двух сторон – 2 шт; фигурка животного – на усмотрение.
Время на выполнение: 20 - 25 минут
Критерии оценки: - соответствие образцу по форме;
- соответствие образцу по количеству деталей;
- качество выполнения.
Сфера использования: Возможно давать задание в рамках образовательной деятельности и в рамках свободной деятельности ребенка
Нужно построить башню. Для этого необходимо:
1. Определить нужные детали по количеству и форме.
2. Отобрать нужные детали.
3. Скрепить детали, начиная с нижней, по образцу (совместно с воспитателем).
4. Проверить правильность фигуры, соотнеся ее с образцом.
Дополнительная информация Детали для выполнения задания дети отбирают самостоятельно, после этого необходимо проверить правильность деталей по форме и количеству.
Блок 2. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО УСЛОВИЯМ
2.1. ПИРАМИДА
Воспитатель и дети актуализируют знания о предмете, который нужно построить. Например, пирамида: где у нее основание, как она выглядит, где ее используют, могут посмотреть мультфильм. А затем воспитатель задает условие постройки : количество деталей, форма и цвет. Дается время на выполнение. затем дети демонстрируют свои постройки, если нужна работа над ошибками проводят совместно с воспитателем, можно привлечь детей к оценке постройки своих одногруппников. Хвалит детей за работу, организует выстовку работ для родителей.
Целевые ориентиры: - формирование умение осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду, цвету, размеру и форме);
- развитие умения конструировать по условиям (количество и форма деталей);
- воспитывать аккуратность при работе с конструктором;
- активизация словарь детей.
Возраст : 4-5лет
Уровень сложности: первый
Материалы: LEGO - DUPLO
Раздаточный материал: Пластины 4*2 – 12 шт., кубики 2*2 – 1 шт.
Время на выполнение: 20-25 минут
Критерии оценки: - соответствие образцу по форме
- соответствие образцу по количеству деталей
- качество выполнения
Сфера использования: Возможно давать задание в рамках образовательных занятий и в рамках свободной деятельности ребенка
Описание задания : Нужно построить пирамиду, начиная с основания, для этого необходимо:
1. Определить нужные детали по количеству и форме
2. Отобрать нужные детали
3. Скрепить детали, начиная с нижнего слоя
4. Проверить правильность фигуры, соотнеся ее с образцом
Дополнительная информация Детали для выполнения задания дети отбирают самостоятельно, после этого необходимо проверить правильность деталей по форме и количеству.
Образец для выполнения детям не дается, он выполнен из более крупного конструктора, доступен для рассматривания.
БЛОК 3. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО МОДЕЛИ
3.1. ЛЕС (Коллективная постройка) Рассмотри внимательно что находится перед тобой. Ответь на вопросы воспитателя: «для чего?», «зачем?», «для чего используется?» и т. д. Итак перед тобой модель. Сейчас внимательно на нее посмотри, давай выделим основные и дополнительные элементы модели. Приступаем к строительству. Будьте внимательны. (затем обучающиеся ДОО строят постройку). Рефлексия (воспитатель просит детей сравнить свою постройку и оригинал, найти и устранить недочеты если есть, хвалит детей за совместную работу).
Цель: - формирование умений осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по форме, виду и цвету);
- развивать умение конструировать по модели;
- воспитывать аккуратность при работе с конструктором;
- воспитывать желание работать вместе.
Возраст : 4-5 лет
Уровень сложности: второй
Материалы: (Набор деталей) LEGO - DUPLO
Раздаточный материал: Изогнутый кирпич с двух сторон – 1 шт. ; кирпич с округленным краем – 2 шт. ; кубики 2*2 – 2 шт. ; пластина 4*2 – 1 шт.
Время на выполнение: 20-25 минут
Критерии оценки: - соответствие выполненного предмета модели (дерево)
- правильность крепления деталей
- проявление творческих способностей
- качество выполнения
Сфера использования: Возможно давать задание в рамках образовательных занятий и в рамках свободной деятельности ребенка
Описание задания : Нужно каждому ребёнку сделать дерево из LEGO как у меня и выставить их на пластину для того чтобы получился лес. (показывается модель дерева)
Дополнительная информация Возможно обращение к модели дерева при выполнении поделки из LEGO.
Оценивается творчество при выполнении поделки
БЛОК 4. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО ПРОСТЕЙШИМ ЧЕРТЕЖАМ И НАГЛЯДНЫМ СХЕМАМ
4.1. КОНЬ ДЛЯ БОГАТЫРЯ Детям предлогается вспомнить алгоритм постройки предложенных конструкций по простейшей схеме: расмотри схеиу, выполнять и соединять детали конструкции в нужном порядке, строго соблюдая очередность, будь внимателен к выбору деталей конструктора (цвет, размер и т. д., выполняем постройку конструкции, смотрим внимательно на итог, если есть ошибки исправляем. Рефлексмя: дети демонстрируют свою конструкцию, придумывают расказ.
Целевые ориентиры: - формирование умения осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду, цвету, размеру и форме, пространственного мышления;
- развитие умения конструировать по схеме, мелкой моторике рук;
- воспитывать аккуратность при работе с конструктором;
- воспитание стремления доводить начатое дело до конца.
Возраст : 4-5лет (вторая половина года)
Уровень сложности: третий
Материалы: (Набор деталей) LEGO - DUPLO
Раздаточный материал: Кубики 3*2 – 3 шт. ; кубики 2*2 – 3 шт. ; кубики 1*2 – 7 шт. ; кирпич со склоном – 4 шт.
Время на выполнение: 20-25 минут
Критерии оценки: - соответствие выполнения лошадки схеме
- соответствие образцу по количеству деталей и цвету
- качество выполнения
Сфера использования: Возможно давать задание в рамках образовательных занятий и в рамках свободной деятельности ребенка
Описание задания : Нужно построить лошадку по схеме
Дополнительная информация Детали для выполнения задания дети отбирают самостоятельно, после этого необходимо проверить правильность деталей по форме и количеству.
Раздел 5. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО ЗАМЫСЛУ
5.1. МЕБЕЛЬ ДЛЯ ТРЕХ МЕДВЕДЕЙ Рассказывание детям сказки в обработке Л. Толстого «Три медведя», закрепление понятия величина в дидактических играх; рассматривание игрушечной мебели, разобрать сколько, например, нужно стульев, столов для трех медведей. Затем предложить обучающимся ДОО построить мебель выбирая детали, цвет и т. д. Рефлексия, а вся ли мебель из построенной выдержит медведя? В чем разница в постройки трех стульев для трех медведей и т. д.
Целевые ориентиры: - формирование умения осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (исходя из формы и назначения предмета) пространственного мышления;
- развитие умения конструировать по замыслу, мелкой моторике рук;
- воспитывать аккуратность при работе с конструктором;
- воспитание стремления доводить начатое дело до конца.
Возраст : 4-5лет
Уровень сложности: второй
Материалы: (Набор деталей) LEGO - DUPLO
Раздаточный материал: Детали для выполнения задания дети отбирают самостоятельно.
Время на выполнение: 20-25 минут
Критерии оценки: - соответствие фигуры замыслу
- правильность крепления деталей
- проявления творческого замысла
- качество выполнения
Сфера использования: Возможно давать задание в рамках образовательных занятий и в рамках свободной деятельности ребенка
Описание задания : Нужно сконструировать мебель: стол и стулья.
Дополнительная информация В предварительной беседе обсуждается, зачем нужна мебель, какие варианты мебели (столов и стульев) бывают
В ходе обсуждения демонстрируются рисунки мебели! модели мебели из LEGO – не показываются)
Детали для выполнения задания дети отбирают самостоятельно.
После выполнения необходимо обсудить построенные модели мебели, проанализировать их на соответствие форме.
РАЗДЕЛ 6. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО ТЕМАМ
6.1. НА ФЕРМЕ У ДЕДА В данном блоке предлогается выполнение мини-проекта, по предложеноой теме. Воспитатели и дети смотрят мультфильмы, читают отрывок из расказа (сказки, могут рассмотреть картины (рисунки). Затем перед выполнением задания обязательно спросить, что каждый планирует построить, чтобы получилось общая конструкция, например ферма. Дети рассказывают, из каких деталей будет состоять их конструкция. В процессе конструктивной деятельности педагог помогает детям построить большой комплекс построек. После выполнения постройки обращается внимание на то, насколько результат соответствует теме. Дети рассказывают, как они строили, из каких частей состоит постройка. Педагог добивается того, чтобы дети указывали, из каких строительных деталей построена каждая часть, какого они цвета, формы, величины, каким образом пространственно расположены. Может быть потрачено не одно занятие, а серия. По окончании работы дети обыгрывают и придумывают свою историю.
Целевые ориентиры: - формирование умения осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по определенной теме);
- развитие умения тематического конструирования;
- умение конструировать фигуры по замыслу;
- умение выполнять деятельность в соответствие с общей целью;
- воспитывать аккуратность при работе с конструктором;
- формирование пространственного мышления.
Возраст : 4-5 лет
Уровень сложности: второй
Материалы: (Набор деталей) LEGO - DUPLO
Раздаточный материал: Набор LEGO – DUPLO «ФЕРМА»
Время на выполнение: 20-25 минут
Критерии оценки: - соответствие поделки теме
- соответствие выполненных фигур замыслу
- проявление творческого замысла
- качество выполнения
Сфера использования: Возможно давать задание в рамках образовательных занятий и в рамках свободной деятельности ребенка
Описание задания : Нужно построить зоопарк с разными животными
Дополнительная информация Детям дается задание – сконструировать ферму и заселить ее животными. Необходимо для показа - картинки с животными
Сборник заданий по LEGO - DUPLO
как средство формирования прединженерного мышления детей
среднего дошкольного возраста
Раздел Практическое задание
1. Конструирование по образцу 1.1. Небоскрёб
1.2. Ограждение для дерева
1.3. Башенный кран
1.4. Парусная лодка
2. Конструирование по условиям 2.1. Пирамида
2.2. Дерево
2.3. Дом
2.4. Мост через ж/дорогу
3. Конструирование по модели 3.1. Лес (коллективная постройка)а
3.2. Олень
3.3. Машинка
3.4. Самолет
4. По простейшим схемам и чертежам 4.1. Конь для богатыря
4.2. Машина
4.3Цветок в горшке
4.4. Петух и курица
Конструирование по замыслу 5.1. мебель для трёх медведей
5.2. Камаз «Длинномер»
5.3. Дворец
5.4. Такие разные животные
6. Конструирование по теме 6.1. На ферме у деда
6.2. Робот «Оптимус Прайм»
6.3. Большие и маленькие дома на нашей улице