Светлана Шипунова
Самообразование воспитателя в ДОУ по ФГОС до
▼ Скачать
Самообразование воспитателя в ДОУ по ФГОС : темы и план работы
Как выбрать тему по самообразованию воспитателя по ФГОС ДО?
Даже далёкому от образовательной деятельности человеку понятно, что педагогам нельзя стоять на месте, ведь от них зависит качество образования детей, поэтому они должны двигаться вперёд, развиваться и самосовершенствоваться.
Публикация «Самообразование воспитателя в ДОУ по ФГОС ДО» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Самообразование становится неотъемлемой составляющей профессионального роста и совершенствования педагогических работников всех уровней образования. Педагогам ДОУ для совершенствования навыков и компетенций следует знакомиться с новыми исследованиями в области педагогики и детской психологии, изучать опыт коллег и повышать общую эрудицию. Главное, чтобы человек сам захотел научиться чему-то новому и освоить новые компетенции.
В самообразовании ученик одновременно является и учителем, сам несёт ответственность за процесс обучения и сам устанавливает правила обучения. Чтобы самообразование принесло плоды, необходимо составить подробный план самообучения. Всё-таки в основе любого обучения, в том числе и самообучения, должна лежать система, чтобы все знания укладывались в целостную картину.
Начните с анализа условий вашего ДОУ для определения ресурсов, методик и технологий, которые вы будете использовать в процессе самообразования. Затем определите собственный уровень подготовки. Будьте критичны. Выявление сильных и слабых сторон поможет вам составить план самообразования.
После этого воспитатель должен определить цель самообразования, каких результатов он хочет добиться. Чётко представляя конечный результат, вам будет легче обозначить шаги для достижения цели.
Здесь отлично подойдёт технология SMART, по которой цели должны быть:
• S (specific) – конкретными. Чем яснее вы представите себе конечный результат, тем легче его достичь.
• M (measurable) – измеримыми. Подберите критерии достижения цели, показатели прогресса.
• A (achievable) – достижимыми. Учитывайте свои возможности и реалии современного мира. Не стремитесь прыгнуть выше головы.
• R (realistic) – актуальными, соответствующими реалиям современного мира. Задайте себе вопрос: зачем нужно выполнить эту задачу? Почему она важна?
• T (Time-related) – ограниченными по времени. Укажите конкретный временной промежуток. Не торопитесь и ставьте реальные сроки.
Затем стоит подобрать необходимый обучающий материал. Информация должна быть доступна для восприятия, соответствовать данным современной науки и запросам времени. После чего, исходя из цели, составляется план работы.
Построение плана самообразования воспитателя
Составить план и действовать по нему – значит, взять всю ответственность за обучение на себя. Грамотное планирование позволит оптимально распределить время и добиться запланированных результатов максимально быстро.
План по сообразованию воспитателя в ДОУ :
1. Постановка цели и определение задач.
2. Выбор темы.
3. Учебная деятельность – изучение методической литературы по выбранной теме.
4. Практическая деятельность – подготовка и проведение занятий с воспитанниками.
5. Подведение итогов – заполнение отчётной папки данными о прогрессе, организация выставки детских работ, презентация итогового доклада на педсовете, методическом семинаре или педагогической конференции.
Как выбрать тему для самообразования?
Выбор темы по самообразованию для воспитателей детского сада по ФГОС – профессиональная задача каждого педагога ДОУ. Мы живём в быстро меняющемся мире, у современных детей другие потребности, чем у прошлых поколений, поэтому у образования появляются новые задачи. Для решения этих задач воспитателям необходимо знакомиться с новыми исследованиями в области дошкольной педагогики и детской психологии, передовым опытом коллег и совершенствовать мастерство.
Перед выбором темы рекомендуется ознакомиться с нормативно-правовой базой по дошкольному образованию и проанализировать собственный опыт - выявить сильные и слабые стороны своей педагогической деятельности, осознать, чему стоит уделить больше внимания.
При выборе темы можно опираться на направления развития ребёнка по ФГОС дошкольного образования:
• социально-коммуникативное;
• познавательное;
• речевое;
• художественно-эстетическое;
• физическое.
Примерные темы по самообразованию для воспитателей в ДОУ по ФГОС
В основе этого списка примерных тем лежит игра – это основной способ познания ребёнком окружающего мира. Исходя из этого, темы по самообразованию по ФГОС могут быть следующими:
1. Социально-коммуникативное развитие:
• Социализация младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры.
• Игра как средство общения дошкольников.
2. Познавательное развитие:
• Обогащение сюжета детской игры путём знакомства с окружающим миром.
• Дидактическая игра как форма обучения детей основам математики.
• Игра как средство образовательной деятельности.
3. Речевое развитие:
• Театрализованная игра в развитии речи младших дошкольников.
• Использование дидактических игрна занятиях по развитию речи в среднем дошкольном возрасте.
4. Художественно-эстетическое развитие:
• Дидактическая игра как средство художественно-эстетического воспитания.
• Воспитание художественно-эстетическоговкуса детей через народные игры.
5. Физическое развитие:
• Подвижная игра как средство развития моторики у детей дошкольного возраста.
• Роль подвижных игр в физическом развитии и укреплении здоровья ребёнка.
Кроме тем по конкретному направлению, можно выбрать тему о работе дошкольной образовательной организации в целом:
• Качество дошкольного образования: критерии оценки
• Моделирование развивающей среды в ДОУ;
• Организация сетевого взаимодействия ДОУ с другими организациями.
Выбрав тему, переходите к анализу отобранного по теме материала. Материалом для самообразования служит не только научная литература, но и видеозаписи вебинаров, лекций, статьи в журналах, посвящённых образованию и педагогике. Изучая материал, выделяйте ключевые тезисы, идеи и суждения автором. Например, выбрав тему «Моделирование развивающей среды в ДОУ», педагог обращает внимание на особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, требования ФГОС к организации и роль среды в учебно-воспитательном процессе. Затем отобранные идеи апробируются на практике на занятиях с дошкольниками.
Возможные проблемы в самообразовании и пути решения
1. Тяжело определить и сформулировать тему.
Выявите проблему, которая вас интересует. Используйте наблюдения за воспитанниками, анализ проведённой работы и результаты педагогической диагностики. При формулировке темы обращайте внимание на ФГОС и образовательные программы.
2. Трудно подобрать необходимую методическую литературу.
Чётко определите для себя круг вопросов, на которые ищете ответ. Начинайте поиск с традиционных методик и классических педагогических трудов, затем переходите к рассмотрению современных технологий и опыта коллег. Просмотр оглавления и аннотации поможет быстрее сориентироваться в содержании книги.
3. Трудно осмыслить прочитанный материал.
Для лучшего усвоения информации используйте конспекты, ментальные карты и блок-схемы. Конспектирование предполагает выделение главных фактов, мысли и понятия – это поможет систематизировать информацию. Ментальные карты или интеллект-карты – это метод графического структурирования информации, при котором понятия, задачи, факты изображаются как древовидная схема. Блок-схемы представляют собой графическое изображение информации в виде взаимосвязанных блоков. Профессиональное самообразование не сводится к формальному заполнению отчётов и подготовке докладов. Цель работы по самообразованию педагога ДОУ заключается в раскрытии творческих способностей, повышении уровня мастерства и развитии личностных качеств.